«Мы в прошлом году заняли первое место по производству нефти, добыче <…>. И мы не можем допустить, чтобы в нашей стране хоть где-то, в каком-то регионе, люди испытывали дефицит в нефти либо в нефтепродуктах».
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Обменяемся вначале оперативной информацией и начнём с обсуждения ситуации, которая складывается на топливном рынке. Пожалуйста, Сергей Иванович, Министерство энергетики.
С.И.Кудряшов (заместитель министра энергетики): Владимир Владимирович, по Вашему поручению мы проработали вопрос, провели встречи с наиболее опасными регионами, с компаниями. Сегодня хотим отметить следующие причины, которые послужили созданию дефицита топлива на рынке.
Хотел бы сразу сказать, что у нас нет дефицита по дизельному топливу и керосину, есть проблемы по высокооктановым бензинам. Причина первая и основная – это то, что у нас на 67% увеличился экспорт данного нефтепродукта. Причина в следующем. Первое – это существующая на сегодняшний день премия внутреннего рынка в экспортной альтернативе минус 2–3 тыс. рублей на тонну по разным регионам. Второе – это то, что часть наших заводов в настоящий момент ещё не готова полностью выполнить условия техрегламентов, которые входят в «Евро-3» с 1 января этого года.
Следующий фактор – это то, что на биржах на сегодняшний день у нас сложился беспрецедентный диспаритет между спросом и предложением: он достигает до 10, а в некоторых регионах даже до 200 раз – это позавчера были такие торги и спрос не удовлетворял предложение.
Не надо забывать следующий фактор, который существует сегодня, – то, что компании вышли на сегодняшний день на 15% внутреннего потребления поставок на бирже нефтепродуктов. Не все ещё независимые производители смогли грамотно отреагировать на это.
И следует отметить такой субъективный фактор — часть независимых производителей ожидает на внутреннем рынке коррекции цен в более высокую сторону и в связи с этим частично придерживает нефтепродукт. Это основные причины.
В.В.Путин: Получили этот продукт у интегрированных компаний, вертикально интегрированных, и придерживают у себя на базах хранения, да?
С.И.Кудряшов: Да, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Ждут повышения цен. Понятно. Андрей Юрьевич, ФАС. Пожалуйста, ваша оценка.
А.Ю.Цариковский (заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы): Хотелось бы добавить: мы отмечаем, что в данный момент ряд независимых продавцов бензина получил отказ от крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний на поставки бензина, что привело к дефициту бензина у независимых продавцов. В первую очередь такая ситуация создалась в Алтайском крае и в соседних областях.
Также в данный момент, на наш взгляд, не заработал механизм биржевой продажи бензина. У нас есть серьёзные подозрения, что многие сделки совершаются как фиктивные, проводятся адресные продажи бензина (крупные сделки), что не даёт возможности ни установить справедливую цену на биржах, ни привести к свободному распределению товара.
В.В.Путин: Понятно. А что с этими регламентами у наших соседей в Белоруссии и Казахстане?
С.И.Кудряшов: Владимир Владимирович, мы совместно работаем в рамках Таможенного союза по созданию единого регламента. На сегодняшний день они предлагают несколько другие условия, чем наши. То есть на сегодняшний день в Белоруссии вообще не существует ограничений, а Казахстан просит «Евро-3» с 2014 года в лучшем случае, и на «Евро-4» они хотят перейти только с 2015 года. То есть у нас существует определённый диссонанс, и мы докладывали Игорю Ивановичу Шувалову по этому вопросу.
В.В.Путин: Ясно. Значит, сделаем следующее. Первое. Что касается регламентов. Разумеется, нам нужно переходить на «Евро-3». Это движение мы не будем заворачивать никуда – ни влево, ни вправо. Но, что касается сроков, их нужно будет сопоставить с нашими договорённостями с соседями – с Казахстаном, с Белоруссией, и нужно это скоординировать с ремонтными работами, которые проводятся на ведущих НПЗ. Что касается государственных компаний или компаний с государственным участием, я прошу вас здесь напрямую вместе с компаниями посмотреть их планы реконструкции. Это первое. Значит первое решение – по регламентам. По срокам – нужно будет подвинуться.
