Обсуждались основные направления деятельности недавно сформированной Евразийской экономической комиссии, которая, по словам В.Б.Христенко, «с ходу включилась в работу». Премьера интересовало, какие сложности возникают в работе, какая помощь нужна от российского Правительства.
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Виктор Борисович, вы начали работать в новом качестве. Как эта работа идёт, какие видите сложности, проблемы? Какая нужна помощь от российского Правительства?
В.Б.Христенко: Спасибо, Владимир Владимирович. Ну во-первых, спасибо Вам за внимание к деятельности комиссии. Я думаю, что это один из главных залогов успеха того, что нам предстоит сделать, поскольку орган это, безусловно, многонациональный, но в значительной степени базируется на эффективности взаимодействия с национальными правительствами, и от этого поставленные амбициозные цели становятся реализуемыми.
Комиссия с ходу включилась в работу и в первую очередь, наверное, в той части, которая касается функционирования Таможенного союза, поскольку в этом году, в 2012, товарооборот трёх стран Таможенного союза с внешним миром превысит 1 трлн долларов. 1 трлн долларов – цифра достаточно внушительная. Объём взаимной торговли трёх стран превысил 75 млрд долларов, и в значительной степени эти гигантские товарные финансовые потоки регулируются сегодня уже наднациональным образом, и от эффективности функционирования органов и в целом Таможенного союза, конечно, зависит существенным образом функционирование экономики Таможенного союза всех наших трёх стран.
Поэтому мы сейчас с ходу включились в работу, исходя из того, что в этой части ставим задачу обеспечить быструю, эффективную работу в первую очередь внешнего таможенного контура. Для нас это принципиально важно – добиться именно такого качественного состояния дел, и сегодня мы уже принимаем полным ходом решения в сфере таможенного регулирования и решения в сфере технического регулирования в этой части. Ну вот совсем недавно мы одобрили три новых технических регламента: по мебели, маломерным судам, пищевым продуктам диетического лечебного направления, а сейчас, в ближайшие дни, завершается работа над регламентом по пищевым добавкам, то есть процесс, несмотря на то, что мы сами находимся в процессе формирования, идёт достаточно активно и заинтересованно.
С 1 января у нас возникла новая задача – наполнение реальным содержанием единого экономического пространства, а это требует двух серьёзных работ: работы по новым соглашениям (а их порядка шестидесяти), к разработке которых мы уже приступили вместе с национальными правительствами, и работы по кодификации существующей договорно-правовой базы. Это более семидесяти договоров, которые наработаны за все эти годы и которые должны быть кодифицированы, приведены к единому правовому знаменателю, для того чтобы обеспечить уже вместе выход или вход в новую фазу функционирования Евразийского экономического союза. Собственно, это та задача, которая поставлена Президентами к 1 января 2015 года. Надеюсь, что нам удастся все эти сроки соблюсти.
И один из важных моментов – что мы эту работу ведём, не замкнувшись внутри себя, а в активном взаимодействии как с национальными правительствами, так и с бизнесом. У нас уже создан ряд консультативных комитетов, куда входят представители правительств трёх стран совершенно разных ведомств. Это и по торговой политике, и по техническому регулированию, и по налоговому администрированию. Сейчас вместе с трёхсторонним бизнес-диалогом Белоруссии–Казахстана–России, где представлены все образования промышленников и предпринимателей этих стран, мы завершаем работу над формированием консультативного совета с бизнесом, который охватит все направления деятельности комиссии и формирующегося союза. В этой связи такой формат постоянного взаимодействия позволяет не только не отрываться от действительности, но, что самое главное, и выстраивать очень эффективную оценку, проверку тех решений, которые готовятся.
В целом параллельно с этим мы формируем и структуру, кадровый потенциал. У нас в этой связи по условиям договора всё делается на конкурсной основе, в том числе набор кадров, и мы надеемся за счёт этого, может быть, если не лучших, то хороших специалистов приобрести для работы в комиссии. Могу сказать, что конкурс идёт достаточно успешно: у нас более семи человек на любое рабочее место, и, как правило, там люди с хорошим опытом, претендующие на такую позицию. В целом работа выстраивается достаточно нормально.
В.В.Путин: Другие наши партнёры из стран СНГ, которые пока не входят в Таможенный союз, проявляют как-то интерес к деятельности комиссии, подключаются к этому, присылают своих экспертов?
