Как доложил Премьеру глава региона, Нижегородская область по итогам года уже вышла на компенсационный рост и по ВРП превысила докризисные показатели. Но есть и проблемы, среди которых наиболее острая — инвестиции. Особое внимание в ходе беседы было уделено программе модернизации здравоохранения, которая, по словам Председателя Правительства, направлена на выведение здравоохранения на новый уровень предоставляемых услуг.
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Как у вас год заканчивается?
В.П.Шанцев: Владимир Владимирович, в целом год заканчиваем нормально, потихоньку выбираемся из кризисного состояния, стабилизация прошла, начался уже компенсационный рост, по валовому региональному продукту…
В.В.Путин: Вы говорили, это хороший показатель. То есть вы превысили уровень 2008 года.
В.П.Шанцев: Да. Не намного.
В.В.Путин: Ну всё равно.
В.П.Шанцев: Где-то у нас было 598 млрд, а уже сейчас — 594,5 млрд и ещё ожидаем в последний месяц прибавку миллиардов 15.
В.В.Путин: Это очень хорошо.
В.П.Шанцев: По консолидированному бюджету вышли уже на уровень… Самый хороший у нас год был 2008-й – 106 млрд. С 2005 года мы увеличили с 34 до 106 млрд. Сейчас ожидаем 109 млрд по году. Товарооборот в торговле тоже поднялся выше, чем в 2008 году. Объём платных услуг, заработная плата выросли где-то в 2,5–3 раза за то время, что я здесь работаю. И сейчас мы в Приволжском федеральном округе по бюджетникам находимся уже на 1–2-м месте, а были самыми последними. То есть потихоньку восстанавливаемся, но задач ещё, конечно, решать много.
В.В.Путин: Какие проблемы считаете наиболее острыми сегодня?
В.П.Шанцев: Если говорить о проблемах, то это прежде всего инвестиции. Инвестиции по сравнению с 2008 годом упали приблизительно в 2 раза.
В.В.Путин: Это со строительством связано?
В.П.Шанцев: Это связано прежде всего с бюджетными инвестициями, потому что мы сегодня не имеем такой программы развития. Если мы в 2007-2008 годах вкладывали где-то 20–25 млрд наших инвестиционных денег, то сегодня мы себе можем позволить где-то около 8–9 млрд рублей.
В.В.Путин: Строительный комплекс как себя чувствует?
В.П.Шанцев: Строительный комплекс ещё не вышел на докризисный уровень, хотя строительство жилья мы увеличиваем каждый год. В этом году рекордная цифра – 1 млн 450. Начинали мы с 600 тыс., в том числе где-то процентов 60 построили малоэтажного жилья. Вы его видели.
По объёмам строительной продукции мы сегодня имеем 88% от уровня 2008 года – это проблема. Не потому, что у нас нет подряда, нет заказов – нет инвестиций. В том числе мы не можем себе позволить бюджетное строительство в таком объёме. Поэтому есть сегодня убедительная просьба (мы такие обращения писали), что в основном по детским садам, по школам, по объектам здравоохранения надо обеспечивать софинансирование. Перинатальный центр мы строим, но, если мы будем его сами строить, ещё лет 5–10 нужно. Ну куда это годится? А вместе всё получится.
В.В.Путин: По программам здравоохранения Вы знаете?
В.П.Шанцев: Пока мы сдали всё. Ждём утверждения.
В.В.Путин: Утвердим это в ближайшее время. Что касается школ, детских садов – вы с регионального уровня должны поддержать муниципалитеты.
В.П.Шанцев: Да. Мы не для себя это строим, мы для муниципалитетов это строим. У нас своя система. Она существует в таком ограниченном виде. Только большие объекты, которые имеют серьёзную эксплуатационную составляющую, мы забираем у областного бюджета. В основном мы имеем софинансирование: они дают 10–12%, а мы – всё остальное. И у них на балансе это всё остаётся, потому что эта система в их полном ведении находится.
В.В.Путин: Правильно, так и должно быть.
В.П.Шанцев: Хотелось бы более быстрыми темпами, если так говорить, потому что есть диспропорция. Например, больница в Володарском районе до сих пор находится в тифозных бараках 1930-х годов. Куда это годится?
В.В.Путин: Давайте в рамках программ модернизации здравоохранения посмотрим прежде всего на высокотехнологичную, современную медицину. А такие старые комплексы… В рамках ваших предложений сформулируйте, как мы будем с ними поступать, как мы будем развивать, что-то ремонтировать, что-то объединять и так далее. Это должна быть программа, которая нацелена не на трату денег, а на выведение здравоохранения на новый уровень предоставляемых услуг.