В ходе заседания Премьер сообщил, что утверждён устав, а также состав наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. «В наблюдательный совет вошли представители бизнеса, общественных организаций, руководители регионов, где имеется и накоплен хороший опыт поддержки предпринимательства и модернизации социальной сферы, люди отобраны и назначены», – заявил В.В.Путин.
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Несколько оперативных вопросов сначала. Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), Вы здесь? У нас открывается «МАКС» на следующей неделе. Как идёт подготовка?
С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович, с 16 по 21 августа в Жуковском пройдёт уже юбилейный, 10-й международный авиакосмический салон «МАКС-2011». Он становится у нас одним из ведущих авиакосмических салонов в мире наряду с «Ле-Бурже», «Фарнборо». И в этом году участие в салоне примут 794 компании из 40 государств мира. Для справки могу сказать, что в прошлом «МАКСе», в 2009 году, участвовало 735 компаний из 34 стран, то есть состав участников постоянно расширяется.
Естественно, как и всегда, на этом салоне будут представлены все новинки авиационной, вертолётной, двигателестроительной техники. Но, как правило, людей больше всего привлекает лётная программа. И в этом году в салоне будут участвовать 211 летательных аппаратов. Могу сказать, что в лётной программе в качестве новинки впервые будет представлен в небе наш истребитель пятого поколения ПАК ФА, который Вы неоднократно уже видели. После четырёхлетнего перерыва в салоне примут участие также самолеты ВВС Соединенных Штатов Америки.
Из гражданской авиатехники я бы отметил впервые присутствие на салоне «Аэробуса-380» – на сегодняшний день самого крупного пассажирского самолёта в мире, а также «Дримлайнера» компании «Боинг». Все они будут представлены к показу, и наша техника будет, включая АН-124 («Руслан»). Таким образом, с точки зрения транспортной и крупногабаритной пассажирской авиатехники будет представлено всё лучшее в мире, что есть на сегодняшний день.
Будет большой ряд современных вертолётов, в том числе российские новинки будут представлены в салоне Роскосмоса. Надеемся, что салон, как всегда, привлечёт большое внимание зрителей: есть что посмотреть, и, пользуясь случаем, хотел бы Вас тоже пригласить…
В.В.Путин: Хорошо, спасибо.
С.Б.Иванов: …по возможности посмотреть экспозицию.
В.В.Путин: Авиакосмический салон «МАКС» становится действительно хорошей, солидной площадкой международного класса, мирового класса. Как у нас ситуация с авиаперевозками? Опять обанкротилась очередная компания. «Континент», да, называлась? Я просил вас предложения сделать по этому поводу – по вопросу об обеспечении надёжности с перевозками. Какие предложения?
С.Б.Иванов: Как я Вам и ранее докладывал, авиационные пассажирские перевозки – наиболее динамично растущая отрасль перевозок среди всех видов транспорта. В прошлом году прирост пассажиропотока на авиационном транспорте у нас составил 26%, за текущий период этого года прирост – уже около 15%. Это, конечно, хорошо. Люди всё больше и больше летают.
Не совсем хорошо то, что у нас неблагополучно обстоят дела с безопасностью перевозки авиационным транспортом. Последние катастрофы Ту-134 под Петрозаводском, аварийная посадка Ан-24 с гибелью людей в Томской области и недавняя аварийная посадка в Благовещенске, катастрофа грузовика Ан-12 – все эти катастрофы объединяет одна общая черта: катастрофы происходят в компаниях, которые обладают двумя, тремя, максимум четырьмя самолётами. Становится совершено очевидным, что они не в состоянии обеспечить должный уровень технологической транспортной безопасности.
