Как отметил Премьер, с 1 октября этого года все федеральные органы исполнительной власти должны будут перейти на электронное межведомственное взаимодействие. По его словам, «это очень важный этап в реализации нашего системного проекта по совершенствованию эффективного, современного государственного механизма управления».
Стенограмма совещания:
В.В.Путин: Уважаемые коллеги! С 1 октября этого года все федеральные органы исполнительной власти должны будут перейти на новый порядок работы, на электронное межведомственное взаимодействие. О чём идёт речь? Речь идёт о том, что когда гражданин приходит в какое-нибудь учреждение, в данном случае федеральное, за какой-либо справкой или документом, чиновники не будут иметь право гонять его по другим учреждениям с целью получения информации из других органов власти и управления. А это учреждение, куда пришли за справкой, само должно будет получить необходимую информацию и выдать окончательный документ.
Это очень важный этап в реализации нашего системного проекта по совершенствованию эффективного, современного государственного механизма управления. И конечно, мы ориентированы прежде всего на запросы граждан, на интересы общества и национальной экономики.
Внедрение современных электронных технологий, безусловно, позволит значительно ускорить и упростить многие административные процедуры, убрать неэффективные расходы, – потому что дело ещё и в том, что большое количество чиновников сидит, взаимодействует друг с другом, – это и дополнительные расходы, связанные с содержанием этих помещений, заработная плата и так далее. Не надо будет тратить время гражданам на получение разного рода дополнительных справок, как я уже сказал, дополнительное стояние в очередях, от которого люди частенько изнывают.
В среднем в год у нас набирается до 81 млн обращений в государственные и муниципальные органы за получением соответствующих документов и справок, при этом заявители вынуждены обращаться в различные организации. Вот я сказал – 81 млн обращений, а в общей сложности они ходят по различным учреждениям 560 млн раз в год, то есть по несколько раз для получения нужной бумаги надо навестить разные конторы: по шесть-семь раз. Такой порядок должен быть устранён. Вроде бы все работают, а для граждан потеря времени и нервов.
Теперь с реализацией этой нормы госорганам будет запрещено, как я уже сказал, требовать от граждан всякого рода справки, которые есть в других органах власти и управления. Я хочу подчеркнуть: сейчас мы будем говорить именно о федеральном уровне, потому что мы делаем только первый шаг. И всё, что мы сегодня будем обсуждать, всё, что я сейчас сказал, касается именно федеральных органов власти. Но мы с вами знаем и понимаем, что часто гражданину, который приходит за тем или иным документом, нужна конечная информация не только из федеральных, но и из региональных и муниципальных органов власти.
Уже с 1 июля 2012 года на электронное межведомственное взаимодействие должны перейти все регионы, а также муниципалитеты, то есть мы сформируем к этому времени или должны сформировать действительно целостную систему в масштабах всей страны, и тогда эта система должна будет заработать в полном объёме.
Я прошу оказать коллегам на местах самую активную поддержку и прежде всего уделить внимание всем вопросам технического информационного взаимодействия территорий с федеральными органами власти и, соответственно, муниципальными службами. Наша базовая задача – обеспечить максимально удобное положение дел в этой сфере для граждан. Люди должны чётко знать, что они могут требовать от чиновников и что чиновник в свою очередь вправе у них запросить. Все процедуры нужно делать простыми и понятными, а главное – выполняемыми в срок.
И ещё один важный момент: все вопросы, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг, с внедрением здесь современных технологий, мы должны открыто обсуждать с гражданами, с людьми, с институтами гражданского общества, с предпринимательскими объединениями, с теми, кому предстоит пользоваться этими новыми возможностями. И нужен, конечно, очень скрупулёзный учёт конструктивных идей, предложений и критических замечаний.
Мы уже предварительно обсуждали эту тему. Могут возникнуть ситуации с так называемой грязной информацией, то есть просто неполноценной либо недостоверной. Нужно всё это проверять, своевременно учитывать и вносить коррективы. Только так мы сможем добиться нужного эффекта. Могу себе представить, что на каких-то уровнях или в каких-то учреждениях будет желание у некоторых людей, которые занимаются этого рода деятельностью, специально создавать какие-то проблемы, потому что не всегда на местах чиновники хотят, чтобы их подменяла эффективно работающая техника (потому что и коррупционная составляющая, надеюсь, будет исчезать при внедрении этой техники). Вот это всё мы должны учитывать, для того чтобы, безусловно, наладить к нужному времени нужный объём и нужное качество работы. Повторяю, окончательно мы к этому должны подойти 1 июля 2012 года. Допускаю, что и тогда возможны какие-то сбои, но чтобы их минимизировать, чтобы всё-таки хотя бы к концу следующего года система заработала в полном объёме и эффективно, нужно уже сегодня посмотреть на то, как мы готовы к первым шагам. Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна.
