Премьер сообщил, что очередной чемпионат мира по фигурному катанию пройдет в нашей стране с 24 апреля по 1 мая 2011 года. Такое решение приняла Международная федерация конькобежного спорта. Поблагодарив за это решение в пользу России, глава Правительства заверил, что спортсмены и все участники, гости соревнований «будут чувствовать себя в Москве как дома».
Вступительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги!
Я в начале нашей встречи хочу сообщить вам приятную новость, что нечасто бывает. Сегодня нам позвонил, а затем и прислал официальное сообщение господин Чинкванта – президент Международного союза конькобежного спорта. Господин Чинкванта сообщил нам о принятом предложении России провести очередной чемпионат мира по фигурному катанию в нашей стране.
Чемпионат мира по фигурному катанию состоится в Москве с 24 апреля по 1 мая текущего года. Я от лица Правительства Российской Федерации, всех любителей спорта и любителей фигурного катания хочу поблагодарить членов Международной федерации, членов исполкома этой организации за решение, принятое в пользу Российской Федерации. А между тем соперников у нас было немало: это шесть стран, и среди них такие страны, как Канада, Франция, Австрия, Финляндия. Ясно, что это тоже лидеры в спорте вообще и в фигурном катании в частности. Но хочу заверить всех наших друзей и партнёров, что их спортсмены, да и вообще все участники соревнований, гости соревнований будут чувствовать себя в Москве как дома. Для России, для нашей сборной по фигурному катанию это первые такие соревнования – именно для сегодняшнего состава, потому что наша сборная состоит из очень молодых спортсменов. По сути, это молодёжная сборная, но для них это начало большого пути в спорте, по сути, начало подготовки к Олимпийским играм 2014 года.
Я прошу Министерство спорта, вас, Виталий Леонтьевич (В.Л.Мутко), подготовить срочно распоряжение Правительства Российской Федерации о создании оргкомитета и принятии всех других необходимых мер по подготовке этого крупного международного соревнования. Уверен, что чемпионат мира в России пройдёт на самом высоком уровне.
Теперь к нашим сегодняшним вопросам. И поподробнее хотел бы остановиться на первом пункте повестки дня. Нам предстоит проанализировать результаты работы по совершенствованию системы государственного управления, посмотреть, какой эффект принесли шаги в этой сфере, предпринятые в последние два года. Проблем очень много, и сейчас я об этом скажу. Вообще, у меня складывается впечатление, что, чего бы мы ни делали, мы одни проблемы устраняем, другие возникают. Но это совсем не значит, что в этой сфере не нужно ничего делать. Это значит, что нужно делать последовательно и настойчиво. Постоянно! На это нужно себя и настраивать.
Должен сразу отметить, что настройка государственного механизма – сложный процесс, требующий, конечно, времени. Здесь трудно рассчитывать на мгновенный эффект – например, как при отмене какого-либо конкретного налога, либо, наоборот, при введении налога. Повторю: мало внести изменения в законодательство, в административный регламент – нужно шаг за шагом менять саму философию работы госаппарата. То, что бюрократический аппарат, многочисленные регламенты, процедуры нуждаются в серьёзной ревизии, было очевидно. Подчеркну: эта масштабная работа далеко не закончена и мы её, конечно, как я уже сказал, будем продолжать.
С чем мы столкнулись, когда начали детально разрабатывать ситуацию? Контрольно-надзорные органы обросли целым рядом так называемых карманных аффилированных с чиновниками фирм. Сами процедуры выдачи разного рода разрешений и согласований непрозрачны и запутанны, создают почву для коррупции и вытягивания денег из карманов граждан и из бизнеса. Причём многочисленные проверки и, по сути, формальный контроль вовсе не обеспечивают безопасности – ни безопасности объектов, ни производства, ни качества товаров.
Получение элементарной госуслуги, справки, бумажки оборачивается стоянием в очередях и унижением для людей. Напомню, в прошлом году мы провели целую серию специальных совещаний, на которых рассмотрели положение дел с государственным надзором и контролем в области образования, сельского хозяйства, здравоохранения, в строительстве. Прежде всего были подвергнуты детальному пересмотру контрольные и разрешительные функции в 13 основных сферах деятельности. По итогам был подготовлен целый пакет конкретных предложений и законодательных инициатив – например, существенно урезан перечень документов, необходимых для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности, упрощён порядок подготовки и согласования документов территориального планирования, градостроительного зонирования, приняты решения по оптимизации процедур выдачи паспортов, регистрации транспортных средств, прохождения техосмотра. Были внесены изменения в соглашения по Таможенному союзу. С этого года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменяются импортные карантинные разрешения, упрощается форма и порядок выдачи ветеринарных документов на сельхозпродукцию.
