Задача государства – в том, чтобы люди хоть понемногу чувствовали позитивный тренд, позитивную тенденцию изменения к лучшему. Это наша общая задача, задача государства, сказал российский Премьер.
Вступительное слово В.В.Путина:
Я тоже хочу поздороваться. Всех людей, которые имеют право считать себя ветеранами, пенсионерами, мы, конечно, пригласить в Кремль не могли: ни Кремль, ни Белый дом, наш московский, не вместят всех – это 30 млн человек с лишним (даже 38 млн, чуть побольше). Но мы исходили из того, что из разных регионов пригласим людей, которые действительно представляют определённые группы вот этой большой когорты наших граждан – пенсионеров. Это ветераны труда, военной службы, ветераны Великой Отечественной войны – в общем, люди достойные и уважаемые.
В нашей стране всегда старших уважали, и мы хотим с вами встретиться сегодня для того, чтобы не просто проявить это уважение (это само собой разумеется), но и поговорить о проблемах, послушать ваше мнение, какие-то советы, может быть, рекомендации либо замечания в рамках такой простой, открытой, свободной дискуссии. Спасибо.
* * *
Комментарий В.В.Путина к выступлению директора школы-интерната в городе Липецке И.И.Батищева
В.В.Путин: Игорь Иванович, ещё одно маленькое замечание, не связанное со СМИ. Вы сказали, что мы все гордились своей большой общей Родиной. Да, конечно, и полётом Гагарина гордились, и победой в войне гордились, освобождением Европы от нацизма гордились, и много было других… Искусством нашим гордились. Но мы с вами и раздражались или нам было стыдно, что у нас сахар исчез, мяса в магазинах не было. Это было позорно, понимаете, стыдоба какая-то просто, стыдно было за это…
И.И.Батищев: Это было уже в конце советского периода.
В.В.Путин: Да, но там много было всяких периодов. Мы говорим о конечном этапе. И этой нашей с вами гордости не хватило для того, чтобы сохранить единую страну, потому что у людей, у подавляющего большинства во всяком случае, возникло такое ощущение, что хуже не будет, понимаете? Вот к чему… Вы знаете, я поделюсь с вами: я вернулся из-за границы тогда, с удивлением смотрел, что происходит в стране, для меня многие вещи были неожиданными. Я уже говорил даже публично, я приехал (колесо прокололо) поменять колесо, меня там мужики спрашивают: «Ты за Союз или за Россию?» Я обалдел, говорю: а разве есть разница? Называется только по-другому. Это же Россия, большая Россия. Так мозги запудрили людям, что люди перестали понимать, что происходит, спекулировали на проблемах и занимались популизмом, обещали всё, обещали, что завтра будем жить как в Париже, как в Лондоне, причём все и в одночасье. К чему это привело, вы все хорошо знаете: к полному развалу экономики и социальной сферы, к разгулу бандитизма и (с горечью это говорю) беспрецедентному разграблению государства в 1990-е годы. Вот к чему это привело.
Я в связи с чем это говорю? И сейчас мы в очередной раз находимся опять перед выбором. У нас выборная кампания, это нормально, в нормальном демократическом государстве так и должно быть. Но я обращаю ваше внимание на что? И сейчас много нерешённых задач и очень много проблем, в том числе болезненных. Нам ни в коем случае нельзя позволить популистам оседлать вот эти темы, проспекулировать опять, в очередной раз, на этом и получить с этого какие-то дивиденды. Всё-таки нужно уметь отличать реальные проблемы и тех, кто решает, хорошо или плохо, но решает эти проблемы, от тех, кто ни фига не делает, извините меня за такие слова, и только опять всё обещает с целью что-то там получить, какие-то властные инструменты и полномочия. Я надеюсь, что с начала 1990-х годов достаточно мощная прививка обществу была сделана, для того чтобы общество могло объективно оценивать происходящие в стране события.
И.И.Батищев: Слава богу, у нас сейчас не 1990-е годы…
В.В.Путин: Я очень надеюсь.