Второе. Нам нужен реестр всех сбытовых компаний и так называемых независимых. Нужно выработать с ними такие отношения, чтобы у регулирующих организаций была полная информация о том, что там происходит.
Третье. С мая этого года — подготовьте предложения, соответствующие проекты документов, чтобы поднять вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, с тем чтобы соответствующая экономика при экспорте и при реализации товара на внутреннем рынке была соответствующей.
Наконец, последнее. Увеличение, повышение вывозных таможенных пошлин – это, конечно, увеличение нагрузки на ведущие наши нефтяные компании. Поэтому прошу Министерство энергетики вместе с Министерством финансов посмотреть на проблему возможной корректировки налоговой нагрузки на нефтяной сектор. Здесь может быть корректировка, связанная с уменьшением НДПИ или акцизов. Вместе с коллегами, пожалуйста, Министерство финансов прошу проработать эти вопросы.
Мы в прошлом году заняли первое место по производству нефти, добыче нефти – 505 млн тонн, – всех обогнали, даже Саудовскую Аравию. И мы не можем допустить, чтобы в нашей стране хоть где-то, в каком-то регионе, люди испытывали дефицит в нефти либо в нефтепродуктах. Нужно просто более гибко реагировать на те изменения, которые происходят на глобальном и, соответственно, на нашем отечественном рынке. Прошу внимательно к этому относиться. Сергей Иванович (обращаясь к С.И.Кудряшову) к концу дня представьте мне, пожалуйста, проекты документов о повышении пошлин – вывозных таможенных пошлин.
А что у нас, кстати говоря, происходит на бирже? Почему на бирже такая торговля, неактивная и уродливая?
С.И.Кудряшов: На сегодняшний день ещё не все компании, Владимир Владимирович, вышли на биржу. На сегодняшний день 54% всех торгов – это «Роснефть». Поэтому мы подготовили изменения в законодательство, чтобы установить 15% поставок на внутренний рынок как обязательные для компаний поставки на биржу. Нам нужно этот сегмент развивать, увеличивать количество базисов поставок. Сегодня мы также рекомендуем вместе с биржами провести обучение в регионах независимых поставщиков топлива, потому что не все ещё могут работать на электронных площадках.
В.В.Путин: Я прошу ещё раз вернуться к этим проблемам вместе с Министерством экономического развития. Сергей Иванович (обращаясь к С.И.Кудряшову), прошу вас включиться. Нужно совершенствовать механизмы реализации товара через биржу. Вместе с ФАС подумайте и представьте предложения.
Что касается снижения налоговой нагрузки, то это движение в правильном направлении. Но не будем забывать, что, несмотря на все ограничения, связанные с весенне-полевыми работами и так далее, всё-таки внешняя конъюнктура очень благоприятная, что позволяет нашим ведущим компаниям не забывать о своих акционерах. Вот только недавно одна из этих компаний распределила дивиденды, очень неплохие, как у меня в бумагах значится, – 2 млрд долларов. Значит, есть деньги? Ну, не будем считать деньги в кармане акционеров наших компаний (дай Бог им здоровья!), но нам нужно позаботиться о массовом потребителе. И я прошу вас сегодня до конца дня представить мне проекты документов, пожалуйста.
Кстати, как у сельхозпроизводителей с топливом?
Е.Б.Скрынник: Уважаемый Владимир Владимирович! Создавшаяся ситуация на проведении весенне-полевых работ не отразится, потому что, во-первых, у нас существует запас льготного топлива, и участникам весенне-полевых работ топливо реализуется по льготной цене в соответствии с Вашим распоряжением, а это минус 30% от рыночной цены. Запасы льготного топлива достаточны. Мы просчитали: по дизельному топливу это 26 дней, по бензину – 17 дней.
