На заседании обсуждались основы бюджетной политики России на 2012 год и на плановый период 2013–2014 годов. Как отметил Премьер, это первый, по-настоящему посткризисный бюджет. «У нас появляются дополнительные возможности для решения долгосрочных и стратегических задач. В этом смысле представленный проект – это бюджет развития, призванный стимулировать качественный рост и модернизировать экономику», – подчеркнул В.В.Путин.
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Елена Борисовна (обращаясь к Е.Б.Скрынник), что вы хотели доложить мне? По саранче, да?
Е.Б.Скрынник: Да, Владимир Владимирович. Ситуация локализована. Всего было обследовано более 2 млн гектаров, определён уровень экономической вредоносности, так называемый показатель, который даёт представление об ущербе для сельхозтоваропроизводителей – где-то на 800 тыс. гектаров. Мы обработали из этих 800 тыс. гектаров уже 650 тыс. гектаров, то есть там эта саранча погублена. Поэтому самое основное, что ущерба для сельхозтоваропроизводителей нет.
В.В.Путин: Наиболее тяжёлая ситуация была в Калмыкии, да?
Е.Б.Скрынник: Я была в Калмыкии, то есть мы облетели с руководителем региона его поля и мой заместитель по-прежнему там остался работать. То есть ситуация купирована, локализована. Все регионы подтвердили, что ущерба для сельхозорганизаций нет. Мы провели оперативный штаб: все регионы присутствовали и подтвердили, что ущерба для сельхозорганизаций нет.
В.В.Путин: Хорошо.
Е.Б.Скрынник: Но это благодаря тому, Владимир Владимирович, что мы с сентября этим занимались – с прошлого сентября. И самое главное – выстроить работу на будущий год.
В.В.Путин: Дополнительные средства не нужны, как я понимаю?
Е.Б.Скрынник: Хотелось бы, конечно, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Так всё локализовано же, вы сказали!
Е.Б.Скрынник: Владимир Владимирович, но пришлось обратиться и к Минобороны, и к МЧС. Но если бы была возможность приобрести для «Россельхозцентра» малую авиацию, в таком случае мы бы искоренили эту заразу надолго.
В.В.Путин: Ну хорошо. Вы представьте предложения.
Е.Б.Скрынник: Да, я подготовила.
В.В.Путин: Хорошо.
Е.Б.Скрынник: Спасибо.
В.В.Путин: Нам сегодня, уважаемые коллеги, предстоит подвести итоги работы по подготовке проекта федерального бюджета на 2012–2014 годы, а также определить принципы налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие три года.
Вы знаете, что в текущем году мы существенно изменили бюджетные процедуры. Бюджетные проектировки широко обсуждались с представителями общественных, отраслевых организаций, профсоюзов. Такая дискуссия была проведена и на базе Общероссийского народного фронта. Я хочу поблагодарить Министерство финансов прежде всего, конечно, за то, что ваши коллеги, Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), и Вы лично приняли участие в этих дискуссиях, что позволило придать другое качество обсуждению основного финансового документа страны.
Считаю, что нам удалось повысить открытость бюджетного процесса, привлечь к обсуждению этого документа большой круг специалистов и экспертов с различными точками зрения. И думаю, что это пошло на пользу делу. В таком же конструктивном ключе мы должны выстроить диалог со всеми фракциями в Государственной Думе — и на предварительном этапе нулевого чтения, и после официального внесения законопроекта в парламент в октябре.
Мы многократно уже эту тему обсуждали, как работать с коллегами в Думе на этот счёт. Мы знаем позицию некоторых фракций, которые настроены оппозиционно, и у них своё представление о том, что и как нужно делать в экономике страны. Тем не менее прошу со всеми работать корректно, в полном объёме знакомить коллег в Государственной Думе со всеми вопросами, проблемами, предложениями по их решению.
Теперь несколько слов о самом проекте бюджета. Прежде всего это первый, по-настоящему посткризисный бюджет. У нас появляются дополнительные возможности для решения долгосрочных и стратегических задач. В этом смысле представленный проект – это бюджет развития, призванный стимулировать качественный рост и модернизировать экономику. Одновременно это и социально ориентированный бюджет с чётким акцентом на повышение качества жизни людей, реализацию масштабных программ в сфере демографии, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения. Все эти приоритеты в социальной сфере остаются, безусловно, важнейшими для нас.
При этом мы не отступим от принципов жёсткой бюджетной дисциплины, от важнейшей задачи – эффективности госинвестиций. Расходы и доходы бюджета должны быть максимально сбалансированы, реалистично спланированы, что в свою очередь должно служить основой для сохранения макроэкономической стабильности.
Ожидается, что в 2012 году доходы бюджета составят 10,6 трлн рублей, а расходы – 12,2 трлн рублей. Таким образом, дефицит бюджета в будущем, 2012 году прогнозируется на уровне 1,6 трлн рублей, то есть это 2,7% от ВВП.