* * *
Комментарий к выступлению ветерана Балтийского флота И.Ф.Жукова
В.В.Путин: Иван Федосеевич, во-первых, я по первому вопросу, когда мы обсуждали с Дмитрием Анатольевичем, сказал, что нашей общей гордости не хватило, чтобы сохранить Союз, потому что были проблемы. Самая главная проблема заключалась в том, что уровень жизни совсем уж упал ниже плинтуса, как сейчас говорят. Задача государства – в том, чтобы люди чувствовали хоть понемногу, хоть незначительно, медленно, но всё-таки позитивный тренд, позитивную тенденцию изменения к лучшему. И это наша общая задача, задача государства.
Что касается пенсионного обеспечения, это – одно из важнейших направлений нашей работы. Конечно, нам ещё нужно многое сделать по совершенствованию пенсионной системы. У нас Пенсионный фонд пока верстается с дефицитом, и мы из федерального бюджета пополняем этот дефицит. Но нам нужно сделать так, чтобы сам Пенсионный фонд был бездефицитным. Это можно сделать, нужно настраивать систему, ну и нужно обеспечить доходы бюджета от естественной работы самой экономики. Я напомню, что у нас четыре года назад средняя пенсия по старости была не многим больше 3 тыс. рублей. Даже вот сейчас Дмитрий Анатольевич сказал, что быстро время идёт и как бы подзабывается… Ну и не платили, но четыре года назад уже платили-то регулярно, но это было всего 3 тыс. с небольшим. Сейчас средняя пенсия по старости у нас на начало года (я просто уже цифры все знаю наизусть) – 8,1–8,2 тыс. было, сейчас – 8,8–8,9 тыс., а 10–13 тыс. рублей – у ветеранов Великой Отечественной войны. Средняя по старости – 8,8 тыс. сейчас, 8,9 тыс. будет в конце года.
Есть у нас и социальные пенсии, к сожалению, – к сожалению, потому что они низкие и нужно их поднимать. Там от региона к региону по-разному. Они, кстати говоря, не могут быть ниже прожиточного минимума. Если они падают ниже прожиточного минимума – а я просто хочу обратить ваше внимание на это, всех пенсионеров страны, которые нас будут видеть и слышать, – если они ниже, то мы должны до минимального размера оплаты труда доплачивать соответствующие деньги. В регионах везде это должно быть исполнено. Но нужно, безусловно, всё равно эти социальные пенсии поднимать, и мы будем это делать.
Что касается вообще общего пенсионного обеспечения, то оно тоже будет сохраняться и наращиваться. В следующем году мы планируем две индексации – по-моему, в феврале и апреле. Мы не отказываемся от повышения пенсионного обеспечения.
Реплика: Индексация будет, да?
В.В.Путин: Индексация будет обязательно дважды, в следующем году дважды – сначала побольше, потом чуть поменьше. И это одна из задач государства, Правительства и государства вообще. Мы не планируем, во всяком случае в ближайшее обозримое время, поднимать пенсионный возраст. Я знаю, что такие планы обсуждаются, формулируются. Да, в Европе действительно везде практически – я хочу, чтобы вы знали, ну вы, наверное, знаете это: во всех европейских странах, даже в постсоветских, на Украине сейчас только – подняли пенсионный возраст.
Реплика: Везде.
В.В.Путин: Везде. В Европе – везде. Там уже 65 – для мужчин и женщин в некоторых странах одинаково.
Реплика: Так не надо брать худшие примеры, надо лучшие.
В.В.Путин: Понимаете, дело в чём? Дело в том, что экономика там такая, что они не в состоянии им платить. Это объективная необходимость. У нас такой необходимости пока нет. Это связано с продолжительностью жизни. Там количество людей, которые вышли на пенсию и не работают, по сравнению с теми, кто работает, очень большое: они просто не в состоянии, экономика не в состоянии это вынести. У нас продолжительность жизни пока не такая большая, как в Европе. Да и если нам это делать, нам нужно это делать в зависимости от роста продолжительности жизни – раз, и в зависимости от реальных доходов населения – два.
И.Ф.Жуков: Народ бы успокоился, они знают Вашу позицию.
