«Хороший мультфильм <…> может заменить десятки талантливых педагогов», — сказал В.В.Путин на встрече.
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Уважаемые друзья, добрый день!
Я посмотрел ваши письма. Неожиданно было для меня, честно скажу, потому что ясно, что экономика, социальная сфера и культура у нас понесли большие утраты в 1990-е годы и многое ещё далеко не восстановилось. Достаточно сказать, что в советское время примерно 300–400 часов экранного времени в год снималось анимации, сейчас только 20. Но хочу обратить ваше внимание на следующее обстоятельство: мы в 2000-м году выделяли на всю кинематографию 200 млн рублей. В 2011-м – 4 млрд 600 млн. Это дело ведомства – определить, в каком процентном соотношении финансировать какие направления деятельности. Сейчас только мы с Александром Дмитриевичем (А.Д.Жуков) разговаривали, он мне так и не смог назвать…
А.Д.Жуков: 280.
В.В.Путин: 280 млн вам на год определили, да? Конечно, это очень незначительная величина, абсолютно недостаточная, я с этим согласен. Но мы для этого и собрались, чтобы сегодня поговорить — не только об этом, но и о других проблемах, а их там, я так понимаю, достаточно.
Очень жаль, что такие проблемы имеют место быть, потому что мультики у нас все любят и я тоже. Я уверен, что (просто так оно и есть на самом деле, по факту жизни) целые поколения советских, а потом и российских людей воспитывались на замечательных анимационных фильмах. Здесь у нас прекрасные традиции, замечательная школа. Они у нас добрые, красивые, яркие. И не только познавательные, но и в самом широком смысле этого слова – обучающие. Имею в виду прежде всего, конечно, основы формирования мировоззрения человека. Вот всё там – добро, борьба со злом, верность, правда – всё там, в нашей анимации. Конечно, жаль, что нам приходится заниматься такой рутинной работой, ради которой мы собрались сегодня.
Я бы предложил построить нашу работу следующим образом. Я предоставлю слово министру культуры. Александр Алексеевич (А.А.Авдеев) расскажет свою позицию, изложит, что происходит и что нужно сделать, потом с удовольствием вас послушаю, и после этого примем определённые решения.
Пожалуйста, Александр Алексеевич.
А.А.Авдеев: Владимир Владимирович, спасибо. Мне кажется, что вообще в кино накопились системные проблемы, и мы сейчас эти узелки развязываем порознь: узелок, связанный с авторским кино и с рыночными художественными фильмами, сейчас мы подошли к анимационному кино. Причиной этому, на мой взгляд, является то, что кинопроизводство, как и наша культура в целом, оказались неприспособленными к рынку, рыночной экономике. И это болезненное столкновение прекрасного, замечательного, одного из лучших в мире кинематографов, который никогда не был ориентирован на рынок и рыночные законы, столкнулся с экономикой, которая имеет и свои проблемы, и свои основы. Сейчас это проявляется не только в недофинансировании, а в том, что прокат отделён от кинопроизводства. Мы об этом говорили на киносовете, Владимир Владимирович. Страдают от этого художественные фильмы, страдают от этого детское кино, мультипликационное и все другие. Кроме того, сегодня и телевидение берёт не всё, что производит кинопроизводство по своим законам жанра, – не берёт в прокат в тех объёмах, в которых это надо, и то, что производит и мультипликационное кино.
Сейчас я перейду к цифрам, но пример – это фильм Гарри Яковлевича Бардина «Гадкий утёнок». Великолепный фильм, один из лучших фильмов в мире, а с прокатом проблемы, и ещё надо доплачивать прокату для того, чтобы он соизволил взять эти фильмы, а вместо этого он крутит дешёвую, много раз себя самортизировавшую американскую кинопродукцию.
В 2010 году в России было создано 136 мультфильмов, в том числе один фильм Гарри Яковлевича «Гадкий утёнок». Всего мы вложили в это производство 331 млн рублей. В этом году – Вы назвали цифру 280 млн, но она немножко меньше оказывается – 257 млн получается. Нам немножко недодали. Не буду комментировать, недодали не потому, что не хотят, а потому, что ситуация такая. На прошедшем в феврале этого года заседании попечительского совета было принято решение о внесении изменений в бюджет с целью увеличения размера субсидий на производство, прокат и продвижение фильмов для детей и юношества, а также для учебных фильмов. Но пока это решение не выполнено. Прошлогоднее уменьшение почти на 300 млн финансирования детского кино в целом больно сказывается и на результатах текущего года. По скромным подсчётам, нам ежегодно нужно на мультфильмы 750 млн рублей. Но не только в деньгах дело.
