«Убеждён, все наши проекты на Северном Кавказе мы прежде всего должны мерить таким критерием, как создание новых рабочих мест, а значит, нужно формировать современную и эффективную структуру занятости, повышать спрос на квалифицированный труд, на предпринимательскую инициативу».
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Сейчас мы находимся в преддверии нового, 2012 года. Я помню, когда приехал сюда первый раз на новый, 2000 год, вот именно сюда, недалеко, вернее, от Гудермеса, совсем рядом – приземлиться в Грозном было невозможно по многим соображениям, в том числе и потому, что взлётно-посадочная полоса аэродрома была раздолбана, невозможно было посадить самолёт. Мы из Махачкалы летели на «вертушке» – это где-то часа полтора-два, наверное. Поскольку погода была плохая (ночь, встречный ветер), летели к Гудермесу, к местам расположения части, сесть уже было тоже невозможно в связи с плохой погодой. Развернулись и ушли назад на Махачкалу. Приехали, туда прилетели, но, поскольку нас здесь ребята ждали, военнослужащие, я сказал, что поедем на машинах. Помню, тогда президент Дагестана сказал: «Ну Вы хоть мою машину возьмите». Сели на машину и поехали на машинах – тоже часа, наверное, два или три. Приехали уже под утро, встретились с военными нашими, я поздравил их с Новым годом. Мы вернулись назад в Махачкалу и потом в Москву улетели.
Я помню, тогда и Гудермес по-другому выглядел, другие населённые пункты в Чечне, не говоря уже о Грозном. Более того, некоторые тогда, в то время, в том числе и в Чечне, говорили о том, что Грозный и восстанавливать уже не надо, восстановить его в прежнем виде не удастся, а лучше, дешевле и эффективнее, даже красивее можно было бы сделать в другом месте. Предлагали разные варианты размещения столицы Чечни, но всё-таки тогдашний президент Чеченской Республики принял решение и сам настоял на том, чтобы восстанавливать Грозный. И сегодня действительно – и с помощью федерального центра, благодаря трудолюбию чеченского народа Грозный превратился в замечательный город. Я думаю, ему не только в нашей стране многие могут позавидовать, но и за рубежом, причём в странах, которые традиционно живут гораздо лучше и богаче, чем чеченцы. Это хороший результат работы за последние годы – восстановление Грозного, и не только Грозного, других населённых пунктов, экономики Чечни, не только Чечни, и всего Северного Кавказа. Но сегодня мы с вами будем говорить о дне текущем, о сегодняшних проблемах, о будущем.
Начать я бы хотел с прямой телевизионной линии, которая недавно состоялась, 15 декабря, на прошлой неделе, и в ходе которой в письменном виде поступали вопросы, много вопросов, по Северному Кавказу, и в эфире звучали некоторые вопросы. Один из них звучал довольно задиристо, вы знаете, и остро. Собственно, это даже не вопрос, а это призыв: хватит кормить Кавказ. Давайте задумаемся, что такое «хватит кормить Кавказ» – что это значит? Это значит, что не нужно вкладывать деньги в развитие северокавказских республик, создание новых рабочих мест на Кавказе? Но тогда – мы с вами понимаем, и все должны это знать – молодые люди с Северного Кавказа будут в ещё большем количестве переезжать в другие регионы Российской Федерации, прежде всего в крупные города, в поисках работы, лучшей доли – это, естественно, со всеми проблемами, которые порождает эта иммиграция. Что тогда делать? Гнать их оттуда? Что будет? Куда им деваться? Они будут пополнять бандформирования. Что делать в этом случае? Тогда парни из этих самых крупных и других населённых пунктов России должны будут приехать сюда, и другие парни с Кавказа должны будут воевать, идти под пули, убивать друг друга, будет продолжаться братоубийственная война в прямом смысле этого слова.
Но звучат и другие предложения, совсем уже дикие, на мой взгляд: вообще отделить Северный Кавказ от России. Хочу обратить внимание тех, кто так говорит, на то, что если это произойдёт, тут же – вот тут же, в эту же секунду, не то что в час, в секунду эту же! – найдутся те, которые захотят то же самое сделать с другими национально-территориальными образованиями Российской Федерации, а это означает конец России. Общая, огромная трагедия, которая затронет, без всякого преувеличения, каждого гражданина нашей страны, каждого затронет! Где выход? Выход только один: нужно развивать экономику северокавказских республик, создавать здесь новые достойные рабочие места. И не «прекращать кормить Москву», как требовали некоторые участники дискуссии 15 декабря, потому что Москва – большой, огромный, самодостаточный регион (даже не город, целый регион), её не нужно никому кормить, она сама себя прокормит и другим ещё поможет, но что нужно делать – это более справедливо распределять налоговую базу, налоги. Особенно это касается наших крупных инфраструктурных монополий и крупных компаний, которые работают по всей территории Российской Федерации, а налоговую базу, центр прибыли, как правило, формируют в Москве и делают это из соображений удобства, по техническим соображениям. Эту ситуацию, безусловно, нужно менять, делать её более справедливой, с тем чтобы налоговых поступлений, налоговых источников у регионов, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов было больше, чтобы они могли более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Напомню, что совсем недавно мы приняли закон, который вступает в силу с 1 января 2012 года, – закон о трансфертном ценообразовании, который направлен как раз на решение этой задачи: на то, чтобы наши крупные компании, да и вообще весь бизнес, работающий в России, ориентировался на те территории при платеже налогов, на которых он работает, причём по двум критериям – по количеству работающих и по стоимости материальной базы, которая используется в этой работе.
