Особое внимание в своём выступлении на заседании президиума Правительства В.В.Путин уделил двум вопросам: модернизации здравоохранения и созданию координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. «Наша цель – обеспечить эффективное развитие транспортных систем Петербургского и Московского регионов, устранить наметившиеся дисбалансы, сделать жизнь людей более комфортной», – сказал Премьер.
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте обменяемся текущей оперативной информацией. С 1 апреля мы должны проиндексировать пенсии и единовременные денежные выплаты населению. Пенсии повысятся где-то от 400 рублей с небольшим до 800 рублей для разных категорий пенсионеров.
Пожалуйста, Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), проинформируйте коллег по первой и второй части вопроса.
Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги!
В связи с принятием закона об индексации с 1 апреля социальных пенсий у нас произойдёт увеличение социальных пенсий для 4 млн российских граждан. Если говорить о социальных пенсиях, то социальные пенсии выплачиваются сегодня 2 млн 765 тыс. человек. У них до повышения средняя пенсия составляет 4 тыс. 728 рублей, после повышения составит 5 тыс. 214 рублей. Что это за категории граждан? Это дети-инвалиды и инвалиды с детства, престарелые лица и инвалиды всех групп, которые работали, но не выработали трудовой стаж. Это дети–круглые сироты и дети, потерявшие одного из родителей, которые тоже не имеют права на трудовую пенсию, и граждане из малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно, мужчины и женщины).
Помимо того что у нас индексируются социальные пенсии, у нас одновременно с этим, в соответствии с законом, в аналогичном порядке подлежат индексации пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Эти пенсии установлены участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, военнослужащим, проходившим военную службу по призыву и ставшим инвалидами вследствие исполнения обязанностей военной службы либо при прохождении военной службы, гражданам, награждённым знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и членам семей, указанных категорий граждан. Здесь, как Вы правильно отметили, повышение будет выше, потому что средние размеры пенсий этих граждан выше, чем у других категорий. Скажем, у участников Великой Отечественной войны, именно таких, которые подпадают под эту норму (их 253,7 тыс. человек), – у них средний размер пенсии после повышения составит 20 тыс. 994 рубля, то есть повышение составит 793 рубля.
Ещё в связи с принятием этого решения под это повышение подпадают граждане, которые имеют так называемую выплату дополнительного материального обеспечения. Средний размер такой выплаты возрастёт с 1 апреля 2011 года на 984 рубля и составит к пенсии 10 тыс. 571 рубль. Это граждане, которые имеют особые заслуги перед государством и фамилии которых прямо обозначаются указами Президента.
Что касается единовременных денежных выплат. Их индексация с 1 апреля составит 6,5%. Это тот уровень потребительских цен, который зафиксирован на сегодняшний день, на 2011 год, в 1-й статье закона о бюджете. На сегодняшний день таких категорий граждан у нас 16 млн 656 тыс. человек. Основная категория льготников – это инвалиды всех групп (их сегодня 12 млн 523 тыс. человек). Соответственно, размеры ежемесячной денежной выплаты у них колеблются в зависимости от того, какие льготы им предоставлялись до перевода натуральных льгот в денежные выплаты. Если привести пример, то, скажем, размер ЕДВ на сегодняшний день для ветеранов колеблется от 1019 рублей до 3396 рублей. Соответственно, после повышения он будет доходить до 1086 рублей и 3617 рублей.
Я хочу сказать, что эти выплаты выплачиваются одновременно с пенсиями, поэтому с 1 апреля сейчас уже Пенсионный фонд все перерасчёты завершил, и с 1 апреля по уже установленным сложившимся графикам будут осуществлены все эти социальные выплаты.
Что касается пенсий. Это где-то 2 млрд рублей общих расходов, до конца года это порядка 20 млрд. Мы вполне вписываемся в те параметры, которые у нас утверждены бюджетом Пенсионного фонда. На это никаких дополнительных средств не требуется, а единовременные денежные выплаты в плановом порядке были запланированы, поэтому здесь тоже дополнений никаких не требуется: всё обеспечено и всё будет в установленные сроки.
В.В.Путин: Анатолий Эдуардович (обращаясь к А.Э.Сердюкову), с 1 апреля у нас плановая индексация денежного довольствия военнослужащих, да? Готово Министерство обороны?
А.Э.Сердюков: Да. Мы готовы.
