В.В.Путин провёл совещание по вопросам гособоронзаказа

СМИ о Путине // 14.11.2011 19:28

«Уже в этом году на закупку и модернизацию техники и вооружения, на НИОКР по оборонной тематике из федерального бюджета выделено порядка 750 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. А в 2012 году будет ещё больше: на эти цели мы предусмотрели более 880 млрд рублей. Такие значительные ассигнования в истории современной России на перевооружение армии и флота никогда не выделялись».

Вступительное слово В.В.Путина:

Мы знаем, что на прошлой неделе в Северодвинске (некоторые тогда присутствовали на этом мероприятии) мы провели совещание по вопросам государственного оборонного заказа. Было тогда подписано семь контрактов в сфере военного судостроения на общую сумму 280 млрд рублей. Кроме того, согласованы основные подходы к формированию гособоронзаказа на предстоящую трёхлетку. Хотел бы вновь подчеркнуть: мы рассматриваем эту проблему как наиболее важную и рассчитываем, что Министерство обороны как головной заказчик и предприятия ОПК будут эффективно взаимодействовать в реализации государственной оборонной программы.

Задачи здесь предстоит решить сложные и большие. В ближайшие пять лет нам необходимо практически полностью (мы говорим об этом неоднократно) переоснастить нашу армию и флот. Уже к 2015 году доля современных образцов вооружения в войсках должна возрасти до 30%, а к 2020 году – до 70%. Должны быть созданы мощные, интегрированные группировки сил в авиации, ПВО, на флоте и в сухопутных войсках. Сегодня предлагаю обсудить ситуацию с исполнением и финансированием государственного оборонного заказа в текущем году, а также посмотрим, что мы будем делать на перспективу.

Напомню, что уже в этом году на закупку и модернизацию техники и вооружения, на НИОКР по оборонной тематике из федерального бюджета выделено порядка 750 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. А в 2012 году будет ещё больше: на эти цели мы предусмотрели более 880 млрд рублей. Такие значительные ассигнования в истории современной России на перевооружение армии и флота никогда не выделялись. И мы сегодня в первой части нашей работы на Президиуме Правительства говорили об этом. Это обоснованные деньги, обоснованное финансирование в связи с тем, что у нас просто морально, технически выходят из строя многие системы вооружения, нам просто их нужно менять. Но здесь крайне важна слаженная работа всех министерств и ведомств, прежде всего Минобороны, предприятий ОПК, да и некоторых других ведомств Правительства.

Во-первых, нужно обеспечить ритмичное исполнение уже действующих долгосрочных контрактов: срыв сроков поставок недопустим. Во-вторых, у предприятий ОПК должно быть чёткое понимание, какие требования предъявляются к их продукции, как в дальнейшем будет организовано финансирование контрактов. Третье – средства должны работать эффективно, не должно быть места разного рода необоснованным тратам и раздутым, взятым с потолка сметам. Все расходы должны быть тщательно обоснованы.

На совещании в Северодвинске мы детально проанализировали причины, которые привели к проблемам при размещении гособоронзаказа в этом году. Сегодня нам необходимо сформулировать конкретный перечень шагов и решений, которые позволят избежать повторения подобных проблем и обеспечить эффективную реализацию гособоронзаказа и всей государственной программы вооружений до 2020 года. Напомню, были даны поручения завершить работу над гособоронзаказом на 2012–2014 годы в ноябре. У нас сейчас с вами середина ноября. В ближайшее время Военно-промышленная комиссия при Правительстве должна рассмотреть проект гособоронзаказа на трёхлетку.