Я уже сразу в начале нашей работы сегодня хочу обратить внимание Министерства финансов Российской Федерации на необходимость тщательно анализировать, как будет складываться правоприменительная практика, и при необходимости своевременно вносить предложения по корректировке этого закона, с тем чтобы он эффективно работал и чтобы эта справедливость, о которой мы говорим, при наполнении бюджетов регионов, а затем муниципалитетов, восторжествовала. Это очень важный аспект территориального развития нашей страны.
Что очень важно в региональном разрезе вообще и для Кавказа в частности? Я только что об этом сказал: главное – люди должны иметь возможность работать и честно, достойно зарабатывать у себя дома, на своей земле. Между тем уровень безработицы на Северном Кавказе – порядка 14,3% экономически активного населения. Это значительно выше среднероссийского уровня. Правда, в некоторых странах Западной Европы уже этот порог даже выше стал. Вот, к сожалению, в той же Греции уровень безработицы уже 17,7% – больше чем на Северном Кавказе. Вместе с тем в Ингушетии безработица составляет 48,9%, а в Чечне – 27,2%. Мы с вами понимаем, что на общероссийском фоне (а в России сейчас 6,1% безработица) это всё-таки очень-очень много.
Убеждён, все наши проекты на Северном Кавказе мы прежде всего должны мерить таким критерием, как создание новых рабочих мест, а значит, нужно формировать современную и эффективную структуру занятости, повышать спрос на квалифицированный труд, на предпринимательскую инициативу. В этом плане неплохо показали себя региональные программы содействия занятости. Более 48 тыс. жителей Северного Кавказа, участвовавших в программах, прошли профессиональную переподготовку или стажировку на предприятиях, повысили свою квалификацию, свыше 30 тыс. при помощи государства смогли открыть собственное дело, собственный бизнес. Поэтому в 2012 году на территории Северо-Кавказского федерального округа мы продолжим реализацию программ по снижению напряжённости на рынке труда, дополним их таким новым направлением, как подтверждение профессиональной квалификации граждан, которые ищут работу. Необходимые средства из федерального бюджета, конечно, будут выделены. Прошу руководителей субъектов Российской Федерации ускорить подготовку проектов соответствующих региональных программ. Также совместно с федеральными ведомствами должен быть оперативно доработан план мероприятий по развитию занятости жителей Северо-Кавказского федерального округа.
Наша основная задача – открывать рабочие места именно на месте, на Северном Кавказе, и здесь огромную роль может и должен сыграть малый и средний бизнес. Традиции предпринимательства, стремление иметь своё дело традиционно очень сильны на Северном Кавказе. Грамотная реализация этого потенциала обязательно принесёт весомые, заметные результаты. Со своей стороны нам необходимо повысить эффективность поддержки предпринимательства, использовать для этого весь набор средств – от прямого финансирования, налоговых преференций до содействия в подготовке необходимого пакета документов при открытии собственного дела. Нужно убирать всё то, что мешает людям вести своё дело, открывать производства, создавать семейные предприятия.
За последние несколько лет мы весьма ощутимо нарастили объёмы финансирования малого бизнеса, в том числе и в Северо-Кавказском федеральном округе, – с 175 млн рублей в 2005 году до 1,8 млрд рублей в 2011 году. Всего, кстати говоря, на поддержку малого и среднего бизнеса мы с 2005 по 2011 год в России в целом направили 65,4 млрд, из них в Северо-Кавказском федеральном округе – 5,2 млрд. Это, безусловно, принесло свои позитивные результаты: за прошедшее время созданы и успешно функционируют десятки тысяч малых и средних компаний – это сельское хозяйство, торговля, сфера услуг, производство, а значит, у людей появляются новые возможности для трудоустройства. Достаточно сказать, что сегодня в этом секторе трудится более 620 тыс. человек – 15% занятого населения. 15% занятого населения – это уже заметная цифра, но потенциал здесь, конечно, гораздо больше.
Учитывая такие положительные тенденции, прошу руководителей регионов в бюджетных программах на будущий год предусмотреть поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства как минимум не ниже уровня 2011 года. При этом особое внимание следует уделить работе микрофинансовых организаций и гарантийных фондов, тем более что мы из федерального центра эти гарантийные фонды поддерживаем. Эти структуры – необходимая опора для малого и среднего бизнеса, с их помощью предприниматели могут расширять собственное дело, разделяя с государством риски развития, да и, собственно говоря, начало своего бизнеса. Прошу все регионы рассмотреть возможность серьёзного увеличения капитализации таких финансовых институтов.
Вместе с тем нужно активнее использовать и другие инструменты поддержки, в том числе шире применять меры имущественного стимулирования. Кстати, сейчас в Правительстве обсуждаются поправки в федеральное законодательство, которые направлены на совершенствование порядка выкупа помещений, арендуемых субъектами малого и среднего бизнеса и находящихся в собственности у муниципальных властей или регионов.
