Особое внимание в ходе заседания было уделено «Стратегии инновационного развития России до 2020 года». «Инновационный прорыв – это не отдельное, не разовое усилие. В высокотехнологичном секторе, безусловно, нужно постоянно подтверждать свою конкурентоспособность, из года в год доказывая право на лидерство», – подчеркнул В.В.Путин.
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Сначала оперативная информация, обменяемся ею. Есть здесь и положительные моменты, сейчас мы о них поговорим, но есть и настораживающие. По данным Минрегионразвития — мы ведь в начале года (в марте) перечислили деньги в регионы для ремонта дворовых и прилегающих к ним территорий, — по имеющейся информации на сегодняшний день (кстати, работа должна была бы быть закончена в ноябре), вот на 1 сентября только 17% дворовых территорий отремонтировано и 15% прилегающих к ним подъездных путей. Это так?
В.Ф.Басаргин: Владимир Владимирович, в целом я просто напомню, что общий объём финансирования по программе «Благоустройство придомовых территорий» составляет 26,6 млрд рублей. Со всеми субъектами мы заключили соглашения. Соотношение финансирования: 80% – это за счёт Федерации и порядка 20% – за счёт субъектов. Провели по всем субъектам конкурсы. 1590 контрактов, есть даже экономия порядка 900 млн – тоже направляем их снова на эти же цели. Но действительно: освоение на 7,7 млрд рублей в целом, причём есть ряд субъектов, которые наши контрольные сроки по окончанию этих контрактов превысили. Мы ставили контрольный срок с учётом сезонности проведения этих работ 1 ноября текущего года. Сегодня есть субъекты, которые превышают этот показатель: Кабардино-Балкария – 91%, Ивановская область – 91%, Алтайский край – 88%, Чукотка – 70%, Москва – почти 70%, Красноярский край – 66%, Саратовская – 60%, Самара, Курская область – 60%. Но мы видим, что ряд субъектов, к сожалению, пока эту программу реализуют не в той динамике, которую бы мы хотели. Пять субъектов официально нам дают информацию, что они закончат не раньше чем в декабре. И мы видим, что 15 субъектов идут с отставанием и закончат после 1 ноября.
Мы сейчас (я не случайно взял альбом) фиксируем буквально всё, что было до момента проведения работ, и то, что будет по окончании работ, то есть мониторим ситуацию в каждом регионе, в каждом дворе и готовы Вам в недельном режиме предоставлять вот эту информацию, как двигается работа.
В.В.Путин: Безобразие! Ну что, вы с уровня Правительства, министерства будете по дворам шастать?! Это дело руководителей регионов и муниципалитетов. Они деньги федеральные получили – получили, как у нас в таких случаях говорят, в порядке исключения. Это просто такая разовая помощь, поскольку многим регионам тяжеловато, а это пространство, где люди живут, в принципе это помощь людям непосредственно, а не чиновникам. Так чиновники должны пошевелиться немножко! Знаете что? Вот вы представьте мне информацию о том, где наиболее неблагополучно складывается ситуация. Давайте перераспределим тогда деньги.
В.Ф.Басаргин: Да.
В.В.Путин: И дадим информацию, чтобы люди знали, как разворачиваются их руководители на местах. Перераспределим в пользу тех, кто хочет решать задачу. Деньги-то дали, это не нужно мобилизовывать даже. Ну да, там софинансирование есть какое-то, но они же подписались под этим, подписи свои поставили, договоры подписали.
В.Ф.Басаргин: Я скажу, что программа затронула интересы более 18 млн жителей и касается это 3,2 млн квартир. И вот сейчас мы осуществляем приёмку по ряду административных центров. В приёмке непосредственно участвует население.
В.В.Путин: Ну вот.
В.Ф.Басаргин: И импульс дан тому, что все муниципальные образования сегодня начали формировать такие программы по благоустройству территорий.
В.В.Путин: Хорошо. Импульс – хорошо. Нужно, чтобы средства были освоены должным образом и чтобы результат был, чтобы люди результат этот увидели. Повторяю ещё раз: там, где это вообще не двигается, нулевое движение, представьте предложения по перераспределению этих средств.