Э.С.Набиуллина: После того как был принят закон в 2010 году, летом началась работа практически всех министерств и ведомств по подготовке этого межведомственного взаимодействия. Она действительно затронула практически все наши министерства и ведомства. Сейчас у нас из 900 услуг 337 требуют межведомственного взаимодействия. 337 услуг – и по каждой из этих услуг нужно получить какие-то справки в других органах. В среднем для юридических лиц это пять-шесть справок, иногда достигает и большего количества – до 10 и более справок. В результате работы – а работа шла по каждой услуге – по 337 услугам были составлены технологические карты, вся технология обмена информацией. В результате на межведомственное взаимодействие переводится 988 документов и, что очень важно, выяснилось, что у нас 311 документов вообще избыточны. То есть когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто не нужны, их можно ликвидировать. Это косвенный, но положительный эффект в документообороте.
Что это может означать, я думаю, коллеги расскажут, но могу привести пример Росреестра. Это одно из ведомств, которое активно участвует в межведомственном взаимодействии. В Росреестр поступает ежегодно около 26 млн обращений на регистрацию, 68 млн обращений или запросов на информацию, и по значительной части этих обращений нужны справки из других ведомств, прежде всего из Федеральной налоговой службы, из единого реестра юридических лиц. Если взять даже среднюю цифру таких обращений – 10 млн и очень консервативную оценку того, сколько может стоить каждое обращение с временными затратами на транспорт, на бумаги… Даже если взять 100 рублей на каждое обращение (это минимально), то получается, что мы экономим для граждан и бизнеса где-то 1 млрд рублей. Это только по одному типу обращений.
Сам Росреестр даёт справки в 33 ведомства: справки даёт гражданам и юридическим лицам, а они несут в 33 ведомства справки Росреестра (по 88 услугам). 35–40 млн обращений только по этой службе! Это тоже переводится на межведомственное взаимодействие. Это, конечно, очень важно. И для того чтобы система полностью заработала, важно, как Вы сказали, подключить регионы, муниципалитеты. Сейчас есть пилотные проекты, они проходят в трёх регионах – Башкортостане, Волгограде и Самаре. Другие регионы подключаются. Недавно Игорь Олегович (И.О.Щёголев) проводил во Владикавказе Совет по региональной информационной политике, и там наше Министерство экономического развития представило методологию, как регионы могут организовать эту работу. И мы надеемся, что к 1 июля 2012 года эта система будет полностью взаимодействовать. В первые недели, особенно первые 10 дней, во всех ведомствах будут открыты горячие линии, для того чтобы получать данные от граждан, от бизнеса, настраивать систему.
Нам уже пришлось – я имею в виду ведомствам – проделать большую работу по настройке информационных систем, потому что в разных ведомствах свои информационные системы, они должны были взаимодействовать друг с другом. Пришлось поменять 70 законов, для того чтобы эта система заработала. Это, конечно, очень важный шаг, и мы надеемся, что он реально воплотится и граждане и бизнес почувствуют эффект снятия бюрократических барьеров для своей деятельности, просто для жизни.
В.В.Путин: Повторяю ещё раз: это только начало. Трудно себе представить, что гражданин приходит в федеральный орган власти, а орган власти, для того чтобы оказать услугу, должен получить информацию только из федеральных органов власти. Как правило, всё равно нужно получить какие-то бумаги из муниципалитета, из регионов, а пока эта система не будет доведена до регионального уровня, значит – в полноценном режиме работать не сможет. Но всё-таки между федеральными органами нужно налаживать систему уже сейчас. Вот как миграционная служба на это смотрит?
К.О.Ромодановский (директор Федеральной миграционной службы): Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Межведомственное взаимодействие крайне важно для вопросов, которые решает миграционная служба. Забегая вперед и говоря о втором этапе, я приведу такой пример: запуск всего механизма, полноценная работа по межуровневому и межведомственному взаимодействию позволит сократить оформление загранпаспорта для населения с 30 до двух-трёх дней с доставкой до «миллионников» Российской Федерации. То есть в 10–15 раз мы сделаем оформление документов более быстрым и цивилизованным. И безусловно, то, что уже сейчас мы запускаем для оказания населению 14 госуслуг, – это крайне серьёзный антикоррупционный элемент. Этот элемент, который устраняет взаимодействие, контакты чиновника и населения, будет воспринят нашим населением, я думаю, с пониманием и благодарностью. В целом наша задача – перейти от 650 тыс. электронных услуг, которые мы оказываем сегодня в рамках госпортала, на 65 млн услуг, которые мы оказываем ежегодно.