Уважаемые коллеги, от вас здесь очень многое зависит. Вы знаете, как иногда скупо, мягко говоря, ведут себя на муниципальном уровне. Здесь не нужно жадничать, не нужно экономить на этих подчас очень скромных помещениях или тянуть с предпринимателей какие-то дополнительные деньги. Чем шире будет развит этот сектор экономики, тем лучше будет налоговая база, тем эффективнее сможете работать.
Рассчитываю, что принятие этих программ будет ещё одним шагом в создании комфортных условий для малого и среднего предпринимательства, в том числе имею в виду и новые поправки в порядок приобретения имущества, будет способствовать снятию разного рода барьеров и ограничений, которые мешают малому и среднему бизнесу развиваться.
Повторю: для того чтобы добиться коренного перелома в экономике Северного Кавказа, переменить ситуацию и жизнь людей изменить к лучшему, необходимо укреплять реальный сектор экономики, формировать благоприятные условия для притока инвестиций. Такими точками роста должны стать инвестиционные проекты, которым будем оказывать особую поддержку и внимание. Прежде всего речь идёт о государственных гарантиях и финансировании из Инвестфонда: уже отобрано 44 проекта – их реализация позволит создать на Северном Кавказе более 17 тыс. новых рабочих мест, повысить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, а значит, стимулировать развитие социальной сферы, строительство дорог, жилья, поликлиник и детских садов.
В следующем году мы продолжим отбор инвестиционных проектов, которым будет оказана поддержка в рамках предоставления госгарантий и средств Инвестфонда. Со своей стороны и регионы должны более активно включиться в реализацию этих проектов. Позиция сторонних наблюдателей, отстранённость абсолютно недопустимы. Одновременно необходимо усилить контроль за эффективностью использования выделяемых государственных ресурсов, в том числе за счёт внедрения современных информационных технологий. В этой связи предлагаю подумать над созданием системы мониторинга инвестиционной деятельности в Северо-Кавказском федеральном округе. Рассчитываю, что это позволит повысить согласованность действий участников инвестиционного процесса, бизнеса, всех уровней власти, в целом благоприятно скажется на улучшении инвестиционного имиджа Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Это всё, что я бы хотел сказать вначале, хочу передать слово Голиковой Татьяне Алексеевне. Пожалуйста, Татьяна Алексеевна.
Т.А.Голикова: Спасибо. Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Для удобства доклада в материалах есть презентация. Я хочу начать с характеристики общей ситуации на рынке труда Северного Кавказа в сравнении с Российской Федерацией. И потом о тех результатах региональных программ, которые были осуществлены субъектами Северного Кавказа, и как это сказалось на ситуации с показателями на рынке труда. И затем к тем мероприятиям, которые необходимо и Российской Федерации, и республикам Северного Кавказа осуществлять в 2012 году.
На сегодняшний день у нас по Российской Федерации уровень общей безработицы составляет 6,1% (это на ноябрь 2011 года), уровень регистрируемой безработицы составляет 1,7%. Соответственно, коэффициент напряжённости на рынке труда составляет единицу, то есть фактически мы сейчас находимся в рамках тех же показателей, которые были в Российской Федерации в 2008 году на период кризиса. Но ситуацию на рынке труда Северо-Кавказского региона характеризируют особенности социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Что мы относим к этим особенностям? Это высокая плотность населения (высокий коэффициент рождаемости, выше, чем по Российской Федерации в целом); преобладает сельский тип населения (доля сельского населения оставляет 50,9% в общем количестве населения); высокая доля молодёжи в численности экономического активного населения (более 30%, в Российской Федерации – 25,6); высокая доля молодёжи в численности безработных граждан (более 50%); высокая численность трудоспособного населения, естественно; и Вы об этом говорили, Владимир Владимирович, недостаточное количество свободных рабочих мест, низкая трудовая мобильность населения и низкая инвестиционная привлекательность.
Какими показателями на сегодняшний день характеризуется ситуация на рынке труда Северо-Кавказского федерального округа? В принципе по всем регионам Северо-Кавказского федерального округа, за исключением Чеченской Республики, зафиксировано снижение общей безработицы по сравнению, естественно, с теми показателями, о которых мы говорим (2008 год), но при этом по Чеченской Республике достаточно серьёзное снижение по сравнению с показателями 2010 года. Надо сказать, что если мы возьмём динамику по ряду лет, то, несмотря на высокие показатели и общей, и регистрируемой безработицы, есть устойчивая тенденция к снижению и того, и другого показателя по всем регионам Северо-Кавказского федерального округа.
Что касается коэффициента напряжённости на рынке труда, я уже сказала, что по Российской Федерации он составляет единицу. Но пока, к сожалению, по таким регионам, как Чеченская Республика, Республика Ингушетия и Республика Дагестан, эти показатели остаются высокими, а именно: на одно вакантное рабочее место по Республике Ингушетии приходится почти 185 безработных, по Чеченской Республике – 141,5 и по Республике Дагестан – 87,1. При этом всё равно эти показатели намного ниже, чем те показатели, которые мы фиксировали в предыдущие периоды времени.
