«Дух инновации и модернизации должен пропитать всё наше общество. Это должен быть новый этап в развитии нашей страны и государства», – заявил в ходе встречи российский Премьер.
Вступительное слово В.В.Путина:
Мы благодарны, что вы сегодня здесь, вместе с нами. Вот это собрание сторонников, а сторонники – они и есть сторонники, это в известной степени как бы расширенная команда, наша общая команда. С учётом того, что сейчас мы находимся в завершающей стадии предвыборного процесса, мы с вами видим, что происходит в различных средствах массовой информации – на телевизионных экранах, в газетах, в интернете, и поскольку мы одна команда, то наша с вами общая задача… Для нас многое понятно, но наша с вами общая задача – в ходе сегодняшней дискуссии сделать так, чтобы тем людям, которые не очень определились или совсем не определились, или им что-то не ясно, чтобы разъяснить нашу с вами позицию по некоторым вопросам. Ну а если у вас эти вопросы есть, мы действительно с Дмитрием Анатольевичем сделаем всё, чтобы внести ясность в те проблемы, которые вы считаете наиболее важными, востребованными для объяснения и для понимания того, куда мы вместе должны будем двигаться в самой ближайшей перспективе. Всё, монологи закончены, так что давайте перейдём к разговору.
* * *
Заявления и комментарии В.В.Путина на встрече с избирателями
О проблемах дошкольного образования и нормативах образовательных услуг
В общей сложности 10 млрд мы направим на поддержку регионов, которые что-то делают в этом направлении позитивного и проявляют интерес к этой работе. А в целом, в общем-то, сейчас нужно отдать должное: все руководители регионов понимают эту остроту, у нас её совсем недавно не было, такой остроты, потому что не было такой рождаемости. А сейчас отсутствие должного количества мест в детских дошкольных учреждениях даже становится определённым препятствием для роста рождаемости, потому что молодая мама хочет вернуться на работу, всё понятно, и мы это тоже понимаем – вот 10 млрд из федерального бюджета дадим.
Но вот по поводу норматива я не могу не согласиться с Дмитрием Анатольевичем, вы знаете, разные регионы, разные муниципалитеты, а у нас какой будет норматив, общий для всех? Вот вы сейчас сказали, когда вы выступали, вы сказали о том, что избыточные требования предъявляют проверяющие организации, но они общие для всех, и вот поскольку они общие для всех, они не очень эффективно работают. Понимаете, в чём дело? Поэтому и общий норматив будет достаточно сложно нам с вами ввести, хотя, разумеется, подумать об этом можно. И ещё одно замечание: вы сказали, что вы муниципальное учреждение, но хотели бы получать субсидии напрямую. Есть такая форма, как автономные учреждения, и они пользуются ещё большей самостоятельностью, надо посмотреть, конечно, всю экономику учреждения, но в целом это ведь тоже возможно.
О демографической ситуации
А мы надеемся, что будет больше ещё рождаемость. Пояс Богородицы вот здесь проехал, по стране. Кстати говоря, как батюшки сказали, не только представители православной конфессии, но и представители других конфессий, в том числе и мусульмане подходили. А когда их спрашивали священники с Афона: «Ну вы-то вроде мусульмане…» Они говорят: «Бог его знает, на всякий случай, может, поможет…»
О здравоохранении
Вы знаете, у меня чувство гордости все время растёт за наших специалистов в области медицины. Конечно, по многим высокотехнологичным вещам мы где-то отставали, но мы уже по многим направлениям не только догнали, но и стали занимать лидирующие позиции. Ну, Дмитрий Анатольевич сам видел, но я вот приехал в одну из клиник: сидит хирург у аппарата, а пациент лежит рядом, и он делает операцию, да, манипуляторами. Какая-то фантастика, я его спрашиваю: «А сколько вы за это получаете?» Кругом было много журналистов, он вначале замялся, я говорю: «Вы мне скажите на ухо». Он мне шепнул цифру, мне стало приятно, понимаете? Эта цифра просто абсолютно сопоставима с лучшими доходами ведущих врачей, скажем, в Европе.
Всё-таки нужно признать, что пока проблем в здравоохранении очень много и уровень обслуживания граждан, особенно в поликлиниках, в муниципальных лечебных заведениях, в городских, да даже здесь, в Москве, пока часто не соответствует – очень часто пока не соответствует! – тем требованиям, которые предъявляются к здравоохранению сегодняшнего дня, и нам очень многое ещё нужно сделать, для того чтобы этот стандарт поднять. Именно для этого мы и реализуем вторую масштабную программу в области здравоохранения – модернизацию здравоохранения в объёме 460 млрд рублей на два года. Это очень приличные деньги, и, если вы чувствуете, что к вам приходит новое оборудование, новые возможности открываются, мне и Дмитрию Анатольевичу, конечно, нам это очень приятно, потому что это обратная связь – мы видим, что доходят. Мы ездим-то с Дмитрием Анатольевичем по регионам не только для того, чтобы там поговорить на общие темы, но и посмотреть, как работа идёт по конкретным направлениям. И, действительно, я вижу: меняется многое.
