М.В.Мясникович: Добрый вечер, уважаемые друзья! Дамы и господа! Мы сегодня проводим итоговую пресс-конференцию. Премьер-министры поручили мне начинать. Я хочу отметить, что Союзное государство и Таможенный союз – это мощное интеграционное объединение. Характер вопросов, которые сегодня рассматривались, и решения, которые приняты, действительно серьёзно влияют на взаимные отношения, на развитие наших экономик и, конечно, достаточно серьёзно позиционируют себя в мире как центры мировой экономической силы.
Что касается непосредственно двусторонних отношений, то достаточно сказать, что товарооборот Белоруссии и России в 2010 году достиг 28 млрд, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 20%. Это говорит о том, что экономики наших государств выходят из мирового финансового кризиса. Конечно, далеко не всё ещё решено, но в принципе это вселяет уверенность в то, что мы избрали правильный путь. Те 27 вопросов в повестке дня в рамках белорусско-российских отношений, решение по которым мы приняли сегодня, позволяют значительно увеличить не только объёмы взаимной торговли, но и выйти на новый уровень интеграции именно инвестиционно-инновационного сотрудничества, деятельности.
На заседании Совета министров Союзного государства белорусская сторона акцентировала внимание именно на необходимости реализации крупных совместных проектов в энергетике, нефтехимии, фармацевтике, машиностроении и в других сферах. Мы подписали соглашение в области исследований и использования космического пространства в мирных целях, что значительно расширит взаимный объём работ в этой наукоёмкой сфере деятельности. Подписано также знаковое для наших стран соглашение об электроэнергетике. Белорусская и российская энергосистемы будут работать параллельно. Стороны построят эффективную и, главное, – хотел подчеркнуть — безопасную атомную электростанцию. Безопасность и надёжность будущей АЭС – это, конечно, главные задачи, главные приоритеты.
Назрела необходимость разработки использования балансов государств Таможенного союза. Мы об этом говорили. Мир глобализируется, и мы также должны поддерживать друг друга, расширяя взаимную кооперацию. Для формирования рынка Единого экономического пространства это, конечно, приоритет — балансы.
Отрадно отметить, что товарооборот между Казахстаном и Белоруссией в 2010 году вырос в 2,2 раза, и мы вышли практически на сбалансированную торговлю товарами. Сохраняется позитивная динамика и в 2011 году.
С учётом перспектив дальнейшего углубления интеграционных процессов мы определились по единой миграционной политике в отношении третьих стран. Не дистанцировались и от такой актуальной и деликатной темы, как вступление государств–членов Таможенного союза во Всемирную торговую организацию.
Мы договорились, что и транспортный контроль на белорусско-российской границе будет прекращён с 1 апреля 2011 года. Полагаю, что выскажу общее мнение: работа сегодня прошла в конструктивном ключе, принципиально, и приняты очень серьёзные решения. Спасибо!
В.В.Путин: Я хочу поблагодарить всех наших коллег за конструктивную и содержательную работу. В ходе сегодняшней встречи мы обсудили ключевые вопросы, касающиеся Таможенного союза и Единого экономического пространства, подвели итоги нашей работы в прошлом году. Отмечу, что введение в действие с 1 января 2010 года единого таможенного тарифа и системы мер нетарифного регулирования позволило нам вплотную заняться формированием единого торгового режима с третьими странами. Вступление в силу с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса Союза и 16 международных договоров, подготовленных в его развитие, запустило процесс объединения России, Казахстана и Белоруссии в единую таможенную территорию.
В ходе сегодняшней встречи мы рассмотрели ряд вопросов, связанных с совершенствованием нормативно-правовой базы и институциональной структуры Таможенного союза, включая его наднациональный орган – комиссию Таможенного союза.
Также обсудили финансово-организационные вопросы в создании суда ЕврАзЭС. Подробно поговорили о том, на каких принципах он будет работать, вплоть до того, какие деньги будут получать судьи этого суда ЕврАзЭС, который будет выполнять весьма важную функцию урегулирования споров.
Особое внимание мы уделили задачам формирования Единого экономического пространства, которое должно заработать с 1 января 2012 года. Обсудили готовность к переносу таможенного и иного вида государственного контроля на внешней границе Союза к 1 июля 2011 года.