Кроме того, принят ряд системных мер в области лицензирования и аккредитации. Подготовлена и внесена в Думу новая редакция закона «О лицензировании». Пользуясь случаем, прошу депутатов ускорить его окончательное принятие. Также одобрена концепция формирования единой национальной системы аккредитации. В результате мы должны резко сузить масштабы применения лицензирования и обязательной сертификации товаров. Так, в рамках нового федерального закона «О лицензировании» количество лицензируемых видов деятельности уменьшится с 80 до 49, будут пересмотрены отраслевые законы, которые содержат требования по лицензированию. Лицензии, как мы уже говорили об этом, станут бессрочными, а главный упор переносится на контроль за соблюдением лицензионных требований. С 2012 года значительная часть лицензируемых процедур переводится в электронный формат. Это, надеюсь, избавит бизнес от утомительного хождения по всяким конторам.
Теперь что касается сертификации. Совсем недавно этой процедуре у нас подлежало до 78% товаров и услуг, а сейчас – 46%, в ближайшее время мы должны снизить эту планку до 23%. В остальных случаях производитель будет самостоятельно декларировать соответствие своего товара требованиям безопасности и качества. При этом существенно повышается ответственность самого производителя, возрастает роль саморегулируемых организаций, института страхования ответственности. Кстати, по поводу саморегулируемых организаций мы уже говорили, я хочу на это ещё раз обратить внимание. Эти организации тоже не должны гулять как им хочется. Рамки должны быть определённые. А то мы вместо положительного эффекта можем получить отрицательный. Мы уже об этом говорили в строительстве, в некоторых других отраслях. Это первое.
И второе. Я уже говорил и министру, Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Шувалову), и Вам тоже говорил: в чём проблема? Когда-то люди получили какие-то разрешения, теперь мы порядок меняем и, по сути, придаём обратную силу этому решению. И люди, которые раньше бегали по инстанциям, получали разного рода разрешения и бумажки, теперь им саморегулируемые организации говорят: нет, теперь это всё не действует, идите теперь к нам и снова-здорово начинайте всё оформлять. Я прошу навести здесь порядок, иметь это в виду.
Нам нужно запустить экономические принципы, конечно, прежде всего стимулировать предпринимателя вкладывать средства в безопасность и качество своих товаров и услуг. В свою очередь саморегулирующие организации должны стать эффективным инструментом контроля на рынке.
Начиная с 1 июля 2009 года по 20 видам бизнеса установлен уведомительный порядок открытия нового дела, и этой возможностью уже воспользовалось более 70 тыс. предпринимателей, в основном представители малого и среднего бизнеса, работающие в розничной торговле, общественном питании, предоставлении бытовых услуг. Считаю, что нам и дальше надо расширять перечень тех сфер, где применяются уведомительные принципы. Вообще, нужно максимально помочь людям без административных помех и лишних затрат, разного рода издержек начинать и развивать своё дело.
Важнейшее направление – это наведение порядка с так называемыми массовыми госуслугами, которыми пользуются граждане. Все процедуры здесь должны быть действительно доступны, комфортны и максимально прозрачны, чтобы люди чувствовали реальные улучшения от внедрения госуслуг, скажем, в электронном формате, от открытия в каждом муниципалитете, городском округе многопрофильных центров по предоставлению госуслуг в формате одного окна до просто улучшения качества этой работы. А что касается одного окна, то отмечу, что этот простой и понятный механизм, безусловно, востребован гражданами. Присутствующие здесь коллеги со мной вместе бывали в таких центрах, и вы сами видели, как эффективно может быть выстроена работа на одной площадке. Человек приходит и сразу решает в комплексе очень многие проблемы – очень удобно для людей.
