«Будем работать так же энергично, как и работали раньше, только немножко больше».
Стенограмма:
В.В.Путин: Добрый день, здравствуйте!
Реплики: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
В.В.Путин: Слушаю вас.
Вопрос: Владимир Владимирович, Правительством уже немало сделано для того, чтобы улучшить условия ведения бизнеса в России. Но тем не менее предпринимаемые меры не всегда приводят к желаемому результату. В частности, в электроэнергетике есть примеры, когда сетевики не очень горят желанием вводить новые правила, потому что им это просто невыгодно. Могли бы как-то это прокомментировать?
В.В.Путин: Проблем много. Сейчас мы собирались с молодыми предпринимателями и с их старшими коллегами, которые уже включены в работу Агентства стратегических инициатив. В целом за год сделано этой структурой и людьми, которые там работают, немало. И сейчас, вы знаете, я с большим удовольствием отметил, что заработал механизм – сейчас я об этом говорил. В чём он заключается? У нас налажен прямой диалог и с объединениями предпринимателей — и с РСПП, и с «Опорой России», и с «Деловой Россией». Но это всё-таки организации, которые прежде всего создавались бизнесом, защищают его интересы, и там идёт постоянное такое перетягивание каната между бизнес-интересами и квазиинтересами государства. А АСИ мы всё-таки создавали сами с привлечением людей из бизнеса, причём молодых людей, и сразу изначально наладили определённые каналы взаимодействия и коммуникации с властными структурами. Вот сейчас, скажем, по четырём картам, о которых мы говорили, одну из которых вы сейчас упомянули (это электроэнергетика): я с удовольствием констатировал, что все участники процесса почти по всем вопросам в результате довольно жёсткой дискуссии, но всё-таки пришли к единому мнению. Почти по всем вопросам, в том числе, допустим, и по той же электроэнергетике, по подключению к сетям, о которых вы сейчас сказали, по этой проблеме. Здесь много конкретных решений предлагается, которые должны привести (я уже сказал в своём вступительном слове) к тому, что плата за подключение должна снизиться в разы, в десятки раз.
А как этого достичь? Вот в этих предложениях практически очень многие вещи изложены, в том числе, допустим, переходить предлагается к заявительному способу решения ряда согласовательных процедур сегодня и так далее.
Некоторые вещи остались несогласованными. Скажем, по направлению совершенствования работы Таможенной службы — сама Таможенная служба возражала против предложений АСИ и экспертов, чтобы переходить к новой системе оплаты за таможенные услуги, скажем по импорту, чтобы добиться того, чтобы товары выпускались таможней гораздо раньше, чем это сегодня имеет место быть. А предприниматели предложили перейти к таким процедурам, которые во многих странах уже достаточно эффективно используются. Скажем, к так называемым револьверным гарантиям первоклассных российских банков. У наших фискальных органов, у таможни есть опасения, что это задержит поступление денег в бюджет, в казначейство. Сегодня товары выпускаются только после того, как деньги зачисляются на счёт казначейства, но в этом смысле, вы знаете, я скорее соглашусь с предпринимателями. Нужно аккуратнее делать это, нужно, чтобы процедура, обеспечивающая интересы государства, фискальные интересы, была отработана до мельчайших деталей, но нужно сделать так, чтобы эти процедуры были приемлемыми для бизнеса и благотворно отражались на деятельности всей экономики.
Так же как и другой вопрос применительно к таможне мы рассматривали, но он имеет отношение… Он более системный, конечно, имеется в виду деятельность различных ГУПов, государственных унитарных предприятий. К сожалению, (и мы уже об этом раньше говорили) часто эти структуры обслуживают либо собственные интересы чисто коммерческого характера, либо интересы своих материнских компаний или не компаний, а административных структур. И далеко не всегда это соответствует интересам экономики в целом, а значит, и самого государства. Поэтому сегодня мы говорили о том, что мы предпримем необходимые шаги либо по ликвидации ряда этих структур, либо по их приватизации. Пускай они работают в рынке и не искажают его.
Так же — и по некоторым другим проблемам. Они сложные, мы многократно уже об этом говорили. Например, говорили о том, что нужно сделать для того, чтобы обеспечить значительное увеличение объёмов строительства, прежде всего жилищного строительства. Целый набор мер был сегодня коллегами из АСИ предложен. Как они считают, это мягкие меры, спокойные. Что хочу подчеркнуть: практически всё, кроме этих двух вопросов по таможне, всё согласовано с административными органами, ведомствами и министерствами. Мы договорились, что месяца через три (я предложил где-то во второй половине сентября) соберёмся и посмотрим, как идёт работа по исполнению этих дорожных карт.
