«Считаю, что за 2010 год мы создали основу для того, чтобы двигаться вперёд, решать долгосрочные задачи развития страны. Определенные риски в экономике, конечно, сохраняются, однако позитивные тенденции в развитии отечественной экономики тоже есть. Процессы восстановления в промышленности, в банковском секторе набирают обороты, набирают силу».
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
20 апреля, практически через две недели в соответствии с Конституцией Правительство должно будет отчитаться о своей работе за 2010 год. Считаю, что это очень востребованная, правильная практика. В преддверии этого события, как вы знаете, проходят консультации с представителями различных политических партий, фракций, представленных в Государственной Думе. Две такие встречи у меня уже состоялись. Мы обсуждали и текущие проблемы, и перспективные задачи, перед которыми стоит страна.
Также на встречах с экспертами, а они собираются по вашей инициативе, с участием сотрудников Правительства, министров, обсуждают стратегию долгосрочного развития России и необходимые изменения в эту стратегию, с ними проходит соответствующая работа. Напомню, что в отчёте в Парламенте мы можем представить не только результаты нашей работы, но и новые планы, инициативы Правительства в экономике, социальной сфере, системе государственного управления.
Сейчас подготовка отчёта идёт самым активным образом, практически подходит к завершению. И в этой связи считал правильным вынести этот вопрос на заседание Правительства сегодня, пригласить к обсуждению и представителей парламентского большинства – лидера фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, председателя Государственной Думы Бориса Вячеславовича Грызлова и его коллег. «Единая Россия» активно действует в регионах, чувствует, может быть, лучше чем мы здесь, в Белом доме, то, что происходит в стране. Мы опираемся на эту фракцию в Государственной Думе, многие вещи делаем совместно. Во всяком случае, как я уже не один раз говорил, в условиях кризиса оперативная работа с Парламентом очень помогала при принятии своевременных и нужных нам решений.
Я прошу всех членов Правительства лично включиться в доработку итоговых материалов к отчёту, ещё раз провести анализ тех первоочередных вопросов и заключительных инициатив, которые необходимо вынести на обсуждение парламентариев 20 апреля.
Считаю, что за 2010 год мы создали основу для того, чтобы двигаться вперёд, решать долгосрочные задачи развития страны. Определенные риски в экономике, конечно, сохраняются, однако позитивные тенденции в развитии отечественной экономики тоже есть. Процессы восстановления в промышленности, в банковском секторе набирают обороты, набирают силу.
После серьёзного спада – напомню, в 2009 году он составил 7,9% — в 2010 году ВВП страны прибавил 4%, рост промышленного производства составил 8,2%. Наиболее существенные темпы прироста были отмечены в автомобилестроении – отрасли, которая больше всего пострадала в условиях кризиса. Автопром фактически вернулся на докризисный уровень. Большую роль здесь сыграли государственные программы стимулирования спроса, на которые мы в целом направили 44 млрд рублей. Об общем оживлении экономики говорит и рост инвестиций в основной капитал – 6%, то есть бизнес оценил позитивные сигналы рынка, стал вкладывать в расширение и обновление производства.
Важно, что оживление экономики прямо сказывается и на уровне жизни людей. Реальная заработная плата в 2010 году увеличилась на 4,6%, реальные доходы граждан на 4,1%, рост пенсий составил 45%, в экономике создано или восстановлено 1 млн 400 тыс. новых рабочих мест.
Напомню, в феврале 2009 года численность безработных у нас была на уровне 7 млн 100 тыс. человек, а в феврале 2011 года число безработных составило 5,7 млн человек. Конечно, и это много, но всё-таки а) прогресс есть и б) значит, мы должны двигаться в этом направлении дальше и активно. Мы намерены продолжить активно заниматься восстановлением рынка труда. В 2011 году из федерального бюджета направим 105 млрд рублей на социальную поддержку безработных и программы занятости.
В период кризиса мы сделали всё, чтобы сохранить рабочие места, не допустить паралича финансовой системы, отраслей реального сектора. Конечно, нужно было в приоритетном порядке поддержать людей старшего поколения, которые в большинстве своём не могут рассчитывать ни на какие другие доходы, кроме пенсии. Считаю, что мы поступили правильно, ставя во главу угла антикризисных мер именно человека, его интересы и защиту этих интересов. Но, конечно, мы не могли помочь каждому, кто нуждался в этой поддержке, – это естественно. Ряд социальных проектов были вынуждены пересмотреть, перенести на более поздние сроки.
