«В результате проведённых преобразований качественно изменилась сама структура российской угольной промышленности. Её ядром стали современные и подчас весьма успешные предприятия, которые реализуют долгосрочные проекты развития. Например, в 2010 году инвестиции в основной капитал отрасли составили более 56 млрд рублей, что на 30% больше, чем в предыдущем».
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья!
Давайте начнём сегодня с вопросов сельского хозяйства. Елена Борисовна (обращаясь к Е.Б.Скрынник), у нас выделены бюджетные средства на поддержку сельского хозяйства в связи с проведением весенних полевых работ – 25,9 млрд рублей, почти 26 млрд рублей. Но, по имеющимся у меня сведениям, до сельхозпроизводителей доведена только половина этой суммы – 12,4 млрд рублей. В чём дело? Почему до сих пор деньги не дошли до людей?
Е.Б.Скрынник: Да, уважаемый Владимир Владимирович, Министерство сельского хозяйства, в соответствии с заявками регионов, по плану перевело около 30% от общего объёма госпрограммы – от 104 млрд рублей. Мы действуем в соответствии с подписанным соглашением. Но, к сожалению, регионы, субъекты Федерации из-за низкого уровня финансового планирования и оформления нормативной базы перевели всего лишь в среднем 56% от объёма перечисленных Министерством сельского хозяйства средств, хотя должны перечислить 100%.
В.В.Путин: А почему так мало перевели?
Е.Б.Скрынник: Владимир Владимирович, ну, во-первых, если можно я о тех, которые хорошо работают…
В.В.Путин: Вы мне скажите нормальным русским языком: вот мы перевели 26 млрд – 25,9 млрд рублей, а они дальше протолкнули до сельхозпроизводителей 12,4 млрд рублей. Почему?
Е.Б.Скрынник: Владимир Владимирович, я поэтому и решила доложить Вам эту ситуацию, хотя мы и проводим постоянный мониторинг. Я общаюсь с сельхозтоваропроизводителями непосредственно, каждую неделю получаем эту информацию. К сожалению, не все регионы правильно подготовили нормативную базу и финансово спланировали ситуацию, хотя мы с ними в еженедельном режиме работаем. Например, такие регионы, как Удмуртия, перевели всего лишь 29% средств, перечисленных Министерством сельского хозяйства, Дагестан – 12%, Кемеровская область – 20%, а Ставропольский край – 100%, Воронежская область – 100%, Кировская – 100%, Ростовская – 100%. Поэтому с теми, кто не доводит средства в срок, мы проводим, конечно же, работу и требуем стопроцентного доведения средств сельхозтоваропроизводителям, но такие нарушения имеют место быть. Поэтому я и решила этот вопрос доложить Вам.
В.В.Путин: Вы сами с ними общаетесь, да?
Е.Б.Скрынник: Да. Мы имеем возможность общаться в форме видеоконференций с сельхозтоваропроизводителями, чтобы иметь обратную связь с крестьянско-фермерскими хозяйствами, а с губернаторами мы проводим встречи и докладываем эту ситуацию, совместно пытаемся решить эту проблему.
Но есть еще второй аспект, Владимир Владимирович, если разрешите. Дело в том, что они же должны софинансировать получение федеральных средств. Здесь тоже сложная ситуация: некоторые регионы, которые доводят 100% средств сельхозтоваропроизводителям, они нормально и софинансируют, а вот отставшие регионы ещё и не софинансируют, к сожалению, из регионального бюджета. Поэтому я решила обратиться к Вам с докладом.
В.В.Путин: Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), Вы как-то подключались к этой работе?
В.А.Зубков: Конечно, мы, когда с губернаторами встречаемся, на эти вопросы указываем. Но дело в том, что ряд губернаторов, видимо, серьёзно подходит к этим вопросам: речь идёт в первую очередь о софинансировании из своих бюджетов – это надо же вовремя поправки сделать в бюджеты территорий. Поэтому я думаю, что после сегодняшнего рассмотрения надо просто мне, наверное, …
В.В.Путин: Послушайте, но сейчас середина апреля, 14 апреля! Мы многократно говорили о том, что два предыдущих года были очень сложными для сельского хозяйства и мы должны мобилизовать финансовые, административные ресурсы на то, чтобы безусловно обеспечить урожай этого года. Такое отношение к делу меня просто удивляет!