Вопрос: Есть ли какое-то ожидание, что в обозримом будущем будут серьёзные изменения, которые, может быть, позволят, если не снизить цены на жильё, но по крайней мере сделать более доступным жильё?
В.В.Путин: Нам нужно больше строить. Нам нужно строить гораздо больше, чем мы строим сейчас, – нам нужно строить по 100 млн кв. м. И сегодня как раз мы обсуждали вопросы, как снять ограничения на строительство. Вы знаете, мне бы сейчас не хотелось вдаваться в каждую из этих дорожных карт: это вы можете с ребятами поговорить. Мы два часа только что разговаривали — там много предложений, есть и достаточно радикальные, они на них сегодня даже не настаивают, есть мягкие предложения.
Одна из проблем – это заинтересованность муниципалитетов в организации этого жилищного строительства. Нужно создать стимулы для муниципалитетов. Понимаете, построили ряд домов – один, два, три, пять, 100 домов. А что муниципалитеты с этого имеют, кроме того что увеличивается нагрузка на инфраструктуру? Нужно денег больше тратить на развитие дорожной сети, на энерго-, газоснабжение и так далее, и тому подобное, социальную инфраструктуру нужно строить, а доходы-то адекватно не возрастают! Поэтому сегодня говорили, например, о том, как сделать так, чтобы муниципалитеты были кровно заинтересованы в этом. И здесь есть свои предложения, связанные с налогообложением, связанные с налогом на недвижимое имущество, на землю. Сегодня говорили о том, как обеспечить ввод земель в стройку и так далее. Там много предложений. Если это у вас вызывает такой конкретный профессиональный интерес, повторяю ещё раз: с коллегами поговорите, они вам подробнее всё расскажут, чтобы мне не повторяться, не говорить 10 раз одно и то же.
Вопрос: Можно вопрос тактического характера?
В.В.Путин: Пожалуйста.
Вопрос: После 7 мая как мы будем работать?
В.В.Путин: Будем работать так же энергично, как и работали раньше, только немножко больше.
Реплика: Спасибо большое.
В.В.Путин: А как мы с вами это сделаем, мы, я предлагаю, поговорим об этом сразу после праздника Победы – где-то 10–11-го числа на одном из мероприятий. Я думаю, что вы все, весь пул будет там. Выберем такое место и время и поговорим.
Вопрос: Владимир Владимирович, сейчас на Украине разгорается скандал вокруг Юлии Тимошенко. Из-за этого даже многие зарубежные лидеры бойкотируют ЕВРО-2012. Как Вы это может прокомментировать? Поедете ли сами?
И второй вопрос, если позволите. Некоторые утверждают, что ее здоровье настолько плохое, что ей нужна помощь за рубежом. Но ведь соглашение газовое, за которое её судили и она сидит, она с Вами именно подписывала. В этой связи Вы будете за неё заступаться каким-то образом?
В.В.Путин: Я уже формулировал своё отношение к этому делу. Перед тем как подписать соглашение по поставкам газа на Украину, естественно, наши юристы самым тщательным образом всё проверили. Подписанное соглашение полностью соответствует законодательству Российской Федерации и Украины. Мы, когда пописываем соглашения с какой бы то ни было страной, с любой страной, и Украина в этом смысле не исключение, конечно, наши юристы досконально изучают законодательство страны–нашего партнёра, для того чтобы гарантировать нас от любых рисков при исполнении этих контрактов. Повторяю ещё раз: по мнению наших юристов, никакого нарушения законов – ни российского, ни украинского – не было допущено.
Что касается чемпионата Европы по футболу, я считаю, что ни в коем случае нельзя смешивать политику, бизнес и другие вопросы подобного рода со спортом. Нужно оставить спорт в покое. Я придерживаюсь принципа, который исповедуется и поддерживается Международным олимпийским комитетом: спорт вне политики.
Что касается гуманитарной стороны дела, то, если Юлия Владимировна посчитает возможным и если власти Украины, наши украинские партнёры согласятся с этим, мы с удовольствием приняли бы Юлию Владимировну Тимошенко в России для лечения в любое удобное для неё и для властей Украины время, в любом лечебном заведении.
Спасибо большое.