Напомню, в конце 2008 года мы увеличили на 30% фонд оплаты труда, а в 2009 году в бюджетной сфере вообще не индексировали. Но 2009-й мы ещё проехали на резком повышении в конце 2008 года, но 2010 год уже для людей сложновато было переживать. Сложно. Всем понятно: кризис, тяжело. Но всё-таки люди сталкиваются с проблемами снижения своего уровня жизни, и, конечно, всех интересует, что будет происходить дальше, что мы будем делать в этих областях, в целом какую социальную политику будем проводить в посткризисном периоде развития. В предстоящем отчёте в Думе мы должны сформулировать на этот счёт конкретные предложения. Соответствующие материалы прошу внести Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Минфин.
Кроме того, в ходе сегодняшнего заседания хотел бы обратить внимание ещё на несколько аспектов. Первое. Сейчас активно обсуждаются меры по стимулированию экономики, малого и среднего бизнеса. Мы эти вопросы недавно рассматривали с экспертами, которые работают над предложениями по концепции долгосрочного развития. Очевидно, что фискальное бремя нужно снижать. Мы с вами давно об этом говорим. Прошу Министерство финансов и Министерство экономического развития представить конкретные механизмы и параметры снижения страховых взносов с 1 января 2012 года.
Вместе с тем понятно, что одновременно снизятся и поступления во внебюджетные фонды. Обращаю внимание: все наши планы и по пенсионному обеспечению, и по модернизации здравоохранения должны быть, безусловно, выполнены. Мы обязаны найти для этого соответствующие ресурсы. И при этом, я уже говорил об этом, недопустимо перекладывать фискальную нагрузку с бизнеса на рядовых граждан, тем более сокращать расходы на социальные программы. Нужно найти правильные и оптимальные решения. Понимаю, что это непросто. Понятно, что эти решения будут более сложными, чем может показаться на первый взгляд, нелинейными, но от базовых ориентиров, которые изложены в «Стратегии развития до 2020 года», мы не будем отходить, а это прежде всего повышение качества и уровня жизни людей.
В текущем году начинается полномасштабная реализация региональных программ модернизации здравоохранения. К отчёту Правительства все соглашения с регионами должны быть подписаны, должны быть свёрстаны планы по ремонту медицинских учреждений (больниц, поликлиник), закупке новой техники. Прошу также представить детальный анализ, как скажется реализация программ модернизации на качестве медицинских услуг, причём в каждом конкретном субъекте Российской Федерации.
Добавлю, что на прошлой неделе на Президиуме Правительства мы обсуждали ряд поправок в законодательство. Суть этих поправок – создать чёткий и понятный механизм закупки медицинской техники и оборудования. Пользуясь случаем, прошу депутатов Государственной Думы рассмотреть этот законопроект уже в ближайшие дни. То же самое касается и вопросов капитальных ремонтов. Это проблема, которая может быть решена на ведомственном уровне. Прошу Министерство регионального развития, как мы и договаривались, представить свои предложения как можно быстрее.
Поправки в закон, о которых я говорил, дадут нам возможность не только эффективно провести закупки оборудования, но и стимулировать ведущие зарубежные компании разворачивать производство этого оборудования на территории Российской Федерации. Такие условия предусматривает режим так называемых офсетных сделок. Но если мы даём большие миллиардные заказы нашим партнёрам, думаю, что вполне естественно будет позаботиться о том, чтобы производство постепенно переносилось в Россию.
Министерство образования и науки прошу сформулировать предложения по дальнейшему развитию системы образования и прежде всего среднего профессионального образования. Училища, техникумы, колледжи, как правило, находятся в ведении региональных властей, но это вовсе не значит, что федеральные власти должны уделять этому вопросу меньше внимания. Прошу подготовить поправки в законодательство, направленные на развитие среднего профессионального образования, на его адаптацию к требованиям современной экономики и рынка труда, чтобы мы могли предметно обсудить эту тему с депутатами.
Далее. Сейчас активно идёт подготовка к весенне-полевым работам. В ряде регионов юга России они уже начались. Наши сельхозпроизводители пережили два засушливых, очень тяжёлых для сельского хозяйства года, и мы должны помочь им собрать хороший урожай в этом году. Уже принято решение по снижению цен на горюче-смазочные материалы, предоставлены субсидии на удобрения и семена. Россельхозбанк и Сбербанк зарезервировали необходимый объём денег для кредитов в сферу АПК – 150 млрд рублей.