В.А.Зубков: Владимир Владимирович, эти деньги, о которых говорит министр, прямо на урожай не влияют. Это деньги, как я понимаю, на инвестиционные проекты, поддержку…
Е.Б.Скрынник: Дело в том, что субсидирование процентных ставок на краткосрочные кредиты, инвестиционные кредиты, племенная поддержка…
В.А.Зубков: Что касается весенне-полевых работ, то на эти работы по всем тем решениям, которые мы принимали, деньги идут в регионы: и на удобрения, и на семена, и на горючее (по льготе), и на ссуды, которые банки предоставляют вообще-то в больших объёмах. Поэтому по весенне-полевым работам, как я понимаю (мы уже встретились практически с 60–70% губернаторов), вопросов никаких нет. То, что Вы говорите, середина апреля и пора бы уже… Речь идёт об инвестиционных кредитах, кредитовании инвестиционных проектов. А субсидирование процентных ставок…
Е.Б.Скрынник: Краткосрочных кредитов.
В.А.Зубков: Краткосрочных, да.
Е.Б.Скрынник: Поэтому минеральные удобрения…
В.В.Путин: Краткосрочных кредитов?
Е.Б.Скрынник: Конечно, и краткосрочные кредиты тоже.
В.В.Путин: Краткосрочные кредиты как раз на весенне-полевые работы и предусмотрены. Я вас прошу ещё раз, все регионы, которые своевременно эту работу не проводят, в режиме видеоконференции здесь, в Москве… Нужно, чтобы с полным понимаем ответственности люди относились к этому моменту сегодня. Весна началась!
Виктор Алексеевич, сколько времени Вам нужно для того, чтобы включиться напрямую, ещё раз посмотреть на ситуацию и доложить уже обстоятельно по каждому региону?
В.А.Зубков: Я думаю, что, если Министерство сельского хозяйства сегодня представит в Правительство материалы, которые действительно можно посмотреть, проанализировать и провести видеоконференцию, я могу её провести в понедельник–вторник.
В.В.Путин: Договорились, в понедельник–вторник, а в середине следующей недели мне доложите, пожалуйста, как ситуация.
В.А.Зубков: Хорошо.
В.В.Путин: Виталий Леонидович (обращаясь к В.Л.Мутко), мы взяли на себя и нам предоставили такое право провести чемпионат мира по фигурному катанию. Нужно это всё сделать в очень короткие сроки. Я бы хотел услышать сегодня от вас, как идёт работа по подготовке – это первое. И второе – мы эту эстафету приняли от наших японских друзей, и понятно, в связи с чем – в связи с трагедией, которая там произошла, поэтому считаю целесообразным (это будет уместным) при открытии чемпионата мира обратить внимание на то, что произошло в Японии, обратить внимание на трагедию, с которой столкнулся японский народ, и какими-то символическими жестами проявить нашу солидарность с нашими соседями и друзьями в Японии. Подумайте, как это сделать в связи с чемпионатом мира по фигурному катанию, который должен был бы пройти в Японии, но пройдёт в Москве.
В.Л.Мутко: Хорошо, Владимир Владимирович. Что касается чемпионата мира, то все основные организационные вопросы решены, всё необходимое сделано. Мы в принципе решили вопросы проживания, транспортного обеспечения, арендован дворец «Мегаспорт». В общем-то, все вопросы основные решили: финансовые, организационные, определились с трансляцией – транслировать будет «Первый канал» и канал «Россия», производить картинку будем мы сами. В общем, все организационные, финансовые вопросы по чемпионату решены. Уже начинается аккредитация, поэтому здесь вопросы решены. Что касается церемонии открытия, то мы обязательно это всё учтём и найдём возможность уделить этой гуманистической теме такое серьёзное внимание на церемонии открытия.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Несколько слов теперь о повестке дня нашей сегодняшней работы.
Начнём с вопроса о состоянии и перспективах развития отечественной угольной промышленности. Мы к этой теме возвращаемся регулярно и неспроста. Вопрос очень важный. Отрасль очень важная и сложная. В ней работает большое количество людей, работает, прямо скажем, в сложных условиях.
В реструктуризацию отрасли, в решение социальных, жилищных проблем горняков, в их профессиональное переобучение государство вложило на сегодняшний день около 133 млрд рублей. К концу 2015 года программу реструктуризации отрасли планируется полностью завершить.
Особо отмечу, что в результате проведённых преобразований качественно изменилась сама структура российской угольной промышленности. Её ядром стали современные и подчас весьма успешные предприятия, которые реализуют долгосрочные проекты развития. Например, в 2010 году инвестиции в основной капитал отрасли составили более 56 млрд рублей, что на 30% больше, чем в предыдущем, 2009 году, причём около 40% этих средств было потрачено на покупку новых машин и оборудования, на расширение производства. Добавлю, что в прошлом году угольная промышленность практически вышла на докризисный уровень: добыто 323 млн т угля. В 2009 году это было 302 млн, а в докризисном – 329 млн. Практически докризисный уровень достигнут: 329 млн было, а сейчас 323 млн.