Речь идёт не о просьбе о деньгах (проблема решена): необходимо параллельно решать, избавляться от других болезней – нехватка технических кадров остро стоит перед анимационным производством. Традиция воспитывать кадры на студиях почти канула в небытие. А раньше тот же «Союзмультфильм» обучал классные технические кадры. 75-летие эта некогда могучая организация встретила в плохом состоянии. Печально всё, начиная от противоборства за имущественный комплекс, заканчивая невысоким, мягко говоря, уровнем тех немногих картин, которые были произведены в последнее время. Невысоким не в силу того, что неталантливые люди, а в силу того, что техническое оснащение слабое. Больно ударило, как мне кажется (уже сегодня можно подвести итоги), по состоянию киностудии разделение в 2001 году – отделили творческо-производственную базу и фильмофонд. База осталась, к примеру, на студиях, а фильмофонд перешёл в организацию, которая называется «Киноколлекция». Эта организация не производит фильмы, но она получает права за прокат фильмов и живёт неплохо. А авторы фильмов киностудии отчисления за свой авторский прокат не получают.
В.В.Путин: А что это за организация? Она чья?
А.А.Авдеев: Наша.
В.В.Путин: Чья, ваша?
А.А.Авдеев: Она совместная наша – Министерства культуры и Росимущества.
В.В.Путин: Ну зачем же вы сделали такую организацию, если считаете, что она не нужна? Только усугубляет ситуацию.
А.А.Авдеев: Владимир Владимирович, это было сделано в 2001 году и я сейчас как раз и предлагаю это всё пересмотреть.
В.В.Путин: Сейчас-то 2011 уже, ликвидировали бы давно и всё.
А.А.Авдеев: Вот это как раз главное моё предложение: перестроить финансовые потоки таким образом, чтобы отчисления шли не в «Киноколлекцию», а киностудиям, которые делали фильмы. И на эти деньги они смогут и подправлять свою техническую базу…
В.В.Путин: Слушайте, а в «Киноколлекцию» они шли на какие нужды, на какие цели?
А.А.Авдеев: Да «на потом», дальше, в бюджет это всё. Здесь есть патриархи, аксакалы, которые могут объяснить причины создания «Киноколлекции», потому что я уже унаследовал это.
В.В.Путин: Значит, люди производят фильм, есть цех по производству продукции. Они произвели, получили прибыль, а эта прибыль ушла к кому-то, к дяде какому-то, да?
А.А.Авдеев: Да.
В.В.Путин: На какие цели? Если дядя осуществляет какую-то деятельность в интересах этого сообщества, то это одно дело, а если они на своё собственное существование это тратят, то я не понимаю, зачем?
А.А.Авдеев: Владимир Владимирович, как мне объяснили, тогда речь шла о приватизации киностудий. И для того чтобы киностудии при приватизации, не увели с собой права на фильмы, тогда их передали в государственную «Киноколлекцию», чтобы государству шли отчисления. А киностудии тогда хотели…
В.В.Путин: Сейчас-то речь идёт о производстве того, что они делают сейчас.
Зачем с них деньги-то дерут, я не понимаю? Ну ладно, извините, пожалуйста.
Ю.А.Петров (руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом): Владимир Владимирович, 25% только в бюджет отчисляют от чистой прибыли.
В.В.Путин: 25% от чистой прибыли.
Ю.А.Петров: Да, остальное всё — на их нужды. Хотелось бы узнать, что на эти деньги делается?
В.В.Путин: Это отчисляют вот в эту организацию?
Ю.А.Петров: Нет. Вот эта организация отчисляет в бюджет 25%.
В.В.Путин: А 75% остаётся на их нужды?
Ю.А.Петров: Да.
В.В.Путин: На шиша она нужна-то вообще? Я не понимаю. Какую функцию она выполняет? Вы можете сказать, какую функцию она выполняет? Она зачем?.. Вы знаете, вы меня просто удивляете. Все такие взрослые люди, сидите и молчите до сих пор. Вас грабят, а вы молчите. А чего вы молчите-то до сих пор?