В 2010 году свыше 3,5 млн человек обратилось в центры подобного рода, причём 90% посетителей высоко оценивают качество работы таких многофункциональных центров. В ближайшее время мы должны завершить построение системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Речь идёт о едином портале госуслуг, об информационных и сервисных сайтах, интегрированных каналах связи, ведомственных и региональных банках данных, чтобы гражданам не приходилось больше носить справки из конторы в контору. Кстати, мы со Щёголевым – вот Игорь Олегович (И.О.Щёголев – министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации) – говорили о задаче, которая стоит перед министерством и которая заключается в том, чтобы свести воедино базы данных различных министерств и ведомств. Без этого невозможно наладить эффективную работу. Как сейчас обстоит дело? (обращаясь к И.О.Щёголеву)
И.О.Щёголев: Достаточно активно работаем, еженедельно обсуждаем на комиссии у Вячеслава Викторовича (В.В.Володин – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства). Сейчас уже большая часть ведомств подключена, остальные завершают заключение соглашений с нашим министерством по подключению этой системы. У нас ключевая дата – это 1 июля. С 1 июля по закону о госуслугах ведомствам будет запрещено запрашивать с граждан те данные, которые хранятся в тех или иных ведомственных базах данных. И мы, конечно, будем стремиться к этому этапу подойти и перейти на следующий этап, чтобы дальше такого же рода сервисы оказывались гражданам на муниципальном уровне и на региональном.
В.В.Путин: Темпы не снижайте, пожалуйста. Нужно довести эту работу до логического конца.
И.О.Щёголев: Хорошо.
В.В.Путин: Но хочу сразу же сказать, что те граждане, которые предпочитают традиционную форму получения госуслуг, предпочитают непосредственно обратиться в госорган, получить нужную консультацию, что называется, из первых рук, должны иметь такую возможность.
И конечно, нельзя забывать о разработке чётких и понятных административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Именно от того, насколько внятно и понятно они сформулированы, во многом зависит само качество госуслуг. Напомню, что работа по регламентации государственных и муниципальных услуг должна быть завершена – и об этом Игорь Олегович только что тоже сказал – к 1 июля 2012 года. К 1 июля текущего года вы уже базу должны создать здесь, да?
И.О.Щёголев: С 1 июля текущего года уже будет запрещено спрашивать такие сведения о данных. У нас основная система работает, сейчас доводим ведомственные системы. Большая работа ещё предстоит, но те услуги, которые у нас в первоочередном списке, должны будут работать по новому принципу уже летом этого года.
В.В.Путин: Хорошо. И я ещё раз хочу подчеркнуть, что плата за предоставление госуслуг будет взиматься только на основании Налогового кодекса или Перечня платных услуг, утверждённого Правительством Российской Федерации. Требование каких-либо дополнительных денег с бизнеса и граждан является незаконным.
И в завершение этой части. Прошу Минэкономразвития тщательно проанализировать правоприменительную практику в области государственного управления. Нужно посмотреть узкие места и обратить на них особое внимание при доработке наших дальнейших планов по снижению административных барьеров. Нам нужна чёткая программа действий в этой сфере на ближайшую перспективу.
И ещё один вопрос, не связанный с данной проблематикой, хотел бы тоже выделить в нашей повестке дня сегодня. Нам предстоит утвердить состав организационного комитета по подготовке и проведению празднования 250-летия Государственного Эрмитажа. Уже совсем скоро, в 2014 году, нам предстоит отметить это важнейшее для нашей страны событие, да и не только для нашей страны, но и для мира в целом. Эрмитаж является одним из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Безусловно, это достояние не только России, но и всего человечества.
Конечно же, мы должны провести этот юбилей на самом высоком уровне и прежде всего направить усилия на развитие и поддержку Эрмитажа, расширение возможностей для научной, музейной, реставрационной работы, для налаживания международных связей. Я прошу оргкомитет подготовить конкретный план мероприятий по проведению в России празднования юбилея Государственного Эрмитажа.
И ещё раз напоминаю про распоряжение. Давайте мы его сегодня озвучим, основные параметры его назовём. Будем считать, что на этом заседании Правительства мы его приняли, чтобы я подписал уже сегодня распоряжение по проведению чемпионата мира.
Что касается Эрмитажа, нужно тоже незамедлительно начать эту работу. И сделайте мне, пожалуйста, предложения: найдите время в графике, повидаемся с Михаилом Борисовичем Пиотровским.
Давайте начнём работать.