В этой связи Министерство транспорта предлагает ввести определённые лимиты на количественный и качественный состав авиапарка, который совершает регулярные коммерческие рейсы. Дело в том, что на сегодняшний день лицензию эксплуатанта-перевозчика пассажиров у нас имеют 139 авиационных компаний по стране, из них 15 ведущих перевозят до 90% всех пассажиров. Это крупные, надёжные компании, и (стучу по дереву) никаких происшествий за многие годы у этих компаний нет и не было. Вот они перевозят 90%, а оставшиеся 120 компаний перевозят 8–9% пассажиров.
Эти небольшие компании (я и другие их в быту называют «авиакомпании-живопырки») просто не в состоянии обеспечить и подготовку экипажа, и просто технологические нормы безопасности. Поэтому Минтранс предлагает ввести ограничения для компаний, осуществляющих регулярные коммерческие рейсы, по количеству и качеству самолётов: не менее 20 самолётов. Чтобы не затронуть чартерные перевозки, а также местные линии, это правило не будет распространяться на чартерные перевозки и местные линии, когда самолёт летит из одного субъекта в соседний (в другой, например), то есть летает на территории двух субъектов, или на социально-значимые перевозки в масштабах одного федерального округа. Я эти предложения поддерживаю, потому что полагаю, что в транспорте, не только в авиационном, всё-таки безопасность первична: мы в этом и на примере «Булгарии» недавно убедились. Безопасность первична, а доходы, как говорится, бизнес, всё-таки должны исходить прежде всего из норм безопасности, а потом уже из норм прибыли, тем более что в авиаперевозках у нас уже хорошая конкуренция сложилась: вот даже те 15 крупнейших перевозчиков, которые перевозят 90% пассажиров, кроме «Аэрофлота», – это всё частные компании. И они, конкурируя между собой, снижают цену, увеличивают комфортность, и мы видим, что цены на авиабилеты, если не считать колебания цен на авиационный керосин, фактически достаточно стабильны, не растут, поэтому вот предложение первое такое.
Теперь что касается авиакомпании «Континент». 29 июля она прекратила своё существование. Перед этим авиакомпания продала около 30 тыс. билетов на сумму 280 млн рублей. Росавиацией и Минтрансом сразу же был образован оперативный штаб и оперативные группы по регионам, потому что эта авиакомпания в основном продавала билеты на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири по маршрутам на Черноморское побережье Краснодарского края, и люди зависли, оказались в тяжёлом положении либо на Чёрном море, либо в местах вылета на Дальнем Востоке.
Я бы хотел напомнить, что у нас уже в бюджете были предусмотрены деньги на такие случаи – около 300 млн рублей, поэтому оперативный штаб в этот раз среагировал достаточно быстро, и люди, которые не смогли вылететь по билетам авиакомпании «Континент», были подхвачены другими авиакомпаниями, 12 крупными российскими авиакомпаниями, и вывезены либо с юга после отпуска, либо на юг, в отпуск. И на сумму примерно 100 млн рублей уже приняты билеты к оплате клиринговой компанией. Если люди покупали билеты через национальную клиринговую компанию, деньги им будут полностью возвращены: у нас в бюджете на этот случай средства, деньги предусмотрены. Ну и что касается самого руководства авиакомпании «Континент», то Следственным комитетом возбуждено уголовное дело в отношении руководства этой компании, потому что я считаю, что там есть все признаки мошенничества.
Владимир Владимирович, и последнее. Вот фотографии, Игорь Олегович передал. Вам недавно докладывал губернатор Читинской области, на трассе Чита–Хабаровск мы сейчас активно сотовые вышки трёх российских ведущих сотовых операторов, «тройки», ставим, и к 1 октября связь по всей трассе на 2 тыс. км должна у нас устойчиво заработать.
В.В.Путин: Игорь Олегович (обращаясь к И.О.Щёголеву), как идёт работа на трассе Чита–Хабаровск по связи?
