«По прогнозам, российская экономика к началу будущего года полностью преодолеет последствия кризисного спада и продолжит свой рост, формируя устойчивые поступления в государственную казну».
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы с вами выходим на заключительный этап работы над федеральным бюджетом, над проектом федерального бюджета на три года. Задачи сегодняшней комиссии – расставить акценты бюджетной политики, окончательно согласовать позиции ведомств по ключевым параметрам, а также рассмотреть прогноз социально-экономического развития России на 2012–2014 годы. Это база для принятия решений в бюджетной сфере, в том числе нужно будет определиться по тарифам естественных монополий. Очень важный вопрос, без решения которого мы не можем принять бюджет. В этой связи что бы хотел сказать?
Только что мы провели ещё одно промежуточное совещание. Какое есть предложение? Во-первых, замечу, что рост тарифов у нас всегда происходит с 1 января. Это порождает инфляционные ожидания, разгоняет нам инфляцию с самого начала года. Поэтому предложение заключается в следующем: решить вопрос по РАО РЖД по росту тарифов не более 6% в 2012 году с 1 января. Но имея в виду большой комплекс ремонтных работ, связанных с обеспечением безопасности, оказать РАО РЖД дополнительную помощь в конце текущего года в объёме до 40 млрд рублей. Все остальные позиции, а именно повышение тарифов на газ не более 15% и повышение тарифов на электроэнергию, в том числе имею в виду сетевое хозяйство, тепло, – по инфляции, но и то, и другое, и третье – не с 1 января 2012 года, а с 1 июля 2012 года. Имею в виду, что в это время снижается потребление энергии и в первичных источниках энергии, и электроэнергии в России в связи с нашими климатическими условиями, и переход на более высокий тариф для потребителей будет происходить гораздо мягче, чем с 1 января.
Обращаю внимание Министерства энергетики, курирующего вице-премьера, других наших коллег, что нужно будет заблаговременно, прямо сейчас провести соответствующую работу с руководителями компаний, с тем чтобы они соответствующим образом скорректировали свои инвестиционные планы. Обращаю ваше внимание на то, что у нас в 2012 году предусмотрено до 50 млрд рублей гарантий для инвестиционных проектов, и компании могут использовать этот инструмент для решения своих первоочередных задач, с тем чтобы в первом полугодии следующего года у них не возникло каких-то непреодолимых препятствий и сложностей. И с губернаторами нужно будет поговорить в отношении сетевых компаний, за которые они отвечают. Эту работу нужно будет настроить заранее.
Уже к 20 сентября нам предстоит рассмотреть итоговый вариант федерального бюджета на заседании Правительства Российской Федерации и до 1 октября внести законопроект в Государственную Думу. Отмечу, что работа над бюджетом велась в активном сотрудничестве с Общероссийским народным фронтом: вместе с его представителями мы обсуждали проблемы и приоритеты государственных финансов. Хочу поблагодарить за это Министерство финансов, действовали достаточно активно и открыто. Рассчитываю, что так же конструктивно и плодотворно будет строиться работа со всеми парламентскими фракциями. Хочу повторить: именно со всеми парламентскими фракциями. Ещё раз подчеркну: Правительство должно быть открыто для такого содержательного диалога.
Теперь несколько принципиальных моментов по бюджету. Первое – несомненным приоритетом государственных финансов остаётся баланс доходов и расходов. Уже в текущем году федеральный бюджет будет свёрстан без дефицита, и это несмотря на осторожные оценки, которые мы с вами давали в начале года.
Рассчитываем, что по итогам 2011 года расходная и доходная части федерального бюджета будут на уровне 11 трлн рублей. По прогнозам, российская экономика к началу будущего года полностью преодолеет последствия кризисного спада и продолжит свой рост, формируя устойчивые поступления в государственную казну.
Минфин подготовил прогнозы, согласно которым доходы федерального бюджета в 2012 году составят 11,8 трлн рублей, а расходы – 12,6 трлн рублей. Таким образом, пока планируется дефицит бюджета на уровне 1,5% от валового внутреннего продукта. Напомню, что мы и в этом году планировали некоторый дефицит, даже не некоторый, а 3,7–3,6%. Выходим на бездефицитный бюджет. Эти оценки по следующему году, как я сказал, носят тоже предварительный характер. Рассчитываю, что позитивная макроэкономика, позитивная динамика в экономике позволят в дальнейшем скорректировать эти позиции в позитивную сторону, тем самым линия на бездефицитный бюджет будет, безусловно, продолжена.
Второе – в самом начале работы над проектом федерального бюджета мы определили его как бюджет развития. Исходя из этой логики, расставили приоритеты государственных расходов на ближайшие годы: это проведение перспективных научных изысканий и внедрение инноваций, инфраструктурная поддержка экономического роста и содействие малому и среднему бизнесу. И конечно, в центре нашего внимания будут инвестиции в развитие, благополучие человека, благополучие российских семей, безусловное выполнение всех социальных обязательств государства перед гражданами страны.
В ближайшие годы войдут в активную фазу программы развития регионального здравоохранения и образования, продолжит индексироваться материнский капитал, безусловно. С будущего года возрастёт уровень денежного довольствия и пенсий военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел. Должна быть окончательно решена проблема с постоянным жильём в Вооружённых силах и, конечно, будет продолжена программа по обеспечению жильём наших ветеранов. Убеждён, выбранные точки приложения усилий и намечаемые меры позволят заметно улучшить жизнь граждан страны. Это должно позволить нам укрепить базу для развития человеческого капитала, задать новые, более высокие темпы качественного роста отечественной экономики.