Стенограмма:
Вопрос: Было ли у Вашего отца ощущение надвигающейся войны в 1941-м?
В.В.Путин: Мне точно это неизвестно. Думаю, что нет. Они жили мирно, спокойно. Квартиру, как они мне рассказывали, получили в Санкт-Петербурге. Семья, ребёнок родился, второй, поэтому они об этом просто не думали.
Вопрос: А Вы не могли бы рассказать о том, когда и как Ваш отец был призван в действующую армию?
В.В.Путин: Он ушёл добровольцем как только началась война, через несколько дней. Он работал на предприятии, я не помню на каком: там была так называемая бронь, то есть работников этого предприятия не призывали в действующую армию, но он написал заявление и добровольно ушёл на войну.
Вопрос: А, может быть, он Вам рассказывал, какая минута, день, событие были для него самыми трудными, самыми тяжёлыми во время Великой Отечественной войны?
В.В.Путин: Я думаю, что несколько таких ключевых моментов. Первый – он начинал воевать в диверсионном отряде, в тылу противника. Их выявили в лесу, начали преследовать. Была группа из 28 человек, в живых осталось четверо, и он спасся, потому что забрался в болото и дышал через тростинки. Остался жив. Вот это первый такой критический момент был. А второй – когда он после возвращения, когда они перешли линию фронта, опять к нашему расположению вернулись, его направили на Невскую Дубровку – «Невский пятачок» назывался в Ленинградской области. Там были очень тяжёлые бои, и его там ранило тяжело. Для того чтобы ему остаться в живых после ранения, ему нужно было, чтобы его перетащили на другую сторону Невы, а это было очень сложно и очень опасно. Там случайно оказался сосед по дому, где он жил до войны, и тот, несмотря на всю опасность, взял его и на себе перетащил и сдал в госпиталь. Если бы он этого не сделал, то, скорее всего, отца не стало. А сам вернулся опять туда. Вот это второй момент. И третий момент такой, чисто морального характера. Когда он уже был в госпитале, мама к нему ходила несколько раз, потом её пускать перестали. И когда сказали «сюда не ходить», он пришёл домой и увидел, что из дома, из подъезда, где они жили, выносят трупы. Среди трупов – мама. Он подошёл к ней, ему показалось, что она живая ещё. Он санитарам говорит: «Она же жива». На что они ему отвечают: «Она уже не выживет, по дороге дойдёт». Как он рассказывал, он на костылях пришёл, этими костылями орудуя, заставил их назад занести её домой. Она осталась жива.
Вопрос: А имел ли Ваш отец какие-то награды, и если да, то какие и за что?
В.В.Путин: Вы знаете, он вообще не очень охотно говорил об этих временах, о войне, специально практически никогда не говорил. Это бывало по какому-то поводу: пришли гости – может быть, на праздник, на День Победы, а так – нет. Он гордился своими наградами. Если честно, я уже не помню. Но помню, что больше всего он дорожил одной из них, она простая очень медаль, это медаль «За отвагу».
Вопрос: А какие песни о войне пели у Вас в семье?
В.В.Путин: Ну, я не могу сказать, что у нас очень часто пели песни… Когда приходили какие-то люди, это редко очень бывало, я не могу вспомнить, не буду врать, не помню.
Вопрос: Вы много лет прожили в Германии. Приходилось ли Вам слышать, как с той стороны рассказывали о Великой Отечественной войне?