В.В.Путин: Кстати, вчера многие коллеги, присутствующие здесь, обсуждали на комиссии по модернизации один из весьма важных вопросов, связанных с понижением социальных налогов, социальных отчислений. Мы с вами знаем, насколько это тема чувствительная. Она острая. Эти социальные выплаты были повышены в связи с необходимостью финансирования пенсионной системы при резком повышении пенсий в прошлом году. Они были повышены для того, чтобы решить задачу, связанную с модернизацией здравоохранения, которую мы начинаем в этом году (и об этом ещё поговорим), а там и закупки оборудования, и капитальный ремонт, и повышение заработных плат врачам.
Безусловно, эти средства (а это где-то от 400 до 800 млрд рублей) могут быть выпадающими в зависимости от тех решений, которые мы примем. Они сбалансируют нам бюджет для решения и других задач и проблем, перед которыми стоят и государство, и бюджет. Имею в виду и повышение заработных плат в правоохранительной системе, прежде всего в системе МВД, затем существенное повышение денежных доходов военнослужащих, новый гособоронзаказ, очень большой для нашей страны – 20 трлн рублей за ближайшие годы.
И ещё одна важная задача в связи с новой ГПВ – это финансирование модернизации оборонной промышленности, большие расходы. И эти средства, конечно, помогали нам сбалансировать все эти расходные обязательства. Тем не менее мы с вами знаем, что бизнес переживает в связи с повышением социальных выплат значительные трудности, и они носят объективный характер. И мы с вами знаем об этом. И по статистике, да и просто при оценках того, что происходит в экономике, это задача непростая, но её нужно решать. Вопрос только в том, как её решать. И вот на это хотел бы обратить ваше особое внимание.
Здесь прямых, прямолинейных решений нет. Мы не можем снять нагрузку с бизнеса и переложить её на плечи рядового гражданина. Скажем, прямое однократное резкое повышение акцизов на алкоголь и табак, безусловно, приведёт к резкому повышению цен на эту продукцию. Вы знаете моё отношение к алкоголизации населения – с этим, безусловно, нужно бороться, но здесь нет простых решений. Это комплекс мер. Это далеко не только и не в первую очередь повышение акцизов и цен на эту продукцию. Это ещё и пропаганда здорового образа жизни. Это развитие системы спорта и физкультуры, а для этого нужно деньги вкладывать в строительство новых объектов спортивной инфраструктуры. Это большее внимание к вопросам образования и культуры, с тем чтобы формировать правильные жизненные ориентиры у граждан страны, оттаскивая особенно молодёжь от стакана либо от сигареты. Это комплекс мер, который требует и времени, и денег. Я прошу вас это иметь в виду. Ещё раз хочу подчеркнуть: проблема есть и её нужно решать. Но прошу простых, линейных предложений не формулировать и не делать, прошу подойти к решению этой задачи с полной ответственностью и профессионально.
Это так, по ходу нашего сегодняшнего совещания. Но имейте в виду, пожалуйста, мы с вами давно уже эту тему обсуждаем, и есть уже предложения на этот счёт, которые были сформулированы ещё месяц-полтора-два назад. Поэтому давайте всё это обобщим, ещё раз изучим и без всякой суеты подойдём к рассмотрению различных вариантов решения проблемы.
Так, теперь Левитин, пожалуйста, Игорь Евгеньевич. Продолжение государственной программы субсидирования авиаперевозок на Дальний Восток и в другие удалённые города. С 1 апреля авиакомпании возобновляют эту программу. Пожалуйста, напомните об этом. Речь идёт, по-моему, о 30 маршрутах из Петербурга, Москвы, Сочи на Дальний Восток и в некоторые другие удалённые населённые пункты. Пожалуйста.
И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
С 1 апреля возобновляются полёты в рамках программы субсидированных воздушных перевозок. По состоянию на 31 марта заключены контракты с 12 авиакомпаниями. В прошлом году такие перевозки осуществляли 10 авиакомпаний, и видно, что на этих маршрутах идёт реальная конкуренция за пассажиров.
Всего в этом году планируется перевезти примерно 360 тыс. человек, и хотел бы сказать, что предварительно по состоянию на сегодня уже реализовано 50 тыс. билетов. Программа расширяется: если в первый год было только 18 маршрутов, в прошлом – 26, в этом году – уже 30 маршрутов. Четыре новых маршрута это – Улан-Удэ–Москва, Чита–Москва, Норильск–Сочи и Норильск–Санкт-Петербург. Программа будет действовать с 1 апреля по 31 октября.
Хочу сказать, что эта программа также позволила увеличить объёмы перевозок внутри Дальневосточного федерального округа. Так, в Якутии рост перевозок составил 28%, а внутри Дальнего Востока – на 11,5%. Есть также дополнительные скидки у семей с детьми до 12 лет.