В 2011 году Российская Федерация направляла на цели поддержки программ по снижению напряжённости на рынке труда всех регионов Российской Федерации 17,9 млрд рублей. 3,2 млрд рублей направлялось на поддержку таких программ в республиках Северо-Кавказского федерального округа. При этом если в целом по Российской Федерации в рамках программ было задействовано 500 тыс. незанятых граждан, то по республикам Северного Кавказа или территориям Северного Кавказа – 56 тыс. человек. И надо сказать, что практически весь этот объём будет исполнен, по нашим ожидаемым оценкам, на 1 января 2012 года.
В рамках программ по снижению напряжённости на рынке труда по Российской Федерации в целом реализуется традиционно восемь мероприятий. Эти восемь мероприятий (я их не буду повторять, они всем достаточно хорошо известны), все восемь реализует Республика Дагестан. Все остальные территории, которые входят в состав Северо-Кавказского федерального округа, выбрали для себя конкретные мероприятия, которые наиболее востребованы на территориях их регионов.
При этом я хочу сказать, что практически все планы, как я уже сказала, республики и территории Северо-Кавказского федерального округа исполняют, за исключением, пожалуй, двух мероприятий, которые впервые появились в 2011 году. Но, наверное, здесь, может быть, и не стоит ожидать каких-то серьёзных показателей по республикам и территориям Северного Кавказа: это опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжёлых условиях труда, и содействие занятости родителей, которые воспитывают детей-инвалидов – это просто связано с тем, что здесь эти две темы не настолько актуальны, как в целом по Российской Федерации.
Тем не менее мы специально для регионов Северо-Кавказского федерального округа реализовывали три специальных направления: это профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации в российских и зарубежных образовательных учреждениях работников организаций, которые входят в Северо-Кавказский федеральный округ; стажировка работников с целью получения профессиональных навыков в других регионах Российской Федерации и стимулирование работодателей в субъектах Российской Федерации, не входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, по трудоустройству граждан, которые ищут работу в Северо-Кавказском округе. Надо сказать, что в рамках программ здесь было заявлено 5,7 тыс. человек и на сегодняшний день 84% исполнено по ноябрю. Поэтому единственную проблему с точки зрения исполнения мы наблюдаем в Кабардино-Балкарской Республике: там есть задержка в реализации инвестиционных проектов, которые были заявлены республикой на 2011 год. Наверное, это понятно, потому что ситуация там была сложная в период 2011 года и многие работы были задержаны с точки зрения сроков их реализации.
Что касается рабочих мест в сфере малого бизнеса, которые создавались при содействии органов занятости, то мы наблюдаем здесь на 2009–2010 годы следующий показатель: 83 тыс. 541 рабочее место, или количество человек, которые приняли участие в этом направлении, причём наиболее востребованными явились сельское хозяйство, затем оптовая и розничная торговля и следующее – предоставление коммунальных и социальных услуг. По этим трём направлениям наибольшая активность была проявлена на всех территориях Северо-Кавказского федерального округа. При этом я хочу сказать (у меня это 12-й слайд), Владимир Владимирович, из числа безработных граждан в Северо-Кавказском федеральном округе, которые открыли собственное дело в 2009 году, продолжает работать 79%. Из тех, которые открыли собственное дело в 2011-м и в 2010 году, продолжает работать 99,6%. При этом из числа безработных граждан, открывших собственное дело в 2009-м и 2010 годах, даже некоторые граждане воспользовались кредитами на развитие собственного дела. Это незначительная цифра – 3 человека, но тем не менее этот факт присутствует, и 23 человека получили гранты на развитие малого бизнеса и предпринимательства. Это, собственно, люди, которые начинали с абсолютного нуля, то есть они получали около 60 тыс., как Вы знаете, на развитие собственного дела, они же сдавали декларацию в налоговые органы, и очень у многих из них декларация была ненулевая по итогам 2009 и 2010 годов.
Если говорить о результатах – они носят пока ещё предварительный характер, но тем не менее – в результате реализации программ в 2011 году численность безработных граждан по методологии Международной организации труда на территориях Северо-Кавказского федерального округа снизилась на 1 млн 10 тыс. человек, тех, которые зарегистрированы в службах занятости, снизилась на 366,5 тыс. человек, а количество вакансий или созданных новых рабочих мест возросло на 281,3 тыс. мест.
При этом я хотела бы обратить внимание также на отдельные недостатки, которые мы выявили в ходе работы в рамках этих программ. Практически во всех регионах Северного Кавказа отмечается задержка расходования средств, и основное расходование средств приходится на IV квартал соответствующего года (не важно – 2009-й, 2010-й или 2011-й).
И ещё, наверное, один момент. Недостаточно активно реализуются мероприятия по трудоустройству безработных граждан, жителей республик Северного Кавказа, в других регионах в целях организации именно стажировки. Но я хочу сказать, что этой работе (на 16-м слайде) содействовало учреждение, которое было специально создано как межрегиональное, – Межрегиональный ресурсный центр в Пятигорске.
И здесь мы обсуждали уже эту тему, Владимир Владимирович. Этот межрегиональный центр в рамках разграничения полномочий и передачи полномочий по осуществлению занятости требует своего сохранения, поскольку он достаточно эффективен, и эффективность его предопределяется тем, что при его содействии трудоустройство получили 7361 гражданин Северо-Кавказского региона. И нам нужно сейчас совместно с Министерством финансов (и Вы такое поручение давали, когда мы бюджет вносили в Государственную Думу), чтобы в рамках межбюджетных трансфертов или сбалансированности мы могли это учреждение сохранить, сохранив ему именно межрегиональный статус, а не статус только принадлежности к Ставропольскому краю, чтобы он работал, как и работал, на всей территории Северо-Кавказского федерального округа.
