Речь шла в первую очередь об обеспечении техникой сельхозпроизводителей в период весенне-полевых работ. Как подчеркнул в этой связи Премьер, «задача обеспечения весенне-полевых работ, уборки урожая – это даже уже не просто задача непосредственно тех, кто работает на селе, а всей страны. Нужно помочь сельхозпроизводителям отработать этот год с максимальным результатом».
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Валерий Львович, начались весенне-полевые работы. Мы понимаем, насколько ответственная ситуация складывается, имею в виду два предыдущих неурожайных года. По сути, эта задача – задача обеспечения весенне-полевых работ, уборки урожая. Это даже уже не просто задача непосредственно тех, кто работает на селе, а всей страны. Нужно помочь сельхозпроизводителям отработать этот год с максимальным результатом. В этой связи обеспечение техникой (а значительная часть работ в этом смысле лежит на «Росагролизинге», на вас, на ваших плечах) – важнейшая задача. Я хотел бы сегодня услышать, как организована работа и как Вы оцениваете результаты прошлого года? Пожалуйста, с этого начнём.
В.Л.Назаров: Да, Владимир Владимирович, действительно в общем-то сложный год был. Несмотря на сложность этого периода – засуха практически охватила 46 субъектов, – мы обеспечили в прошлом году поставку 4886 единиц техники. Помимо этого у нас есть плановые показатели госпрограммы: это поставка племенного скота. 31,2 тыс. голов поставили и плюс обеспечили ещё 67,8 тыс. ското-мест, то есть в основном все плановые показатели госпрограммы были выполнены. 2010 год действительно был сложным для сельхозпроизводителей, и мы сделали отсрочку лизинговых платежей на 2,1 млрд рублей, то есть это тоже очень существенная сумма. И сейчас все эти вопросы были уже закрыты и решены. Сельхозпроизводителям мы поставили уже в этом году за один квартал больше 1000 единиц сельхозтехники…
В.В.Путин: Сколько? Тысячу?
В.Л.Назаров: Больше тысячи — 1 тыс. 118 единиц техники, около 6 тыс. голов скота уже завезли и порядка 3 тыс. скотомест уже смонтировали, так что этот процесс идёт.
В.В.Путин: Как вы сами оцениваете результаты прошлого года «Росагролизинга»?
В.Л.Назаров: В общем-то они успешны. Единственное, конечно, платёжеспособность сельхозпроизводителей была не на высоком уровне, потому что не было урожая. И та поддержка, которая была со стороны государства, действительно была весьма существенная. И вот сегодня лишний раз доказательство – в I квартале 1 тыс. 118 единиц техники мы уже реализовали и планируем ещё 1,5 тыс.
В.В.Путин: Валерий Львович, в этой связи несколько конкретных вопросов. Для того чтобы создать благоприятные условия для работы на земле в этом году, мы договаривались с вами о том, чтобы снизить ставки страховых платежей.
В.Л.Назаров: Да, Владимир Владимирович, Вы давали такое поручение вообще минимизировать финансовую нагрузку на сельхозпроизводителей, которая в общем-то не обоснованна. И в первую очередь, конечно, если в 2009 году мы оплатили где-то свыше 900 млн рублей по страховым взносам, в этом году мы сократили и подписали со всеми страховыми компаниями соглашения о сокращении тарифов. Это в среднем где-то от 35% до 55%, то есть…
В.В.Путин: Снижение нагрузки существенное. Как вы думаете, в денежном выражении это примерно как?
В.Л.Назаров: Это, я считаю, где-то порядка 420–440 млн рублей, которые в общем не придётся платить. А помимо этого мы ещё даже делаем таким образом, что тем, кто переплатил по страховым взносам, мы сейчас высчитываем в счёт лизинговых платежей, то есть расчёты такие делаем.
В.В.Путин: Хорошо.
В.Л.Назаров: И сельхозпроизводители отметили это очень положительно.
В.В.Путин: Была ещё одна проблема – большое количество посредников. Посредники в рыночной экономике – это нормальное явление, но мы с вами говорили о том, что подчас встречались случаи, когда эта посредническая деятельность носила явно необоснованный характер и вела просто к удорожанию лизинговых платежей.
В.Л.Назаров: Да, безусловно, Владимир Владимирович. Вы дали поручение, я проанализировал: действительно удорожание составляло там от 15% до 19%. И сегодня я готов констатировать, что у нас теперь посредников ноль, как ни тяжело это было организовать, потому что осталось только два торговых дома: это Санкт-Петербургский тракторный завод… Но у них по-другому, они, в общем-то, и не продают технику. Но мы постарались обеспечить скидку от 5% до 15%, то есть мы сейчас в лизинг реализуем технику уже со скидкой завода, а раньше посредническая составляющая была где-то от 5% до 19%.
В.В.Путин: Теперь по этим заводам, по производителям. Линейка техники, которая предлагается сельхозпроизводителям, – чем она больше, тем, естественно, лучше. Как решается этот вопрос?
