«Объективные трудности – это понятно: они связаны с опасностью жизни в этой зоне. Но вообще-то разве в таких условиях люди должны жить? Там щели прямо на улицу…»
Стенограмма совещания:
В.В.Путин: Мы сейчас поговорим о проблеме, которая здесь сложилась. Складывалась она давно на Коркинском разрезе. В основном, конечно, это касается людей, которые здесь живут, – не просто работают, а живут вокруг.
Я хотел бы сказать вам, что, будучи под впечатлением от посещения одного из домов… Конечно, проблема немаленькая, собственно говоря, масштаб проблемы и заставил нас всех здесь собраться. Для её решения потребуется в целом – я имею в виду в целом, не на первом этапе, а для решения проблемы в целом, – по предварительным оценкам, где-то 27 млрд рублей. 27 млрд рублей! Есть первоочередная задача, мы на ней и сосредоточим своё внимание. Казалось бы, вещи здесь носят объективный характер. Такую яму вырыли, начиная с 1931 года – это самая большая рукотворная яма в Евразии: больше чем 500 м глубиной и более чем 4,5 км в длину, в ширину.
Но начать я хотел бы, честно говоря, не с этого. Объективные проблемы есть. Сейчас мы в дом зашли – знаете, всем здесь собравшимся и всем, кто раньше работал, должно быть стыдно просто. Объективные трудности – это понятно: они связаны с опасностью жизни в этой зоне. Но вообще-то разве в таких условиях люди должны жить? Там щели прямо на улицу… Я хочу обратиться… Конечно, это не федеральная ответственность, но всё-таки у нас есть Министерство регионального развития, да? Слушайте, ну хоть такие вещи надо отслеживать! Я уже не говорю про региональные и местные власти. У вас хоть совесть-то есть, нет? Вы здесь когда-нибудь были? Хоть один раз?! Это просто переходит вообще всякие границы: потолок того и гляди рухнет, а щели в стенах прямо на улицу. Как там люди-то живут? Ну ладно, мы об этом ещё поговорим. Давайте по делу. В опасной зоне сколько живёт, Сергей Кужугетович?
С.К.Шойгу: 3,7 тыс. человек, 71 многоквартирный дом.
В.В.Путин: 3,7 тыс. Я просил, чтобы ваши специалисты туда подъехали и оценили степень этой опасности.
С.К.Шойгу: Владимир Владимирович, опасность довольно высока, особенно с наступлением весенних талых вод, особенно с вскрытием вот этой маленькой речушки, которая находится как раз под отвалом, в котором более 5 млрд т давит со стороны северной части посёлка Роза. Плюс к этому восточная часть посёлка Роза (вторая, третья зоны): здесь тоже довольно серьёзное трещинообразование. По Вашей команде мы здесь провели все лабораторные исследования и продолжаем, Владимир Владимирович, и у нас на сегодняшний день раскрытие доходит местами до 19 мм в сутки, продолжается раскрытие трещины. Таким образом…
В.В.Путин: Это и землетрясение, которое было в Тыве, тоже сыграло свою роль. Здесь оно тоже ощущалось, да?
С.К.Шойгу: Любое сейсмособытие на территории нашей страны и южнее, в Казахстане, тут же отражается. Плюс к этому, естественно, здесь довольно высокие риски по срабатыванию выделения газа в шахтах: любое срабатывание может привести к оползню. В 2011 году мы имели достаточно большое общее количество оползней: самый крупный оползень 2 млн куб. м, это ровный оползень. Исходя из этого, Владимир Владимирович, мы говорим о том, что немедленному отселению и строительству подлежит жильё на 3,7 тыс. человек со всеми объектами инфраструктуры.
В.В.Путин: Из тех бумаг, которые я видел, из тех предложений, которые сформулированы, это немедленное отселение у нас предполагается на полтора года растянуть. Как это? Как люди будут жить? Вы вообще понимаете, о чём мы говорим? Что, люди будут ещё полтора года жить в таких условиях, что ли?
С.К.Шойгу: Владимир Владимирович, у нас риски основные придут в мае, май–июнь.
В.В.Путин: Я понимаю, когда размораживаться всё будет.