Продолжается реализация такой же программы в Калининградской области. Там работает пять авиакомпаний, стоимость перевозки определена примерно на уровне стоимости проезда в купейном вагоне. Мы считаем, что эта программа также позволит увеличить перевозки в направлении Калининградской области.
В.В.Путин: Хорошо.
Да, и мы понимаем – с Татьяной Алексеевной мы обсуждали недавно эту проблему (я хочу вернуться к предыдущей теме), – резкое повышение не понизит нам алкоголизацию населения, а приведет только к употреблению суррогатов и к увеличению самогоноварения. Вот будет какой результат.
Прошу Минфин, Минэкономразвития обратить внимание ещё на одно обстоятельство: закрывать исключительно только нефтегазовыми доходами выпадающие мы тоже не можем. Сегодня они у нас есть, завтра конъюнктура внешнего рынка может измениться, а нам нужны постоянные источники. Мы понимаем с вами, что расходы-то будут постоянными и, более того, будут постоянно увеличиваться год от года. Поэтому нужно найти, повторяю, вариант очень ответственный, но высокопрофессиональный.
Пожалуйста, Елена Борисовна Скрынник. По реализации фуражного зерна регионам как идёт работа?
Е.Б.Скрынник: Уважаемый Владимир Владимирович! В соответствии с подписанным Вами постановлением Правительства мы проводим комплекс мер по отгрузке зерна интервенционного фонда без проведения торгов. Отгрузка будет проводиться с 224 элеваторов.
На сегодняшний день установлена цена, в подписанном Вами постановлении она составляет на фуражную пшеницу 4 тыс. 550 рублей, при этом на рынке, Владимир Владимирович, цена составляет 6,5 тыс. рублей. По ячменю стоимость – 4 тыс. 200 рублей, рыночная цена – 8,5 тыс. рублей. Поэтому помощь, конечно, будет эффективная для наших сельхозтоваропроизводителей.
Завершается подписание соглашений с регионами по поставке интервенционного зерна. Завтра мы окончательно завершаем, это всё идет в соответствии с регламентами.
Далее. В соответствии с правилами, принятыми Правительством, установлены и распределены объёмы интервенционного зерна по регионам – в соответствии с заявками и критериями. И регионы со своей стороны приступили к представлению конечных получателей зерна (также по Вашему требованию), чтобы было полное понимание, кто будет получать и использовать это зерно. Мы действуем в соответствии с регламентами и идём в графике.
В.В.Путин: Хорошо. Сколько там заключено договоров уже?
Е.Б.Скрынник: На сегодняшний день утром было подписано 16, к вечеру – 30, но завтра точно все регионы должны быть с соглашениями, то есть они подтвердили нам.
В.В.Путин: Хорошо. Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), действует эта мера на рынок, на цены?
В.А.Зубков: Да, Елена Борисовна уже отметила, что цена снижается. Она снижается не рывками, не падениями большими, а плавно снижается и достигла 6,5 тыс. рублей за тонну, а было 7,5–8 тыс. Поэтому всё идёт так, как мы и прогнозировали. И все те меры, которые Правительство принимало в комплексе — и запрет экспорта зерна, и оказание поддержки и помощи регионам, которые не производят сами, не выращивают зерно, и помощь по фуражному зерну – 2 млн 300 тыс., которые сейчас должны уже направляться в регионы, – всё это способствует тому, что цена сегодня и не низкая, и не высокая, а такая, какая должна быть сегодня на рынке. Но эта цена сегодня где-то на 30–40% ниже, чем мировые цены на зерно. Поэтому все те решения, которые принимало Правительство, способствуют стабилизации рынка – рынка продовольствия.
Более того, эта мера, о которой докладывала министр, способствует тому, что регионы, заключая соглашение с Министерством сельского хозяйства, берут на себя обязательства контролировать цены на продукцию, которая выпускается на предприятиях региона, и тем самым контролировать в определённой степени, стабилизировать цены на основные социальные виды продуктов, которые там производятся.
Поэтому мы считаем, все меры приняты своевременно и это позволит нам сейчас ситуацию держать под контролем.
В.В.Путин: Антимонопольная служба фиксирует там стабилизацию, снижение какое-то?
И.Ю.Артемьев (руководитель Федеральной антимонопольной службы): Уважаемый Владимир Владимирович, мы продолжим плановые проверки по элеваторам, через которые осуществляются поставки, с тем чтобы, скажем, дополнительные затраты на транспортные услуги покрывали те самые благоприятные эффекты, которые организованы российским Правительством. В целом мы работаем с администрациями регионов и следим за тем, чтобы не было конкурентных действий и действий по экономическому сепаратизму. В данном случае пока ситуация благоприятная, хотя несколько дел мы уже возбудили по факту нарушений. Но в целом, я повторяю, всё идёт по…
В.В.Путин: А по ГСМ?