Следующая тема, на которую я бы хотела обратить внимание, реализуется во все эти года и, безусловно, должна реализовываться в 2012 году (слайд 17-й). Мы реализовываем это вместе с Министерством образования и науки – это содействие трудоустройству тех ребят, которые заканчивают и высшие учебные заведения, и средние специальные учебные заведения. По прогнозу Министерства образования и науки, детей, которые будут находиться под риском нетрудоустройства в 2012 году, может быть в субъектах Северо-Кавказского федерального округа 3237. В этой связи мы хотим обратиться к руководителям региона, чтобы они обеспечили взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов, не входящих в округ, с целью организации стажировки детей в других организациях, расположенных в других субъектах Российской Федерации. Кроме того, организовали взаимодействие с работодателями, я чуть позже об этом скажу. Но, организовывая взаимодействие с работодателями, с точки зрения трудоустройства необходимо учитывать и вопрос предоставления хотя бы временного жилья, для того чтобы они могли спокойно либо проходить стажировку, либо работать в тех местах, куда они были направлены. Кроме того, совместно с нами Министерство промышленности и торговли также проводит работу по трудоустройству на крупных промышленных предприятиях.
О чём идёт речь? С помощью того самого ресурсного центра, а также при участии всех руководителей Северо-Кавказского региона были собраны анкеты (их было 260, это было в 2011 году) среди безработных, которые желали трудоустроиться в других субъектах Российской Федерации на крупных промышленных предприятиях. В 36 крупных промышленных предприятий были направлены предложения, 20 промышленных предприятий, среди которых «Норильский никель», «Объединённые машиностроительные заводы», «Сибурхолдинг», «Фольксваген групп» и так далее, изъявили желание принять на работу граждан из Северо-Кавказского федерального округа. И мы считаем, что эта работа, может быть, она не имеет таких пока зримых результатов, но тем не менее она должна быть продолжена в 2012 году.
Кроме того, мы взаимодействуем с частным агентством занятости, с помощью которого тоже осуществляется трудоустройство незанятых граждан республик Северного Кавказа. С помощью этого частного агентства трудоустроен и будет переезжать в другую местность151 безработный гражданин, и 51 организация изъявила желание провести собеседование с отобранными кандидатами с целью последующего трудоустройства.
Что касается 2012 года, Вы частично сказали об этом, но я хотела бы обратить внимание на следующее, что с 1 января 2012 года у нас вступает в силу другой закон, который делает полномочия по содействию занятости не делегированными полномочиями, а собственными полномочиями регионов Российской Федерации. Понятно, что пока территории Северо-Кавказского федерального округа являются территориями с напряжённой ситуацией на рынке труда, пожалуй, за исключением Ставропольского края, но они будут получать, в том числе, финансовую поддержку за счёт тех средств, которые предусмотрены в федеральном бюджете.
В.В.Путин: Татьяна Алексеевна, я посмотрел, кто трудоустроился и по каким специальностям из северо-кавказских регионов через агентство. Ну инженер, каменщик, штукатур – понятно. Но кладовщик – два человека – это из каких, интересно, республик кладовщики?
Т.А.Голикова: У нас есть подробная информация, просто мы не стали её давать, в материалах она есть.
Я бы в этой связи хотела обратить внимание на то, что регионам Северо-Кавказского округа (и не только Северо-Кавказского округа, а всей Российской Федерации) нужно принять все нормативные акты, которые необходимы для того, чтобы закон был реализован, и принять это нужно в декабре 2011 года. Кроме того, минимальная сумма, которая должна быть предусмотрена в бюджетах регионов Северо-Кавказского федерального округа на те переданные полномочия, которые реализовывались в этом году и будут реализовываться в следующем году, составляет 1 млрд 505 млн рублей. Соответствующая раскладка есть у нашего министерства и у Министерства финансов, которое проводило расчёты с точки зрения обмена полномочиями между Российской Федерацией и регионами Российской Федерации.
Я хочу обратить внимание, что сейчас мы уже провели предварительное согласование со всеми регионами, в том числе регионами Северного Кавказа, которые имеют напряжённую ситуацию на рынке труда. У нас в следующем году предусмотрено в бюджете 1,5 млрд рублей на эти территории. Сейчас предварительная цифра, которая согласована по Северо-Кавказскому федеральному округу, составляет 506,7 млн рублей, и это позволяет нам охватить занятостью порядка 10 тыс. граждан, которые являются безработными на территории Северо-Кавказского федерального округа. Всё остальное – это исключительные полномочия регионов (в данном случае регионов Северного Кавказа), и я ещё раз обращаюсь ко всем руководителям с просьбой, чтобы все необходимые нормативные документы были приняты, потому что, начиная с ноября и традиционно по апрель, у нас идёт сезонное повышение безработицы, и если соответствующие меры не будут приняты – именно меры нормативного характера, – то мы будем наблюдать опять ухудшение показателей на рынке труда.
