Обсуждалась работа Российской академии медицинских наук, её сотрудничество с Минздравсоцразвития, а также участие РАМН в подготовке программы модернизации здравоохранения.
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Иван Иванович, сегодня у нас сколько членов академии?
И.И.Дедов: Сегодня, если мы подпишем распоряжение Правительства, будет 250 действительных членов и 270 членов-корреспондентов.
В.В.Путин: Такая необходимость назрела?
И.И.Дедов: Да, уже более пяти лет не было выборов. Спасибо Вам за то, что пошли навстречу. Академия развивается, и очень динамично. Сейчас мы обсуждаем, безусловно, программы федерального и местного уровней, потому что через год – с 2013 года – финансирование уже будет программное и грантовое, и поэтому, конечно, сейчас мы смотрим в будущее.
В.В.Путин: Сколько всего сейчас учреждений в составе академии?
И.И.Дедов: У нас в академии 52 института. Входит не только Москва, но и Санкт-Петербург, Северо-Западное отделение, Сибирское отделение. Сегодня благодаря беспрецедентному пополнению академии мы получаем солидное число вакансий, причём не только пополнение, но и – мы сегодня переговорили в президиуме – омоложение: 30% претендентов членов-корреспондентов будут избираться до 50 лет и 30% академиков – до 65 лет.
Сессию планируется провести в декабре, причём научная часть будет посвящена сахарному диабету. Сахарный диабет сегодня – это действительно опаснейший вызов мировому сообществу. Здесь, в Москве, было глобальное совещание министров здравоохранения. Неинфекционные заболевания сегодня являются приоритетными: сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, онкология, так называемые хронические обструктивные болезни лёгких.
В.В.Путин: Понятно. Иван Иванович, какие ещё направления Вы считаете наиболее приоритетными? Я так понимаю, что и выбор специалистов будет осуществлён по этим приоритетными направлениям?
И.И.Дедов: Конечно, это будет фундаментально. У нас в академии есть так называемые экспериментально-фундаментальные институты: клиническое отделение, отделение профилактической медицины, традиционно отделение сердечно-сосудистой патологии, метаболические нарушения (такие, как сахарный диабет и другие), эндокринопатия, онкология, ну и фундаментальные (такие, как геномные, постгеномные технологии), физиология как самое фундаментальное, откуда вся медицина вышла.
Безусловно, мы шире представляем сегодня географию – не только Москву и Санкт-Петербург. Мы оставляем ещё одну сессию для того, чтобы посмотреть наш резерв. У нас же пять лет не было выборов, даже больше, и, конечно, сейчас поднакопилось. Безусловно, все понимают, что нужно искать талантливых людей, и сегодня среди 32–35-летних есть очень толковые парни. Мы их рекомендуем.
В.В.Путин: Как у вас выстраивается работа, сотрудничество с Министерством здравоохранения?
И.И.Дедов: С Министерством здравоохранения у нас хороший контакт: деловой, творческий. Вопросы, которые стоят перед Академией наук, мы обсуждаем. Я не помню, чтобы у нас не было непонимания. Наши сотрудники участвуют и в коллегии, и во всех проектах, которые здесь отрабатываются.
В.В.Путин: Вы принимали участие в подготовке программы модернизации здравоохранения?
И.И.Дедов: Конечно. В академическом сообществе всего 28% академиков работают в структурах Академии медицинских наук, большинство работают в структурах Минздрава и, конечно, мощная вузовская наука. Мы принимали участие, мы хорошо это знаем.
И, когда недавно была сессия, мы договорились независимо от ведомственной принадлежности объединять потенциал, тем более далее, наверное, объединим ещё больше. Мы думаем сейчас, как развиваться медицинской науке, параллельно развиваться здравоохранению: и там мощная база, и здесь. Экспериментально-фундаментальная – немножечко на обочине. Наверное, будем думать, чтобы инновационная цепочка была сразу замкнута от идеи, концепции, потом экспериментальной апробации в клинике и далее – выход коммерческой продукции.
Сейчас модно говорить «платформа». Это хорошая, многослойная, многоукладная структура, куда войдут и фундаментальные (будем говорить «экспериментальные»), и, конечно, клинические структуры.
Когда смотрели эти программы по модернизации – а между тем большие деньги пошли в регионы, – мы включились и хорошо представляем, как это нужно сделать, тем более что мы отвечаем за высокотехнологичную медицину, не только специализированную.
В.В.Путин: Спасибо.