Что касается уровня заработной платы. В следующем году, в связи с внедрением новых стандартов, должна подрастать и заработная плата, в том числе и специалистов… Эффект от этого внедрения должен быть где-то плюсом 6 тыс. рублей для специалистов и для среднего медицинского персонала – 3,2 тыс. Это предварительная оценка. Естественно, нужно просто повышать заработную плату в бюджетной сфере вообще, просто государственный подъём должен быть. Вот это первое, что хотел бы сказать.
Теперь по поводу практики, которая была предложена недавно по сельским врачам. Напомню тем, кто другими сферами интересуется, какая практика предлагается со следующего года. Чтобы стимулировать приезд молодых специалистов на село, принято решение выделить им подъёмные 1 млн рублей с условием, что они приедут работать туда в этом либо в следующем году, что это молодые люди до 35 лет, и отработать должны не менее пяти лет. Если человек взял подъёмные, нужно отработать. Это следующее. Можно это распространить на всю страну и на город. Напомню, что на селе у нас проживает 40% населения России – не так мало. В городах другие возможности – и у крупных населённых пунктов в том числе, и у муниципалитетов другие возможности. Новосибирск, допустим, это тоже муниципалитет, это миллионник, понимаете? Здесь есть определённые бюджетные ограничения. Мы бы рады раздать каждому по миллиону, но у нас бюджет рухнет. Поэтому здесь: а) нужно просто повышать зарплату в отрасли в целом; нужно идти по пути решения одной из самых острых проблем – жилья. Но это должны делать и муниципалитеты, и регионы, но, допустим, при какой-то нашей поддержке. Но это их обязанность, они должны это делать. И там, где руководители считают это важным делом, там многое получается.
О стратегическом планировании
Должен сказать по поводу госплана. Знаете, был такой анекдот в советское время. Парад на Красной площади, прошли танки, артиллерия, ракеты, а потом идёт группа лиц в костюмах и в галстуках. Спрашивают: «А это кто такие?» – «Это Госплан – оружие страшной, разрушительной силы». Но на самом деле в госплане много было позитивного и положительного. В рыночной экономике применить эти госплановские принципы невозможно, но можно думать, как в крупных корпорациях, в некоторых крупных странах используют так называемые методы стратегического планирования, но это немножко другое, это не отраслевое госплановское планирование. Мы с вами этим и занимаемся, когда пишем программы развития страны до 2020 года, это и есть нечто такое, что называется стратегическим планированием.
О проблемах людей с ограниченными возможностями
Мы осуществляем сейчас программу «Безбарьерная среда», и на самом деле во многих регионах движение есть, очень положительное…
Мы действительно стараемся изменить ситуацию к лучшему. И в то же время видим нерешённые проблемы. Их много. И самая главная из них – это отсутствие должного количества рабочих мест достойно оплачиваемых. Это самая главная, одна из самых главных… Я уж сейчас не говорю про средства реабилитации, про пособия, я сейчас говорю про социальную составляющую. Вы не хуже меня знаете: если человек работает, он чувствует себя полноценным во всех отношениях и независимым. И это именно то, что должно сделать, конечно, государство прежде всего. Но в этой части – совместно с бизнесом, в этой части… Потому что создание рабочих мест – это результат партнёрской работы государства и бизнеса. Здесь ещё очень много нужно сделать… Знаете, когда я смотрю на некоторые несправедливости в этой жизни – без слёз смотреть невозможно, а их ещё очень много. Поэтому нам всем – и государству, и обществу, и бизнесу, и регионам – всем нужно не упускать эту важнейшую составляющую. У нас миллионы людей с ограниченными возможностями, и главное – что мы можем (это непросто, но мы можем!) решить эту задачу и точно будем продолжать двигаться по этому пути, решая все проблемы, которые на этом пути есть.
О повышении заработной платы военнослужащим
Мы решили сделать таким образом, чтобы финансовые ресурсы сосредоточить прежде всего на тех военнослужащих, на плечах которых лежит особая ответственность за обороноспособность страны, и тех, кто несёт службу в особых условиях…
О военной службе
Буквально два слова о моральной составляющей военной службы. Действительно, очень важная вещь. Я помню, к сожалению, со стыдом вспоминаю середину 1990-х, когда военнослужащих из общественного транспорта выталкивали и выбрасывали, когда шапки сбивали. Вы знаете, такой период в нашей истории, в недавней совсем, был. Когда общество перестаёт понимать, насколько важна военная служба, оно само себя быстро на грань какой-то катастрофы подталкивает. И, кстати сказать, это быстро все поняли, столкнувшись с кровопролитием на Северном Кавказе, с ужасами на Северном Кавказе, вот тогда пришло осознание, что армия нужна, во-первых.