И.О.Щёголев: Действительно, получился очень хороший пример такого неформального государственно-частного партнёрства, потому что сформирован консорциум операторов, куда вошли все ведущие компании. В этом принимают активное участие наши железнодорожники, энергетики: они дают энергопитание. С «Росавтодором» мы вместе строим подъездные пути. Местные власти очень хорошо помогают с выделением земельных участков, то есть сейчас большая часть таких логистических задач решена и уже начато строительство. И мы реально к 1 октября сможем эту сеть запустить.
Организовано взаимодействие и внутри, между операторами, с тем чтобы там, где у одних нет базовых станций, абоненты этих компаний могли пользоваться услугами других компаний за счёт межоператорского роуминга. Это тоже было такое новое решение для нашей страны. И естественно, учитывая сжатые сроки и большую значимость проекта, мы где-то идём, даже опережая бюрократические процедуры, потому что там же у нас большое количество согласований и проектной документации, экспертизы, и потом вводы в эксплуатацию. Поэтому мы бы хотели обратиться к Вам с просьбой разрешить начать оказывать услуги ещё до завершения всех этих бюрократических процедур, потому что сама по себе сеть будет, естественно, мы будет всё оформлять. Но мы можем начать уже оказывать услуги ещё до того, как всю эту бумажную волокиту завершим.
В.В.Путин: Что для этого нужно сделать?
И.О.Щёголев: Ваше согласие.
В.В.Путин: Вперёд. Спасибо.
Юрий Петрович (обращаясь к Ю.П.Трутневу), у нас первая экспедиция выехала на Землю Франца-Иосифа для того, чтобы начать там работу по расчистке экологических завалов, оставшихся с прежних времён. Как мы и договаривались, мы в 2011–2012–2013 годах где-то 840 млн выделили? Как идёт работа?
Ю.П.Трутнев: Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением в этом году впервые в России начата работа по ликвидации накопленного экологического ущерба. Мы начали с Земли Франца-Иосифа. Работа осуществляется двумя экспедиционными судами. Первое – «Михаил Сомов» – уже достигло пункта назначения. Они завезли жилые комплексы, энергетику, оборудование. Второе – «Академик Николай Страхов» – придёт 17 августа. Они уже забросят 30 человек, которые начнут работу по отбору проб, обследованию территории и отработке технологии уборки. Эта работа завершится планом мероприятий, на основании которого будет проводиться работа уже в 2012–2013 годах. И ещё по двум территориям у нас также состоялись конкурсы: это Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат на Байкале и остров Врангеля. Конкурсы состоялись, подрядчики выбраны, работа началась.
В.В.Путин: Отлично.
Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко) по профессиональной подготовке, по профессиональному образованию. 1 млрд мы в этом году выделяли, да? И в 30 регионах планировали провести эксперимент по улучшению системы профобразования. Что там делается сейчас? Что происходит?
А.А.Фурсенко: Это в рамках нашей федерально-целевой программы. Мы провели два конкурса по поддержке начального и среднего профобразования. Одно – это конкурс по развитию региональных программ по профобразованию. Второе – по созданию ресурсных центров начального и среднего профобразования. При этом были объявлены конкурсы — и в том и другом мероприятиях предусмотрено участие и регионов, и промышленности, и экономики, и бизнеса. Выбраны отрасли промышленности, которые участвуют в этих регионах: это энергетика, металлургия, авиационно-космическая, нефтегазопереработка, медико-биологическая, фармацевтическая промышленность, добыча полезных ископаемых. Кроме этого, были созданы ресурсные центры по лесному хозяйству и по сельскому хозяйству. В конкурсе участвовало 46 регионов и примерно 100 компаний, причём среди них такие крупные компании, как «Газпром», как ОАК, «Норникель» и так далее. 24 региона победили в конкурсах по региональным проектам. Кроме этого, ещё семь ресурсных центров создано в семи регионах. Из семи федеральных округов у нас не участвовал в первом конкурсе Северо-Кавказский федеральный округ, я Вам докладывал. Поэтому сейчас объявили дополнительный конкурс специально для Северо-Кавказского федерального округа.
