Разговор шел о сооружении памятника русскому солдату в центре Парижа. По словам министра культуры, этот проект является результатом договоренности глав правительств России и Франции.
Стенограмма начала встречи:
А.А.Авдеев: Владимир Владимирович, одним из интересных итогов прошедших перекрёстных годов с Францией является Ваша договорённость с Премьер-министром Фийоном о сооружении памятника русскому солдату в центре Парижа. Французская сторона очень внимательно подошла к этой договорённости…
В.В.Путин: Рядом с мостом, да?
А.А.Авдеев: Да, совершенно верно.
В.В.Путин: Место очень хорошее.
А.А.Авдеев: Выделили прекрасное место – Вы его видели – это 300 м от памятника де Голлю, место идеальное. И французская мэрия провела конкурс, в нём участвовали как наши скульпторы, в том числе и скульпторы Студии Грекова, так и французы. Победила работа Владимира Александровича Суровцева. Владимир Александрович сделал уже пробные макеты, отлил малый вариант этой скульптуры – французам очень понравилось. Ну и Владимир Александрович хотел бы сказать несколько слов.
В.В.Путин: Пожалуйста.
В.А.Суровцев: Спасибо, Владимир Владимирович. Вы помните наше с Вами открытие памятника «Нормандия-Неман». Французская сторона до сих пор это с теплом вспоминает. И наши ветераны, лётчики, и французские ветераны, и современные лётчики говорят, что это самый авиационный памятник. Это лучшая награда всем нам.
Я недавно вернулся из Парижа, мы обсуждали с господином Миттераном (Ф.Миттеран – министр культуры Франции) наш проект. И каждый раз я бываю там на кладбище Пер-Лашез, где тоже с Вашей подачи, если Вы помните, мы сделали памятник нашим партизанам. И что меня невероятно радует – каждый раз, когда я там бываю, там живые цветы. Я говорю об этом с удовольствием. Независимо от каких-то высоких решений люди искренне приходят — эти цветы находятся на кладбище, одном из уважаемых мест в Париже. Вы знаете, там и Бальзак, и Шопен, и Эдит Пиаф – гордость Франции. Я думаю, что наш памятник должен занять своё место, и он будет любим французами. Мы постараемся сделать всё от нас зависящее.
Я передаю Вам большой привет от русской эмиграции. В день Андрея Первозванного, 13 числа, они провели своё заседание, Вас вспоминали, Александра Алексеевича (А.А.Авдеева), с благодарностью за Вашу помощь казачьему музею.
В.В.Путин: Отремонтировали?
В.А.Суровцев: Отремонтировали. И Александр Александрович Трубецкой сказал: «Обязательно, если будет возможность, передайте Владимиру Владимировичу от нас низкий поклон». На этом вечере очень много раз они говорили: «Спасибо России, Родина помнит!»
У нас этот проект называется «Родник». Вам, как человеку, которому небезразличен, в том числе, и конный спорт, думаю, это особенно близко. Тема простая: кто такие солдаты были? Крестьяне, но уже обстрелянные. Это 1916 год. И конь, который пьёт воду. Так что вот такая простая идея. Я искренне рад, что французская сторона приняла наш проект. Я думаю, что он будет не хуже, чем памятник Скобелеву, который тоже при Вашей поддержке был поставлен в Плевне. И болгары, когда мы установили это всё, сказали мне: «Володя, у нас такоё ощущение, что этот памятник стоял здесь всегда», – и пожали руку. Выше оценку трудно получить.
Этот памятник (показывает на макет)- нашим партизанам, 5 тыс. похоронено, город Нуайен-Сен-Мартен. Я с удовольствием хочу Вам оставить.
В.В.Путин: Спасибо. Здесь он (макет) даже по-другому смотрится, чем на картинке.
В.А.Суровцев: В объёме всегда активнее, мощнее, сильнее. Эмигранты тоже поддерживают этот памятник, потому что мы начинаем, с Вашей подачи, всерьёз разговор о той великой войне 1914–1917 годов.
В.В.Путин: Подзабытой уже, к сожалению, нашей истории.
А.А.Авдеев: У некоторых сначала были вопросы — почему лошадь во французской армии? Тогда лошадь отсутствовала. А оказалось, это наш корпус экспедиционный приехал туда с лошадьми. В том числе сохранились и документальные фильмы, и фотографии – наши на лошадях.
В.В.Путин: Красиво. Как будет развёрнут? К Сене? В эту сторону?
В.А.Суровцев: Сена – с левой стороны и памятник повёрнут сюда (показывает проект памятника), как сейчас на Вас он сориентирован. Это – Сена, а здесь уже – Гран-Пале. Место удивительное – и мост Инвалидов, и мост Александра III. Русская зона такая получается.
В.В.Путин: Я вас поздравляю ещё раз.
В.А.Суровцев: Спасибо.