С.К.Шойгу: Поэтому у меня просто предложение – здесь надо разворачивать масштабное строительство, и до конца мая постараются сделать все эти работы, если будет, естественно, Ваше поручение и будут решены финансовые вопросы.
В.В.Путин: После того как в Тыве случилось это достаточно большое землетрясение, здесь какая-то балльность чувствовалась или нет?
С.К.Шойгу: Да, да, подвижки продолжаются, и, более того, надо сказать, у нас повысились риски, я уже сказал, особенно в северной части, где посёлок Роза. Вот здесь (сейчас я Вам покажу), в этой части повысились риски и в этой части повысились риски, потому что здесь уже склон заболочен… Проще говоря, всё это время он укреплялся. После того как прошли сейсмособытия у нас в Центральной Азии (Хакасия, Тыва, Алтай), у нас здесь более интенсивное раскрытие трещины, но оно бы могло быть ещё более интенсивным, если бы это была не зима. У нас в связи с тем, что зима, в связи с тем, что сейчас холодно, пока держится.
В.В.Путин: Грунт.
С.К.Шойгу: Но здесь, если по приоритетам брать, самые высокие риски вот здесь, в этой части посёлка – цвет розовый.
В.В.Путин: А сколько всего проживает в посёлке и в городке этом? Сколько всего? 49 тыс., по-моему, да?
С.К.Шойгу: Суммарно около 30 тыс.
Реплика: Около 50 тыс.
В.В.Путин: Как 30 тыс. человек?
С.К.Шойгу: Нет, если брать вот эту зону, которая вероятная зона, то до 30 тыс. Если брать в целом, то это, конечно, 50 тыс. Но я считаю, что сейчас надо два направления выбрать. Первое направление – это максимально сосредоточиться на строительстве и отселении этих двух участков и подготовить и начать полномасштабный план работы по захолаживанию и укреплению этого склона. Это уже, естественно, работа собственника.
В.В.Путин: Хорошо. Пожалуйста.
В.Ф.Басаргин: Владимир Владимирович, мы в плане первоочередных работ сейчас подготовили проект распоряжения, где федеральный бюджет, областной, региональный бюджеты и Горная компания взяли на себя обязательство по выделению 5 млрд рублей для реализации мероприятий в первую очередь, то есть это отселение 3,7 тыс. человек, это порядка тысячи семей, это проведение рекультивации по горным работам. И это строительство инфраструктуры, в том числе социальной, потому что в зону первоочередных мероприятий попадает и ряд социальных объектов: школа, ряд детских дошкольных учреждений, профессиональное училище, ряд объектов инфраструктуры, в том числе котельная, и ряд других объектов. Вообще, проблема действительно серьёзная. Вы уже затронули эту тему. Мы тоже посмотрели этот дом: действительно, жить просто невозможно.
В.В.Путин: Просто это переход всяких границ.
В.Ф.Басаргин: Сегодня, может быть, в плане таких уже первоочередных объектов посмотреть, если действительно есть сегодня пустующий жилой фонд, то, может быть, в плане выдачи социальных компенсаций просто уже закупить это жильё и отселить этих людей.
В.В.Путин: Нужно выдать сертификаты и дать возможность людям – или квартиры купить немедленно, или сертификаты дать на приобретение жилья.
В.Ф.Басаргин: Мы считаем, что надо это буквально в ближайшее время осуществить.
В.В.Путин: Это немедленно надо сделать, буквально в считанные дни.
В.Ф.Басаргин: В дальнейшем уже площадки под возможное отселение сегодня выбраны. Это сам город Коркино, есть площадка; ряд объектов в близлежащих районах. Сегодня есть объекты, обеспеченные инфраструктурой. Может быть, придётся решать вопросы, связанные с созданием рабочих мест и со строительством дорог, но это тоже предусмотрено в первоочередных мероприятиях по финансированию. Мы сейчас тоже рассматривали с руководителем Челябинской горной компании этот вопрос. Мы считаем, что надо постараться сегодня обеспечить в течение ближайших 10 лет работу этого разреза, для того чтобы за счёт средств компании провести рекультивацию и укрепление и консервацию горных выработок. В этот период за счёт федеральных, региональных средств провести программу отселения.