В.Ф.Басаргин: Есть.
В.В.Путин: Есть и приятные новости. Мы в прошлом году, когда верстали бюджет текущего, 2011 года, исходили из того, что у нас будет в этом году дефицит бюджета где-то 3,6%, да, Эльвира Сахипзадовна (Э.С.Набиуллина)?
Э.С.Набиуллина: Да.
В.В.Путин: 3,6%. По тем данным, которые сегодня поступают из Министерства финансов, в текущем году мы сможем свести дефицит к нулю, скорее всего, у нас будет бездефицитный бюджет. Я попросил бы Алексея Леонидовича (А.Л.Кудрин) несколько слов сказать об этом поподробнее.
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Мы можем сегодня подвести итоги по восьми месяцам. Доходы исполнены в размере 7 трлн 200 млрд – это 70% к годовому объёму, который мы запланировали и уже даже уточнили в июне. По расходам это 6,5 трлн, или примерно 60% от объёма расходов, утверждённых по бюджету. На данный момент за восемь месяцев профицит составил 760 млрд. Это связано с тем, что у нас в начале года расходов меньше, чем во втором полугодии, и завершаем объекты и закрытие актов работ часто происходит в конце года.
Но мы сегодня можем оценить прогноз на этот год в целом — в связи с тем что Минэкономразвития представило прогноз развития на этот год и мы можем теперь досчитать все позиции, включая прибыль компаний, фонды заработной платы и все другие (импорт, экспорт из страны), которые облагаются налогами. Тем самым мы сегодня можем сделать предварительный прогноз завершения года. Он показывает, что дополнительные доходы по сравнению с тем, что мы планировали и уточняли в июне, составят в этом году ещё 704 млрд. Из них 202 млрд связаны с ценой на нефть (с более высокой прогнозной ценой на нефть), 502 млрд – не связаны. При этом в 502 млрд входит половина – это лучшее администрирование и собираемость НДС.
Федеральная налоговая служба провела целый ряд мероприятий по более жёсткому администрированию НДС. Это сегодня чувствуется, и у нас даже меньше обращений за возвращением НДС. Это может говорить только о том, что не всегда эти обращения были обоснованны, но, как и раньше, они отклонялись, отклонялись, в том числе, в судах, но сегодня их просто стало меньше. Мы считаем, что это – часть ответа. Но, кроме того, и экономика растёт, а по целому ряду отраслей даёт и дополнительную добавленную стоимость, поэтому сейчас мы видим хороший прогноз по доходам.
Соответственно, дефицит на конец года с учётом того, что мы получим этот прогноз доходов и проведём все расходы, действительно выходит на ноль, на сбалансированность. Если у нас будет экономия по расходам или лучший прогноз по доходам, то, может быть, даже чуть больше, но пока мы ориентируемся на бездефицитный бюджет.
В.В.Путин: Доходов и расходов у нас будет примерно 11 трлн, так?
А.Л.Кудрин: Да, ровно 11 трлн доходов и ровно 11 трлн расходов.
В.В.Путин: Хорошо, ладно. Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Н.Козаку), по поводу подготовки к зиме, пожалуйста. Я знаю, Вы в Петербурге тоже этим занимались.
Д.Н.Козак: Да, в это воскресенье проводили совещание. Но я в целом хотел сказать по стране. В середине лета этого года были подведены промежуточные итоги хода подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к осенне-зимнему периоду 2011–2012 года.
В Правительстве было проведено селекторное совещание со всеми руководителями субъектов Российской Федерации, были определены конкретные меры, которые необходимо было предпринять для своевременной подготовки объектов к зиме. Те меры, которые были приняты, позволили сегодня, по состоянию на 1 сентября, выйти на опережающие темпы по сравнению с прошлым годом (мы помним, что в прошлом году мы подготовились к зиме лучше, чем в позапрошлом). Сегодня тоже темпы подготовки к зиме выше: различные объекты инфраструктуры по состоянию на 1 сентября готовы на от 88% до 95%, и есть уверенность в том, что к 15 ноября, когда будет закончен период подготовки, – у нас установлен срок, – субъекты Российской Федерации подготовятся в достаточной степени.
