Стенограмма:
Корреспондент: Владимир Владимирович, Вы оказались в самый благодатный момент для Тамани, потому что здесь эта щедрая земля пышет. Здесь не только жарко, но ещё сейчас пошли и фрукты, и овощи, всё как-то заиграло. В этой связи я хотел бы Вас спросить: Вы первый раз на Тамани?
В.В.Путин: Да.
Корреспондент: Какие-то первые впечатления уже, наверное, возникли?
В.В.Путин: Я почти ничего не видел. Можно сказать, что почти — из окна машины, здесь ещё кусочек залива, раскоп этот. Но я уже говорил, встречаясь с ребятами, и хочу повторить ещё раз: мне чрезвычайно интересно (а в прошлом году я об этом впервые узнал – к своему стыду, впервые) было понять, что на территории нашей страны, именно здесь, было древнейшее государственное образование – не российское, просто государственное образование, но древнейшее. Древние греки пришли сюда в VI веке до нашей эры. Представляете? Греки, потом хазары, потом черкесы и аланы, потом турки. Перед этим…
Корреспондент: Византия…
В.В.Путин: Нет-нет. Перед этим была столица русского княжества.
Корреспондент: Тмутаракань.
В.В.Путин: Да, Святослав правил здесь. Потом пришли черкесы, так краешком прошлись здесь. Потом турки, а потом Россия опять вернула эти территории. И каждый народ оставлял частичку своей духовной культуры здесь. И это не могло так или иначе не остаться в сознании людей, которые здесь живут сегодня. Так или иначе это из поколения в поколение всё-таки передаётся. И когда понимаешь это, тогда с полным основанием говоришь, что наш народ в целом – это народ глубочайшей и очень богатой культуры.
Корреспондент: Европейской.
В.В.Путин: И это очень важно – осознание себя самих.
Корреспондент: И надо сказать больше, что именно здесь, в Тамани, появились первые христианские храмы на территории нашей страны. Задолго до того, как было официальное крещение Руси, это тоже.
В.В.Путин: Здесь чего только не было! Хазары, как известно, были иудеями, они не были этническими евреями, но они исповедовали иудаизм. И это тоже часть этой культуры.
Корреспондент: Удивительна, кстати, ещё одна история, что сюда в I веке до нашей эры, когда Рим начал, так сказать, громить евреев в Палестине, они бежали сюда в большом количестве и здесь появилась первая на территории нашей страны синагога. Говорят, что сюда приезжал Ирод Великий с инспекцией, чтобы посмотреть, как же живут его соплеменники на северных территориях. То есть здесь столько прошло великих людей…
В.В.Путин: Это очень интересно.
Корреспондент: … великих историй, что это, конечно, удивительно. И в этой связи вопрос: при таком фантастическом коктейле из вина, лучшего в нашей стране, из истории, из потрясающего моря нужно ли развивать эту территорию как совершенно отдельный туристический кластер?
В.В.Путин: Здесь существуют два абсолютно противоположных мнения. Первое мнение заключается в том, что нужно отдать эту территорию исключительно учёным и не допускать сюда публику для осмотра, потому что готовить объекты к показу, по мнению некоторых специалистов, опасно, так как их нужно восстанавливать, чтобы людям было интересно смотреть. Их нужно так или иначе восстанавливать в первозданном виде, а это может нанести им ущерб. Я всё-таки больше придерживаюсь другой точки зрения, солидарен с другими специалистами, которые считают, что, если по уму организовать, а во всём мире это делается…
Корреспондент: В Греции, пожалуйста.
В.В.Путин: …если по уму организовать, то можно и сохранить археологическое, культурное наследие, и людей знакомить с тем, что у нас есть. И с точки зрения воспитания патриотических чувств мне кажется, что это очень важно. Причём это не квасной патриотизм, а именно духовная часть нашего народа, которую мы, к сожалению, знаем не очень хорошо. Но я же вам сказал: я только в прошлом году в режиме видеоконференции, когда мы проводили мероприятие с археологами, работающими по всей территории России… Мне вот отсюда рассказали о значении этого места, Тамани, и вот этих раскопок. Мне это очень интересно.
Корреспондент: И вот в этой связи я бы задал ещё один вопрос. Мне кажется, то, что молодёжь, то, что ребята-студенты здесь работают, – это совершенно мощнейший воспитательный фактор. И в этой связи чем больше молодежь будет попадать в археологические экспедиции… Потому что это не просто отдых у моря, а это такой интеллектуальный отдых у моря. Мне кажется, что это очень важно, и я даже думаю, что существуют студенческие строительные отряды, а если бы возникло такое отдельное движение студенческих археологических отрядов, то это было бы вообще совершенно удивительно. Уж не знаю, насколько до этого дойдёт, но сама по себе идея, по-моему, интересная.
В.В.Путин: Ну почему? Вот сейчас только студенты как раз задавали примерно такой же вопрос. Они говорили о возможности одного из направлений волонтёрского движения вот именно в области археологии. Мне кажется, это вполне возможно.
Корреспондент: А что Вы как председатель попечительского совета РГО (Русское географическое общество) можете для этого лично сделать, как Вам кажется, помимо выделения гранта?
В.В.Путин: Это немаловажно, выделение грантов – немаловажно. Я думаю, что если мы будем помогать специалистам обустраивать эту территорию, поможем наряду с частным бизнесом создать им здесь научный центр, лаборатории, с местами для проживания, кампусом для студентов, которые сюда будут приезжать, если мы поможем вот эту территорию, которая сейчас принадлежит отчасти акционерному обществу, возместить людям, чтобы у них не было потерь, но сохранить для государства как объект культурно-археологического, исторического наследия и будем помогать им дальше работать, публиковать свои научные труды, общаться с коллегами за рубежом, пропагандировать результаты своей работы на всю страну, вот тогда мы будем добиваться тех результатов и тех целей, ради которых и создавалось Русское географическое общество.
Корреспондент: Спасибо огромное, было очень приятно видеть Вас здесь, на замечательной таманской земле!
В.В.Путин: Спасибо.