Были намечены первые шаги в такой чувствительной сфере, как унификация паспортно-визового контроля между нашими странами. И я убеждён, обеспечивая свободное передвижение товаров, логично, конечно, распространить этот либеральный подход и на граждан.
Отдельной темой дискуссии стал вопрос о присоединении России и Белоруссии, Казахстана к ВТО, о чём только что мой коллега сказал.
Как вам известно, этот вопрос мы обсуждали в конце февраля в Брюсселе на встрече Правительства РФ с Еврокомиссией, и мы тогда чётко изложили нашим европейским партнёрам все преимущества, которые могут дать континенту формирование Таможенного союза и создание Единого экономического пространства, поскольку мы строим наше объединение в строгом соответствии с принципами и нормами Всемирной торговой организации.
Сегодня также состоялось очередное заседание Совета министров Союзного государства. Традиционно в сфере внимания оказалось торгово-экономическое сотрудничество. Я уже говорил об этом: на 19% за прошлый год вырос товарооборот, который достиг 28 млрд долларов. Сегодня мы обсудили, как увеличить эти показатели. У нас для этого есть все возможности. Россия и Белоруссия поэтапно переходят на унифицированные рыночные принципы взаимодействия, в том числе при прогнозировании параметров социально-экономического развития. Мы говорили и об энергетике, говорили и о сфере нормативного регулирования Союзного государства, и в целом о транспорте, информатике, связи – по очень многим направлениям, в том числе и гуманитарного характера. Я хочу поблагодарить своих коллег за совместную работу. Спасибо большое.
К.К.Масимов: Пользуясь случаем, хотел поблагодарить коллег за конструктивную работу в обсуждении вопросов, связанных с созданием Таможенного союза, функционированием Таможенного союза и предстоящим созданием Единого экономического пространства. И отдельно хотел поблагодарить белорусскую сторону за прекрасную организацию работы как экспертных групп, так и самого заседания Межгоссовета.
Сегодня в рамках обсуждения был затронут ряд очень важных вопросов, которые касаются практической деятельности – как работы Таможенного союза, так и функционирования Единого экономического пространства. Как мы ранее договаривались, 1 июля 2011 года таможенный контроль с границы Казахстана с Россией уходит на внешние контуры. На российско-белорусской границе это уже произошло ранее. Я считаю, что это очень важная договорённость, и сегодня мы приняли принципиальное решение по урегулированию некоторых технических шероховатостей, которые до сегодняшнего дня существовали. И сегодня мы можем с полной уверенностью сказать, что с 1 июля таможенная граница уйдёт на внешние контуры.
Хотел бы также поблагодарить, Владимир Владимирович, Вас, за то, что мы к Вам сегодня обратились с просьбой по урегулированию вопроса (я считаю, что это технический вопрос) с НДС, который возникает при железнодорожных перевозках. Владимир Владимирович дал поручение Алексею Леонидовичу Кудрину, и мы будем надеяться, что в ближайшее время этот вопрос будет урегулирован, поскольку он вызывает много вопросов со стороны бизнес-сообщества внутри Казахстана, а принципиально этот вопрос сегодня был решён.
Также мы обсудили чувствительный вопрос и нашли принципиально согласованное решение по вопросу о вступлении во Всемирную торговую организацию, то есть принципиальные позиции были обсуждены. И я считаю, что нет никаких препятствий для нашего дальнейшего движения вперёд.
Как сейчас сказали мои коллеги, был обсуждён ряд других важных вопросов, касающихся паспортно-визового решения, нашего дальнейшего движения по функционированию Единого экономического пространства, в том числе кодификации некоторых вопросов. И также мы обсудили основные подходы по институциональному формированию комиссии Таможенного союза и её дальнейшей практической деятельности после 1 июля 2011 года.
В целом я хотел бы сказать, что Таможенный союз состоялся, даёт очень большие положительные показатели в товарообороте между нашими странами. Вот с Белоруссией мы уже приближаемся в ближайшем будущем к 1 млрд долларов, то есть произошло увеличение товарооборота почти в 2 раза. С Российской Федерацией в 2010 году товарооборот увеличился почти на 30%. Всё это обнадёживает и даёт хорошие перспективы. Спасибо большое.