Были извлечены уроки из аномальных погодных явлений, которые были в прошлом году. Это касается и ледяного дождя. Министерством энергетики приняты соответствующие меры: мы изменили законодательство, и сегодня оно реализуется по расчистке просек. В Петербурге аномальные явления, связанные со снегом… Это вызвало необходимость соответствующей проверки Петербурга, поскольку на середину лета он отставал по темпам подготовки, и выездное совещание, которое было, мы провели в воскресенье с новым губернатором. Будут пересмотрены нормативы обеспеченности предприятий жилищно-коммунального комплекса необходимой техникой, с тем чтобы они были рассчитаны на большее количество осадков зимой по сравнению с тем, что было. Нормативы были застарелые, рассчитаны на метр снега. Сейчас они не работают, и, почему мы руководствуемся этими нормативами, было непонятно. Губернаторам было предложено дополнительно выделить людей, специалистов и провести дополнительную проверку жилищно-коммунального комплекса Санкт-Петербурга. Такое поручение уже дано, мы привлечём специалистов из федеральных органов исполнительной власти, из тех регионов, которые демонстрируют высокую эффективность работы по подготовке и прохождению осенне-зимнего периода. В ближайшее время такую проверку, методическую помощь в повышении эффективности работы ЖКХ в Санкт-Петербурге окажем.
В целом по подготовке к зиме особой озабоченности нет. Были проблемы – у нас нарастает кредиторская задолженность ресурсо-снабжающим организациям со стороны управляющих компаний. Так же, как и в прошлом году, было принято дополнительное решение о том, чтобы субъекты Российской Федерации составили адресный перечень всех управляющих организаций, кредиторская задолженность которых на 10% превышает дебиторскую, то есть те, которые с людей берут деньги, а в дальнейшем за ресурсы не платят. Этот перечень передан в Росфинмониторинг, и все сделки, которые они совершают с этими деньгами, поставлены на контроль. В прошлом году эта мера очень хорошо сработала. Министерством внутренних дел возбуждено около 1,5 тыс. уголовных дел по этим организациям. Эту работу надо продолжить, контроль за расходами тех денег, которые собираются с людей, должен быть усилен. Думаю, что это будет действовать оздоровляюще.
Также поставлена задача по разработке инвестиционных программ предприятий жилищно-коммунального комплекса, поскольку более чем в половине (по результатам решения, которое было принято здесь, в Правительстве, весной: проверить утверждение инвестиционных программ для жилищно-коммунального комплекса, Минрегионом была такая проверка проведена), – более чем в половине субъектов Российской Федерации таких инвестиционных программ нет. Это означает, что средства населения используются неэффективно, непрозрачно, а там, где они есть, программы зачастую не выполняются. И здесь такая же ситуация. Мы направим соответствующее предложение в Генеральную прокуратуру проверить все такие муниципалитеты и решить вопрос о привлечении к ответственности этих должностных лиц. Это требование об утверждении инвестиционных программ в установленном порядке действует с 1 января 2010 года. По состоянию на середину лета во многих это не сделано. Думаю, тоже будет действовать оздоровляюще.
Я бы также в целом хотел сказать ещё о том, что нас ждёт впереди. Мы совсем недавно утвердили план действий Правительства по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс. Важный очень документ, его очень важно выполнить. Я очень надеюсь, что нам уже в следующий и последующий осенне-зимние периоды будет легче осуществлять эту работу, поскольку будет больше дисциплины, больше ответственности тех организаций, которые занимаются жилищно-коммунальным хозяйством. Этот план содержит в основном два направления. Это определение ответственности и требований к частным компаниям, государственным компаниям за качество предоставляемых услуг в этой сфере, с одной стороны. С другой стороны – создание условий для привлечения частных инвестиций. Это установление долгосрочных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и ответственность органов государственной власти, органов государственного управления за изменение принятых решений на долгосрочный период. Только таким образом, когда будет взаимная ответственность инвесторов и государства, мы сможем привлекать частные инвестиции в этот сектор и повышать качество предоставляемых услуг.