Миграционная служба – это и донор информации, и реципиент информации. Мы уже сейчас готовим горячую линию, создаём специальное подразделение, которое будет работать именно в этом направлении. Надеюсь, что с 1 октября с минимальным количеством проблем мы этот процесс эффективно запустим.
В.В.Путин: Михаил Владимирович, налоговая служба как в этом направлении работает?
М.В.Мишустин (руководитель Федеральной налоговой службы): Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники совещания! Из того, что перечислила Эльвира Сахипзадовна, Федеральная налоговая служба является поставщиком фактически в 57% случаев востребованности той или иной процедуры, когда необходимо межведомственное взаимодействие. В частности, самым востребованным ресурсом для оказания практически всех услуг является единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. И на третьем месте после казначейства – единый государственный реестр налогоплательщиков. Лицензирование, паспорта – все функции и все необходимые документы, которые граждане получают в федеральных органах исполнительной власти, базируются на этих ресурсах.
Практически налоговая служба в своих взаимоотношениях с налогоплательщиками, выставляя счета и единые налоговые уведомления, так или иначе использует информацию от 15 ведомств. Это и есть то самое электронное взаимодействие, когда мы в электронном виде получаем информацию и выставляем налоговые требования. В частности, это требования земельного налога, имущественного налога, транспортного. К сожалению, проблема грязных данных – совокупная проблема, которая накапливалась годами. У нас вообще не было собственника до 1998 года. В 1998 году, когда приняли соответствующее законодательство по единому государственному реестру прав и начали формировать собственников, конечно, были ошибки. Были ошибки, связанные с адресом, с тем или иным неправильным уведомлением, какие-то сроки проходили.
Федерально-адресная система только сейчас создаётся полностью единой. И это всё мы чувствуем, так как, доставляя единое налоговое уведомление налогоплательщику, мы имеем обратную связь – люди недовольны и так далее. Та огромная работа, которая была проведена… В настоящее время встаёт вопрос о возможности электронного взаимодействия и очищения данных – тех самых грязных данных, которые нуждаются в инвентаризации. Мне кажется, что на текущий момент мы все готовы к этому, Владимир Владимирович: тестовые испытания все прошли. Те две трети сервисов, которые на текущий момент выдержали испытания и были представлены, будут являться минимумом для инвентаризации первичных данных всех ведомств, которые будут участвовать в межведомственном взаимодействии.
В.В.Путин: Антон Викторович, а Пенсионный фонд?
А.В.Дроздов (председатель правления Пенсионного фонда РФ): Пенсионный фонд является активным участником системы межведомственного документооборота. Одна услуга у нас базовая: дело в том, что законодательством определено, что СНИЛС (Страховой номер индивидуального лицевого счёта) является идентификатором для всех федеральных органов исполнительной власти и субъектов в части баз данных по физическим лицам. Таким образом, мы с 1 октября вводим для всех федеральных органов и субъектов услугу, по которой при сообщении нам фамилии, имени, отчества, даты рождения и пола мы выдаём СНИЛС, подтверждаем соответствие. И наоборот, при сообщении нам информации о СНИЛСе мы утверждаем это соответствие.
Это позволит всем федеральным органам обмениваться информацией и не допускать ошибок. Для того чтобы эту работу запустить с 1 октября этого года, мы провели в предварительном порядке сверку наших баз с крупнейшими базами данных, в частности с ФМС (почти 150 млн населения), с ФНС и Росреестром. Такая работа проведена, этот сервис будет запущен. То есть в течение одного дня мы будем обрабатывать несколько миллионов запросов.
Что касается госуслуг, то с 1 октября у нас вводится две госуслуги, которые требуют межведомственного документооборота: это всё, что касается взаимодействия с налоговой службой по регистрации всех видов юридических лиц, и вторая очень важная услуга – это распоряжение средствами материнского и семейного капитала. С 1 октября этого года не нужно будет приносить нам справку о том, есть ли лицензия или аккредитация у образовательного учреждения, в случае если направлением использования маткапитала выбрано обучение детей. Также не нужно нам предоставлять сведения из Росреестра о земельных участках и жилых помещениях, в случае если эти средства направляются на улучшение жилищных условий. К этому мы готовы и с 1 октября это вводим.
Остальные услуги (ещё порядка 12, связанных с пенсиями и пособиями) мы будем вводить по закону с 1 июня.
В.В.Путин: Игорь Олегович, как само обеспечение?