В этом году из федерального бюджета поступит примерно 1 млрд, и более 2 млрд – это софинансирование из региональных бюджетов и от промышленности. Все конкурсы, все проекты трехлетние. Самое главное, что все регионы-участники подготовили комплексные программы по развитию профобразования в регионах, и мы будем продолжать эту работу практически по всем округам.
В.В.Путин: Хорошо. Главное – быть в контакте всё-таки с компаниями.
А.А.Фурсенко: Компании вообще увидели, что на самом деле один из главных, лимитирующих факторов их развития – это отсутствие квалифицированных специалистов. Сейчас подводятся итоги приёма в вузы, и я могу сказать, что подтверждается то, что ведущие вузы набрали в технических, инженерных направлениях, пожалуй, лучше абитуриентов, лучше состав, чем в прошлых годах. В конце августа будут подведены итоги, тогда я более подробно доложу. Могу сказать, что ситуация, на мой взгляд, переломная. Несколько раз говорили по поводу того, что надо обратить внимание на технических специалистов, на специалистов, которые работают в реальной экономике. Перелом этот, на мой взгляд, произошёл.
В.В.Путин: Татьяна Алексеевна, (обращаясь к Т.А.Голиковой) у нас некоторая положительная динамика наблюдается в демографии. Речь идёт не только о повышении рождаемости, но и о снижении смертности: по сердечно-сосудистым заболеваниям (по-моему, на 4,5%), по онкологии (на 1,1%), от ДТП (на 5,7%) и от туберкулёза (смертность понизилась на 6,3%). В целом динамика положительная. Как Вы могли бы прокомментировать и какие задачи Вы видите в ближайшее время?
Т.А.Голикова: Мы, как Вы помните, согласно Вашему плану, который Вы утвердили в прошлом году, реализуем второй этап концепции демографической политики до 2025 года. На втором этапе мероприятия в основном ориентированы именно на снижение показателей смертности. Те направления, которые Вы сейчас перечислили, тесно связаны с направлениями национального проекта «Здоровье» и программами модернизации здравоохранения, которые тоже реализуются с 2011 года. При этом эти программы модернизации здравоохранения сделаны таким образом, что направления нацпроекта являются неотъемлемой частью этих программ и качественные, и количественные показатели реализации увязаны с качественными и количественными показателями реализации национального проекта «Здоровье».
Но с учётом того, что всё-таки эти направления – снижение смертности сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических, дорожно-транспортных происшествий, туберкулёза – на более ранних этапах начали реализовываться, естественно, и показатели более позитивные, чем, может быть, по другим направлениям, к которым приступили только сейчас.
Общий показатель снижения смертности за половину этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого составил 2,8%. Это на самом деле реально хороший показатель, но, как Вы правильно заметили, основной вклад дало снижение смертности по болезням системы кровообращения, дорожно-транспортным происшествиям, туберкулёзу. Что касается онкологии, мы действительно зафиксировали снижение на 1,1%. Оно, может быть, не такое зримое, но тем не менее во все предыдущие периоды у нас был рост. Поэтому то, что сейчас по первому полугодию снижение, это очень важно.
Нам представляется, что по другим социально значимым заболеваниям, которые есть уже в программах модернизации, к концу этого года мы ожидаем, что также будут достигнуты позитивные показатели.
Но здесь немаловажно отметить и другое. У нас идёт устойчивое снижение младенческой смертности. Показатели младенческой смертности в Российской Федерации в 2005 году, когда стартовал национальный проект, были 11 на 1000 родившихся. В то время в европейских странах показатели составляли 3,5 на 1000 родившихся. Сейчас у нас за первое полугодие этого года – 7,1 и снижение 6,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Что даёт возможность это делать? По всем этим направлениям, которые перечислены, и по тем, которые сейчас есть в программах модернизации, осуществляется комплексный подход. Что я имею в виду? Я имею в виду внедрение новых порядков оказания медицинской помощи, которые предполагают и соответствующую модернизацию материально-технической базы, и подготовку, и переподготовку кадров, и правильное выстраивание так называемой маршрутизации пациента, чтобы оказать ему наиболее качественную медицинскую помощь.