Ответы В.В.Путина на вопросы журналистов
Вопрос: Владимир Владимирович, под Вашим председательством сегодня прошло два мероприятия: заседание Совета министров Союзного государства и Межгоссовет ЕврАзЭС. Какое из этих двух мероприятий для Вас было наиболее важным и значимым?
В.В.Путин: Ответ может быть только один: оба. У нас, мы об этом часто говорим, происходит разноскоростная интеграция на постсоветском пространстве. И это очень хорошо, потому что мы идём не в тупике, а мы идём по тем направлениям, по которым возможно движение с наибольшей скоростью.
То, что мы сделали с Белоруссией в рамках Союзного государства, вполне может применяться и, скажем, в рамках Таможенного союза. Например, это касается передвижения физических лиц. Кстати говоря, мы сегодня, в том числе, обсуждали и эту тему. Многие вопросы, касающиеся социальных гарантий граждан, – тоже мы продвинулись с Белоруссией так, как пока с другими партнёрами не продвинулись.
Что касается согласований действий таможни на внешних границах Союзного государства, это вполне может применяться на внешних рубежах Таможенного союза, то есть одно другому не мешает, а дополняет, и дополняет эффективно.
Вопрос: Владимир Владимирович, сегодня было подписано соглашение о строительстве в Белоруссии АЭС. Причём это происходит на фоне достаточно драматичных событий в Японии. Как Вы считаете, какие выводы могут и должны быть сделаны из этой ситуации? В частности, некоторые эксперты говорят, что вообще необходимо пересматривать подходы к атомной электроэнергетике. В частности, из Тайваня звучат такие слова.
Второй вопрос касается конкретно АЭС в Белоруссии. Вы сегодня говорили, что будут применены самые современные средства защиты при её строительстве. Когда может быть подписан кредитный договор (поскольку я понимаю, что это будет делаться за счёт кредитных денег) и на какую сумму? Есть ли об этом общее с белорусской стороной понимание? Спасибо.
В.В.Путин: Что касается трагедии, которая произошла в Японии. Мы уже говорили об этом, сейчас нужно думать о том, чтобы помочь нашим японским друзьям минимизировать последствия этой аварии.
По поводу развития мировой ядерной энергетики. Полагаю, что без ядерной энергетики сегодня говорить о мировом энергетическом балансе просто невозможно. В некоторых странах, в том числе в Европе, в энергетическом балансе (скажем, Франции) атомная энергетика составляет процентов 80. Представляете, какой объём? В России, в нашем общем энергетическом балансе, атомная энергетика составляет всего 16%. Да, мы ставили перед собой задачу увеличения этой генерации хотя бы процентов до 25. Как вы знаете, сегодня мною сформулировано поручение Министерству энергетики, Росатому, Министерству природных ресурсов и ведомственным учреждениям Академии наук проанализировать ещё раз все параметры развития российской ядерной энергетики с необходимостью представить соответствующий доклад в течение месяца в Правительство Российской Федерации.
То, что произошло в Японии, — это, безусловно, трагедия. И это связано, конечно, со стечением ряда обстоятельств: с землетрясением, цунами и так далее. Но сама ядерная энергетика, конечно, будет развиваться. Японский блок, японская атомная электростанция – это ведь оборудование 40-летней давности. Это блоки 1970-х годов. Сегодня в мире есть гораздо более совершенные блоки, и атомная энергетика может развиваться исключительно — я хочу это подчеркнуть: исключительно — только в том случае, если она будет абсолютно безопасной. Возможно ли это? В современных условиях возможно. Современные системы, современные блоки, современные атомные электростанции оснащаются средствами защиты, которые исключают возможное развитие событий по сегодняшнему японскому сценарию. Потому что, например, такие современные системы защиты, которые называют пассивными системами защиты, способны работать даже в условиях отключения внешних источников электроснабжения. А ведь это явилось причиной развития ситуации в неблагоприятном направлении на японской атомной электростанции. Отключилось электричество, затем после удара цунами отключились резервные источники питания. Недолго, к сожалению, работали аккумуляторы, вот и всё. Современные системы, в том числе системы пассивной защиты, позволяют работать без внешних источников электроэнергии и даже без участия человека в ликвидации каких-либо последствий. Именно такие станции мы строим сегодня в Российской Федерации, и именно такую станцию мы собираемся строить в Белоруссии.