Кроме этого, во-вторых, реализация проводится с оптовых баз, а не с автозаправочных станций, что также гарантирует возможность получения этого топлива. И в-третьих, отменены лимиты по выборке, то есть у нас сельхозтоваропроизводители получали топливо в разрезе объёма на месяц, а на сегодняшний день они могут получать в разрезе до года. Поэтому это также ситуацию улучшает. Кроме этого, мы все вопросы снимаем на созданной совместно с Минэнерго рабочей группе, которая заседает еженедельно и все вопросы снимает.
В.В.Путин: Ясно. То есть никаких острых проблем не возникает?
Е.Б.Скрынник: Нет, не существует.
В.В.Путин: Ладно, хорошо. Спасибо. Держите на контроле это тоже и своевременно информируйте, если необходимо будет что-то корректировать.
Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Д.Жукову), по поводу пригородных железнодорожных перевозок. Да, мы знаем, это та проблема, которая нами отнесена на уровень регионов, но тем не менее просил вас за этим внимательно наблюдать. Что сейчас там происходит? — имею в виду, что сейчас, в преддверии 1 Мая, миллионы людей поедут на дачные участки, будут заниматься своими садами, огородами. И вообще начинается летний период – большое количество людей будут пользоваться пригородными поездами. Пожалуйста.
А.Д.Жуков: Владимир Владимирович, Вы правильно сказали, сейчас пригородные перевозки осуществляются у нас региональными компаниями и цены на билеты за проезд в электричке устанавливаются также регионами. К сожалению, в большинстве регионов деятельность этих пригородных компаний на сегодняшний день убыточна, и мы видим, что в некоторых регионах региональные власти пытаются эту проблему решить за счёт существенного повышения стоимости билетов. Чтобы не допустить этого, предлагаются следующие меры.
Во-первых, зарезервированные в бюджете 25 млрд рублей на помощь субъектам Федерации направить напрямую в компанию РЖД для оплаты инфраструктурной части тарифов, то есть, по существу, платы за пути, которую сегодня эти пригородные компании уплачивают, таким образом сняв с них эту финансовую нагрузку. Это первое.
Второе. В течение ближайших двух лет весь подвижной состав, который сегодня находится у этих пригородных компаний в аренде (они арендуют эти вагоны у РЖД, за них платят – это большая часть их расходов, именно поэтому они являются убыточными), передать этим компаниям, сделав их собственностью.
Но даже этих двух мер будет недостаточно для того, чтобы они полностью вышли на самоокупаемую, прибыльную работу. Для этого всё-таки будет ещё необходима помощь со стороны регионов, потому что компании будут нуждаться в обновлении подвижного состава. Сейчас уже есть договорённость о том, что регионы выделят из своих бюджетов в течение этого года порядка 6 млрд рублей. Для того чтобы в этом году компании вышли, с учётом тех мер, которые мы предлагаем, на безубыточную работу, этого тоже недостаточно: дополнительно необходимо ещё порядка 10 млрд рублей.
Мы надеемся, что вслед за этими шагами поддержки с федерального уровня (перечисления этих 25 млрд рублей) и регионы предпримут соответствующие действия и не допустят роста цен на пригородные перевозки.
В.В.Путин: Тарифообразование на транспорте, ценообразование в топливно-энергетическом секторе, конечно, должны быть рыночными. Но мы не должны допускать резких скачков – вот что совершенно очевидно. И я вас прошу тоже за этим очень внимательно наблюдать – так же как и министра транспорта.
Игорь Олегович (И.О.Щёголев), по поводу электронного правительства, подключения ФНС к услугам в электронном виде. Пожалуйста.
И.О.Щёголев: Владимир Владимирович, у нас стоит задача в ближайшее время сделать обмен данными между нашими ведомствами, с тем чтобы можно было максимально разгрузить наших граждан при получении государственных услуг. Для этого мы построили систему межведомственного электронного взаимодействия. Сегодня подписали соглашение с Федеральной налоговой службой о том, что они присоединяются.