И.О.Щёголев: Это была непростая инженерная задача. В течение почти 10 лет создавалась в каждом ведомстве своя информационная система. Для того чтобы эта большая машина заработала, у нас было три варианта. Либо всё, что было раньше, обнулить и построить заново, по новым принципам, либо научить все информационные системы общаться со всеми. Представьте себе международную конференцию, где сидят 30 участников, которые говорят на разных языках, – нужно, чтобы был переводчик с каждого языка на каждый, колоссальные затраты на создание и на поддержание.
Мы выбрали средний путь, мы сделали так, что каждое ведомство продолжает управлять своей базой данных, но при этом они могут обмениваться через промежуточное звено, которое называется «Система межведомственного электронного взаимодействия». Если говорить про ту же международную конференцию, – мы сделали один язык, который обязаны понимать все системы, и через него все друг с другом общаются. Это позволило нам сохранить и капиталовложения, защитить данные от утраты, при возможности и в достаточно короткие сроки такое общение между ведомствами наладить. К этой системе сейчас подключены все органы федеральной власти, в том числе те, которые непосредственно не участвуют в этом взаимодействии, но в случае если такая потребность возникнет, они через эту систему данные могут запросить.
В.В.Путин: При подключении регионов и муниципалитетов объём, конечно, будет большой.
И.О.Щеголев: Объём будет больше, но и здесь мы применили самые современные технологии, так называемые облачные технологии (технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис). Это означает, что регион не должен создавать у себя заново всю базовую инфраструктуру: ставить серверы, протягивать каналы связи, расставлять компьютеры со специальным программным обеспечением, обучать людей созданию, а главное – защите этих данных.
Мы сделали такой образец, когда регион может заказать как услугу, то есть у него сидят чиновники на рабочих местах, а сама система обрабатывает по тому же принципу, что сделано в федеральных центрах. Это обходится им кратно дешевле, и они не обязаны выдумывать какие-то вещи, которые нам потом придётся друг с другом состыковывать: это уже система, которая работает в единой связке. Мы уже предоставили регионам доступ к нашей федеральной системе, – тоже итог этого года, у нас все регионы к этой системе уже подключены. Теперь у них задача – за оставшееся время модернизировать и достроить собственные базы информационных данных, с тем чтобы мы могли предоставлять услуги на всех уровнях.
Режим такого взаимодействия есть. Действительно, как сказала Эльвира Сахипзадовна, днями мы собирались во Владикавказе, все регионы там были, мы выслушали все вопросы и ответы, у нас идёт взаимодействие в реальном режиме, равно как и у наших коллег из Минэкономразвития. У нас для этого создан информационный ресурс, есть механизм обратной связи, они знают, что можно позвонить, получить ответ. Все настроены к июлю следующего года эту задачу решить и для регионов. И, естественно, помогать экспертизой и другими способами муниципалитетам. Мы объявили о том, что в этом году при формировании федерального бюджета мы приняли решение создать дополнительный фонд, из которого мы можем помогать регионам, которые хорошо идут по этому пути, такую задачу решить. Фонд составляет 500 млн рублей, достаточно большой для того, чтобы стимулировать ежегодно подобного рода проекты в регионах.
Мы исходим из того, что система уже сейчас работает в тестовом режиме, многие услуги уже оказываются. Коллеги поскромничали: скажем, у нас за этот год при помощи разных электронных каналов и дистанционной подачи документов было выдано 600 тыс. загранпаспортов, подано заявлений на переоформление 100 тыс. общегражданских – это большое количество, с нашей точки зрения. 800 тыс. человек заплатили штрафы ГИБДД тоже таким дистанционным способом.
Мы систему проверили, она у нас надёжная, распределённая, способная обрабатывать сейчас до 2 млн обращений в сутки. Если привязаться к цифре 560 млн, она уже с избытком покрывает ежегодные потребности. Но при необходимости, учитывая, что аппетит приходит во время еды и появятся всё новые услуги, которые мы можем таким образом обрабатывать, мы сделали так, что она может и до миллиарда дойти – даже больше миллиарда в сутки обрабатывать такого рода обращений! Система надёжная и, конечно, сейчас мы очень рассчитываем на обратную связь со стороны общества, когда система заработает.
Опыт такой работы есть: когда мы вводили портал госуслуг, нам поступали замечания. Был очень дружественный тон, все понимали, что это новое. Можно сказать, что то, что мы сейчас создаём, – это уникальный проект не только в российском масштабе, но и в международном масштабе. У него есть экспортный потенциал не только для развивающихся стран, потому что модель, которую мы сделали, – по этому пути никто не шёл. Может быть, потому, что мы чуть позже начали, мы смогли использовать самое лучшее, что есть в мировом опыте.
В.В.Путин: Хорошо.