Реализация стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года предполагает три сценария развития событий: инерционный, базовый и оптимальный сценарии. Что касается инерционного сценария: в завершение 2011 года мы фактически вышли на те показатели общей безработицы, которые были зафиксированы в инерционном сценарии, – 14,3%. У нас по ноябрю сейчас показатель 14% был зафиксирован в инерционном сценарии. Но все те меры, которые и на уровне Федерации, и на уровне регионов принимаются по реализации этой стратегии, направлены на реализацию оптимального сценария, который предполагает создание 400 тыс. рабочих мест и снижение уровня общей безработицы до 5% практически в каждой территории, входящей в Северо-Кавказский федеральный округ. Это касается и развития малого и среднего бизнеса, и соответствующего увеличения малых и средних предприятий. Это касается и увеличения численности занятых на малых и средних предприятиях.
В заключение хочу сказать, что общие параметры, которые у нас по Северо-Кавказскому федеральному округу по финансовому обеспечению, складываются из трёх направлений – это финансирование материально-технического обеспечения органов исполнительной власти, которое теперь находится в полномочиях регионов Российской Федерации, затем финансирование осуществления полномочий и финансирование осуществления активных мероприятий по содействию занятости населения. На эти три направления приходится та цифра 1,5 млрд рублей, которую я озвучила, с точки зрения необходимости предусмотрения её в бюджетах соответствующих территорий, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Спасибо.
В.В.Путин: Спасибо большое. Так, пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), прошу вас.
Э.С.Набиуллина: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Я в своём выступлении хочу остановиться на общих показателях развития малого и среднего бизнеса в Северо-Кавказском федеральном округе, на тех специфических проблемах, с которыми сталкивается здесь малый и средний бизнес, и как мы можем настроить инструменты региональной и федеральной поддержки, для того чтобы малый и средний бизнес здесь динамично развивался.
У вас есть в раздаточных материалах и справки, и слайды, я остановлюсь лишь на нескольких ключевых показателях. На втором слайде приведены общие данные по количеству малых и средних компаний в Северо-Кавказском федеральном округе. Особенностью здесь является по сравнению со среднероссийскими показателями большая доля индивидуальных предпринимателей. Если сравнивать в целом… Например, доля Северо-Кавказского федерального округа в экономике России составляет около 2% (я говорю о совокупном региональном валовом продукте) и, например, доля юридических лиц малого и среднего бизнеса здесь 1,7%, то есть приблизительно соответствует доле в экономике России; а доля индивидуальных предпринимателей здесь 7,5%, то есть здесь предпочитают вести бизнес именно малый и средний, образовываться в форме индивидуальных предпринимателей. Это есть некоторая особенность.
Если говорить об общих показателях, о доле малого и среднего бизнеса в экономике, в занятости, то, к сожалению, здесь показатели ниже среднероссийских. Например, доля выпуска малых и средних компаний: если у нас в целом по Российской Федерации 21%, то здесь доля малого и среднего бизнеса 14,2%. На третьем слайде данные приведены.
И в занятости приблизительно такая же ситуация. Если у нас в целом в России каждый четвёртый работает в компаниях малого и среднего бизнеса, здесь это чуть больше – 14%, поэтому мы по основным показателям в Северо-Кавказском федеральном округе видим отставание.
Если говорить об отраслевой структуре, здесь она, скажем так, более диверсифицирована. В целом в Российской Федерации у нас очень большая доля и в количественном выражении, и с точки зрения оборота малых и средних компаний торговых предприятий, а здесь эта доля чуть меньше – и по количеству, и по обороту (слайд пятый). Больше доля компаний, которые работают в строительстве, обрабатывающих отраслях и сельском хозяйстве: здесь доля где-то в 2 раза больше, чем в среднем по России. Конечно, ситуация различается от республики к республике, и на шестом слайде мы видим, как распределяются доли участвующих в малых и средних компаниях по секторам. Они действительно очень разные. Это то, что нам сейчас даёт статистика. Каждый регион здесь выбирает, есть свои особенности.
Если говорить в целом об особенностях развития малого и среднего бизнеса (на седьмом слайде приведены эти особенности), первое – это то, что у нас достаточно низкие возможности бюджетов софинансировать программы развития малого и среднего бизнеса. Второе – ориентация предпринимателей в основном осуществляется на внутренние рынки регионов. Это в целом особенность малого и среднего бизнеса, но здесь она проявлена в большей степени. Третье – это высокий уровень безработицы (об этом говорила Татьяна Алексеевна) прежде всего молодёжи, поэтому здесь мы должны обратить особое внимание на молодёжное предпринимательство. Также недостаточный уровень капитализации всей финансовой инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Владимир Владимирович уже говорил во вступительной речи о роли и гарантийных фондов, здесь пока ещё недостаточная капитализация, поэтому возможности поддержать малый и средний бизнес пока не очень высокие. И так же не развита сеть финансово-кредитных организаций, хотя банки уже приходят в регион, работают. По программе ВЭБа работает 16 банков, но, например, доля лизинговых компаний очень-очень небольшая, за исключением, может быть, Ставропольского края, где работает несколько лизинговых компаний.