В.В.Путин: Ладно. Надо продолжать эту работу и внимательно следить за тем, что происходит в региональном разрезе, – постоянно.
Сергей Иванович (обращаясь к С.И.Шматко), мне Игорь Иванович Сечин вчера рассказывал про меры, принимаемые для безусловного обеспечения аэропортов топливом. Если менеджмент аэропортов будет одновременно присутствовать в топливно-заправочных комплексах, то это будет означать, что они не заинтересованы в понижении цен. Эта проблема будет постоянно висеть над нами. Что сейчас там происходит?
С.И.Шматко: Владимир Владимирович, в последние дни августа действительно отмечалось снижение запасов топлива на наших основных авиаузлах. По поручению Правительства мы вместе с Минтрансом достаточно быстро проанализировали ситуацию, обеспечили заключение дополнительного договора дополнительной поставки. На сегодняшний день объёмы запасов топлива примерно на три–четыре дня. Этого вполне достаточно для стабильной работы. Угрозы для какого-то ограничения деятельности в наших аэропортах на сегодняшний день нет.
Проанализировали системные проблемы или возможные системные причины, которые могли к этому привести. Можно доложить следующее. Во-первых, у нас в стране отсутствует дефицит производства авиакеросина. Мы производим примерно 900 тыс., производили в августе, в июле. В сентябре будет чуть-чуть поменьше, потому что рынок меньше спрашивает, это абсолютно нормальная вещь, и в этом плане какого-то дефицита системного топлива для наших самолётов, для наших авиакомпаний в принципе не существует. Есть проблема связанная, на наш взгляд, с координацией деятельности авиаперевозчиков нефтяных компаний. Мы считаем, что необходимо заключение всё-таки долгосрочных договоров с формулой цены и с прогнозными объёмами потребления. У нас действительно некоторые компании ушли большей частью своего потребления на спотовый рынок. Это, может быть, немножко дешевле с точки зрения сиюминутной выгоды, но они, видимо, не всегда бывают правы. Но этим надо нам вместе, может быть, и с ФАС, и с Минтрансом, и с Росавиацией позаниматься.
Вы правы, Владимир Владимирович, мы считаем, что для обеспечения стабильной работы ТЗК (топливно-заправочных комплексов) в аэропортах с пассажирооборотом как минимум от 2 млн пассажиров в год… Международная практика – это создание альтернативных ТЗК в аэропортах. И в этом плане мы действительно с Минтрансом прорабатываем сейчас дополнительные вопросы и вообще считаем, что нужно до конца реализовать ту программу, о которой мы говорили в своё время, а именно: ТЗК осуществляют исключительно профессиональный вид деятельности и минимум должны быть связаны с поставщиками топлива, а если они не связаны с поставщиками топлива корпоративно, то деятельность их должна быть абсолютно прозрачной. В этом плане мы тоже, так сказать, сделали предложение по обеспечению публичности деятельности ТЗК, то есть обеспечение идентификации ГНИВЦ, который там присутствует.
С.Б.Иванов: Раскрытие собственника.
В.В.Путин: Да. Чтобы не прятались там по офшорам. Чего прятаться-то?
С.И.Шматко: Так точно, тем более что, как правило, всегда сделки по таким публичным и чувствительным инфраструктурным вещам должны проходить через комиссию по иностранным инвестициям, если там присутствуют офшорные акционеры.
Далее считаем, Владимир Владимирович, что необходимо увеличить резервирование топлива на наших ТЗК. Сегодня примерная стадия – трое суток. Проанализировав, мы считаем, что возможно эту норму поднять. Единственное – это вопросы инфраструктуры хранения. Но здесь мы считаем, что как минимум в крупных авиаузлах готовы обеспечить увеличение нормы резервирования. Пожалуй, это все основные меры.