Особое внимание мы по-прежнему обязаны уделять вопросам безопасности в угольной отрасли. В марте текущего года провели специальное совещание, посвящённое этой проблеме. Уже принят целый ряд решений. Напомню, законодательно установлены требования к дегазации шахт, повышена мера ответственности собственников предприятий, расширены полномочия Ростехнадзора, изменена система оплаты труда шахтёров – доля постоянной составляющей в их заработной плате теперь не должна быть ниже 70%. Это решение было принято совместно с профсоюзами. Внесены изменения в Налоговый кодекс, стимулирующие компании вкладывать средства в безопасность производства, введён обязательный порядок страхования гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии. На очереди – следующий пакет поправок – поправок, которые направлены на дальнейшее совершенствование законодательства в области промышленной безопасности и охраны труда в угольной отрасли: речь идёт об усилении ответственности предприятий, которые не обеспечили безопасные условия труда для работников шахт.
Так, в общих словах напомню, о чём идёт речь. Предусматривается внесение изменений в Трудовой кодекс, касающихся особенностей регулирования труда работников шахт, а также в перечень обязательных мероприятий по охране труда, финансируемых работодателем. Кроме того, планируется установить обязательное создание системы управления промышленной безопасностью и охраны труда в организациях угольной промышленности и требование публичного раскрытия информации о результатах выполнения программных мероприятий в этой сфере. Предполагается внести изменения в законодательство – в частности, в части обязательного предоставления страхователями информации страховщику о результатах аттестации рабочих мест, проведённых медосмотрах для установления соответствующих скидок и надбавок.
Уважаемые коллеги! Перед угольной отраслью стоят масштабные задачи. Мы знаем, что сейчас происходит в мировой энергетике и в металлургической промышленности: потребность в сырье будет возрастать, а значит, возникает потребность в утверждении планов на долгосрочную перспективу, определении новых ориентиров. Минэнерго разработало проект долгосрочной программы развития угольной промышленности до 2030 года. Сегодня мы должны её рассмотреть на заседании Президиума.
На что хотел бы обратить особое внимание? Во-первых, следует ликвидировать так называемые узкие места в железнодорожной инфраструктуре, обеспечить перевалку российской угольной продукции через морские порты и пограничные переходы, создать дополнительные мощности для увеличения экспортных поставок угля, особенно на таком стратегическом маршруте, как азиатско-тихоокеанское направление.
Во-вторых, необходимо стимулировать инвестиции в современные технологии, проектирование и производство горной техники, машин и оборудования – такой техники, которая позволит повысить эффективность и безопасность горняков.
Третье – надо создавать и обустраивать новые центры угледобычи, такие как Эльгинское месторождение в Якутии, Межэгейское и Элегестское в Тыве, Апсатское в Забайкальском крае. Кстати говоря, Эльгинское месторождение должно заработать уже в текущем, 2011 году, при этом в новых районах угледобычи сразу стоит применять кластерный подход, увязывать угольные разрезы и шахты с предприятиями переработки сырья, транспортной инфраструктурой, формировать углехимические и энергетические комплексы. Прошу при доработке долгосрочной программы учесть эти замечания и их реализовывать. Мы с вами много раз обсуждали вопросы освоения соответствующих районов, скажем в Тыве, и там очень много направлений работы, но любое из них связано с развитием транспортной инфраструктуры. Нужно заранее это проработать с нашими транспортными организациями, инвесторами.
Ещё один вопрос, на котором хотел бы остановиться. 3 марта текущего года мы встречались с вдовами погибших шахтеров в Воркуте и договорились тогда совместно с акционерами «Воркутаугля» и «Интаугля» решить проблему переселения семей погибших шахтёров. Минрегион, власти республики уже представили свои предложения. Нужно, чтобы Министерство финансов Российской Федерации выполнило те обязательства, которые мы взяли на себя, и как можно быстрее перечислило деньги. Я хотел бы сейчас спросить у Вас, Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), как дальше будут развиваться события? Что предполагается сделать после перечисления необходимых ресурсов? Куда эти деньги пойдут и как будут реализованы эти программы?
И.И.Сечин: Уважаемый Владимир Владимирович! Действительно, переселению из районов Крайнего Севера, из Республики Коми подлежат 133 вдовы.
В.В.Путин: 136, по моим данным.
И.И.Сечин: Уточним. Это по данным Республики Коми (были такие сведения), но уточним ещё раз. Потребность финансирования этих мероприятий составляет порядка 304–305 млн рублей.
В.В.Путин: 328 млн рублей.
И.И.Сечин: Уточним.
В.В.Путин: Знаете, Вы уточните, пожалуйста. Это всё имеет значение, потому что за этим стоят судьбы конкретных людей. Ладно?
И.И.Сечин: Уточним, уточним.
В.В.Путин: Немножко денег не хватит – и что-то зависнет там.
