А.Б.Чубайс рассказал главе Правительства о новых разработках компании, особо отметив внедрение в производство отечественных нанокомпозитных материалов, применяемых как в военном, так и в гражданском авиастроении. Кроме того, он продемонстрировал опытный экземпляр электронного учебника, который в рамках экспериментальной программы поступит в школы ряда регионов страны.
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Анатолий Борисович, компания работает по очень разным направлениям. Это и энергосбережение, и материаловедение – много всего, даже и оборонка, разумеется. Но сейчас я знаю, что вы активно готовитесь и к новому учебному году. Что вы придумали?
А.Б.Чубайс: Да, есть и такая компонента. Я не удержался и даже принёс Вам образец. Я Вам докладывал, что мы занимаемся новым видом электроники, которая принципиально отличается от существующей тем, что она не на кремниевой базе. Она на неожиданной базе – просто пластиковой (показывает компьютер).
В.В.Путин: Это вы показывали мне, когда я у вас был?
А.Б.Чубайс: Да. Вот, продолжая эту работу, сегодня мы поняли, что этот технологический продукт – компьютер без кремния – может иметь применение в образовательной сфере. И то, что мы подготовили сейчас, – это, собственно, и есть компьютер, который используется для обучения школьников. Сегодня в него закачан полный комплект учебников по всем дисциплинам до 6-го класса. Причём это не просто комплект учебников: они адаптированы для компьютера, с гиперссылками, как положено. И при поддержке Минобразования мы с 1 сентября 1 тыс. таких образцов будем обкатывать в нескольких регионах страны. По сути дела, вот здесь, в руках, – полный комплект учебников для школьника одного класса. Вообще говоря, это – электронная бумага, которая существует и без нас, мы не первые, кто ей занялся.
В.В.Путин: Видите, как я удачно нажал.
А.Б.Чубайс: И что нашли?
В.В.Путин: Как на масляной неделе со стола блины летели.
А.Б.Чубайс: Видимо, это литература, как я понимаю. Так оно и есть, точно. Вот эти вот самые блины, а также все остальные учебники – здесь, вот в этом очень лёгком компьютере… Важно, что…
В.В.Путин: Сколько он будет стоить примерно?
А.Б.Чубайс: Это важный вопрос. Мы сейчас пока ориентируемся на цену 12 тыс. рублей, на старте. Но главное для нас – то, что если эксперимент удастся (а он займёт год, если нам через год Минобразования подтвердит, что он работоспособный), то мы выходим на очень крупную серию, тем более что мы, собственно, сейчас в Зеленограде начали строительство завода (очень масштабное строительство, там капвложения – более 700 млн долларов), который должен нас увести в большую серию уже такого, российского масштаба. А вывод на поток означает, что мы сможем и снизить цену, и выйти на следующие изделия. Причём параллельно пойдёт процесс обкатки в школах с 1 сентября, строительство завода с ноября этого года и одновременно в МИЭТе (Московский институт электронной техники), который там же находится, в Зеленограде мы создаём исследовательский центр, который будет саму технологию развивать и продвигать дальше. Мы считаем, что у неё сфера применения не ограничивается только учебником. В принципе, пластиковая электроника может иметь целый ряд других применений, но если это сработает, то, мне кажется, это прорывное направление.
В.В.Путин: Конечно.
А.Б.Чубайс: Важно, что ещё эта технология даёт абсолютную травмобезопасность. Он и легче, тут нет стекла даже на экране. Экран полностью, я показывал, гнётся, он такой мягкий, и, даже если школьники решать подраться друг с другом с помощью компьютера, он абсолютно травмобезопасен и по весу, и по другим компонентам. Плюс к тому это электронная бумага, у которой нет света, идущего сзади, как у обычного компьютера. Здесь принцип другой. То, что видят школьники, – просто отражённый свет, как, собственно, от бумаги. Это просто электронная бумага, поэтому с точки зрения санитарных требований он полностью соответствует требованиям как раз для школьника, попадает в этот вид продукта.
В.В.Путин: То есть если это пойдёт в серию, то цена может быть значительно ниже?
А.Б.Чубайс: Да, конечно, конечно.
В.В.Путин: Что по энергосбережению?
А.Б.Чубайс: По энергосбережению у нас есть несколько проектов в разных сферах. По одному из них я даже захватил с собой образец. Это первая российская светодиодная лампочка со стандартным цоколем Е27, которую можно просто ввинчивать вместо существующих лампочек. Мы 2 сентября её презентуем, и первая опытная партия поступит в магазины Москвы и Петербурга с начала сентября. Главные её свойства такие: первое – это энергоэффективность. Она в 6 раз с лишним менее энергоёмкая, чем обыкновенная лампочка. Та, что Вы держите в руках, по светоотдаче эквивалентна 60-ваттной лампочке, а по энергопотреблению – 12 Вт. И второе главное свойство – это долговечность: 50 тыс. часов, из который три года мы будем гарантировать, то есть трёхлетняя гарантия означает, что, если что-то там с ней случилось у человека, мы гарантируем бесплатную замену, что сейчас не делают ни наши западные конкуренты (Philips, Osram), ни тем более наши конкуренты восточные, в том числе Китай. Мы понимаем, что на старте этот продукт будет недешёвый, но если тот же самый Osram сегодня продаёт такие же лампочки по цене 1,2–1,3 тыс. рублей, то на старте мы пойдём на цену чуть меньше 1 тыс. рублей. Но это тоже тестовая партия – 30 тыс. шт. в сентябре–октябре. И если рынок подтверждает, что он готов её принять, то мы пойдём и в рост серийности, и, соответственно, на снижение цены, которое должно быть 4–5-кратным примерно за два года.
В.В.Путин: Существенно.
А.Б.Чубайс: Да. Мы думаем дойти примерно до 250 рублей к 2014 году, даже, может, к 2013 году удастся сделать, если продукт пойдёт в серию, в подтверждённый рынком спрос.
В.В.Путин: Анатолий Борисович, на что бы Вы ещё хотели обратить моё внимание, какие есть вопросы, которые Вы хотели бы обсудить?
А.Б.Чубайс: У нас есть ещё ряд таких результатов, о которых хотел сказать два слова. Вы посетили выставку на МАКСе, мы, в общем, с гордостью добились результата, который мне кажется важным. Базовая проблема в этой сфере, как Вы хорошо знаете, это материалы для отечественного авиастроения – как военного, так и гражданского. И мы вчера подписали соглашение вместе с Погосяном (М.О.Погосян – президент ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация»), вместе с Кабловым (Е.Н.Каблов – генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов) – это институт авиационных материалов – и Меламедом (Л.Б.Меламед – генеральный директор холдинговой компании «Композит») – это наша дочерняя компания, суть которого состоит вот в чём: мы доказали авиастроителям, что способны производить отечественные нанокомпозитные материалы, пригодные для требований как по военной, так и гражданской тематике. Первые образцы пойдут соответственно в перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, дальше мы рассчитываем попасть в новые модификации «Сухого Суперджета» и в МС-21 с нашим отечественным материалом.
В.В.Путин: Отлично. И они совместимы с титаном?
А.Б.Чубайс: Они совместимы с титаном и главное, что входят сейчас в сертификацию, которая очень сложный и долгий процесс (ну понятно: серьёзные авиационные требования). Но для того, чтобы к этому дню прийти, мы больше двух лет вместе с Погосяном и другими коллегами готовили свои технологические этапы и сегодня заказчик готов на наших материалах делать первые изделия.
В.В.Путин: Отлично.