И.Ю.Артемьев: По ГСМ на сегодняшний день ситуация тоже стабильная. Практически по всем регионам те решения, которые были приняты 9 февраля, выполнены. Мы вынуждены были дополнительно более 30 дел возбудить по региональным рынкам, кроме тех федеральных рынков, по которым тоже дела расследуются. После всех этих мер цены стабилизировались практически во всех субъектах Российской Федерации.
В.В.Путин: Спасибо. Продолжайте мониторинг так, чтобы у нас сбоев не было никаких.
С.Б.Иванов: По авиационным и керосину тоже процесс достаточно стабильный.
В.В.Путин: Хорошо. У нас заключено 82 соглашения с субъектами Российской Федерации по финансированию из федеральных средств ремонта дворовых территорий и придомовых территорий. Как идёт эта работа на практике?
В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович! Впервые было принято решение направить финансовые ресурсы на ремонт придомовых территорий и на ремонт и содержание внутриквартальных дорог. Общий объём финансовых ресурсов, которые будут направлены из федерального бюджета, составляет 22,7 млрд рублей. С учётом софинансирования от субъектов это ещё 4 млрд рублей, то есть общий ресурс – порядка 27 млрд рублей с лишним.
На сегодняшний день вся нормативная база на уровне Федерации сформирована. Вы уже отметили, что заключено 82 соглашения. На сегодняшний день был составлен график. Ни один субъект не вышел за пределы этого графика, то есть были подписаны все документы. На 31 марта все финансовые ресурсы в объёме 22,7 млрд рублей направлены в бюджеты субъектов Российской Федерации. Скажу, что проведение этих работ позволит сегодня провести капитальный ремонт 19 468 дворовых территорий и 8112 проездов к ним, то есть значительно улучшит общее качество жизни. И с учётом того, что мы видим, что это требует сезонности работ, все сроки в соглашениях написаны так, что не позднее 1 июня все субъекты должны приступить к осуществлению этих работ. Ну и по итогам года, Владимир Владимирович, мы жёстко проконтролируем реализацию всех этих мероприятий и доложим.
В.В.Путин: Вот последняя часть очень важна. Наша цель – не деньги перечислить в регионы, а добиться улучшения среды проживания наших граждан, поэтому контроль должен быть налажен систематический. Прошу вас информировать меня о том, что происходит в реальной жизни.
Теперь несколько слов по повестке нашего сегодняшнего совещания. Мы приступаем к практической реализации наших программ по модернизации здравоохранения. В том числе для российских больниц, поликлиник предстоит приобрести более 100 тыс. единиц медицинского оборудования, причём номенклатура очень широкая – около 1,4 тыс. различных позиций. Из 460 млрд рублей, выделяемых на региональные программы, 100 млрд пойдёт именно на закупку медтехники, и, как мы говорили, эти деньги должны сработать максимально эффективно.
На что хотел бы обратить внимание в этой связи? Мы вчера вечером довольно подробно уже в закрытом режиме обсуждали это с коллегами. Я некоторые вещи сейчас скажу.
Первое. Необходимо приобрести современное, высококачественное и высокотехнологичное оборудование, использование которого серьёзно увеличит возможности наших медицинских учреждений. Никакой заведомо устаревшей, некачественной техники быть не должно. Сами закупки нужно провести максимально оперативно, полностью уложиться в двухлетний срок, чтобы новое оборудование начало быстрее приносить отдачу. И конечно, важно отладить всю цепочку: поставка оборудования, монтаж, гарантийное обслуживание, расходные материалы, подготовка и переподготовка кадров. Надо сделать так, чтобы поставщики чувствовали свою ответственность за весь цикл работы этого оборудования.
Второй аспект – это понятная и обоснованная ценовая политика, чтобы не возникли ситуации, когда один и тот же прибор от одной и той же фирмы-производителя в разных регионах на порядки отличается по стоимости друг от друга. Мы об этом с вами говорили на совещании в Рязани 11 марта текущего года.
В этой связи третье. Надо чётко отстроить всю систему закупок. Там, где это возможно, следует напрямую работать с производителями. Я знаю политику производителей: они там работают в основном через своих дилеров. Нужно выходить, где это возможно, напрямую на сертифицированных производителями дилеров. И конечно, нужно ликвидировать любые, разного рода коррупционные сговоры на рынке.