В.Л.Назаров: Да, действительно. Когда я приступил к исполнению обязанностей руководителя, была такая проблема, что та отечественная техника, которая высокопродуктивна, с высокой производительностью и самое главное – качественная, почему-то не была в списке, в перечне, по которому можно было в лизинг передавать.
Мы договорились с ФАС, вместе разработали новое положение, ФАС согласовала это положение, и теперь уже начали привлекать поставщиков. Если раньше было всего 27 поставщиков, то сейчас у нас 54 – это все, которые поставляют отечественную технику. И линейка расширилась: с 327 до 1096 единиц.
В.В.Путин: Более чем в 3 раза? Почти в 4 раза!
В.Л.Назаров: Да, очень существенно.
В.В.Путин: Когда мы сравниваем нашу технику и технику иностранного производства, один из существенных моментов — это, конечно, всё, что связано с обслуживанием, в том числе с гарантийным обслуживанием, гарантийными сроками. Как здесь обстоят дела?
В.Л.Назаров: Мы посчитали, Владимир Владимирович, у нас ежегодные затраты на технику (ввиду того, что много техники с очень большим износом) составляют 64 млрд в год. И мы договорились с заводами-изготовителями, что они увеличат срок гарантии – увеличение составило с 1,5 до 2 раз. Как правило, у нас на всю отечественную технику была гарантия год.
В.В.Путин: А теперь?
В.Л.Назаров: А теперь два–два с половиной года, есть полтора года.
В.В.Путин: А цена?
В.Л.Назаров: А цена осталась прежней. Это было самое основное условие. Конечно, производитель всегда готов поднять соответствующую планку гарантии, но автоматически поднимает и стоимость, а это всё-таки от 4% до 6%. Мы подписали соглашения с заводами-изготовителями, они согласились, и сейчас мы уже поставляем технику с таким длительным сроком гарантии.
В.В.Путин: Хорошо. И мы договаривались о том, чтобы там, где это возможно и обосновано, расширять в процентном отношении количество товаров российского производства, которые предлагаются в лизинг. В этом направлении что делается?
В.Л.Назаров: Да, безусловно. Самая большая заслуга уже новой команды «Росагролизинга» – это поставка племенного скота. Если раньше мы менее 50% отечественного скота поставляли, то сейчас, впервые за всю историю, мы поставили 88% скота.
Конечно, сложно было по всей стране (там по 20–50 голов) формировать этот пакет лизинга, но мы с этой задачей справились. Самое главное – что всегда в хозяйствах, которые поставляют скот, и в хозяйствах, которые принимают скот, присутствует ветеринарная служба.
В.В.Путин: А по качеству?
В.Л.Назаров: Если взять импортный скот, в прошлые годы потери составляли до 20–25%. А сейчас скот адаптирован и потери в общем составляют до 3%, не больше. Это, как правило, связано с перевозкой, доставкой.
В.В.Путин: Хорошо. Валерий Львович, в марте этого года мы проводили съезд фермеров в Тамбове. Помните, была сформулирована задача осуществить реализацию имеющейся у вас техники сельхозпроизводителям со скидкой 50% от цены? Общий объём техники, насколько я помню, был 6150 единиц. Что предпринимается?
В.Л.Назаров: Да, это действительно так, Владимир Владимирович. Сельхозпроизводители очень хорошо восприняли это Ваше поручение, потому что в наш адрес идёт масса писем с благодарностью, что появилась такая возможность. На сегодняшний день мы получили заявки на реализацию техники 53 субъектам – это порядка 5,3 тыс. единиц. Есть определённая проблема, с которой мы столкнулись: по бумагам эта техника числится у нас, а по факту её нет.
В.В.Путин: 6150 — нет?
В.Л.Назаров: Нет, не всё, где-то порядка 158 единиц техники. Как только приходит потенциальный покупатель, он хотел бы видеть технику, а этой техники нет. Вот мы сейчас разбираемся. Конечно, это сложно.
В.В.Путин: Сколько нет?
В.Л.Назаров: Сейчас мы выявили, что уже 158 единиц отсутствует.
В.В.Путин: Секундочку! Что значит выявили? Куда это всё делось?
В.Л.Назаров: Мы сейчас проводим выездные проверки и выверяем, почему этой техники нет. В отдельных случаях это, непонятно на каких основаниях, передано почему-то…
В.В.Путин: То есть вы мне сейчас можете ответить или нет?
В.Л.Назаров: Нет, сейчас я не могу точно ответить, почему этой техники нет. Я считаю, что она в поле, и это с нарушением действующего законодательства.
В.В.Путин: Почему вы мне не можете ответить, где эта техника? Давайте тогда обратимся к тем, кто может ответить, попросим правоохранительные органы с этим разобраться, а вас я прошу оказать полное содействие.
В.Л.Назаров: Хорошо.
В.В.Путин: И через, скажем, неделю-две, доложить и по этой позиции, и по другим.
В.Л.Назаров: Да, хорошо, Владимир Владимирович.