Во-вторых, действительно приличные деньги для России сейчас будут получать военнослужащие, и, конечно, когда думаешь, сколько бюджетники получают – на первый взгляд несправедливо… Но нам нужно идти не по пути снижения денежного довольствия для военнослужащих, а по пути повышения для бюджетников. Потому что я помню и другие моменты, когда у нас был этот тяжёлый кризис на Кавказе и когда планировали операции: мне докладывали, что планируют то-то и то-то сделать, и я знал, к чему это приведёт. Я говорил: «Там наверняка будут большие жертвы». Вы знаете, когда я в первый раз это услышал, я даже внутри дёрнулся, потому что военные, которые мне это докладывали, говорили: «Ну да, у нас работа такая». Причём без всякой красовки, никаких телевизионных камер не было. Вы знаете, это дорогого стоит, такой настрой, и мы никогда не должны забывать старую, избитую, но очень правильную истину: тот, кто не хочет кормить свою собственную армию, будет кормить чужую.
О поддержке сельского хозяйства
Мы в прошлом и позапрошлом году, за два года, направили на село 400 млрд рублей. В этом году планировали 147, добавили 63 млрд, получилось 210 млрд. В 2009 году за счёт субсидирования ГСМ на селе осталось дополнительно 3,5 млрд рублей, в прошлом году – 5,5, в этом году – 17 млрд. Мы на следующий год планируем продолжить, естественно, поддержку по всем направлениям, включая субсидирование процентных ставок по кредитам «Росагролизинга» и так далее, и тому подобное. Докапитализировали Россельхозбанк и предварительно планируем – в бюджете стоит – 170 млрд рублей. Так что поддержка по всем направлениям будет продолжаться.
…Мы на два года продлили программу социального развития села. И потом следующее мероприятие упакуем в государственную программу развития сельского хозяйства. Так что это будет всё делаться.
О предприятиях Санкт-Петербурга
Что касается питерского рабочего класса, то я с полной ответственностью хочу сказать: я это знаю, не хочу никого обидеть, но это, конечно, особая каста, это люди очень самодостаточные, знающие себе цену, потому что всё-таки Питер – это прежде всего промышленный город. Мы говорим, что это культурная столица, это да. Но в Петербурге — те, кто не знает, могут сказать, что сейчас, конечно, структура экономики изменилась, но в целом даже до середины 1990-х годов 75% промышленности – это оборонные предприятия, это высококвалифицированные люди.
Конечно, для предприятий – особенно когда сейчас мы начнём переоснащение оборонного комплекса, а на это у нас предусмотрено 3 трлн рублей (на переоборудование предприятий, чтобы они могли выпускать современное вооружение), – конечно, здесь нужны достойные кадры. Дмитрий Анатольевич уже об этом сказал. Единственное, что могу добавить: нужно, конечно, с потребителями этих кадров плотнее работать, вместе с ними. Нужно, чтобы люди выходили из этих учебных заведений, были готовы прямо приступить к работе, практика должна быть постоянная, контакт с предприятиями нужно возрождать. Это в принципе то, что из прошлого можно взять. Наставничество нужно возрождать – абсолютно полезные и востребованные вещи. Целая программа у нас есть, будем работать.
О поддержке отечественной мультипликации
Ну, вы знаете, что мы немного (но так, на самое необходимое) поддержали «Союзмультфильм», но на самое необходимое, это правда. Сейчас приходит и «Дисней», причём, как они меня заверили на встрече, они будут опираться в своей деятельности в России именно на нашу мультипликационную классику и будут возрождать эти фильмы. Но мне бы, конечно, хотелось, чтобы отечественная мультипликация развивалась, и я знаю, без прямой поддержки не обойтись, я знаю, мы подумаем над этим.
О газификации села Верхняя Верея
(Жительница села Верхняя Верея в Нижегородской области подарила В.В.Путину альбом с фотографиями села, которое было восстановлено после пожара)
В.В.Путин: В Верхней Верее газ есть?
Ответ: В Верхней Верее есть, а в трёх километрах от него огромный поселок, где три тысячи, – нет. А в Верхней Верее всё есть, там всё нормально.
В.В.Путин: А качество домов – они простояли зиму, сейчас вот входят в зиму – как?
Ответ: Вы знаете, вместе со мной приехали жители, которые живут в этих домах, и они подтвердят мои слова, что действительно это хорошие, тёплые дома.
В.В.Путин: Дайте им, пожалуйста, микрофон.
Реплика: Действительно, мы перезимовали благополучно прошлую зиму и эту зиму. Даже прошлую зиму, достаточно суровую, не приходилось ни разу включать на полную мощность газовые приборы. В этом проблем у нас нет.