Также крестьянские хозяйства смогут приобретать сельхозтехнику через Росагролизинг со скидкой в 50 %. Речь идёт о более чем 5,5 тыс. единиц машин и оборудования. Нам нужно предусмотреть и другие шаги по поддержке сельского хозяйства.
Напомню, что в рамках антикризисного пакета мы запустили программу утилизации легковых автомобилей. Эта мера сработала эффективно. Мы поддержали наших производителей, а люди смогли на хороших условиях приобрести почти 0,5 млн автомобилей. Я прошу на этой неделе изучить ситуацию ещё поподробнее, взвесить наши финансовые ресурсы и представить свои предложения по этой программе и по ряду смежных направлений. Мы об этом говорили, давайте вернёмся к этой проблеме ещё раз.
Выступая недавно в Брянске на межрегиональной конференции «Единой России», как вы помните, мною было предложено декларировать расходы депутатов и чиновников. Исходя из обсуждения, видно, что общество весьма позитивно восприняло такой шаг в борьбе с коррупцией. Давайте посмотрим. И мне бы хотелось, чтобы наши депутаты в Государственной Думе сформулировали предложения по поводу того, как можно было бы эту идею формализовать в действующем законодательстве и затем в подзаконных актах. Уверен, что эта мера позволит оздоровить государственный аппарат, создать дополнительные барьеры для коррупции и легализации преступных доходов. Прошу Вячеслава Викторовича (В.В.Володина) провести консультации с депутатами, подготовить соответствующие поправки в действующее законодательство.
Есть ещё пара вопросов, связанных с кадровым резервом, но мы поговорим об этом поподробнее. Вот это то, что я бы хотел сказать в начале. У нас запланировано сначала выступление Эльвиры Сахипзадовны (Э.С.Набиуллиной), а потом – коллеги по другим вопросам.
Б.В.Грызлов: Владимир Владимирович, разрешите, пока министр не начала выступать…
В.В.Путин: Да, пожалуйста.
Б.В.Грызлов: Я хотел бы сделать одно замечание, если позволите.
Мы многое сделали в прошедшем году в плане решения демографических проблем. Начали выплачивать в полном объёме материнский капитал, существенно увеличили ряд пособий, многое сделали для воспитания и развития детей в системе среднего, специального, высшего образования. Но мне кажется, один вопрос мы упускаем. Сейчас в Вашем вступительном слове Вы тоже не коснулись этой темы. Я имею в виду положение школьных учителей.
Сегодня, к сожалению, эта профессия, которая была престижной на протяжении многих десятилетий, теряет свой общественный статус – это и низкая заработная плата, и отсутствие должной пропаганды в средствах массовой информации. Мы теряем учительский корпус. Я считаю, что решение о поднятии престижа школьных учителей нельзя откладывать. И было бы очень уместно этот вопрос рассмотреть и на сегодняшнем заседании.
Я воспитан в семье учителей: у меня и мать, и отец – учителя, они окончили педагогический институт, там и познакомились. И я знаю, насколько трудна эта профессия, сколько учитель должен вкладывать в воспитание детей своей души, своих знаний. Сегодня мы должны этот вопрос поднять.
Я планировал эту тему поднять в Государственной Думе, но раз Вы пригласили сегодня фракцию «Единая Россия» на заседание Правительства, считаю уместным это сделать сейчас.
В.В.Путин: Борис Вячеславович, вы правы. Действительно, мы много говорим об образовании, говорим о престиже профессии учителя, а именно в школе закладывается фундамент знаний и, по сути, фундамент, на котором строится потом весь интеллектуальный потенциал нации.
Мы в предыдущие годы в социальной сфере сделали определённые положительные шаги. С 2007 года мы сформировали концепцию реформирования денежного довольствия военнослужащих. С 2008 года начали в Минобороне проводить эксперимент и существенно повысили денежное довольствие отдельных категорий военнослужащих, а с 1 января 2012 года повышение коснётся уже всех военнослужащих. Объявлено также о повышении денежных доходов в системе Министерства внутренних дел. Мы провели валоризацию пенсий – повысили пенсии на 45% в прошлом году. Действительно проиндексировали все социальные пособия, несмотря на кризис.