В.В.Путин: Значит, первоочередная задача – это примерно 3,7 тыс. человек. Здесь тоже есть две составляющие. Первая – это, совершенно очевидно, аварийное жильё, в котором жить невозможно. И это нужно сделать – повторяю ещё раз – немедленно, днями просто. Наверняка в Челябинской области есть на рынке квартиры, есть небольшие дома, наверное, которые можно приобрести. Или людям дать деньги на приобретение, если они хотят переехать в другое место. Это первое.
Второе. Что касается того, о чём сказал Сергей Кужугетович, а именно что к маю, когда начнёт здесь земля подтаивать, ситуация будет меняться и не в лучшую сторону, и к этому времени тоже нужно понять, что является первоочередной задачей.
Третье – это те дома, которые находятся в опасной зоне, но не настолько, что они могут пострадать за ближайший год. Тогда действительно вот с этими нужно в плановом порядке основательно заниматься (построить здесь отдельный посёлок, построить многоэтажные дома, я видел ваши предложения) и в течение года, максимум полутора всех из этой опасной зоны переселить, вот эти 3,8 тыс. человек примерно. И прошу вас предложить план работы по всему посёлку и по всему этому городку. Это уже следующий этап, здесь можно делать в плановом, спокойном режиме – в течение нескольких лет, пяти-шести лет. Повторяю, всё это вместе, я посмотрел, требует 27 млрд, а на первоочередные задачи, связанные с отселением людей из опасной зоны, потребуется где-то 5 млрд, по-моему. Как мы их соберём? Пожалуйста.
А.Г.Силуанов: Владимир Владимирович, да, действительно предусматривается направить 5 млрд рублей на решение этой текущей ситуации, из которых 2 млрд рублей предоставит федеральный бюджет. 2 млрд рублей как раз хватит для того, чтобы отселить вот эти 3,760 тыс. с небольшим семей. Для того чтобы это сделать, нам необходимо вместе с администрацией Челябинской области составить списки граждан, которые подлежат первоочередному отселению, предоставить их Министерству регионального развития, потом мы их получим и сразу внесём в Правительство предложение о выделении из федерального бюджета необходимых средств. В этой связи, может быть, просто необходимо обратиться к коллегам из Челябинской области, с тем чтобы поскорее эти списки были составлены и представлены в соответствующие федеральные ведомства. Мы быстро деньги туда переведём.
В.В.Путин: Секундочку. Во-первых, я хочу сразу сказать, что эти списки, конечно, нужны, и их нужно утверждать (это совершенно очевидный факт, и нужно процедуру пройти), но я хочу ещё раз сказать, что есть вещи, которые очевидны совершенно, не нужно ждать никакого утверждения. Я вас прошу, вот губернатор сидит здесь, министр есть, хотя я понимаю, это не ваша прямая сфера ответственности… Я всё понимаю, есть руководители компаний, региона… Вот такие дома, где улицу видно через стену, там же очевидные вещи: там не 4 тыс., не 3 тыс. человек живёт. Вот их просто прямо сейчас нужно расселять, и я вас прошу прямо зафиксировать… Пускай сотрудники МЧС туда зайдут, зафиксируют всё, что там есть. Если кроме того дома, что я видел, есть ещё такие же дома…
Реплика: Есть.
В.В.Путин: Да. Надо туда пройти, все дома посмотреть и прямо немедленно представить предложения по их расселению. Немедленно! И параллельно оформлять всё остальное. Вы сказали, что 5 млрд всего нужно будет. Вы подтвердили? Из федерального бюджета мы дадим два. И ещё три откуда?
А.Г.Силуанов: 2 млрд рублей предоставит бюджет Челябинской области и 1 млрд – собственники компаний.
В.В.Путин: Есть такие средства у собственников компаний?
К.И.Струков (директор ОАО «Челябинская угольная компания»): Если команда такая, будем думать, искать, делать, выполнять.
В.В.Путин: Это не команда, это договорённость наша должна быть.
К.И.Струков: Будем делать Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Найдёте?
К.И.Струков: Будем решать.
В.В.Путин: Деньги – немаленькие, но и люди не чужие для нас. Мы посмотрим, где вас поддержать по другим направлениям.
К.И.Струков: Хорошо.
В.В.Путин: Ладно? Найдём возможности и поможем, поддержим. А область?