Реплика: В 2009 году отправлялось открытое письмо от сообщества и в том числе во все органы…
В.В.Путин: Послушайте, я понимаю, эпистолярный жанр – очень хороший вид искусства. А нельзя придти, потребовать встречи с министром, поговорить, объяснить? Я, между прочим, случайно прочитал ваше письмо, в машине ехал в аэропорт, пролистывал, мог бы и не прочитать. Но как же так? Это, честно говоря, как-то непонятно мне? Ну ладно, продолжайте. Я даже не понимаю, ну создали эту контору «Рога и копыта», она берёт деньги, а что она делает? Я не понимаю, что она делает? Вы можете объяснить, что она делает?
Реплика: Я попробую объяснить потом.
В.В.Путин: Да, пожалуйста.
А.А.Авдеев: Владимир Владимирович, продолжаю. И эта ситуация стала ненормальной. И сегодня министерство (это записано в проекте решения) предлагает вообще отказаться от такой практики и изменить формирование денежных потоков таким образом, чтобы деньги распределялись киностудиям, которые произвели эти фильмы.
В.В.Путин: Сколько у нас киностудий таких?
А.А.Авдеев: Киностудии, которые производят детские и юношеские фильмы, – это «Союзмультфильм», «Ленфильм», «Центрнаучфильм», киностудия Горького, «Свердловская киностудия» и «Диафильм».
Реплика: Государственные.
А.А.Авдеев: Государственные, да, частные мы не считаем – они не наши.
В.В.Путин: Понятно.
А.А.Авдеев: Как в документах значится, предполагалось, что в результате разделения студий на производственные базы и Фильмофонд контроль государства над ранее разрозненными коллекциями фильмов станет более эффективным и позволит не только сохранить наследие, но и наладить работу по его популяризации. Но это не работает.
Обратная сторона медали – это то, что сами творческие объединения лишены возможности использовать эти средства на собственное развитие и развитие материально-технической базы. В общем, явная несправедливость. Пример: на том же «Союзмультфильме» есть острая необходимость в средствах на ликвидацию аварийного состояния студии, которая не ремонтировалась последние 50 лет. Кроме того, над «Союзмультфильмом» нависла угроза банкротства, так как его кредиторская задолженность в 2010 году составила более 18,5 млн. А фильмы, запущенные в производство ещё в 2008 году, до сих пор не закончены. Нас вынуждают проверочные организации – Счётная палата, Прокуратура, Росфиннадзор – (нас – это Министерство культуры) судиться с «Союзмультфильмом», поскольку у них такая большая задолженность. Я думаю, мультипликаторы расскажут об этой ситуации изнутри. Судиться мы, конечно, не собираемся. Просто эта долговая ситуация тянется из года в год и, к сожалению, усугубляется.
В.В.Путин: Это государственная организация?
Реплика: ФГУП.
А.А.Авдеев: Министерство культуры предлагает следующее. Выделить дополнительное финансирование в размере 500 млн рублей на производство анимационных фильмов, а также дополнительное финансирование в целом на производство детского кино. В условиях нерентабельности производства короткометражных и дебютных анимационных фильмов и вместе с тем их исключительной важности для национальной культуры перевести их на 100-процентную господдержку, потому что получается, что мы финансируем, но это финансирование идёт частично. Тот же «Гадкий утёнок» мы профинансировали, но треть примерно пришлось искать у частных инвесторов. Поэтому всё равно нет надёжности и есть нехватка, которая влечёт за собой нестабильность кинопроизводства. Ликвидацию этого денежного потока, который в общем изначально был порочен и ведёт к присвоению «Киноколлекцией» чужих денег, я считаю, надо пересмотреть и «Киноколлекцию» вообще можно соединить с Госфильмофондом. У нас есть государственный Госфильмофонд. Фильмы могут храниться и в Госфильмофонде: там созданы прекрасные условия, Вы там были, Владимир Владимирович, а доходы за прокат разделить между киностудиями, которые являются авторами.
У меня всё.
В.В.Путин: А доходы-то есть?
А.А.Авдеев: Доходы есть. Доход за прошлый год, допустим, у «Мосфильма», который не подчиняется «Киноколлекции», не входит в неё, был 300 млн (это от своих), а то, что «Киноколлекция» заработала – где-то, по-моему, около 100 млн рублей.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Безусловно, мы обсуждаем сегодня очень интересную и, на первый взгляд, такую игровую, а на самом деле очень важную проблему. Потому что хороший мультфильм – или полноформатный, или короткий — может заменить десятки талантливых педагогов. Потому что при правильном прокате его смотрят миллионы. И если это талантливая вещь, талантливое произведение, то, безусловно, оно закладывает самые важные, самые нужные, фундаментальные основы в сознание, в мировоззрение ребёнка, формирует его мировоззрение. Но кроме всего прочего, это интересно и приятно смотреть, красиво. Безусловно, мы должны обратить на это гораздо больше внимания, чем было до сих пор.
