«Здесь, в Сочи, осуществляется один из самых крупных, может быть, самый крупный в сегодняшней России инфраструктурный проект. Он касается развития автомобильных дорог, строительства мостов, тоннелей и, конечно, развития железнодорожных сообщений».
Вступительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги, друзья, добрый день! Очень рад вас всех видеть и приветствовать в Сочи!
Представляется, что вы выбрали подходящее место для вашего профессионального собрания. Имею в виду — не потому, что здесь пройдут Олимпийские игры, а потому, что здесь осуществляется один из самых крупных, может быть, самый крупный в сегодняшней России инфраструктурный проект. Он касается развития автомобильных дорог, строительства мостов, тоннелей и, конечно, развития железнодорожных сообщений. Достаточно сказать, что город получит к Олимпиаде дополнительно 200 км новых железнодорожных путей, десятки современных объектов профильной инфраструктуры. И жители города, и гости Сочи смогут комфортно, быстро добираться до любых пунктов назначения.
Кроме того, Москву и столицу Олимпийских игр 2014 года Сочи свяжет ещё и скоростное сообщение. Время в пути из Москвы до Сочи сократится вдвое. У нас действительно очень большие планы по развитию инфраструктуры, и мы стремимся создать такие правила, чтобы вкладывать в российские железные дороги, в проекты, связанные с развитием железной дороги, было выгодно, причём было выгодно как для отечественных предпринимателей, так и для наших зарубежных партнёров.
Мы последовательно реализуем стратегию. У нас есть стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. И в этом году мы приняли ещё правительственную федеральную целевую программу по развитию транспортной инфраструктуры вообще, но здесь тоже железнодорожному транспорту уделено значительное, серьёзное внимание, и это у нас среднесрочная программа: она рассчитана до 2015 года.
Правительство оказывает отрасли и солидную, постоянную текущую финансовую помощь и поддержку. За последние три года только из федерального бюджета на эти цели было направлено свыше 330 млрд рублей. Мы открыты, разумеется, и для самого широкого международного сотрудничества, заинтересованы в притоке инвестиций и современных технологий. Пространство для совместной работы, вложения знаний, капиталов, технологий у нас очень широкое. В свою очередь и российским инфраструктурным, инжиниринговым, строительным компаниям есть что предложить своим коллегам, и мы рассчитываем, что это сотрудничество с нашими зарубежными партнёрами будет дорогой с двусторонним движением.
Ещё раз подчеркну: Правительство России совместно с бизнесом намерено в ближайшие годы провести коренную модернизацию железнодорожного хозяйства страны, причём планы развития будем строить с учётом увеличивающихся запросов потребителей перевозок, будем создавать заделы под рост экономики страны. Потребуется решить целый комплекс задач. Первое – предстоит серьёзно обновить всю железнодорожную сеть страны и ликвидировать так называемые, как у нас говорят, узкие места на ключевых магистралях страны. Прежде всего я имею в виду восточные направления: это Байкальская магистраль (БАМ) и Транссиб, всем вам хорошо известный. Нам нужно расширить железнодорожные подходы к нашим важнейшим портам на Дальнем Востоке, на северо-западе страны и здесь, на юге России. Конечно, намерены максимально использовать транзитный потенциал России. Мы все с вами хорошо понимаем, что он просто огромный, колоссальный. Будем исходить из того, чтобы маршруты, проходящие через нашу страну, были удобными и коммерчески привлекательными. Конечно, я прекрасно понимаю, и вы знаете, ещё для этого много что нужно сделать.
Второе. Будем развивать высокоскоростное сообщение. Сейчас такие поезда уже курсируют на трёх направлениях: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород и Санкт-Петербург – Хельсинки. Думаем над тем, чтобы ускорить ввод новых объектов и предусмотреть дополнительные маршруты. Правда, когда я говорю о скоростном движении (здесь специалисты все сидят, знают), это не самые скоростные поезда, которые есть в мире, но всё-таки это гораздо более скоростные, чем те, чем мы сегодня в основном пользуемся. Хотя мы будем работать и над тем, чтобы не только расширять на имеющейся сегодня базе, но и создавать совершенно новую инфраструктуру под новое поколение подвижного состава и локомотивов. Конечно, подумаем. Это дорого, но мы думаем над тем, как решать эту задачу и в рамках подготовки к чемпионату по футболу 2018 года, чтобы было удобно перевозить пассажиров к местам соревнований.
Третье. Нам потребуется серьёзно модернизировать техническую базу отрасли. Через технические регламенты, правовые нормы будем стимулировать использование инноваций, внедрение современной линейки грузовых, пассажирских, пригородных вагонов. То есть гарантированный долгосрочный спрос на технику в России имеется, он обеспечен. Это наша стратегическая цель, и мы, безусловно, будем над этим работать, тем более что в общем и целом – специалисты знают – парк требует обновления. Я уверен, зарубежные партнёры по достоинству оценят перспективы и возможность прочно закрепиться на российском рынке. В наших общих интересах сделать шаг от простых закупок импортной техники к созданию современных производств, обмену технологиями, организации инжиниринговых центров. Хорошие примеры у нас уже есть. Российские компании налаживают совместный бизнес с ведущими мировыми производителями железнодорожной техники, такими как Alstom, Siemens, Bombardier.