В.В.Путин: Да, и мы этого не планируем.
Вопрос: А почему не ограничена максимальная пенсия? Нет у нас границы? Почему?
В.В.Путин: А потому что у нас инфляция пока большая. Если мы ограничим верхний предел пенсии, то это потребует ограничивать по всей шкале в том числе и социальные пенсии, но мы же не можем социальные пенсии окончательно подтащить к уровню, допустим, пенсий ветеранов Великой Отечественной войны. Здесь тоже должна быть социальная справедливость. Да, люди получают маленькую пенсию, и мы должны её поднимать, но одновременно нужно поднимать и другое, ведь эту социальную пенсию вы знаете кто получает. Это, например, люди, которые не смогли выработать стаж целиком, как пример, есть и другие категории. Но вы же не предлагаете всех уравнять? Если мы проведём опрос среди пенсионеров, давайте референдум проведём с пенсионерами: «Согласны всё уравнять?»
Реплика: Нет, тут должна быть какая-то…
В.В.Путин: В том-то всё и дело.
Реплика: …справедливость должна быть.
В.В.Путин: А если так, то тогда мы вряд ли сможем реализовать ваше предложение заморозить. Но можно заморозить, во многих странах так сделали: заморозили и уровень заработной платы, и уровень пенсий. Инфляция-то растёт. И ваши реальные доходы будут падать. Вот сейчас в ходе избирательной кампании шума, свиста художественного много, что маленькие пенсии. Мы знаем, какие у нас пенсии, но мы их не замораживаем, они у нас тем не менее скромные, я сказал: было три, стало восемь, но они всё равно скромные, мы же понимаем, мы с Дмитрием Анатольевичем это прекрасно понимаем, и мы будем их наращивать. Но замораживать мы сейчас… У нас нет такой необходимости замораживать, потому что это сокращение реальных доходов. Несмотря на этот художественный свист, который оппозиция допускает, у нас реальные доходы, реальные за минусом инфляции, всё-таки подрастают немножко. Даже с учётом роста ЖКХ (мы наверняка будем об этом говорить, это же болезненный вопрос) всё равно чуть-чуть реальные доходы подрастают, а если заморозим, они будут падать, давайте пока этого не будем делать.
* * *
Комментарий к выступлению Г.А.Савиной
В.В.Путин: Я знаю, видел по своей семье, как тяжело и сложно подчас расставаться с активной деятельностью, о чём сейчас Дмитрий Анатольевич говорил. Я помню, как у меня папа, отец, он мастером на заводе работал, и в общем работа такая… Это не с компьютером, хотя я с уважением отношусь к современным технологиям. И он работал до 75 лет почти что. Я как-то пришёл к нему на завод: шум, гам, железо кругом какое-то. Не могу сказать, что там какая-то производственная, технологическая дисциплина и культура соблюдались. Я ему говорю: «Пап, зачем тебе?», он говорит: «Ладно, отстань». Я даже не понимал, он не может оторваться, понимаете? Конечно, денег было мало, но дело не в деньгах даже совершенно. Он не мог оторваться. Поэтому я думаю, то, что Галина Александровна предложила (о работе для пенсионеров), всё-таки нам нужно продумать будет с вами, поручить коллегам, чтоб подумали над какой-то гибкой системой, в том числе и заинтересованностью работодателей.
* * *
Комментарий к выступлению П.Д.Решетниковой
В.В.Путин: Вы знаете, мы провели большую работу в рамках нацпроекта «Здоровье» (Дмитрий Анатольевич в своё время этим ещё в Правительстве занимался, когда работал заместителем Председателя Правительства). Там мы уделяли основное, главное внимание первичному звену здравоохранения. Я совсем недавно встречался с сельской интеллигенцией, в том числе и с врачами. Мы об этом говорили, не знаю, вы смогли это видеть по телевизору или нет, это показывали. Что я заметил? Там даже, куда мы средства направили…
П.Д.Решетникова: Они туда не доходят?