И.И.Сечин: По Вашему поручению финансирование этих мероприятий будет проводиться как бюджетом, так и собственником этих угольных предприятий – это «Северсталь».
В.В.Путин: Да. 50 на 50 мы договорились.
И.И.Сечин: 50 на 50, да. И мы планировали через Минрегион свою долю – чуть больше 150 млн рублей – перечислить в регион в ближайшее время. И регион во взаимодействии с вдовами будет подбирать эти жилые помещения. Будем держать на контроле до реализации.
В.В.Путин: Вот мы деньги перечислим, главное – чтобы они потом там не зависли, эти деньги, чтобы с этими средствами начали работать, с семьями начали работать и довели эту работу до конца. А Вы, пожалуйста, держите на контроле.
И.И.Сечин: Хорошо.
В.Ф.Басаргин: В эти средства ещё и средства на сам переезд включены.
В.В.Путин: Хорошо. От нас 168 млн нужно с копейками.
В.Ф.Басаргин: И мероприятия по переезду я оформляю, ремонт и другие.
В.В.Путин: Хорошо, договорились. Минфин должен перечислить в самое ближайшее время. Когда вы перечислите деньги? Когда это произойдёт? Когда вы сможете перечислить деньги? (обращаясь к А.Л.Саватюгину)
А.Л.Саватюгин(заместитель Министра финансов Российской Федерации): Конечно, все средства в нужном объёме будут перечислены.
В.В.Путин: У нас решение соответствующее принято, да?
И.И.Сечин: Поручение Ваше готово, Владимир Владимирович! Поэтому через Минрегион эти средства будут переведены в форме дотаций в субъекты Федерации.
В.В.Путин: Но когда? Когда?
А.Л.Саватюгин: В течение ближайшего времени.
И.И.Сечин: В течение апреля.
А.Л.Саватюгин: В течение ближайшей недели средства эти можно перечислить.
В.В.Путин: Вот вместе с Министерством финансов, пожалуйста, решите этот вопрос в течение недели и доложите мне.
И.И.Сечин: Доложим.
В.В.Путин: Мы сегодня также рассмотрим и утвердим состав организационного комитета по обеспечению подготовки российских спортсменов для участия в Олимпийских и Паралимпийских зимних играх 2014 года. Наша задача – объединить усилия федеральных, региональных властей, спортивных и общественных организаций, чтобы создать максимально благоприятные условия для эффективной и полноценной подготовки российских олимпийцев.
До Игр осталось три года. Сейчас уже видим, как стремительно меняется облик Сочи как региона. Идёт большая работа, вводится в строй большое количество объектов – спортивных, инфраструктурных, энергетических. Напомню, что общий бюджет Игр оценивается в сумму порядка 195 млрд рублей, причём 75 млрд рублей предполагается выделить из федерального бюджета, остальное – деньги и средства инвесторов.
Кроме того, специально на подготовку российской олимпийской сборной к Олимпийским играм выделяется на 2011–2013 годы более 6 млрд рублей. И я прошу, Александр Дмитриевич, Вас (обращаясь к А.Д.Жукову) как председателя оргкомитета взять под личный контроль эту работу – работу по подготовке нашей сборной. Они должны быть обеспечены всем необходимым: и тренерский состав, и спортсмены. Только в этом случае все мы вправе ожидать значимого, достойного для России вообще, тем более для страны–организатора Олимпийских игр результата.
* * *
И в заключение ещё о двух крайне важных законопроектах. Первое. Нам предстоит внести поправки в закон о минимальном размере оплаты труда и тем самым обеспечить повышение МРОТа с 1 июня текущего года на 6,5%: размер МРОТа составит 4611 рублей. Вопрос повышения МРОТа мы активно обсуждали с профсоюзами. Наша цель – постепенно приблизить размер МРОТа к уровню прожиточного минимума. Эту задачу нужно решать. Добавлю, что изменение МРОТа должно в целом отразиться на повышении зарплат бюджетников и других категорий граждан.
И второй законопроект. О нём мы говорили вчера на форуме медицинских работников, договорились ускорить его внесение в парламент. Речь идёт о законе «Об основах охраны здоровья граждан». В этом правовом акте, в том числе, должны быть чётко определены нормы, касающиеся отношений врача и пациентов, требований к порядку оказания медицинских услуг, организации медицинской помощи. Мы говорили вчера о том, что необходимо обеспечить самое широкое обсуждение этого законопроекта. И я прошу депутатов «Единой России» в парламенте организовать парламентские слушания с привлечением медицинской общественности, в том числе из регионов Российской Федерации, и прошу министерство тоже подключиться самым активным образом, вместе с депутатами эту работу организовать.
Давайте перейдём к текущей работе.