Повторяю ещё раз: в 2000 году мы могли выделять на всю кинопродукцию всего 200 млн рублей, в этом году – 4,6 млрд. Вопрос в том, как ими распорядиться, этими деньгами? Но может быть и этого недостаточно? Наверное, этого недостаточно. Что предлагается?
После обсуждения ситуации, связанной с ФГУП «Объединённая государственная киноколлекция», предлагается осуществить необходимые процедуры по ликвидации этого предприятия и передаче всех прав на использование аудио-, видеопродукции Госфильмофонду. Значит, если необходимы какие-то решения Правительства, подготовьте проект, примем.
Второе. Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием представителей Ассоциации анимационного кино, проработать вопрос о целесообразности создания Центра российской анимации. Считаю, что это очень хорошее предложение, своевременное, а, может даже, уже и с опозданием. Может быть, на базе «Союзмультфильма», надо подумать. Я считаю, что для этого нужно при заместителе Председателя Правительства Александре Дмитриевиче Жукове образовать специальную рабочую группу, и не спеша, спокойно, в рабочем режиме посмотреть и источники финансирования. Они могут быть частично бюджетные, они могут частично направляться из институтов развития вместе с заинтересованными коммерческими организациями. Здесь коллега говорил о том, что и как можно организовать для того, чтобы это была синергия и творчества, и промышленности, и бизнеса. Это действительно можно сделать, только не спеша нужно обо всех аспектах этого проекта подумать. Это второе.
Третье. Нужно оказать оперативную помощь «Союзмультфильму». У меня есть предварительные намётки, речь идёт о нескольких миллионах…
Реплика: Списать их задолженность хорошо бы.
В.В.Путин: Сколько у них там?
Реплика: 12 млн.
В.В.Путин: Хорошо, спишем задолженность и окажем помощь в текущем ремонте. То, что у меня есть, – это 6 млн рублей. Мы просто выделим эти деньги из резервного фонда Правительства.
Дальше. Здесь есть представители компании «Кино Сити». Нужно проработать вопросы, связанные с реализацией вашего предложения о предоставлении возможности проката фильмов в тех залах, которые вы сейчас создаёте, это целая сеть, там 200 с лишним, 250, да?
Реплика: 253.
В.В.Путин: 253 – это большая сеть. Поскольку вы делаете это при нашей поддержке, в том числе при поддержке правительственного института развития Внешэкономбанка, давайте с вами договоримся о том, как вы будете сотрудничать с анимационным кино. Договорились?
Наконец, дальше, наверное, очень важное для вас. В этом году на анимационное кино министерство выделило 257 млн рублей. Здесь прозвучала цифра, что нужно где-то 700–700 с лишним. В этом, 2011 году мы обеспечим выделение дополнительных объёмов в 500 млн рублей на анимационное кино. В следующем, 2012 году предусмотрено на анимационное кино не менее 1,5 млрд рублей.
Реплика: Анимационное детское.
В.В.Путин: Анимационное детское. 1,5 млрд рублей.
О создании рабочей группы. Мне кажется, нужно говорить не только о создании этого центра, а в целом о поддержке анимационного кино. И здесь все ваши предложения есть (Александру Дмитриевичу я всё передал): и что касается фонда, и налогообложения — у вас сейчас сколько: 30%?.. Значит, у вас предполагается увести на 30%. Посмотрим, может быть, подвинем на 20%. Надо посмотреть, объёмы-то небольшие, выпадающие доходы бюджета будут минимальными, абсолютно ничтожными, поэтому мы посмотрим.
У вас есть и другие предложения, я их видел, их много, в рамках этой рабочей группы их должны будут рассмотреть. Только эта рабочая группа должна будет состоять не только из чиновников (и далеко не только из чиновников), а из представителей творческих объединений, бизнеса, финансов и так далее с тем, чтобы это был действенный инструмент решения проблем, и конечно, мне бы очень хотелось создать этот центр. Это хорошая идея, вам большое спасибо! Всего доброго.