Хотелось бы добавить, Владимир Владимирович, что проработали возможности более оперативного разбронирования в случае необходимости запасов топлива из Росрезерва. У нас в Росрезерве более 2 млн т авиационного керосина. Это означает, что государство, страна никогда не допустит наступления дефицита в наших аэропортах. Спасибо.
В.В.Путин: Надеюсь.
Владимир Сергеевич (В.С.Белов – заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации)! Мы совсем недавно, позавчера, говорили о необходимости увеличить финансирование для производства высокотехнологичных операций. 2,5 млрд, по-моему, предполагали выделить дополнительно. Сейчас в каком состоянии решение этого вопроса?
В.С.Белов: Владимир Владимирович, Ваше решение мы приняли к исполнению. Понимая, что каждый день открытое финансирование приводит по своим технологическим возможностям к уменьшению количества пролеченных больных, мы сейчас внесли в Минфин, изыскали внутренние резервы, предложение об изменении сводной бюджетной росписи. Это решением Алексея Леонидовича (А.Л.Кудрин) может быть сделано. И 2,5 млрд мы уже разбили по квотам. Дополнительно будет пролечено 17 596 человек. При этом абсолютный приоритет – это сокращение очереди, или листа ожидания, сокращение времени ожидания оказания высокотехнологической помощи детям. Если разрешите, я ещё бы два слова добавил.
В.В.Путин: Пожалуйста.
В.С.Белов: Владимир Владимирович, за последние пять лет в 4,7 раза увеличился объём средств, выделяемых на высокотехнологичную помощь. И в этом году мы пролечим 323 тыс. больных. На сегодняшний день пролечено 197 тыс. и 55 тыс. больных имеют на руках бумажку с адресом, временем, когда им прийти за высокотехнологичной помощью. Лист ожидания на сегодняшний день – 63 тыс. Свободных квот, которые мы ещё не выдали, – 53 тыс. То есть та критика, которая была в прессе о том, что – караул, скандал, нет денег на высокотехнологичную помощь, – не совсем корректна: 53 тыс. и ещё 18 тыс., которые по 2,5 млрд, принятому решению. Если предположить, что завтра к нам не придёт очередной больной, полностью вся очередь может быть ликвидирована до конца текущего года. Лист ожидания – такая подвижная штука: одних вылечиваешь – другие…
В.В.Путин: Надо, чтобы не было никакого двойного толкования в этих случаях. Цифры должны быть понятными, корректными, прозрачными, тогда не будет возникать никаких вопросов, связанных с тем, что финансирование закончилось.
В.С.Белов: Владимир Владимирович, есть сложности! Конечно, есть. Допустим, нейрохирургия или эндопротезирование – количество болезней такое, что очень востребовано их лечение. Не хватает иногда технологически… Есть случаи такие, как к Вам обращались в Череповце по молодому человеку в Новгороде, или брянский ликвидатор чернобыльский обращался к Вам. Ну нет костного мозга, который можно им пересадить! Тогда получается, что в очереди приходится стоять достаточно долго.
В.В.Путин: Ясно. Алексей Леонидович, по вашему ведомству в этой части есть какие-то проблемы? 2,5 млрд эти…
А.Л.Кудрин: По нашему ведомству нет. Это работа техническая. Так что сегодня-завтра это всё будет сделано.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.
Мы сегодня с вами рассмотрим, уважаемые коллеги, «Стратегию инновационного развития России до 2020 года». Это, по сути, базовый документ, так называемая дорожная карта, по которой мы должны будем двигаться, выстраивая приоритеты в инновационном развитии страны.
Что хотел бы отметить в этой связи? Главным критерием, показателем эффективности стратегии должен, конечно, стать реальный спрос на российскую наукоёмкую продукцию — как на нашем внутреннем рынке, так и за рубежом.