Что же касается снижения младенческой смертности, то очень высокие и достаточно позитивные показатели достигнуты в тех регионах, в которых открылись перинатальные центры, потому что там, как Вы помните (нам рассказывали, когда в одной из командировок мы были), создаётся трёхуровневая система выхаживания сначала беременной мамы, а потом уже ребёнка. И мы очень рассчитываем, что те регионы, которые дали Вам обязательства в этом году завершить работу по открытию перинатальных центров, её завершат и к концу года показатели будут ещё более позитивными.
В.В.Путин: Губернаторы в целом отчитываются о том, что работы идут сейчас по плану, они подтянули графики.
Т.А.Голикова: Да, мы не так давно, буквально неделю назад, проводили с Александром Дмитриевичем (А.Д.Жуков) селекторное совещание. Этому вопросу было уделено особое внимание, и все регионы пока подтверждают те сроки, которые подтвердили Вам.
Но ещё важно сказать, что 9-го числа я провела межрегиональное совещание в Москве по тому, как за первое полугодие реализуются программы модернизации. Сейчас отставание, связанное с поздним принятием нормативных актов, которое было в отдельных регионах, потихонечку преодолевается. И я думаю, что какой-то регион мы могли бы Вам показать, как в нём реализуется программа модернизации.
В.В.Путин: Алексей Гордеев (А.В.Гордеев – губернатор Воронежской области) 3 раза звонил, приглашал, сказал, что всё выполнено, всё введено. Работает?
Т.А.Голикова: Мне очень хочется показать там перинатальный центр.
В.В.Путин: Но работает там? Всё в порядке?
Т.А.Голикова: Да.
В.В.Путин: И слава Богу!
Т.А.Голикова: Он сначала всё откладывал, откладывал открытие, потом открыл.
В.В.Путин: Ну и ладно, хорошо. Главное – чтобы работал.
Уважаемые коллеги!
Прежде чем мы перейдём к повестке дня, я хотел бы два слова сказать об Агентстве стратегических инициатив, которое мы с вами создаём. Процесс создания закончился, подписано распоряжение Правительства, утверждён устав, а также состав наблюдательного совета. Как мы и договаривались, в наблюдательный совет вошли представители бизнеса, общественных организаций, руководители регионов, где имеется и накоплен хороший опыт поддержки предпринимательства и модернизации социальной сферы, люди отобраны и назначены. Я хочу обратиться и ко всем здесь присутствующим, и к руководителям регионов Российской Федерации с просьбой всячески поддерживать работу этого Агентства стратегических инициатив.
Из вопросов сегодняшней повестки дня по первому пункту хотел бы остановиться только на одной проблеме. Считаю, что особое внимание в рамках вот этой темы нужно уделить взаимодействию государства и бизнеса. Речь идёт о настройке такого инструмента, как государственные гарантии. Этот инструмент – это обязательство государства, обязательство страны, и он служит важным фактором привлечения средств в крупные инфраструктурные, высокотехнологичные и экспортно-ориентированные проекты.
Напомню, что в 2011 году на госгарантии федеральным бюджетом зарезервирован 551 млрд рублей. Но и здесь есть свои проблемы, в том числе по механизмам возврата госсредств за исполнение, использование, исполнение гарантий. Поэтому следует оптимально распределять риски между государством и получателями госгарантий, установить ответственность последних за неудовлетворительные результаты проектов, поддержанных государством. Кроме того, считаю, что пришло время отойти от практики использования уникальных, нестандартных гарантий. Нужно определить общие, унифицированные подходы к применению этого инструмента в конкретных сферах и отраслях. Прошу вас обратить на это внимание.
Давайте начнём работать.