«Если партия “Единая Россия” хочет быть конкурентоспособной в политической борьбе с другими общественными организациями и политическими партиями, то нужно создать обстановку конкуренции в рядах самой партии. Это нужно сделать таким образом, чтобы среди единомышленников была выстроена открытая, свободная, но предметная дискуссия по основным проблемам жизнедеятельности страны, по решению тех острых вопросов, перед которыми страна стоит и в решении которых нуждаются граждане Российской Федерации».
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги, друзья! Я пригласил вас для того, чтобы поговорить по нескольким вопросам. Как видите, даже не в рабочем кабинете, а чтобы мы могли в более неформальной обстановке поговорить по тем проблемам, которые я хочу с вами обсудить.
Первое – это ход предвыборной кампании в Государственную Думу. Что касается президентской предвыборной кампании, прошу об этом не говорить, по этому поводу не возбуждаться: это будет ещё в следующем году. Нужно всем работать на своих местах, имею в виду вот эту часть деятельности.
Что касается думской предвыборной кампании, то она фактически уже началась. Более того, мы все с вами знаем, что, хотя сами выборы в Госдуму должны пройти в декабре текущего года, уже в сентябре мы должны собраться на съезд и принять важнейшее решение.
Какие это решения?
Первое. Нужно будет утвердить список кандидатов в депутаты Государственной Думы. И второе. Нужно будет принять предвыборную программу партии «Единая Россия». Уже в сентябре мы должны это сделать. Что это означает? Это означает, что у нас сегодня – 15 апреля, а до 1 июня осталось полтора месяца, дальше – летние отпуска и каникулы, а в сентябре мы уже должны собраться и решать проблемы. Конечно, нужно работать и в сентябре, нужно работать и летом. Но мы понимаем, что это другая ситуация: это уже летние отпуска, каникулы и так далее. Поэтому нужно работу построить, правильно структурировать её, построить грамотно по времени и так далее.
Теперь по сути нескольких моментов, которые я обозначил. Если партия «Единая Россия» хочет быть конкурентоспособной в политической борьбе с другими общественными организациями и политическими партиями, то нужно создать обстановку конкуренции в рядах самой партии. Это нужно сделать таким образом, чтобы среди единомышленников была выстроена открытая, свободная, но предметная дискуссия по основным проблемам жизнедеятельности страны, по решению тех острых вопросов, перед которыми страна стоит и в решении которых нуждаются граждане Российской Федерации.
Мы многое сделали за предыдущие годы, но сделать нужно ещё больше.
Сегодня телеканал «Россия-1» рассказал о трагическом случае – о гибели человека в Алтайском крае, родственникам которого первоначально было отказано в приезде скорой медицинской помощи. То ссылки делаются на то, когда начали сейчас разбирательство, что он злоупотреблял алкоголем (это не причина, чтобы отказать в помощи), то говорят о том, что там не было заключено какого-то договора. Но в соответствии с действующим законодательством неотложная медицинская помощь должна быть оказана любому человеку, даже иностранцу, вне зависимости от ведомственной принадлежности и даже формы собственности медицинского учреждения. Теперь выясняется, что, оказывается, ещё год назад в это муниципальное образование были переданы две машины скорой помощи, но они не использовались.
Не хочется, когда мы говорим о предвыборных делах, говорить о трагедиях, но нужно! Потому что только так, в прямом диалоге с людьми и впрямую, объективно воспринимая картину нашей жизни, можно предложить решения проблем. Вот мы сейчас говорим о масштабной программе модернизации развития здравоохранения, вкладываем туда огромные деньги – 460 млрд рублей. Но если год назад туда были переданы две машины и они не используются, это о чём говорит? Это говорит о неразберихе в органах управления и различных ведомственных учреждениях. Это значит, что там нужно наводить порядок. Там и денег-то, может быть, не нужно! Хотя, конечно, будут плакать, что машины не использовались, потому что денег не было. Но это вопрос выбора приоритетов. Это первое.