В.В.Путин: Они дошли. Но их, эти учреждения, не поддерживают в нужном состоянии. Мы исходили из чего? Что мы деньги туда дадим, в нормальное состояние приведём первичное звено, и муниципалитеты и регионы будут поддерживать их в таком же состоянии. К сожалению, этого не происходит. Но это отдельная тема, это наша ответственность. Мы будем заниматься – и Правительство, и Президент будут заниматься этим. Тем не менее, несмотря на то что происходит, то, что мы видим, мы приняли решение провести ещё одну программу модернизации здравоохранения, и главным образом это опять муниципальное, региональное здравоохранение: за два года направим туда очень солидные деньги – 460 млрд рублей.
Значительные средства пойдут и на Тверскую область, в том числе и по посёлкам, по деревням. Будем сохранять и приводить в должное состояние так называемые ФАПы – фельдшерско-акушерские пункты. В общей сложности где-то 2 тыс., примерно 1,5 тыс. построим новых. И для решения вопросов, связанных с сосудистыми заболеваниями (прежде всего это самые распространённые – инфаркты миокарда, инсульты) и травмами, по этим двум направлениям в этих ФАПах обратим особое внимание. На соответствующее оборудование – именно на оборудование – будут направляться деньги. Изменяются стандарты оказания помощи, то есть, скажем, укол поставить, условно говоря, стоило 100 рублей, а будет укол поставить 250 рублей. Но это не граждане будут платить, а государство. И, таким образом, должны вырасти и заработные платы медицинского персонала.
И ещё. Создадим 400 межрегиональных лечебных заведений. Там как раз главным образом будут — травмы и сосудистые заболевания. Надеюсь, что и в Тверской области (мы сейчас обменивались, там, к сожалению, всё-таки ситуация хуже, чем в среднем по стране в целом) – даже не надеюсь, а уверен: и в Тверской области это люди почувствуют.
Теперь что касается лекарственного обеспечения. У нас два способа обеспечения льготными лекарствами населения, людей – федерально, по федеральному каналу, и по региональному. По региональному в этом году мы направили на эти цели более 19 млрд, а по федеральному – там тоже два направления. Первое – общее льготирование: где-то 46 млрд Федерация выделяет на федеральных льготников. И второе – по особо тяжёлым заболеваниям (это онкологические и прочие): там 47 млрд мы направили. Здесь нам нужно с Дмитрием Анатольевичем поговорить, посоветоваться, нужно с Минфином поговорить. Наверное, в следующем году, может быть, помочь, дополнительно помочь регионам на то, чтобы регионы в более полном масштабе смогли обеспечить свою региональную часть, с тем чтобы до людей это доходило, эти лекарства доходили в нужном объёме и по приемлемым ценам.
* * *
Комментарий к выступлениям А.К.Магомедова и Г.М.Гамзатова
В.В.Путин: Абдурахман Курбанович упомянул об экстремистах. Они ведь выдают свою деятельность как защиту ислама. Но истинными защитниками ислама являются те религиозные деятели, которые, защищая традиционные ценности народов России, гибнут от рук этих преступников. Россия всегда на международной арене выступала как последовательный защитник исламского мира и союзник исламского мира. И экстремисты, пытаясь разрушить Россию, лишают исламский мир этой поддержки. И в этом смысле они не что иное, как агенты врагов исламского мира.
Реплика: Совершенно верно.
В.В.Путин: Это первое, что хотел сказать. Второе. Я вам благодарен за подарок (книгу стихов Расула Гамзатова)! Я был лично знаком с Расулом Гамзатовым. Могу подтвердить, это просто замечательный человек, пример для подражания не только для Дагестана, но и для всех народов России. И поэтому его памятник в Москве, безусловно, будет уместен. Это человек, которого действительно можно назвать россиянином, великим гражданином России. И посмотрите – спасибо вам за подарок! – его слова, прямо первые фразы как будто обращены ко всем нам сегодня: «Слышна мольба: “Меня и остальных спаси, судьба, от помыслов дурных. Возвысь мой дух, в надежде не покинь и ниспошли мне мужество! Аминь”». Спасибо вам большое.