Сегодня наша доля на мировом рынке высокотехнологичной продукции ничтожно мала – 0,3%. При том, что некоторые наши соседние государства уже в 10 раз выше выдают продукции. Понятно, там тоже есть определённое своеобразие: эта высокотехнологичная продукция или часть продукции, попадающей в такой разряд, может быть, и не является самым писком, что называется, последним словом в науке и технике, но тем не менее доля там достаточно приличная. Нужно в нашем случае ситуацию, конечно, менять. И менять её нужно не только за счёт наших традиционных отраслей, там, где мы традиционно сильны (это энергомашиностроение или вооружение), но и благодаря продвижению новых, перспективных направлений (фармацевтика, химия, биотехнологии, нанотехнологии).
Развитие этих секторов в свою очередь должно существенно увеличить долю инновационной продукции в промышленном производстве страны с нынешних 4,5–5% до 25–30% как минимум к 2020 году. И ещё. Инновационный прорыв – это не отдельное, не разовое усилие. В высокотехнологичном секторе, безусловно, нужно постоянно подтверждать свою конкурентоспособность, из года в год доказывая право на лидерство.
Конечно, программы инновационного развития должны опираться на прочную базу фундаментальных и прикладных исследований. И если во втором случае здесь многое должен сделать бизнес, то, что касается фундаментальных исследований, конечно, это прежде всего забота государства. Наша цель – сформировать сбалансированный и динамично развивающийся сектор исследований и разработок, в полной мере отвечающий вызовам сегодняшнего дня.
В ближайшие 10 лет нам потребуется более чем вдвое повысить уровень вложений в НИР и НИОКР – до 2,5–3% от ВВП страны, причём более половины этих инвестиций должно поступать из бизнеса.
Ещё один важный ориентир – доля промышленных предприятий, внедряющих новые технологии на производстве, должна составить не менее 50%. Подчеркну, речь идёт о тех предприятиях, которые вкладываются в качественное развитие не от случая к случаю, а на постоянной основе. У нас, кстати, уже есть целые отрасли, которые переходят на новый технологический уклад. Пример – я об этом тоже недавно говорил в Череповце – это металлургия. Такие процессы нужно, конечно, серьёзно подталкивать, поощрять. И конечно, это требование в первую очередь относится к компаниям с госучастием.
Наконец, сами органы власти и управления должны подавать пример перехода на новые формы. Я имею в виду то, о чём мы уже неоднократно и много говорим в последнее время, – это электронные формы взаимодействия между собой, «электронное правительство», взаимодействие с людьми и так далее. Эта работа для всех органов власти и управления на ближайшие годы.
Сегодня выход на новые рубежи – это базовое требование для всех направлений развития страны. В полной мере это касается и инфраструктуры. Вы знаете, что в наших планах – в 2 раза увеличить объёмы дорожного строительства. Безусловно, речь здесь идёт не только о дополнительных километрах дорог, хотя и это крайне важно. Нам нужны современные стандарты безопасности, надёжности, долговечности автомобильных трасс, и для этого предстоит многое менять в принципах и логике отношений между заказчиками и дорожными строителями, чтобы строить качественно было выгодно.
Одним из эффективных способов решения этой задачи должны стать так называемые комплексные контракты. По ним подрядчик, прокладывая дорогу за счёт собственных и привлечённых средств, затем 10–30 лет должен отвечать за её состояние. В свою очередь государство оплачивает его работу равными платежами в течение срока действия договора. На сегодняшний день комплексные контракты в сфере дорожного строительства не предусмотрены законодательством. Я очень рассчитываю, что вносимые поправки позволят шире использовать механизмы государственно-частного партнёрства как при строительстве федеральных трасс, так и при обновлении региональной сети.
Хотел бы несколько слов сказать в завершение. В июне этого года на встрече с известными режиссёрами, сценаристами, художниками мы говорили о проблемах мультипликации. Вот министр помнит, говорили о том, что нужно сделать в перспективе, и о том, что нужно сделать немедленно. В том числе коллеги просили помочь им с ремонтом самого здания «Союзмультфильм»: оно не ремонтировалось уже 50 лет. Я прошу сегодня принять соответствующее решение (надеюсь, что подготовлено решение). Мы сегодня должны будем принять соответствующее решение о выделении средств из резервного фонда Правительства для осуществления этих ремонтных работ. Давайте начнём работать.