В.Б.Христенко: Да, Владимир Владимирович, это, безусловно, важно. Ну во-первых, для стран ЕврАзЭС – для Киргизии, Таджикистана, которые объявили о своих намерениях дальнейшего углубления интеграции и вхождения в эти процессы. И мы сейчас завершаем формирование рабочих групп и уже сделали дорожную карту по движению, или по выходу на договорённости по движению, по вхождению в Таможенный союз и далее – в единое экономическое пространство стран–членов ЕврАзЭС. Это такой ближний круг одной организации.
Но, безусловно, и основные страны-партнёры проявляют интерес, в первую очередь, конечно, партнёры по СНГ, Украина, естественно. И кстати, первый рабочий визит за пределы Таможенного союза я совершил как раз в Киев по приглашению председателя правительства Украины, где очень подробно обсуждались условия текущего взаимодействия с Таможенным союзом, поскольку регулирование всех чувствительных вопросов вынесено на внешний единый контур трёх стран, а для Украины это гигантские объёмы товарооборота, то есть это там порядка 70 млрд долларов. Большие цифры, очень большие цифры, они крупнейшие торговые партнёры.
В.В.Путин: Не помните, сколько примерно в структуре товарооборота Украины приходится на страны Таможенного союза – Россию, Белоруссию и Казахстан?
В.Б.Христенко: Более 40%, и в этом смысле это, конечно, очень чувствительная позиция.
Обсуждали, конечно, взаимодействие на сегодняшний день – второе. Взаимодействие, его расширение после ратификации многостороннего соглашения о зоне свободной торговли со странами СНГ, которое подписано в конце прошлого года в Санкт-Петербурге и которое Россия первая ратифицировала теперь уже и которое создаёт, как нам кажется, не просто надёжную, но и актуализированную на сегодняшний день нормативную базу для взаимодействия стран Таможенного союза и Украины, соответствующую и нормам ВТО, и реалиям сегодняшнего дня. И при этом даёт возможность по её развитию. Вот один из таких элементов развития во взаимоотношениях с Украиной – это, может быть, зона свободной торговли, плюс… В качестве такого первого плюса мы обсуждали сферу технического регулирования: очень важно, чтобы в этой сфере была максимальная гармонизация. Если нельзя сказать об унификации, то хотя бы о гармонизации, с тем чтобы не только технические барьеры минимизировать, но по сути создать наиболее благоприятные условия для гармонизации с европейскими нормами, потому что мы свою политику в этой сфере ведём именно в направлении гармонизации с европейскими нормами. В общем это соответствует интересам и Украины в части их европейских устремлений, поэтому страны, безусловно, проявляют такой интерес и мы открыты к такому диалогу и заинтересованы.
В.В.Путин: Все партнёры понимают, что ряд преференций может быть распространён только на полноправных членов Таможенного союза, единого экономического пространства, тем не менее нужно искать любые возможности для углубления интеграционных процессов даже с теми странами, которые в эти интеграционные объединения пока не входят.
Вот техрегулирование, например, – это очень перспективное направление, очень важное для реального сектора экономики, а здесь у нас очень глубокая кооперация со всеми странами СНГ, в том числе с Украиной, поэтому я думаю, что вы правильно делаете, что двигаетесь в этом направлении.
В.Б.Христенко: У нас есть ещё и дальнее зарубежье, если контуры расширить, это тоже очень важный и интересный сегмент работы. Один из первых мандатов, которые комиссия получила на внешней деятельности, были мандаты на переговорах, в частности с Вьетнамом, по созданию режима свободной торговли. Понимая, что Вьетнам – это не просто отдельная страна, это такой центр регионализации на юго-востоке Азии, новый растущий центр. И сейчас активно идёт подготовка документов, которые могли бы в конечном счёте вырасти в такой режим свободной торговли Таможенного союза и Вьетнама, и по ряду ещё направлений.
В.В.Путин: Уровень заработной платы ваших сотрудников: как он соотносится с уровнем заработной платы членов Правительства Российской Федерации?
В.Б.Христенко: Он соотносится с уровнем заработной платы членов Правительства Российской Федерации. Все члены коллегии получают зарплату, равную заработной плате министров Правительства Российской Федерации, а сотрудники комиссии на соответствующих должностях соответствуют Аппарату Правительства Российской Федерации. В общем, для российских условий это достаточно хорошая финансовая составляющая для деятельности сотрудников комиссии.
В.В.Путин: Иначе будет не набрать специалистов нужного уровня, необходимой квалификации, на рынке труда это непростая задача.
Давайте по более конкретным вопросам поговорим.