Среди обсуждавшихся вопросов – реализация программы обновления флота, участие «Совкомфлота» в крупнейших проектах, в частности в Арктике, портфель заказов компании, а также качество продукции российских судостроителей.
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Сергей Оттович, несколько лет назад мы говорили, что одной из основных проблем нашего флота является старение судов. И тогда мы говорили о необходимости разработки программы обновления флота. Эта программа была принята в компании. Как сейчас обстоят дела?
С.О.Франк: Владимир Владимирович, сейчас компания подводит итоги реализации стратегического плана развития 2005–2010 годы. Основные целевые параметры успешно выполнены. Компания за эти пять лет прибавила размеры флота без малого в 4 раза. Сейчас у нас флот составляет 12 млн т дедвейтов. За эти пять лет мы уверенно перешли с 17-го места в первую пятёрку в мировом табеле о рангах. Сейчас в своих секторах, как правило, лидируем – 1-е, 2-е места. И средний возраст танкера у нас – шесть лет, то есть это практически в 2 раза лучше, чем мировой показатель.
Фактически за это пятилетие «Совкомфлот» стал самой динамично растущей танкерной компанией в мире. Сейчас мы задумываемся о стратегии наших инвестиций вперёд, на перспективу (ближайшие пять лет). Сейчас мы сбалансировали инвестиционную программу, она составит более 5 млрд долларов, но фокусируем, направляем её на потребности российских нефтяных и газовых компаний, связанные с теми задачами, которые стоят перед нами по освоению российского континентального шельфа.
В.В.Путин: Как вы готовитесь к работе в Артике?
С.О.Франк: Работа уже началась. Мы успешно работаем в проектах «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное». Здесь очень важная деталь, и Вы всё время этот вопрос акцентируете – это найти как можно больше работы для российского судостроения. В последние два года мы с российской Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) и её партнёрами подписали контрактов без малого на 1 млн т дедвейтов. Буквально несколько месяцев назад на базе технического решения ОСК мы выиграли тендер группы компаний «Эксон» по нефти и газу на «Сахалине-1», и в настоящее время идёт строительство двух самых современных в мире ледоколов для снабжения платформ.
Очень приятная новость: мы завершили с ОСК и с их технологическими партнёрами разработку уникального дизайна танкера-метановоза для перевозки сжиженного природного газа размером 175 куб. м, учитывая потребности «Газпрома» в наращивании глобальной спотовой торговли СПГ. Но этот тип судна, эта спецификация хорошо подойдут и для будущих проектов «Штокмана» и, если будет расширение, «Сахалина-2». Мы применяем с нашими судостроителями такие решения на этом судне, которые облегчат российскому судостроению постепенное наращивание локализации этого производства на базе имеющихся российских мощностей. Мы на это очень рассчитываем.
В.В.Путин: На каких площадках? На Дальнем Востоке? В европейской части?
С.О.Франк: Практически сейчас у нас два основных хаба. Это санкт-петербургский кластер «Адмиралтейские верфи» с партнёрами ОСК. Они недавно создали совместное предприятие со своими финскими партнёрами. Эта площадка хороша для специализированных судов-ледоколов, потому что исторически эти технологии были в этом узле.
Дальний Восток мы больше намерены использовать для строительства судов класса афромакс, судов-танкеров размерностью 120 тыс. т и судов-газовозов, исходя из географической близости партнёров, рынков, возможностей этого производства. Это, конечно, сложная работа. В настоящее время профильные ведомства подготовили изменения к законодательству, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности судостроения. Конечно, хотелось бы, чтобы они были приняты, вошли в действие. Это, конечно, нам поможет.
В.В.Путин: Сергей Оттович, какой у вас портфель заказов, объём заказов для российских судостроителей?
С.О.Франк: Сейчас практически половина нашего портфеля – это российские заказы. Вот на данный момент у нас строится без малого 1 млн т дедвейтов.
В.В.Путин: В денежном выражении это сколько?
С.О.Франк: В денежном выражении эти контракты приближаются к 1 млрд долларов. Если мы сейчас хорошо выступим на тендере «Газпрома» с этими газовозами, это будет достаточно солидная прибавка к заказу.
В.В.Путин: Как вы считаете, какая должна быть специализация у российских производителей судов, исходя из интересов перевозчиков, из ваших интересов?
С.О.Франк: Владимир Владимирович, если Вы позволите, я пойду от обратного. Чем, по-моему, бесперспективно заниматься? Это простым примитивным судостроением. В этом жанре этой спецификации конкурировать будет очень сложно. Очень перспективно выглядит вся гамма для освоения российской Арктики в суровых условиях климата: это суда-снабженцы, челночные танкеры, оборудование для платформ. В этой номенклатуре сегодня наши коллеги очень неплохо работают. Мы наблюдали за ходом строительства танкеров «Михаил Ульянов», «Кирилл Лавров». Очень хорошее качество. Мы довольны.
В.В.Путин: Они получились дешевле, чем у Южной Кореи, да?
С.О.Франк: Фактически в ценовом плане наши коллеги-россияне строят намного медленнее. Но ценовое предложение было более конкурентоспособное, чем у их конкурентов.
В.В.Путин: С точки зрения качества?
С.О.Франк: С точки зрения качества. Мы в этом году планируем на «Ульянове», «Лаврове» выполнить экспериментальный арктический рейс. И, как специалисты оценивают и надеются, эти суда в ряде аспектов покажут лучшую лёдопроходимость, чем аналогичные изделия, которые мы строили в Южной Корее.
В.В.Путин: Что, вы считаете, нужно сделать со стороны Правительства для того, чтобы компанию поддержать?
С.О.Франк: В настоящий момент прежде всего, конечно, хотелось бы, чтобы вышли те поправки к законодательству, которые повышают конкурентоспособность российского судостроения да и российского судоходства, чтобы регистрация флота для арктических проектов, российская регистрация, была бы конкурентоспособной по отношению к нашим…
В.В.Путин: Ну что конкретно?
С.О.Франк: Профильные ведомства, собственно, подготовили этот законопроект, он уже продвигается в Правительство. Нужно просто его принимать.
В.В.Путин: Что для вас критически важно?
С.О.Франк: Я думаю, что сейчас для нас критически важными являются вопросы, связанные с налоговой нагрузкой, которые мы имеем при регистрации судов Российской Федерации. А для наших судостроителей критически важными являются все вопросы, которые связаны с себестоимостью. Это прежде всего цена труда, размер выплачиваемых социальных налогов. Они, конечно, проигрывают своим корейским и китайским конкурентам.
В.В.Путин: Мы вот этим как раз сейчас занимаемся и примем решение в ближайшее время.