Теперь что касается кредитов и сроков заключения договоров. Мы строим, как вы знаете, атомные станции за границей и кредитуем эту работу. Допустим, для Китайской Народной Республики оформлен кредит 2,5 млрд долларов. Это действующая линия. Для Индии оформлен кредит 2,6 млрд. Это тоже действующая линия. Обсуждается (сейчас ведутся переговоры) открытия для Индии ещё одного кредита в 4 млрд долларов. Объём кредита зависит от объёма того оборудования, которое страна-заказчик не производит сама. В случае с Белоруссией объём кредита составит примерно 6 млрд долларов. Это соглашение может быть заключено в течение месяца. Вопрос идёт о финансировании инфраструктуры. Обычно страна-заказчик финансирует строительство инфраструктуры, прилегающей к станции самостоятельно. Мы с белорусскими партнёрами обсуждаем возможность участия российской стороны в кредитовании и этой части, но это — ещё раз хочу подчеркнуть — предмет переговоров. В целом мы готовы заключить это кредитное соглашение в течение месяца.
Вопрос: Таможенный союз работает больше года. Что сейчас происходит на российско-казахстанской границе? В частности, как обстоят дела с транспортным и с паспортным контролем, а также с теми товарами, которые перемещаются через границу. Спасибо!
В.В.Путин: …Могу прокомментировать вопрос, связанный с транспортом и взиманием НДС. В своё время, когда Таможенного союза не было, Российская Федерация рассматривала перевозки в Казахстан и обратно как экспортно-импортные перевозки, и НДС не взимался (18%). Как только мы создали Таможенный союз, получилось, что это внутренние перевозки, и начали взимать НДС.
Конечно, это несправедливо: это ухудшает положение перевозчиков, и мы это поправим.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, что в большей степени будет стимулировать модернизацию наших экономик: Таможенный союз, Единое экономическое пространство или всё-таки вступление стран в ВТО? И как быть — в этой плоскости есть практические вопросы, которые на сегодняшний день очень волнуют людей, и прежде всего в Белоруссии, ведь с 1 июля белорусские пошлины на автомобили повышаются, но Россия ведёт переговоры о вступлении в ВТО, и там тоже есть положения о снижении ввозных пошлин. Как быть вот в этой ситуации и как же это всё будет? Спасибо.
В.В. Путин: Пусть никто по этому вопросу не беспокоится. И вот почему:
Первое. Мы с самого начала договаривались, что Таможенный союз и Единое экономическое пространство будут строиться на нормах и принципах ВТО. И ничего нового мы в ходе своей сегодняшней либо предыдущей и будущих работ в этом смысле придумывать не собираемся.
Изначально исходили из того, что будем строить свою работу на принципах и нормах Всемирной торговой организации. И это значит, что, если какая-то из наших стран вступит в ВТО раньше, это никак не отразится на какой-то стороне, которая пока не вступит в ВТО, потому что она и так будет работать на этих принципах. И это для каждой страны Таможенного союза в известной степени преимущество, потому что никто, например, в Белоруссии не скажет, что она осуществляет свою экономическую деятельность и своё партнёрство на каких-то непонятных серых схемах, потому что членство в Таможенном союзе будет гарантировать, что Беларусь согласна и применяет в полном объёме принципы ВТО. И это – значительное преимущество в работе с иностранными партнёрами за рамками Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Что же касается таможенных пошлин, то это выходит за рамки этих принципов и это отдельная тема. Но хочу вам сказать, что уровень таможенной защиты по единому таможенному тарифу и уровень таможенной защиты, который обговаривает для себя, скажем, Российская Федерация, почти идентичные и это никак не повлияет на состояние внутреннего рынка.
А всё, что касается договорённостей между тремя странами, то так или иначе все эти вопросы должны быть урегулированы в интересах всех договаривающихся сторон. Если Российская Федерация развивает у себя строительство автомобильной техники, то, значит, мы договариваемся, мы фактически договорились, со всеми нашими партнёрами о том, что мы так или иначе будем осуществлять защиту нашего общего внутреннего рынка при завозе техники иностранного производства. И никак с ВТО это не связано. Все могут успокоиться.