В.В.Путин: Тепло, да?
Ответ: Да. В домах тепло.
В.В.Путин: А там у некоторых были дома, которые строились изначально без полуподвальных и подвальных помещений, и было опасение, что вода может подходить. Как там?
Ответ: Нет, вода подходила как раз в те дома, которые строились с подвалами, и вода стояла в подвалах.
В.В.Путин: И что сейчас?
Ответ: Эту проблему решили, засыпали подвалы. Пришлось немножко изменить. Единственная проблема у нас осталась с септиками, то есть с отстойниками, но проблема решается…
О ЖКХ
Действительно, у нас большой объём недофинансирования этой сферы (десятилетиями, просто десятилетиями!), по разным подсчётам, где-то до 60 млрд. И здесь нужно работать по разным направлениям, но всё-таки не будем забывать, что основная нагрузка должна лежать на региональных муниципальных властях. Я знаю проблемы, связанные с финансированием, но именно для этого мы сейчас занимаемся тем, что перераспределяем полномочия и, надеюсь, подойдём к тому, что бюджеты местных властей будут наполняться большими темпами и лучше, чем сейчас.
Фонд ЖКХ – это дополнительный инструмент решения проблемы, поощрение тех регионов и муниципалитетов через регионы, которые сами работают по этим направлениям эффективно. И, конечно, здесь значительный ресурс связан с дебюрократизацией и развитием рыночной ситуации в этой сфере. Вообще она очень прибыльная, вы знаете, «Водоканал» – это прибыльное предприятие практически в любом городе, если правильно организована работа, но когда нет рыночных условий, когда привлекают одну и ту же организацию на любых условиях – на квазилюбых, на выгодных для этой организации, а не для граждан, тогда результат плачевный. Нам всем вместе нужно активно поработать – и общественным организациям, и муниципалитетам, и регионам — и коррупционную составляющую нужно ликвидировать, уничтожить на корню там. Кстати говоря, доходы регионов у нас в этом году значительно подрастают. Две составляющих работают активно: у нас регионы наполняют свои бюджеты за счёт налога на прибыль и НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Обе составляющие, оба компонента растут, растут прилично, но, безусловно, здесь нечего добавить: федеральное участие мы, конечно, будем обеспечивать.
О модернизации
Модернизация должна быть у нас многопрофильной, и это не просто модернизация промышленности или экономики. Модернизация – это политика, которая должна изменить сознание общества, подходы по всем направлениям нашей деятельности. И бюджетная модернизация – здесь мы должны сделать больший упор (имею в виду и проблемы жилищно-коммунального хозяйства) на эффективность бюджетных расходов, на другие подходы. Для этого мы создаем, кстати говоря, так называемые госпрограммы, уходим от целевого финансирования и всё компонуем в госпрограммы. Это касается и промышленности, это касается сельского хозяйства, это касается, безусловно, и деятельности Правительства, которое, я надеюсь… Если – ещё раз хочу подчеркнуть – избиратели доверят нам формирование Правительства, то есть проголосуют за «Единую Россию» и за вашего покорного слугу в качестве кандидата в Президенты Российской Федерации, тогда Дмитрий Анатольевич, безусловно, возглавит Правительство, он об этом действительно много говорил. И что касается деятельности Правительства напрямую – там это связано и с сельским хозяйством, и с промышленностью, и с наукой, – нам нужно переводить всю нашу жизнь на другие рельсы. Что касается экономики, то здесь мы об этом говорили многократно: нам нужно уходить от нефтяной, газовой зависимости, нам нужно переходить на инновационные модели развития нашей экономики. Для этого нужно науку и образование развивать. Первые шаги этого развития должны осуществляться уже, может быть, в детском саду.
Кстати говоря, здесь я бы уже не говорил о дошкольном образовании, я бы говорил о воспитании. Мне кажется, что некоторые современные специалисты в области психологии говорят, что не надо детей обучать в детском саду, надо их воспитывать и готовить к школе. Но это другая тема, это для специалистов. Короче, этот дух инновации и модернизации должен пропитать всё наше общество. Это должен быть новый этап в развитии нашей страны и государства. Значительная часть работы, конечно, будет на президентских структурах, а значительная часть работы – на Правительстве Российской Федерации. Я вас уверяю, мы сможем в соответствии с Конституцией России разделить эти полномочия.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Спасибо вам большое! Мне кажется, что у нас беседа получилась, она была свободная, откровенная, была и критическая в чём-то. Понятно, что здесь собрались люди, которые нас поддерживают, и если нам удалось с вами вместе донести какую-то новую информацию, какие-то наши планы по развитию страны, по движению вперёд до большого количества наших граждан, до избирателей, тогда мы с вами задачу выполнили. Я надеюсь, что хотя бы отчасти так оно и есть. Большое вам спасибо!