Вторая проблема. Скажем, те же самые детские сады. Мы многое сделали по демографической программе – рождаемость, слава Богу, увеличивается, смертность снижается. Но растёт другая проблема – необеспеченность детскими садами. 1 млн 700 тыс. в очереди стоит по стране. С уровня Правительства Российской Федерации такие проблемы решаются сложно, либо вообще не могут решаться в соответствии с действующим законодательством, потому что в соответствии с законом о разграничении полномочий с 1 января 2005 года эти полномочия переданы на уровень муниципалитетов. Но по линии партии «Единая Россия», которая имеет контрольный пакет почти во всех регионах и муниципалитетах, это можно и нужно делать. Поэтому когда сейчас вы будете выстраивать работу по отбору списка кандидатов (а их там должно быть около 600 человек), по подготовке программы – предвыборной программы партии, нужно исходить не из общих и каких-то теоретических установок о том, что такое хорошо и что такое плохо, а из конкретных проблем страны, конкретного региона, каждого села и каждого города, проблем, которые стоят перед людьми. Но для этого депутаты «Единой России» на своём уровне – в муниципалитете либо в регионе – должны ещё раз проанализировать в региональном разрезе все проблемы, которые стоят перед регионом. Мы знаем общие проблемы: ЖКХ, здравоохранение, образование и так далее, понятно, но для каждого региона, для каждого села и города — ещё и свои региональные проблемы. Это должно быть всё проанализировано, составлен список этих приоритетов и, если нужно, должны быть внесены коррективы в работу органов власти и управления, в том числе и с помощью принятия поправок к действующим законам о бюджетах. Вот это второй вопрос, который я хотел бы с вами сегодня обсудить. Но с первым сначала закончим.
Теперь что касается программы. Она, конечно, тесно связана с тем, что я только что сказал. И программа наша с вами должна строиться, исходя из реалий жизни, из потребностей людей. И, как я уже сказал, нужно, чтобы в ходе этой избирательной кампании, создав обстановку конкурентной борьбы внутри самой партии (доброжелательную, разумеется, заинтересованную), чтобы у нас появлялись свежие, интересные люди, которые понимают проблемы, знают их, готовы и в состоянии решать эти вопросы.
С.Ю.Орлова: И неравнодушные.
В.В.Путин: Абсолютно точно. Вот тот трагический пример, о котором я сказал. Люди же сами выбирают муниципальный уровень власти, и граждане наши должны обращать на это внимание, должны понимать, кого они избирают. Но мы должны помочь им это сделать. Нужно высветить этих людей, ещё раз обозначить эти проблемы и предлагать способы решения этих вопросов.
Теперь по средствам, по деньгам и так далее. Мы сейчас будем выходить в Государственную Думу с поправками в бюджет текущего года. Должен вам сказать, что у нас в целом экономика восстанавливается. Вы об этом уже знаете. На сегодняшний день дополнительные нефтегазовые доходы у нас составят, по нашим прогнозам, в 2011 году 1 трлн 138 млрд рублей. Но мы считаем, что с нефтегазовыми доходами нужно обращаться в высшей степени аккуратно, и призываю вас к этому, потому что иначе мы столкнёмся с другими проблемами – с инфляцией и так далее. Но у нас есть и дополнительных 320 млрд рублей – дополнительных доходов, которые дают отрасли, не связанные с нефтью и газом. Если вернуться к первому вопросу по предвыборной работе и о возможных корректировках в региональный и местный бюджеты, могу вам сказать, что консолидированный бюджет получит доходов больше, чем предполагалось, на 320 млрд рублей. То есть деньги в регионах есть – не во всех, конечно, ясно, что не во всех. Есть те, которые чего-то недополучат, но в крупнейших центрах (Москва, Тюменская область, Петербург, Московская область, Ямало-Ненецкий округ, Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Иркутская область и так далее) там плюс идёт – 143 млрд, 25 млрд, 20 млрд, 18 млрд, 12 млрд, 11 млрд, 9 млрд, 9 млрд, 9 млрд рублей. То есть на самом деле консолидированный бюджет, повторяю, будет свёрстан с профицитом, и нужно только внимательнее посмотреть, как и на что наши коллеги в субъектах Федерации, муниципалитетах будут тратить деньги. Нужно посмотреть на приоритеты, на те проблемы, решения по которым ждут люди.