Важность этого документа заключается в том, что из 19 ведомств, которые в первую очередь должны предоставлять такие практически автоматизированные услуги, 13 нужны данные налоговой службы. В целом в наборе приоритетных услуг налоговики, безусловно, лидируют. Их присоединение к данной системе означает, что уже в ближайшее время ведомства не будут спрашивать с наших граждан справок из налоговой. Это не только, собственно, справки об уплате налогов, но это и выписки из реестров юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – всё это можно будет делать через электронную систему напрямую между ведомствами, то есть мы с наших граждан снижаем нагрузку и повышаем эффективность нашей работы по оказанию услуг. И я думаю, что многие из здесь присутствующих сталкивались с проблемой, когда приходят из налоговой недоплаты налога за транспортные средства, а выясняется, что эти автомобили уже проданы несколько лет назад. Вот появление такой системы позволит эти проблемы уже в ближайшем будущем минимизировать.
В.В.Путин: Хорошо. И мы продолжаем работу по развитию сети технопарков в высокотехнологичных сферах. Вы сами недавно присутствовали на открытии нескольких из них. Пожалуйста, проинформируйте.
И.О.Щёголев: Да, не так давно мы с Вами в Томске на эту тему очень подробно разговаривали, и буквально в этом месяце у нас запустилось две площадки. Первая – это в Кемерове, где в рекордные сроки, буквально за год, был построен очень приличный технопарк на 10 тыс. кв. м, там работает несколько десятков компаний. Это технологии, связанные с улучшенной переработкой энергетических ресурсов, рекреация среды, откуда эти ресурсы добываются, защита труда, энергосберегающие технологии, и в том числе сам комплекс построен с использованием многих наработок, которые сделаны прямо в Кемерове – там и солнечные батареи поставлены, и энергосберегающие технологии применены в самом здании, и в целом очень приличный набор тех решений, которые нестыдно показать и за которые, в частности, уже бьются иностранные компании.
И вторая площадка – это бизнес-инкубатор, который введён в рамках казанского технопарка. Он был запущен раньше, но собственно бизнес-инкубатор был открыт буквально на этой неделе. Там будет работать 20 компаний, первым пяти мы вручили сертификаты вместе с президентом Татарстана. Это позволит, конечно же, сократить для молодых, начинающих компаний путь от идеи к коммерциализации. Те резиденты, которые работают в технопарке уже год, говорят, что буквально за год им удалось выйти за пределы Татарстана и заключить контракты с 50-ю, а то и больше, регионами нашей страны. И конечно же, это подтверждает, что наш курс на развитие данного рода проектов – очень правильный: в том же Татарстане сейчас планируется очередь этого же технопарка в Набережных Челнах. Он будет посвящён информационным технологиям в области автомобилестроения. Кроме того, Набережные Челны – это моногород, конечно же, это позволит нам диверсифицировать структуру экономики — там очень много молодых динамичных людей, которые учатся в высшей школе. В самой Казани есть очень перспективные вузы, федеральные в том числе, и мы считаем, что развитие этой очереди тоже позволит создать не только дополнительные рабочие места, но и активно задействовать потенциал нашей высшей школы и, соответственно, повысить качество продукции, в том числе тех же «КамАЗов», которые там выпускаются и при выпуске которых сейчас всё больше внедряются перспективные технологии.
Мы уже в ближайшее время, буквально в мае, планируем показать наиболее интересные разработки на нашей выставке «Связь-Экспоком». Это будет большой стенд, который будет конкурировать по размерам со стендами ведущих европейских стран. И очень многие продукты имеют не только внутрироссийскую ценность, но и вполне выраженные экспортные перспективы.
В.В.Путин: Хорошо. Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), Международный валютный фонд провёл оценку надёжности и состояния финансовых систем 25 стран, в том числе исследования проводились в России. Каковы результаты по Российской Федерации?
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, один раз в пять лет проходит обследование ведущих экономик по надёжности и стабильности финансовой системы. В апреле этого года завершена работа по проверке финансовой системы России. Я назову несколько выводов.
Первое. Российские власти сохранили финансовую стабильность в условиях значительного глобального шока. Эти достижения определяются решительными и масштабными мерами реагирования Правительства, Банка России, Агентства страхования вкладов, частым и тесным взаимодействием между ними в период кризиса, а также наделением этих ведомств чрезвычайными полномочиями с опорой на антициклические меры, налогово-бюджетные, денежно-кредитной политики.