На восьмом слайде приведены те задачи, которые, на наш взгляд, нужно ставить по развитию малого и среднего бизнеса, – обеспечить достаточно высокие темпы ежегодного прироста малых компаний. На наш взгляд, они должны расти темпом 10–15%, чтобы преодолеть то отставание, которое есть по сравнению со среднероссийскими, и для того, чтобы создать рабочие места в малых и средних компаниях. Вторая задача – это стимулирование роста числа промышленных компаний, компаний, занятых в сфере услуг, в сельскохозяйственной сфере и, конечно, вовлечение в предпринимательскую деятельность молодёжи. Основной инструмент решения этих задач – это региональные программы развития малого и среднего бизнеса, потому что мы с федерального уровня только софинансируем региональные программы. Я хотела сказать о том, что у нас объём софинансирования достаточно большой: мы софинансируем 80% стоимости региональных программ, но тем не менее региональные программы – это ваши программы, вы ими управляете, вы выбираете приоритеты.
На девятом слайде иллюстративно показана тема, связанная с налогообложением. У нас достаточно большое количество предприятий работает на упрощённой системе налогообложения, и мы видим, что и в Северо-Кавказском федеральном округе в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилось количество предприятий, работающих на УСН, – на 14,3%, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – на 10%. При этом сумма налоговых платежей выросла на 39,6%. Если сравнить со среднероссийским показателем, где также большая динамика роста налоговых платежей плательщиков УСН – 22,7%, то здесь достаточно большой показатель, то есть малый и средний бизнес даёт уже большую долю и в бюджеты.
Следующая тема. На слайде №10 имущественная поддержка малого и среднего бизнеса. К сожалению, количество выкупленных малыми компаниями помещений по льготной схеме (а у нас действует специальный закон, который даёт возможность без конкурса, в рассрочку, выкупать малым компаниям арендованные ими в предыдущие годы помещения) здесь всего у нас 452 помещения выкуплены по всем регионам, и это 1% от общероссийской цифры.
Кроме того, в качестве имущественной поддержки специально выделяются помещения, которые сдаются в аренду малым и средним компаниям. Здесь тоже доля очень и очень небольшая – 1%, и всего 600 таких помещений, то есть для 600 предприятий выделено в целевой фонд аренды. Безусловно, здесь сказывается и недостаток в целом помещений, поэтому естественным образом многие регионы развивают бизнес-инкубаторы, строят бизнес-инкубаторы. Я хочу сказать, что в среднем по России у нас по программам поддержки построено 93 инкубатора, 16 из них находится в Северо-Кавказском федеральном округе. Тем не менее мы инкубаторами проблемы везде не решим, и просьба к руководителям регионов обратить внимание на возможность выделения дополнительных площадей специально под аренду для малого бизнеса, потому что сейчас обеспеченность малых и средних компаний площадями – 0,5 кв. м на человека, это очень небольшая обеспеченность. В среднем по России у нас 3,3 кв. м, тоже небольшая обеспеченность, но она в 6 раз больше. Здесь, конечно, нужно обратить внимание на то, чтобы такие площади предоставлять малым и средним компаниям.
11-й слайд. Владимир Владимирович уже говорил о том, что мы серьёзно нарастили объёмы поддержки с федерального уровня региональных программ – с 175 млн до 1,8 млрд, в 10 раз с 2005 года, более чем в 10 раз. И доля Северо-Кавказского федерального округа (двенадцатый слайд) тоже существенно выросла. Если в 2007 году это было 4,6% от общей программы, которую мы поддерживаем через федеральный бюджет, сейчас – 10,5%, то есть доля Северо-Кавказского федерального округа в программах поддержки увеличилась более чем в 2 раза. И здесь осуществляются все доступные меры поддержки, начиная от предоставления грантов, поддержки лизинга, развития микрофинансирования, субсидирования процентных ставок. Вы здесь, на слайдах, видите доли, которые в регионах Северо-Кавказского федерального округа идут на разные инструменты поддержки. Я хотела бы обратить внимание здесь на следующую вещь: мы действительно увеличили объёмы финансирования. Сейчас очень важна эффективность отбора проектов, потому что мы не можем помочь всем компаниям, эти средства не позволяют помогать всем компаниям, поэтому очень важно прозрачным образом отбирать проекты под финансирование. И мы просим соблюдать то требование, которое у нас установлено на федеральном уровне, чтобы это были комиссии, куда входят бизнес-ассоциации, и чтобы всем было понятно, почему помогают тому или иному предприятию. И второе – контроль за эффективностью использования средств. Этот контроль нужно наладить. Ещё раз повторю, что это программа региональная, которую мы с федерального уровня только софинансируем.
Я здесь приведу пример Республики Ингушетии. Мы в этом году сократили формы поддержки именно по инициативе Президента, для того чтобы наладить эффективную структуру управления. И в следующем году, когда она будет налажена, мы готовы восстановить эти меры. Но это очень важно для того, чтобы у нас каждая копейка, что называется, эффективно работала. На следующем, 13-м слайде представлены данные по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. К ним относятся и гарантийные фонды, и микрофинансовые организации. Они созданы практически во всех регионах, но недостаточна капитализация, для того чтобы помочь максимуму желающих получить поддержку государства и получить кредиты с помощью механизмов гарантий и соответствующие микрофинансовые займы, которые наиболее пригодны для малого и среднего бизнеса.