Напомню, что на текущий 2011 год мы изначально закладывали дефицит бюджета 3,6%. На деле дефицит будет порядка 1%. Рассчитываем, что и в будущем году реальный дефицит в итоге окажется ниже планируемого. Добавлю, что линия на бездефицитный бюджет должна быть, безусловно, продолжена.
В этой связи нам нужно наращивать доходы бюджета за счёт роста экономики, прежде всего её диверсификации, а значит, и расширения налоговой базы, снижать зависимость бюджета от колебаний ценовой конъюнктуры на сырьевых рынках, прежде всего уходить от зависимости от углеводородов. Одновременно предстоит совершенствовать налоговую систему. Здесь важно гармонизировать её фискальную и стимулирующую роль. Соответствующие предложения нам сегодня предстоит рассмотреть. В частности, они касаются повышения в будущем году НДПИ на газ, а также акцизов, подчеркну, запланированных ранее.
В целом, что касается нашей налоговой политики, то мы не идём по пути тотального увеличения фискальной нагрузки. Задача государства состоит в более справедливом распределении налогового бремени. Поэтому налоговые изменения затронут в первую очередь отрасли, работающие в благоприятных внешнеполитических конъюнктурных условиях.
В то же время должны быть сохранены преференции для инновационных и энергоэффективных производств, проектов, создающих новые рабочие места, предприятий, реализующих крупномасштабные инвестиционные проекты, в том числе и, конечно, в нефтегазовой отрасли, например, для тех компаний, которые осваивают труднодоступные месторождения, прежде всего речь идёт, конечно, о Восточной Сибири, об освоении шельфа.
Хотел бы отметить, что сегодня Государственная Дума во втором чтении рассматривает законопроект о трансфертном ценообразовании – это большой шаг вперёд в создании ситуации, обстановки прозрачности в нашей экономике. Он подготовлен по инициативе Правительства. Этот законопроект разработан на основе лучших мировых практик, направлен на обеспечение контроля операций крупных национальных компаний. В результате деятельность бизнеса становится более прозрачной, как я уже и сказал, а распределение налогов по российским территориям – более справедливым, более равномерным.
Мы уже давно говорим о необходимости введения таких правил на законодательном уровне. Много раз обращались к конкретным негативным примерам в нашей практике. Очень надеюсь на то, что после принятия этого закона ситуация будет меняться к лучшему.
Добавлю, что целый ряд полномочий в здравоохранении, образовании, сфере обеспечения занятости мы передаём при этом на уровень регионов – естественно, вместе с финансовыми ресурсами. Мы с вами вчера очень подробно все эти вопросы обсуждали. Такая бюджетная децентрализация, с одной стороны, повысит возможности субъектов Российской Федерации, а с другой – должна привести к росту их ответственности за состояние дел в значимых для людей сферах.
Я недавно был в одном из регионов, в Бурятии, на встрече с руководителями предприятий. Последние тоже обращали внимание на необходимость дальнейшей децентрализации в этой сфере. Правда, пример, на мой взгляд, был не очень удачный. Там речь шла о работе в области переработки леса, когда в одном субъекте Федерации принимаются одни правила, а в другом – другие. Но это делает федеральная служба. Если мы в этой или подобных сферах полномочия передадим на уровень регионов, то расхождения могут быть ещё более существенными. Но в данном-то случае почему соответствующая служба, федеральная служба, работающая в разных регионах, вырабатывает разные правила? Прошу вас, кстати, обратить на это внимание! Посмотрите, пожалуйста, что там, на Дальнем Востоке, происходит. Чита, Бурятия, в Сибири Красноярский край – всё рядом, и одна федеральная служба регулирует эту производственную деятельность, а регулирует по-разному в разных регионах.
Но это отвлечение, отступление от того, что мы сегодня будем рассматривать. Если вернуться к повестке дня, для того чтобы в целом стимулировать деловую активность в стране, с 2012 года будут, как мы уже говорили об этом, понижены ставки страховых взносов во внебюджетные фонды – с 34 до 30%, а для малого бизнеса – до 20%. Выпадающие доходы бюджета очень существенны – это 460 млрд рублей. Для того чтобы хотя бы частично покрыть выпадающие доходы бюджета, предлагается ввести дополнительные страховые отчисления в социальные фонды на высокие заработные платы – свыше 512 тыс. рублей. Объём этих отчислений, давайте ещё обсудим, – до 10%.
Напомню, что когда мы принимали решение о повышении страховых взносов до 34%, то речь шла о том, чтобы дополнительные доходы направить на реализацию программ модернизации здравоохранения. Мы сейчас объявляем о снижении страховых взносов, но от взятых обязательств по модернизации здравоохранения не отказываемся и будем финансировать все утверждённые программы в полном объёме.
Добавлю, что расходы федерального бюджета на поддержку здравоохранения мы предлагаем увеличить. Только в 2012 году на эти цели будет направлено полтриллиона рублей. Рост – почти на 7% по сравнению с текущим годом. Также в 2012 году возрастёт размер средней трудовой пенсии – с 8,5 тыс. до 9,3 тыс. рублей, социальные пенсии вырастут с 5,1 тыс. до 5,7 тыс. рублей. Всего за будущий год средний размер пенсий будет увеличен почти на 11%, а объём бюджетных трансфертов на цели пенсионного обеспечения в 2012 году составит 2 трлн рублей.