В самом образовании определённые шаги тоже предпринимаются в целом. Имею в виду и создание федеральных университетов, и исследовательских университетов, и систему грантов, и развитие малого предпринимательства при вузах. В целом ситуация развивается там неплохо.
Что касается школ, вы правы. Но школа, как мы знаем, относится к муниципальному и региональному уровню управления, поэтому я сегодня об этом не говорил. Хотя я соглашусь с Вами в том, что эта проблема очень важная. И несмотря на то что эта сфера относится к муниципальному и региональному уровню, мы не должны делать вид, что нас это никак не касается. Я тоже планировал при выступлении в Государственной Думе эту тему затронуть. Сейчас я к ней не готовился, но в целом у меня есть некоторые предложения.
Регионы тратят на образование (это данные 2009 года – они отличаются немножко, но порядок цифр понятен) примерно 620 млрд рублей, из них 170 млрд тратят муниципалитеты. Из региональной части примерно 560 млрд идёт на заработную плату во все виды учреждений, за которые отвечает регион.
620 и 560 – на зарплату. Значит, разница – это примерно 60 млрд рублей. Эти деньги идут на капитальные ремонты и оборудование. В чём заключается предложение? Мы могли бы помочь регионам в части приведения в порядок этих учреждений, а те средства, которые у них будут высвобождаться за счёт наших денег, они должны направить на повышение заработных плат учителям. Вот целью мероприятий подобного рода, конечной целью, является доведение средней зарплаты учителя до средней заработной платы по экономике в соответствующем регионе страны.
Действительно, у нас заработная плата в 2009 году сильно припала в условиях кризиса и составила примерно 18 тыс. рублей. Заработная плата учителей была где-то 13 тыс. рублей. Теперь у нас средняя заработная плата по экономике растёт: по данным Минэконоразвития она сейчас составляет 21,03 тыс. рублей. По оценкам Минэкономики в конце года это будет примерно 23,4–23,5 тыс. рублей, а в следующем году средняя зарплата планируется уже 26,5 тыс. рублей, по-моему, 26 тыс. 475 рублей.
А зарплата учителей почти не растёт. Она как была 13 тыс. рублей с небольшим, так еле-еле дотягивает сегодня до 14 тыс. рублей. Так вот задачей является доведение зарплаты учителя до средней заработной платы по экономике в регионе.
Если мы эти 60 млрд рублей добавим, регионы должны будут добавить какую-то свою часть, – где-то должны выйти примерно на 85–90–95 млрд рублей. Можно сделать такую программу на два года. Можно, конечно, пойти по пути простого дотирования. Но в первом варианте мы возьмём под свой контроль приведение в порядок всех учреждений. И это даст нам возможность укрепить, а может быть, даже и создать единое образовательное пространство по всей стране с созданием хороших крупных образовательных центров и филиалов, включая, где это обоснованно, и сохранение малокомплектных школ. Но при этом, конечно, нужно будет уделить особое внимание проблеме дистанционного обучения. Для этого и оборудование, и подготовка нужны соответствующие. Таким образом, мы могли бы создать программу, похожую на ту, которую мы сейчас начинаем реализовывать в сфере здравоохранения, но для этого нужно, чтобы Министерство образования и науки провело соответствующую работу с регионами Российской Федерации и вышло на заключение соответствующих договоров.
При этом если мы по этому пути пойдём – а я предлагаю поступить именно таким образом, – мы уже в ближайшее время сможем добиться повышения заработных плат учителей процентов на 30. Это всё равно не будет дотягивать до средней заработной платы по регионам, но, кстати, не везде это нужно делать. Скажем, по Москве она фактически приближается к средней заработной плате по регионам, но в некоторых регионах это непростая задача. Важно поставить цель – куда идти. Это первое.
И второе. Это должно быть не механическое повышение, а это повышение должно происходить в рамках действующих сегодня, введённых процедур при подтверждении квалификации при обязательном участии профсоюзных организаций. Я думаю, что эта программа, которую можно было бы предложить, разработать и внедрить, будет существенным дополнением ко всем другим программам, инициативам, которые сейчас у нас внедряются в образование, в том числе известная программа «Наша новая школа». Давайте на встрече в Госдуме ещё раз к этому вернёмся.