Четвёртое. Мы приняли решение продлить структурную реформу на отечественном железнодорожном транспорте до 2015 года. Задачи – сделать нашу железнодорожную отрасль более эффективной, сформировать конкурентную среду, создать привлекательные условия для частных инвестиций. Намерены активно использовать различные формы частно-государственного партнёрства. В том числе рассматриваем возможность применения так называемого сетевого контракта, который предусматривает взаимные обязательства государства и владельцев инфраструктуры. Государство берёт на себя часть расходов по развитию и модернизации инфраструктуры, а собственник обязуется обеспечить её бесперебойную и безопасную эксплуатацию.
И ещё одна тема, важная для инвесторов, для всех участников рынка, – это, конечно, тарифы. Здесь мы будем ориентироваться на разумный баланс. Мы понимаем, что отрасли нужны ресурсы для развития, ремонтов, поддержания существующего технического состояния, приобретения новой техники, развития той же самой инфраструктуры. Но и чрезмерно задирать тарифы – это тоже очень опасная вещь для экономики в целом, для других отраслей, тех, кто возит грузы.
И наконец, последнее. Работу по модернизации железнодорожной инфраструктуры мы намерены тесно увязывать с нашими интеграционными процессами, такими как Таможенный союз, единое экономическое пространство. Как вы знаете, это касается прежде всего трёх государств – России, Казахстана, Белоруссии. В целом железные дороги должны служить мощным интегратором всего евразийского рынка. И мы готовы здесь к партнёрству и сотрудничеству.
Я думаю, что многие согласятся со мной: после дезинтеграции Советского Союза железные дороги стран СНГ сыграли важнейшую роль в том, чтобы сохранить интеграцию в других отраслях экономики, отдельные сегменты которой подчас не могут существовать друг без друга, настолько была глубокая, тесная кооперация в рамках единого когда-то государства. Единые энергетические сети, газоснабжение, железная дорога сыграли колоссальную роль в преодолении трудностей, связанных с дезинтеграцией Советского Союза, – экономических прежде всего, да и впоследствии социальных – и продолжают играть очень позитивную роль и сегодня. Я передаю слово Владимиру Ивановичу Якунину, ну и потом приглашаю вас тоже к дискуссии: обменяемся мнениями по тому, как нам строить сотрудничество, на каких принципах развивать. Если есть вопросы, я на них тоже с удовольствием отвечу. Спасибо вам большое за внимание.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Я хочу вас поблагодарить за то, что вы собрались здесь, в Сочи, в России, для обсуждения таких важных вопросов. Действительно, речь идёт и о самих перевозках, и о производстве, и о развитии инфраструктуры. Мне очень приятно отметить, что инвестиционный проект у нас и по развитию инфраструктуры, и по работе, связанной с производством подвижного состава, набирает обороты, и в общем и целом я лично доволен тем, как идёт сотрудничество.
Хочу вас заверить, что мы с уровня Правительства Российской Федерации все проекты подобного рода будем, безусловно, поддерживать. Здесь вот представитель GP Morgan сказал о том, что частенько возникает и какое-то непонимание и искажённые представления о России иногда возникают. Но я думаю, что в ходе практической работы все эти проблемы мы будет постепенно снимать. Но нам непросто иногда продвигать некоторые проекты, например, скажем, продление той же самой колеи 1520 до Вены, как мы хотели, с созданием логистического центра. В этом вроде все заинтересованы, а на каких-то этапах постоянно возникают те или иные сложности – то на корпоративном, то на правительственном уровне. Здесь действительно у нас нет ничего, что связано было бы с политикой: речь идёт исключительно об экономических категориях.
Или вот сейчас всё больше и больше набирает обороты скандал, никак не связанный с железнодорожным транспортом, а касающийся овощной продукции, производимой в еврозоне. Все страны еврозоны уже, по-моему, между собой переругались насмерть из-за этих огурцов, теперь ещё нас втягивают в скандал. Да, наши санитарные службы закрыли ввоз овощной продукции из ЕС. Нам самим это не нравится, потому что сейчас не осень, когда у нас своей продукции достаточно, сейчас только начало лета, и мы в принципе заинтересованы в поступлении этой продукции. Но представители Еврокомиссии сейчас говорят о том, что такое решение России противоречит духу ВТО. Я, откровенно говоря, не знаю, какому духу это противоречит, но огурцы, после употребления которых люди умирают, действительно дурно «пахнут». Мы ждём, чтобы наши партнёры нам хотя бы назвали источник этой заразы. Они сами не могут понять и разобраться, что там происходит. Мы не можем ради какого-то духа наших людей травить, ведь там люди умирают от употребления этой продукции! Я, конечно, проверю обоснованность этого решения наших санитарных служб, но всё-таки мы будем ждать соответствующей информации от наших коллег из Еврокомиссии.
Это такой острый сейчас вопрос. Слава Богу, в сфере транспорта таких вопросов не возникает, хотя, естественно, перевозки и автомобильным, и железнодорожным транспортом – это очень чувствительная сфера. И авиационным транспортом – очень чувствительная сфера. Она касается целых секторов экономики – экономики больших групп людей, целых, больших предприятий. Нам бы очень хотелось, чтобы мы в результате работы, которая организована «Российскими железными дорогами», постоянно были в контакте и заранее уже предусматривали возможность возникновения каких-то трудностей и не допускали их возникновения, а, наоборот, работали бы слаженно, на пользу друг другу, консолидировано, своевременно бы принимали необходимые решения. Хочу вас заверить, что Правительство Российской Федерации настроено именно на такую работу. Мы будем рады вас видеть и на совещаниях, и в ходе совместной масштабной работы.
Большое вам спасибо за внимание.