Кроме того, определяется, что в финансовой сфере продолжается процесс оздоровления балансов банков. Вместе с тем сохраняется ещё фактор зависимости от сырьевых товаров в Российской Федерации, что влияет и на финансовый сектор. И пока ещё не до конца решена проблема плохих кредитов и нужно сохранять бдительность. Особое внимание просят обратить на сектор страхования, где у нас рентабельность этого сектора и баланс этих компаний пока остаются сложными.
В.В.Путин: Сколько там рентабельность у страховщиков?
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, по разным операциям различная. Например, сейчас по ОСАГО она минимальна, просто в ряде регионов работают с нулевой или минусовой. И нам нужно в ближайшее время какие-то решения принять по этой части. Но, конечно, идёт речь и о других сделках страхования, по другим направлениям.
Дальше отмечается, что кризис затормозил создание более сильной конкурентной финансовой системы. Есть ряд проблем, но отмечается, что стратегия органов власти по развитию банковского сектора на период до 2015 года, которую мы приняли месяц назад, содержит чёткую концепцию на предстоящий период, включая решение этих сложных задач. Это отмечено положительно.
Также ряд рекомендаций по надзору в финансовом секторе связаны с усилением полномочий Банка России по осуществлению надзора за банковскими холдингами, особенно теми, которые имеют операции с внешними рынками, а также принятием ряда законов, которые уже находятся в Государственной Думе, то есть подготовлены и внесены. И их принятие, они считают, сделает так, что Россия будет соответствовать признанным международным стандартам. То есть эти законы – новый шаг.
Положительно оценивается недавнее решение по передаче функций страхового надзора ФСФР. И это даст значительные преимущества, обеспечив надзорным органам целостное восприятие рынка и экономию на масштабах деятельности. При этом необходимо сохранить независимость и достаточность ресурсов, полномочий ФСФР, что мы и осуществляем.
Положительно оценивается создание при совете по финансовым рынкам при Президенте группы мониторинга системных рисков финансовой системы — мы такую группу, действительно, создали, у неё есть план, и первые отчёты мы заслушаем в ближайшее время. А также Департамента в Банке России по системным рискам.
Также обращается внимание на то, что нормативная база по санации банков должна быть унифицирована с введением для всех банков режима широких полномочий внешнему управляющему.
И особо выделяется проблема важности Москвы как международного финансового центра. Делается заключение – этот масштабный замысел, действительно, сможет стать реальностью, но не сразу. Для этого потребуется сформировать репутацию в плане макроэкономической финансовой стабильности. Необходимо в течение нескольких лет решить ряд проблем, которые сохраняются и в части действий Правительства, и в улучшении деловой среды в целом. Но сама задача правильная и достижимая. Спасибо.
В.В.Путин: Спасибо большое. Ещё несколько слов о повестке дня сегодняшнего нашего совещания. Мы рассмотрим итоги реализации Государственной программы развития сельского хозяйства за 2010 год. Напомню, что почти шесть лет назад был запущен приоритетный национальный проект в сфере АПК, а затем на его базе сформирована госпрограмма.
Начиная с 2006 года в рамках нацпроекта и затем госпрограммы в сельское хозяйство было вложено более чем 440 млрд рублей (это только федеральные средства), а всего с учётом софинансирования со стороны регионов – порядка 770 млрд рублей. Только в прошлом году на развитие АПК, включая экстренные меры по борьбе с засухой, мы направили около 157 млрд рублей. При этом использовался разнообразный набор инструментов поддержки сельского хозяйства: это и субсидирование кредитных ставок по кредитам (по инвестиционным и по краткосрочным), поставка «Росагролизингом» сельхозтехники и племенного скота и скидки на ГСМ. Отмечу, что на социальное развитие села по госпрограмме в 2010 году было выделено более 36 млрд рублей.