Что касается наших поправок. Мы об этом сейчас поговорим поподробнее. Мы вчера обсуждали это на Президиуме Правительства, и я бы хотел, чтобы вы тоже высказали свои соображения в первую очередь по тем проблемам, о которых я высказался. Пожалуйста.
Б.В.Грызлов: Спасибо. Владимир Владимирович, думаю, что 13 марта – день выборов, день единого голосования – это был день, который, безусловно, уже дал старт выборной кампании Государственной Думы. И отрадно отметить, что избиратели поддержали партию «Единая Россия» на выборах законодательного собрания субъектов (а это было 12 субъектов): в целом на 2% выше, чем это было в 2007 году, то есть поддержка выросла. Это поддержка курса, поддержка власти, поддержка партии «Единая Россия».
Мы приняли ряд законов в период между выборами, которые совершенствовали политическую систему, но за счёт «Единой России» мы давали приоритеты и нашей оппозиции. Это и равный доступ к средствам массовой информации не только на федеральном, но и на региональном уровне, это возможность включать в федеральную часть списка не троих, а десятерых кандидатов (это тоже была просьба оппозиции), это и ряд других законов.
Но тем не менее мы прекрасно понимаем, что сейчас нужно консолидировать усилия. И я согласен с Вашей идеей, с Вашим предложением, что для того, чтобы быть конкурентоспособной партией среди других общественных объединений и политических партий, нужно усилить конкуренцию внутри партии. И мы будем широко использовать систему предварительного голосования. Сейчас, естественно, уже идут контакты с руководством региональных организаций по отбору возможных кандидатов в Государственную Думу.
Мы направляли наших действующих депутатов на выборные кампании, которые были в регионах в марте этого года, в октябре и марте прошлого года. Мы видим, что в основном депутатский корпус получает хорошие результаты на выборах в регионах, то есть связь с регионами достаточно устойчивая, работа в регионах эффективная. Но, конечно, появились и фамилии действующих депутатов, которые были в конце списков. Это говорит о том, что они мало внимания уделяли именно региональной составляющей депутатской работы.
То, что касается вопросов, связанных с возможными поправками в бюджет, я бы хотел назвать несколько тем, на которые, я думаю, можно было бы обратить внимание. Конечно, это дошкольное образование, детские сады. В этом направлении мы многое сделали, особенно за последний год: приняты и поправки в закон, изменились нормы и правила, которые называются СанПиН, по детским садам. Но считаю очень важным то, что мы сделали именно в разрезе наших региональных организаций партии. Это мониторинг тех зданий, которые строились как детские сады, но за последние 10–15 лет были перепрофилированы. Мы нашли более 6 тыс. таких объектов. Сейчас идёт планомерная работа по возврату их в статус детских садов. Считаю, что это была очень важная работа.
Мы впервые выделили за последнее время в федеральном бюджете небольшую сумму – 500 млн рублей – для того, чтобы из федерального бюджета модернизировать детские сады в субъектах, понимая, что основная задача именно субъектов и муниципальных образований – строить детские сады. Но модернизация детских садов возможна, и за счёт этого сейчас уплотняется детский сад, потому что появились новые виды оборудования – например, кровати-трансформеры. И те же самые помещения, которые ранее использовались одни для спальни, другие – для комнаты, где отдыхают дети, можно объединять в одно помещение.
Это вроде небольшая задача, которую мы решили, но она позволила на несколько десятков тысяч увеличить количество мест в детских садах. Считаю, что, учитывая, что это сумма небольшая, мы могли бы её несколько увеличить уже в текущем году – например, в два раза.
Теперь вопрос дорог. Мы выделили 34 млрд в текущем бюджете на ремонт и строительство дорог в городах, столицах субъектов и дворовых территориях. Это очень воспринятый проект. Хочу сказать, что Правительство очень хорошо поработало по вопросам доведения правил использования средств совершенствования именно дворовых территорий, потому что это впервые было сделано. И на 1 апреля уже все средства перечислены в субъекты Федерации, и нужно заниматься приведением в порядок этих дворов. Их по тем документам, которые согласованы, – 19,5 тыс. дворов по России, которые будут ремонтироваться за счет этой программы. Учитывая, что уже есть все нормативные документы и можно эту работу развивать и дальше, можно было бы добавить некоторое количество средств по этому направлению.