Продолжим увеличивать размер материнского капитала. Будем его индексировать, как мы и договаривались изначально, когда вводили эту норму. Сейчас материнский капитал – 365 тыс. 700 рублей, в 2014 году выйдем на 430 тыс. рублей. В 2014 году! Также ежегодно планируем индексировать размер пособий семьям с детьми: в 2012 году – на 6%, в последующие два года – на 5,5 и 5% соответственно.
Уже в этом году мы приступаем к выполнению масштабной программы обновления российской школы. Важнейшие задачи здесь – это капитальный ремонт учебных заведений и их переоснащение современным оборудованием, повышение, разумеется, оплаты труда педагогов. В текущем году мы направим в эту сферу дополнительно 20 млрд рублей, а в 2012–2013 годах ещё 100 млрд рублей, для того чтобы в два учебных года у нас получилось 120 млрд – по 60 млрд в каждый учебный год.
В 2012 году мы в 2 раза увеличим субсидии регионам на поддержку дошкольного образования – до 2 млрд рублей. Кроме того, ещё 8 млрд рублей планируем в дальнейшем выделить субъектам Федерации в виде кредита на развитие и обновление сети детских садов. Я хочу обратить внимание: конечно, это прежде всего обязанность муниципалитетов, регионов. Деньги из федерального бюджета выделяются для того, чтобы стимулировать эту работу на региональном и на муниципальном уровне.
Особое внимание будем уделять и жилищным программам. В общей сложности в ближайшие три года на решение жилищных проблем планируется выделить порядка 340 млрд рублей. В том числе в 2012 году около 19 млрд рублей будет направлено на обеспечение постоянным жильём свыше 10 тыс. семей отставных военнослужащих, вставших на учёт до 1 января 2005 года. Это давняя, застарелая проблема, я уже говорил об этом неоднократно, и обязательства государства перед людьми должны быть выполнены. Мы приступаем к решению этой задачи с федерального уровня. Напомню, что когда-то эта категория граждан была передана на учёт в муниципалитеты, которые, собственно говоря, не имеют, не имели возможности обеспечить жильём, так люди там в этих очередях и зависли.
Сегодня в очереди на улучшение жилищных условий стоят более 50 тыс. ветеранов. В текущем году мы увеличили ассигнования на эти цели до 23,7 млрд рублей.
Целый ряд важнейших задач нам предстоит решить в сфере обороны и обеспечения правопорядка. С 2012 года полностью на федеральное финансирование будут переведены органы внутренних дел. И что особо отмечу – мы начнём переход на новую систему денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников других силовых ведомств. Денежное довольствие военнослужащих возрастёт в 2 и более раза, а военные пенсии будут увеличены в 1,5 и более раза. Закладываем на эти цели в 2012 году 561 млрд рублей.
Денежное довольствие будет увеличено в два этапа: сначала – для военнослужащих Министерства обороны и внутренних войск, сотрудников МВД, затем – для сотрудников других силовых ведомств. Что касается военных пенсионеров, то их пенсии возрастут с 2012 года единовременно, независимо от ведомственной принадлежности.
Добавлю, что особое внимание надо уделить вопросам финансирования гособоронзаказа, своевременного доведения средств до предприятий, чтобы здесь не было никаких сбоев. Мы с министром обороны говорили на этот счёт, работа проводится. Надеюсь, что совместно с предприятиями оборонной промышленности здесь работа будет выстроена должным образом. И Минобороны, конечно, должно закупать по обоснованным ценам нужное оборудование, ну и предприятия должны вовремя получать соответствующие денежные средства, должны вовремя заключаться контракты и так далее.
Теперь что касается приоритетов инвестиций в экономику и инфраструктуру. Здесь важно снимать системные ограничители для экономического роста, формировать технологический и научный задел на перспективу.
На строительство и обновление транспортных коридоров, развитие информационно-коммуникационных технологий в будущем году будет выделен 581 млрд рублей. Всего в 2012–2014 годы планируется направить на эти цели почти 2 трлн рублей.
На стимулирование развития гражданской науки и промышленности в 2012 году предусмотрено 410 млрд рублей. В качестве приоритета, конечно, сохраняем и авиацию, и судостроение.
В рамках федеральных целевых программ будем оказывать поддержку высокотехнологичным сферам, таким как компьютерные и космические технологии, медицинская техника и фармацевтика, ядерные технологии и энергоэффективность. Объём бюджетных ассигнований на продвижение этих стратегических направлений составит в ближайшие три года порядка 700 млрд рублей.
Особой строкой хочу выделить поддержку отечественного агропромышленного комплекса. Наши приоритеты здесь – ввод в строй новых перерабатывающих мощностей, формирование современной инфраструктуры продовольственного рынка, поддержка всех форм хозяйствования на земле, включая фермерство, малый и средний бизнес. Как вы знаете, в 2012 году мы увеличим объём поддержки АПК до 130 млрд рублей.