По технике. Беларусь заинтересована в том, чтобы держать определённый тариф по грузовым машинам, потому что она производит. Ну и мы идём навстречу. А мы заинтересованы в том, чтобы держать определённый тариф по легковому автомобильному парку. И мы исходим из того, что нам пойдут навстречу. Беларусь нас попросила – мы 21,6 млн тонн нефти вообще без пошлины поставляем. Да, а знаете, сколько это стоит – беспошлинная нефть в таком объёме? Я вам могу сказать. Общий объём субсидирования белорусской экономики по году составит примерно 4,3 млрд долларов.
Вопрос: Владимир Владимирович, Таможенный союз набрал очень хорошие темпы и довольно уверенно осуществляется взаимодействие. Как Вы считаете, не растеряется ли этот темп на пути к следующему этапу – Единому экономическому пространству? И существует ли перспектива расширения интеграции за счёт новых членов, например Украины?
В.В.Путин: Темп набран действительно очень хороший. И здесь я хочу ещё раз подчеркнуть, что мы благодарны нашим белорусским партнёрам, которые быстрее даже, чем Россия и Казахстан, ратифицировали весь пакет документов, связанных с Единым экономическим пространством. Нет никаких оснований полагать, что Россия будет затягивать этот процесс. Мы планируем ещё в весеннюю сессию провести полную ратификацию. Насколько я понимаю, Казахстан тоже к этому стремится. У нас нет сомнений в том, что это произойдёт в ближайшее время. С 1 января 2012 года Единое экономическое пространство должно начать своё полноценное функционирование. Повторяю ещё раз: не вижу никаких проблем, не вижу никаких препятствий для того, чтобы этому процессу что-то помешало.
Что касается Украины. Это суверенное дело Украины – присоединиться к каким-то интеграционным объединениям или не присоединяться. Это дело украинского народа, парламента, Президента, правительства этой страны. Конечно, мы считаем, что в этом случае интеграционные процессы, такие как Таможенный союз, Единое экономическое пространство, были бы, конечно, более полноценными, даже если посмотреть на наш общий рынок.
На что бы я ещё обратил внимание. Мы знаем, что Украина ведёт переговоры по созданию с Евросоюзом зоны свободной торговли. Уровень таможенной защиты, который Украина выговорила себе при вступлении в ВТО (сейчас не буду называть абсолютных цифр), в 2 раза, более чем в 2 раза ниже, чем наш единый таможенный тариф. И даже в случае присоединения России к ВТО на тех основаниях, которые мы для себя сейчас тоже уже определили с нашими партнёрами по переговорам в ВТО, он почти не изменится: он будет тоже в 2 раза выше, чем украинский.
Что это означает на практике? Это означает, что если Украина создаст зону свободной торговли вместе с Евросоюзом и вынуждена будет уступить по многим позициям, чувствительным для украинской экономики, то она, разумеется, будет рассчитывать, что эти товары пойдут на российский рынок. А мы не сможем этого позволить себе сделать, и мы вынуждены будем начать выстраивать границу, иначе нас завалят этими товарами.
И мы с коллегами – и с Белоруссией, и с Казахстаном – ясно отдаём себе в этом отчёт. Я уверен, что и Казахстан, и Беларусь немедленно поставят перед Россией вопрос о закрытии таможенных границ. Не надо быть экспертом, чтобы понять, что последствия будут тяжёлыми. Выйти на европейский рынок с традиционными товарами – довольно сложно, а сбросить на наш рынок товары не удастся. И это плохой сценарий развития событий, в том числе я имею в виду и характер наших межгосударственных отношений. А вот вести переговоры с Евросоюзом в формате Единого экономического пространства либо Таможенного союза – это совсем другое дело. И позиции совсем другие, гораздо более выигрышные.
Повторяю ещё раз: это суверенное решение украинского государства. Мы приветствовали бы переговоры с Украиной по этому вопросу и будем к этому стремиться, будем разговаривать с нашими партнёрами.
Вопрос: Вопрос ко всем премьер-министрам касательно работы наднациональных органов Таможенного союза. Скажите, удаётся ли сохранить некий баланс национальных и интеграционных интересов и как это делать? Спасибо.
В.В.Путин: Объемы работ на национальном уровне увеличиваются и, конечно, это требует постоянного внимания к этой работе, требует привлечения экспертов самого высокого уровня и ранга. Мы договорились сегодня, что будем думать над совершенствованием этого механизма.