Считаю, очень важное направление – это сельские дороги. В этом году выделено 5 млрд рублей в бюджете на строительство и ремонт таких дорог. Но у нас есть на сегодняшний день 46,5 тыс. населённых пунктов, в которых нет дорог с твёрдым покрытием. Вы, выступая, дали ориентир, чтобы к 2030-му году уменьшить это количество в 5 раз. Это достаточно большие средства, потому что за 5 млрд, которые выделены на этот год, можно построить 500 км дорог, то есть не так много, а по всем населённым пунктам – это более 100 тыс. км дорог, чтобы нам полностью обеспечить сёла дорогами с твёрдым покрытием. Но это надо делать, потому что, к сожалению, есть планомерный отток сельского населения в города. И в связи с этим есть цифра достаточно удручающая, что за последние 10 лет уменьшилось количество обрабатываемых сельхозземель на 18 млн гектар, а это примерно тот объём, который в своё время Советский Союз освоил в виде освоения целинных земель, то есть всю целину мы сейчас потеряли, потому что меньше жителей в селе. Вот это направление – дороги в сёла, удалённые населённые пункты, считаю, тоже можно было бы в текущем бюджете найти возможность усилить.
В.В.Путин: Вы знаете, мы посмотрим сегодня список предложений, который Правительство сделает, и посоветуемся по поводу того, что поддержать в качестве поправок.
Знаете, я сейчас подумал о нашем крупном, общенациональном проекте – это подготовка к Олимпийским играм. Мы с вами все его поддерживали, и я приложил много усилий для того, чтобы Олимпиада состоялась именно в России. Мы вкладываем очень большие деньги, и он такой многовекторный, этот проект, нацеленный на пропаганду здорового образа жизни, на развитие спорта, на развитие региона. Но Олимпийские игры в 2014 году пройдут, мы надеемся на хороший результат. Но они закончатся, а вот инфраструктура останется – останутся дороги, мосты, электроснабжение, водоснабжение, спортивные сооружения, гостиницы. Вот это всё останется, и будет служить людям десятилетия, а может быть, и столетия. Вот с точки зрения подготовки предвыборной кампании, проведения предвыборной кампании и выборов, это, на мой взгляд, вполне уместная аналогия. Выборы важны, и, конечно, любая политическая партия, когда вступает в политическую борьбу, должна стремиться к победе и должна побеждать. Но не менее важно, чтобы сам ход предвыборной кампании был использован для того, чтобы создать условия для развития страны, чтобы решать проблемы людей, с которыми они сталкиваются ежедневно. И, кстати говоря, если именно так вы будете поступать, в этом случае и будете добиваться успеха.
В этой связи хочу ещё раз вернуться к проблеме открытости при выборе кандидатов. Вот эти 600 человек, которые должны попасть в списки, должны проходить не узкопартийное горнило, они должны быть выставлены на суд общественности в регионах и муниципалитетах. Почему? Потому что люди доверяют «Единой России», голосуют за эту партию. Значит, они вправе знать, кто будет представлять интересы их регионов в парламенте страны, что это за люди, какие программы они предлагают, как они предлагают решать их насущные проблемы. Это крайне важно. Вот эта открытость перед обществом крайне важна для конечного результата и для того, чтобы, ещё раз повторяю, использовать ход предвыборной борьбы для выбора приоритетов и выстраивания системы решения этих проблем. И в этой связи считаю, что необходимо нашим коллегам в регионах помочь – помочь из центральных партийных органов. Поэтому прошу вас структурировать эту работу таким образом, чтобы за каждым человеком в высшем партийном звене и руководстве были закреплены определённые регионы, чтобы можно было непосредственно работать с людьми. А мы с вами будем регулярно встречаться, анализировать ход этой работы, скажем, один раз в две-три недели, будем подводить итоги и ставить задачи на ближайшую оперативную перспективу.