Были открыты 43 фельдшерско-акушерских пункта, более 400 предприятий розничной торговли. Введено в строй более 1,2 млн кв. м жилья, в том числе для молодых семей – 633 тыс. кв. м, а всего за последние пять лет более 67 тыс. молодых специалистов и молодых семей на селе смогли улучшить свои жилищные условия. Было построено примерно 4 млн кв. м.
Продолжалась программа по газификации села: в прошлом году газифицировано около 58 тыс. домов. Но считаю, что для России пока окончательные цифры всё-таки являются очень скромными. Уровень газификации на конец 2010 года в сельской местности достиг 52,6%, в 2009 году это было 51,1%. Движение вперёд есть, но двигаться нужно и дальше и ещё большими темпами.
В этом году нам важно обеспечить эффективную поддержку наших сельхозпроизводителей, помочь им собрать хороший урожай, причём наша помощь должна распространяться на все формы хозяйствования на земле – и на крупные агропромышленные комплексы, и на малый бизнес.
Как вы знаете, принято решение увеличить федеральные ассигнования на развитие АПК до 163 млрд рублей. У нас было 150 млрд, 13 млрд мы приняли решение выделить дополнительно и всего получилось 163 млрд.
На заседании Правительства 21 апреля мы рассмотрели соответствующие поправки и направили их в Государственную Думу. Я говорил о них, и выступая с отчётом в парламенте.
Кроме того, Россельхозбанк и Сбербанк специально зарезервировали ещё 150 млрд рублей на кредитование весенних полевых работ, то есть потребности агропромышленного комплекса в кредитных ресурсах будут обеспечены в полном объёме.
Как вы знаете, сохранена и скидка по горюче-смазочным материалам. И в этой связи хотел бы сказать следующее. Сейчас разворачивается посевная кампания, как хорошо известно. На 25 апреля яровые культуры посеяны более чем на 2,5 млн га – по моим последним данным, уже 4 млн га с лишним там получается.
Тем не менее это примерно в 2 раза меньше, чем на ту же дату в прошлом году. Это результат затяжной весны, как вы видите: снег ещё лежит на улицах. В ближайшие дни и недели надо будет наверстать это отставание. Это всё возможно, ничего здесь экстраординарного не происходит, нужно только чётко организовать работу, отстроить всю технологическую цепочку. Поэтому ещё раз обращаю внимание на бесперебойное обеспечение предприятий АПК топливом, в том числе бензином. Федеральной антимонопольной службе, другим ведомствам дано поручение провести анализ рынка и принять исчерпывающие меры для нормализации ситуации. Прошу на сельское хозяйство обратить особое внимание.
Ещё на двух вопросах повестки дня хотел бы остановиться. Нам предстоит рассмотреть поправки в закон об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве. Вынужден привести печальную статистику в этой связи. В прошлом году в обрабатывающей промышленности погибло 537 человек. Это, кстати, даже больше, чем на предприятиях по добыче полезных ископаемых, и там немало трагедий – 279 случаев. Мы сейчас серьёзно меняем законодательство, вводим новые стандарты и повышаем требования к охране труда, усиливаем ответственность работодателя. В этой же логике находятся и предлагаемые поправки. Они обязывают предприятия регулярно предоставлять страховым компаниям информацию о здоровье своих работников, результатах аттестации рабочих мест.
Более объективным станет и порядок расчёта страховых тарифов. Появятся дополнительные экономические стимулы для работодателей вкладывать средства в охрану труда, сохранение здоровья своих работников. Если ситуация на предприятии благополучная – значит, и страховой тариф может быть уменьшен.
Сегодня нам также предстоит рассмотреть целый блок документов и соглашений, связанных с формированием правовой базы Таможенного союза и единого экономического пространства. Я ещё раз подчеркну: укрепление интеграционных процессов, полноценный запуск единого экономического пространства – это безусловный наш приоритет. Прошу всех коллег уделять этим вопросам самое пристальное внимание. Игорь Иванович (И.И.Шувалов), в первую очередь Вас, как человека, который в Правительстве отвечает за это направление работы. Пожалуйста, давайте начнём работать.