На что бы я хотел обратить ваше внимание и почему, собственно говоря, я вас сегодня попросил собраться здесь. Несмотря на неоднократные поручения Президента, Правительства (или после этих поручений), мы договорились о встрече в Архангельске. Приехали, выяснилось, что далеко не всё согласовано, и нам пришлось собраться предварительно перед совещанием, провести ещё одно совещание, так сказать в узком кругу, с участием специалистов, не только первых лиц, но и специалистов Минобороны и представителей промышленности, ещё раз обратиться к ценам, документам, которые должны были бы быть представлены, но так и не были представлены промышленностью в срок. Возникли вопросы, что считать базовым изделием при исчислении цены, когда мы говорим о серии, возникли и другие вопросы, которые нам пришлось решать прямо на месте.

Почему я об этом говорю? Уважаемые друзья! Страна, налогоплательщик выделил на цели обеспечения безопасности государства 20 трлн рублей. Других денег для обеспечения безопасности и обороноспособности страны у нас не будет. Поэтому в рамках этого бюджета мы должны обеспечить решение тех задач, которые перед нами в этой области стоят.

Мы в Архангельске заключали контракты не только по оборонной тематике, но и по гражданской. Почему по гражданской тематике, где одной из договаривающихся сторон по контракту является частная компания, не возникает никаких вопросов с ценообразованием? Там всё просчитано и все документы представлены, а там, где государственные денежки, там почему-то невозможно посчитать вовремя и в срок. 20 трлн – это огромные деньги, и у меня такое чувство, что, если мы вот так же сохраним режим работы, как до сих пор, мы задачи, стоящие перед государством в этой важнейшей сфере, не выполним. Здесь так же, как и по такому крупному проекту, как, скажем, олимпийская стройка, где тоже выделяются огромные государственные ресурсы, нам нужна квазиуправляющая компания. Нам нужно понимать, как формируются цены. Я уже просил Министерство экономического развития поработать на этот счёт. Где результаты? Нам нужно будет отслеживать каждый контракт, его прохождение по всем так называемым смежникам и по всем субподрядчикам. Я сейчас не хочу снимать с Министерства обороны никакой ответственности, но, если не все документы по обоснованию цены представлены, как Министерство обороны может эту конечную цену определить? Кто будет работать с этими субподрядчиками, и в конечном итоге какие они нам ценники выставят? Как будет работать промышленность по срокам исполнения всех этих контрактов, многочисленных контрактов, большого объёма контрактов – и по воздуху, и по земле, и по морю?

И Министерство обороны тоже должно чётко и ясно понимать, что брать за базовые цены, от чего отталкиваться. Мы в ходе дискуссии в Архангельске тоже пришли к выводу, что некоторые позиции и Министерству обороны нужно изменить. Мы, слава Богу, обо всём договорились, но у нас должно быть это поставлено в рабочий режим. Я считаю, что при Военно-промышленной комиссии нам не нужно раздувать никаких штатов. Я поручаю Боровкову Игорю Владимировичу (руководитель аппарата Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации – заместитель руководителя Аппарата Правительства) при ВПК создать группу из представителей экономического блока Правительства, из представителей Министерства обороны, Тарифной службы, Министерства промышленности и Минфина.  Конечно, чтобы эта группа предметно занялась разработкой вопросов, связанных с ценообразованием, причём не по конечным изделиям, а по всей цепочке и номенклатуре. Первое. Второе – чтобы она отслеживала не только своевременное заключение контрактов, но и исполнение этих контрактов, так же по всей цепочке – с выходом на конечную продукцию и с обеспечением качества. Здесь, конечно, Министерство обороны должно прежде всего поработать, но и эта рабочая группа пускай озаботится этим вопросом. Если мы не создадим надёжного, жёсткого инструмента работы по этому направлению, мы сроки сорвём.

Итак, два направления – это чисто экономическое, связанное с ценообразованием и всем, что с этим связано, и административное, связанное с повышением финансовой и чисто административной дисциплины. У нас этого явно не хватает, и не мудрено, потому что страна давно не решала таких масштабных задач в сфере повышения своей обороноспособности. Но это нужно сделать, это нужно сделать незамедлительно. 

Давайте мы сейчас эту тему и пообсуждаем. Спасибо.