М.В.Юревич (губернатор Челябинской области): Будем надеяться, что бюджет у нас справится, хотя у нас область металлургическая, а сейчас кризис в целом чёрной металлургии. Поступления не очень хорошие, но у нас выхода нет, поэтому что-то будем откладывать, первоочередные решать. А вот самые острые вопросы и дома эти, которые уже потрескались, мы до конца февраля решим, в течение месяца.
В.В.Путин: Сколько там примерно человек живёт в таких домах?
М.В.Юревич: Не так много.
В.В.Путин: Сделаете выборку, мне потом доложите.
М.В.Юревич: Мы сделаем выборку, их расселять придётся в Челябинск, потому что такого большого объёма жилья… Ну и каждый человек по расселению, он ещё все равно думает, где ему жить, как ему удобнее, должен подобрать место жительства. В аварийном порядке – в Челябинск.
В.В.Путин: Надо максимально гибко подойти к этим вопросам, с людьми поговорить. Может быть, они с удовольствием и поедут в Челябинск, конечно. Там дети маленькие, я смотрю, в квартирах. И естественно, нужно сделать какую-то отсечку – это все прописанные на какой-то срок, скажем на 1 января текущего года, потому что мы знаем, что происходит в таких случаях, что греха таить.
В.Ф.Басаргин: Владимир Владимирович, я смотрю цифры: с 2008 по 2011 год мы отселили из этого… По нашим федеральным программам выделили порядка 100 млн рублей (56 млн за счёт фонда ЖКХ), отселили 250 граждан – 100 семей. И примерно такая же цифра по домам, которые находятся в чрезвычайной аварийной ситуации.
В.В.Путин: Ладно. Игорь Иванович, есть что добавить?
И.И.Сечин: Владимир Владимирович, действительно очень тяжёлая была ситуация, связанная и с сейсмоактивностью. За эти проработки я бы хотел поблагодарить акционеров этого разреза – вот Струков Константин Иванович – за то, что они заняли позицию в поддержку реализации проекта, готовы из других своих активов даже вытащить немножко денег и поддержать. Это позволило нам сложить вот эту всю схему.
В.В.Путин: Это не немножко, здесь-то они работают, у них нулевая рентабельность фактически. Он сам мне сказал, да я и из документов видел тоже.
И.И.Сечин: Вопрос этот будем держать на контроле, развитие ситуации на самом разрезе находится под контролем Министерства энергетики, средства, которые сейчас выделяются, предусматривают затраты на поддержание разреза в рабочем состоянии, и будем стремиться к тому, чтобы те задачи, которые Вы поставили, были выполнены.
В.В.Путин: Вот этот план по отселению, большой уже план, он когда будет готов?
В.Ф.Басаргин: Готов, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Готов уже?
В.Ф.Басаргин: Да, областная целевая программа до 2020 года, там все этапы расписаны.
В.В.Путин: Вы предполагаете выбрать отдельные новые пятна для застройки здесь, да? Или как?
М.В.Юревич: Ближе к Копейску, ближе к Челябинску, потому что у нас часть – пенсионеры, а часть – люди, которым нужна работа. Там, где нужна работа, – это в основном в Челябинске, ближе к Челябинску – это пригород Челябинска Копейск. И рядом отсюда.
В.В.Путин: Но это несколько площадок будет, да?
М.В.Юревич: Пока мы подобрали одну достаточно большую площадку, а там как город… Там много площадок, всё это уже в городе.
В.В.Путин: Но я думаю, что в этом плане вы должны будете, то есть не думаю, а уверен, посмотреть ещё раз. Должны быть предусмотрены, конечно, социальные объекты. Социальная инфраструктура должна быть – и поликлиника, и магазины, и прочее, и прочее.
М.В.Юревич: В целом в зону выселки 18 социальных объектов, Владимир Владимирович, попадает.
В.В.Путин: Здесь, да?
М.В.Юревич: Да. Образовательные объекты, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения.
С.К.Шойгу: Владимир Владимирович, вот таких домов, которые дали, – 71.
В.В.Путин: Здесь?