Четвёртое. Я уже называл сумму средств, которую мы направляем на закупку оборудования – около 100 млрд рублей. И эти ресурсы должны сработать и на модернизацию отечественной промышленности. За счёт региональных программ модернизации здравоохранения мы сможем обеспечить наши заводы дополнительными заказами, а значит, и финансовыми источниками для развития.
Пока на российскую медицинскую технику приходится только 11% от общего объёма закупок. Рассчитываю, что эта цифра увеличится как минимум до 50% хотя бы к 2020 году. Понятно, что этого не сделать сразу. Но мы должны помочь нашим предприятиям, и именно на это нацелена созданная нами федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности».
Принято решение целевым образом направить на эти цели 40 млрд рублей – на организацию производства современного медоборудования. Конечно, нужно время, как я уже говорил, чтобы провести техническое перевооружение отрасли, внедрить современные разработки. Однако на многих российских предприятиях уже сейчас выпускается достаточно конкурентная продукция, и нужно, конечно, её закупать, нужно, чтобы в этих программах обновления медицинской техники присутствовала российская часть.
Вместе с тем по объективным причинам мы будем вынуждены приобретать значительный объём медицинской техники у иностранных производителей. Однако и из этой ситуации нужно тоже извлечь максимальную пользу. Вчера мы тоже об этом говорили. Считаю, что при заключении закупочных контрактов необходимо ставить условие, чтобы зарубежные компании открывали свои производства в России, обеспечивали высокую степень локализации этого производства – так же, как мы делаем в других отраслях, например в автомобилестроении. Кстати, ведущие иностранные фармацевтические концерны уже приходят на наш рынок с инвестициями и технологиями. Например, такие компании, как «Санофи-Авентис», «Новартис», «Никомед», при помощи региональных властей реализуют свои проекты в Орловской, Калужской и Ярославской областях.
Для того чтобы чётко отстроить понятный и прозрачный процесс закупки медицинской техники, нам потребуется внести изменения и в действующее законодательство. Такие законопроекты оперативно подготовлены, сегодня мы должны их рассмотреть и затем внести в Государственную Думу. Кстати говоря, что касается технических регламентов по строительству, а точнее, по капитальному ремонту, я прошу Министерство регионального развития как можно быстрее внести поправки в ведомственный акт. Прошу депутатов Государственной Думы также активно включиться в данную работу и обеспечить скорейшее принятие необходимых законодательных актов. Это нужно сделать в течение ближайших недель. Мы не можем сорвать начало этой программы. Если начало программы сорвём, тогда уйдём в конец года, и всё, что запланировано на 2011 год, не выполним либо выполним с большим опозданием.
И ещё один вопрос повестки дня. Сегодня мы должны рассмотреть вопрос о создании координационного совета по развитию транспортной системы города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Напомню, что в начале февраля на заседании Правительства принято решение об образовании аналогичного совета по Москве и Подмосковью. Собственно говоря, проблемы и Москвы, и Петербурга во многом схожи: высокая нагрузка на транспорт, пробки и так далее, слабая стыковка городского и пригородного сообщения. Всё это ведёт к значительным потерям времени, осложняет экологическую обстановку в мегаполисах, негативно влияет на здоровье людей, а главное – на качество жизни граждан, которые проживают в этих крупных городах, создаёт для них хронические проблемы и неудобства. И в Петербурге, и в Москве приняты планы первоочередных мероприятий, намечены конкретные шаги по развязке транспортных узлов. Приоритет здесь – ускоренное развитие общественного транспорта, ликвидация узких мест на городских магистралях.
В принципе уже реализуются масштабные инвестиционные программы – практически завершено строительство кольцевой дороги вокруг Петербурга, продолжается проект «Западный скоростной диаметр». В Москве идёт реконструкция Ленинградки, планируется строительство дополнительных развязок, расширение основных дорог, ведущих в область. Очевидно, что к решению проблем петербургского, а также и московского транспортных узлов следует подходить комплексно. Для каждого из них необходима единая стратегия развития, чёткая синхронизация инвестиционных планов городских, областных и федеральных властей. Конечно, это прежде всего задача Москвы и Петербурга, Ленинградской и Московской области. Но ясно, что проблемы очень острые на сегодняшний день и требуют нашей с вами поддержки федерального уровня. Именно в этом и состоит задача координационных советов, которые мы создаем по Москве и Петербургу.
Ещё раз подчеркну: наша цель – обеспечить эффективное развитие транспортных систем Петербургского и Московского регионов, устранить наметившиеся дисбалансы, сделать жизнь людей более комфортной.
Давайте перейдём к работе.