Тем не менее (14-й слайд) прошу обратить внимание: объём выданных кредитов в СКФО растёт неплохими темпами и прирост выданных кредитов в 2010 году (у нас данные пока только по 2010 году в целом) по отношению к 2009-му в номинальном выражении – 73%. В целом по России у нас тоже достаточно большой прирост кредитов малому и среднему бизнесу – 56%. Но в Северо-Кавказском федеральном округе кредитование развивается более динамично.
На что я хотела бы обратить внимание? На последний график. Доля просроченной задолженности, то есть тех кредитов, которые вовремя не обслуживаются, не погашаются, здесь ниже, чем в целом в Российской Федерации. Это очень хороший, мне кажется, показатель и для банков, чтобы они наращивали кредитование. Доля просроченной задолженности по кредитам малым и средним компаниям – 6,9%, а в целом в среднем по России – 8,9%.
15-й слайд: как действует программа Внешэкономбанка. Внешэкономбанк предоставляет кредитные линии банкам, которые работают уже непосредственно с малыми и средними компаниями. 16 банков работает здесь в регионах. И был выделен немаленький лимит – более 6 млрд рублей, но выбрано чуть менее 4 млрд рублей в 2011 году, то есть этот лимит использован на 62%. При этом банки готовы работать, и нужно более активно готовить проекты, в том числе и с помощью региональных программ, для того чтобы они получали кредитование через эти кредитные линии. Финансовый ресурс есть, банки здесь есть – важно готовить именно те проекты, которые могли бы банки уже прокредитовать.
Следующий слайд: здесь приведены данные по уровню безработицы и доля молодёжной безработицы. Об этом говорила Татьяна Алексеевна, и, на наш взгляд, здесь очень важно, учитывая вот эту особенность в Северо-Кавказском федеральном округе (молодёжная безработица), обратить внимание на поддержку молодёжного предпринимательства. Некоторые регионы – а их пока только три: Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия – в своих региональных программах по малому и среднему бизнесу уделяют большое внимание именно молодёжному предпринимательству. Я просто предлагаю обратить внимание на вот эту часть ваших региональных программ – мы готовы их софинансировать.
17-й слайд: лизинговая поддержка. У нас в лизинговой программе в 2010 году участвовало всего два региона, а в 2011 году – четыре региона. Объёмы пока не очень большие на поддержку лизинга, можно сказать – мизерные: в 2010 году было 16 млн рублей, в 2011-м – 94 млн рублей. Причины мы проанализировали: здесь не очень активно работают лизинговые компании. Мы поэтому предлагаем ВЭБу сейчас вместе с нами посмотреть и, может быть, подключить «ВЭБ-лизинг» для специальной работы по поддержке лизинга для малых и средних компаний в Северо-Кавказском федеральном округе. Просто иначе нам не справиться: они сюда автоматически не приходят.
Следующий, 18-й слайд. Хотела бы обратить внимание, это будет следующий вопрос: мы будем обсуждать крупные инвестиционные проекты, которые нужно развивать в регионах Северного Кавказа. Это очень важно для развития малого и среднего бизнеса. Конечно, можно ориентироваться в целом и на сектор услуг, но здесь не очень высокая платёжеспособность населения. И, конечно, максимальный эффект для развития малого и среднего бизнеса даст реализация крупных инвестиционных проектов. По нашим оценкам, 10 инвестиционных проектов, которые собирается софинансировать Корпорация развития Северного Кавказа, может дать до 20 тыс. рабочих мест в малых и средних компаниях. И если эти проекты будут развиваться, то к 2015 году это может быть 50–70 тыс. рабочих мест в малых и средних компаниях. Это очень важное направление – не просто поддержка (финансовые механизмы и региональные программы), но реализация крупных инвестиционных проектов.
И предпоследний слайд. Здесь обобщены те приоритеты, которые мы видим в реализации программы поддержки малого и среднего бизнеса на 2012 год. У нас, как обычно, будут проходить конкурсы по распределению средств на поддержку региональных программ. На наш взгляд, нам стоило бы сделать акцент здесь на целевой поддержке по отраслевому принципу, чтобы не размазывать средства, но пытаться поддержать малый и средний бизнес в определённых отраслях, приоритетных для того или иного региона, развития лизинга, о котором я говорила, молодёжное предпринимательство и поддержка специальной инфраструктуры – бизнес-инкубаторов, промпарков, технопарков, которые дадут возможность также и развивать имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. На наш взгляд, необходимо не просто планировать деньги в бюджете на один год, но и программы делать на три года вперёд. Это давало бы предсказуемость и компаниям малого и среднего бизнеса, чтобы они понимали, какой объём поддержки может быть на трёхлетнюю перспективу. Спасибо большое.
В.В.Путин: Спасибо большое.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги! Северо-Кавказский округ – очень важный и очень чувствительный регион России. Проблем здесь ещё очень-очень много, но, опираясь на талант, на трудолюбие людей, которые здесь живут, мы, конечно, многое можем сделать, в том числе и по решению тех задач, которые стоят здесь, в регионе. Мы сегодня практически затронули все стороны жизни Северо-Кавказского региона, так или иначе их обсудили, и думаю, что у всех есть ясное понимание того, что мы, продвинувшись за последние годы существенно, можем в ближайшие годы сделать ещё больше. Можем и должны это сделать! Давайте будем работать слаженно и напряжённо. Спасибо вам большое.