С.К.Шойгу: Здесь. 71. Всего. Я считаю, что на все это количество надо выдавать сертификаты и делать это в самое ближайшее время. Естественно, оценить, что есть на сегодняшний день в округе, здесь по готовому жилью. Во всяком случае, когда мы проезжали, я видел, стоят дома на продажу и так далее. То есть у нас есть все возможности довольно быстро этот 71-квартирный дом расселить.
В.В.Путин: Вот так и надо сделать.
С.К.Шойгу: А дальше у нас идёт то, что уже в этом году Ваше поручение… Там у нас идёт 400 частных домовладений. И тут надо, естественно, с людьми разговаривать. Вы абсолютно правы, потому что у него там гараж, у него там огород и какие-то ещё вещи. Значит, надо, может быть, не смотреть уже многоквартирные, а делать посёлки, как в 2010 году делали летом, когда отселяли людей после пожаров.
Реплика: Тоже быстровозводимые делать.
В.В.Путин: Просто вот этот 71 дом, если там невозможно жить, то нет времени даже, чтобы возводить эти новые дома. Нужно просто давать деньги людям или покупать жильё и договариваться с ними о том, куда им комфортнее поехать.
С.К.Шойгу: Там ситуация меняется каждый день.
В.Ф.Басаргин: У нас сделан механизм более гибкий – не сертификат, а мы можем делать социальную выплату, то есть либо на первичном рынке он может приобрести в новом строительстве, либо на вторичном рынке может взять, либо социальную выплату и вообще переехать в другой город.
В.В.Путин: Только у меня к вам вот какая просьба: не нужно чрезмерно это заформализовывать, забюрокрачивать. Достаточно прийти туда и посмотреть. Сами пойдите и посмотрите. И не нужно никаких справок собирать. Там завтра, смотри, потолок рухнет, либо стена упадёт. Какие там справки-то ещё нужны? От вас кто этим будет заниматься, от региона, от Челябинской области?
М.В.Юревич: От региона я буду заниматься, министерство строительства будет заниматься, потому что с каждым человеком необходимо вести переговоры, и, конечно, глава района.
В.В.Путин: Давайте, чтобы был создан конкретный эффективный работоспособный штаб, который бы занимался всеми этапами этой работы, – и немедленным расселением, и отселением в течение года-полутора, и реализацией всей программы. И от вашего министерства, чтобы был человек. С Минфином мы в принципе договорились, какие нужны документы, чтобы эти деньги были выделены?
А.Г.Силуанов: Нужно решение Правительства, Владимир Владимирович. Мы на очередном заседании Правительства этот вопрос рассмотрим.
В.В.Путин: Оно у нас будет, по-моему, на следующей неделе, подготовьте, так, чтобы документы уже были, чтобы их подписать.
А.Г.Силуанов: Я согласен.
В.В.Путин: Какие есть ещё соображения по этому вопросу? Ладно. Вот этот план доработайте, чтобы он состоял из этих этапов, и чтобы всё было обеспечено в этой части. Сергей Кужугетович, после взрывов под Ижевском на военных складах, там так и не построили жильё? Мы деньги туда выделяли? Сколько выделили?
А.Г.Силуанов: Все деньги выделили, около 2 млрд рублей. Предложение было руководству администрации республики ещё дополнительно около 30–40 млн рублей, мы в этом году этот вопрос решали. Но все деньги пошли вовремя и в срок.
В.В.Путин: А домов нет, ремонтов не сделано в нужном объёме. Или вы сами, или кого-то из своих замов, Сергей Кужугетович, съездите туда и посмотрите на месте, Виктор Фёдорович (Басаргин), и вы тоже, чтобы буквально на днях предоставили информацию о состоянии дел там. Если нужно, давайте привлечём правоохранительные органы, посмотрим, куда деньги ушли.
С.К.Шойгу: Судя по всему, надо привлекать правоохранительные органы, потому что все деньги действительно выделены. Там подрядчики были определены, естественно, местной властью, если это не сделано, надо, конечно, проверить.
В.В.Путин: Надо проверить немедленно. Вот буквально завтра, послезавтра, сегодня, посмотрите. И что касается того, что деньги выделены, если их кто-то куда-то направил не по назначению, пускай правоохранительные органы разбираются, но это не значит, что мы людей должны оставить в таком состоянии, в котором они оказались. Нужно им помочь. Спасибо.