В.В.Путин: Да, приходилось. И в сегодняшней Германии (как в восточной, так и в западной её части – а я жил в Германской Демократической Республике) люди осуждают нацизм, фашизм, войну и агрессию. И у сегодняшних немцев к войне особое отношение, особые счёты. Кстати говоря, антифашисты – все, не только коммунисты, но и представители церкви, различных других партий, крестьянские демократы, социалисты, все, кто боролся с нацизмом, немцы, – они были первыми жертвами фашизма. Сначала их загнали в концлагеря, с ними расправлялись, а уже потом… понятно, нацистам нужно было, чтобы тыл был надёжным. Поэтому нам ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между нацистами и немцами, это совершенно разные вещи. Повторяю ещё раз: люди, с которыми я общался, среди них было много людей совсем простых и неполитизированных…
Я хорошо помню, один из моих знакомых, человек постарше, чем я, он уже воевал в самые последние месяцы войны, вот призвали в самый последний момент… Такой был период, когда нацисты призывали уже совсем мальчишек 14–15 лет, вот примерно ему столько было, 15–16 лет. Рассказывал, когда их выставили куда-то, на какую-то линию, ну и подошли к советской части, и он говорит: мы постояли немножко, и они остановились, советские части, и у нас возникло такое чувство уверенности в себе и гордости, что мы остановили Советскую армию. Но как выяснилось, это был только передовой отряд, ну типа разведки войсковой. Они остановились, а потом подошёл фронт… Он говорит: как дали! Я, говорит, не помню, как мы бежали, всё бросили, — хорошо, что жив остался. Особенно на завершающем этапе войны, конечно, Советская армия набрала такую огромную силу и мощь, которой, думаю, не было равных в мире.
Вопрос: Как Вы раньше в Советском Союзе праздновали 9 мая, у Вас в семье? И не могли бы Вы рассказать, как сейчас празднуете 9 мая со своими детьми, с женой?
В.В.Путин: Как все, я считаю, что это (и многие у нас так думают, я один из них) один из наших главных праздников. Прежде всего потому, что это день памяти о тех, кто сохранил независимость, свободу, создал условия для развития нашей страны, это день памяти об этих героях, в этот день мы вспоминаем о величии нашей страны – и по праву. Это один из самых значимых для меня праздников и в сегодняшней нашей жизни, и вообще в истории нашей страны
Вопрос: А что Вы рассказывали и что Вы сейчас рассказываете своим детям о войне?
В.В.Путин: Вы знаете, они у меня девушки грамотные – сами могут посмотреть и почитать, но вот что я рассказываю… Я стараюсь ненавязчиво всё-таки рассказать о том, как мои родители, их дедушки и бабушки, как они в реальной жизни прошли через эти испытания. Потому что одно дело, когда это по учебникам и по фильмам, по книжкам, а другое дело – когда это является частью семьи, частью истории семьи. Это живее воспринимается. Я стараюсь как-то ненавязчиво вспомнить при случае как раз об этом.
Вопрос: А какая история, рассказанная Вам Вашим отцом, оказала на Вас наиболее сильное впечатление?
В.В.Путин: Пожалуй, событие, связанное с мамой, когда он обнаружил её среди уже ушедших из жизни. Мне кажется, что и на вас это должно произвести определённое впечатление. Но такая была жизнь.
А для позитива можно сказать, что именно тот его сосед, его товарищ, который его раненым перенёс через Неву и сдал в госпиталь, когда он уходил назад, ему сказал: «Ну ты уже будешь жить, а я возвращаюсь назад. Я с тобой хочу попрощаться, я уже, наверное, не вернусь». Потому что там люди или были искалечены, или погибали. И отец потерял этого своего товарища, и случайно в 1960-х годах встретился с ним просто в магазине в Ленинграде. Это такое тоже было яркое событие.
Интервьюер: Спасибо большое за интервью. Фильм с Вашим рассказом о Вашем отце будет очень хорошим дополнением к нашему архиву…
В.В.Путин: Извините, что я вас перебиваю. Мне бы хотелось только, знаете, чтобы это был фильм не просто о моём отце, хотя мне это очень приятно, а как бы на его примере, о судьбах того поколения. На берегу Невы, где он воевал, местные жители поставили небольшую церквушку, часовенку, и там списки бойцов Красной армии, которые в этом месте воевали. Я вам настоятельно рекомендую съездить туда, посмотреть. И там, в этом списке, фамилия моего отца, моя фамилия – одна из многих, они все герои.
Интервьюер: Мы сняли уже более 10 тыс. фильмов и будем снимать до тех пор, пока не снимем последнего ветерана Великой Отечественной войны.
В завершение хотел бы попросить Вас оставить свой автограф на нашей анкете, если можно.
В.В.Путин: Пожалуйста.
Интервьюер: Спасибо большое.
В.В.Путин: Спасибо.