Беседа касалась размещения российских еврооблигаций в рублях на Лондонской бирже, которое, как отметил Премьер, произошло впервые за новейшую экономическую историю. По оценке главы Правительства, это серьёзный шаг вперед с точки зрения создания финансового центра в России, продвижения нашей национальной валюты на международные рынки.
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Алексей Леонидович, произошло размещение наших еврооблигаций Министерством финансов. В рублях это произошло впервые за новейшую экономическую историю. И, конечно, это серьёзный шаг вперед с точки зрения создания финансового центра в России, продвижения нашей национальной валюты на международные рынки, в целом позитивный сигнал для экономики. Как Вы сами его оцениваете, каков объём и на каких условиях это размещение произошло?
А.Л.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, в Лондоне на Лондонской бирже размещены еврооблигации Российской Федерации, номинированные в рублях. Это семилетние ценные бумаги, они имеют доходность даже ниже, чем доходность аналогичных ценных бумаг Российской Федерации. Это означает, что мы получаем доверие инвесторов к ценным бумагам, имеющим международное хождение, именно в рублях. Это означает, что выбор в пользу рублевого инструмента становится тоже привычным. По сути, это первое размещение, которым мы открываем историю размещения ценных бумаг в рублевой номинации. Это один из признаков рубля как резервной валюты. Конечно, снижение доходности по сравнению с российским рынком – вполне разумное в условиях ещё нестабильного рынка – говорит о том, что и наши частные компании смогут заимствовать на международных рынках на более выгодных условиях.
Я могу сказать, что неплохой и состав участников этого размещения. Примерно 47% – это фонды и компании Великобритании, другие страны – 22%, 26% – это компании и фонды США. Даже российские компании поучаствовали в размещении – около 4%. Небольшая доля приходится на другие регионы мира. Среди основных участников – инвестиционные фонды (57%), обычные банки (18%). Остальными являются страховые компании, государственные агентства, которые также сохраняют свои резервы.
Таким образом, это вполне хорошая структура размещения, показывающая доверие к России, к этому инструменту. Я думаю, это только первый из выпусков, в ближайшие годы мы будем продолжать эту практику и тем самым создадим новый сегмент мирового рынка – еврооблигации в рублевой номинации.
В.В.Путин: Объём размещения какой?
А.Л.Кудрин: Объём размещения – 40 млрд рублей. Если перевести в доллары, примерно 1 млрд 360 млн, но, повторяю, это 40 млрд, поскольку в рублёвой номинации.
В.В.Путин: Алексей Леонидович, сейчас доходы бюджета являются значительными. Более того, мы уже говорили об этом: исходили из того, что в этом году мы полностью истратим Резервный фонд Правительства, но мы его не только не истратили, мы его прирастим. Он может приобрести солидный вес и, скорее всего, так и будет – 1 трлн 450 млрд рублей. В этой связи почему министерство считает возможным и целесообразным выходить с размещением евробондов?
А.Л.Кудрин: В этом году мы собирались потратить остатки Резервного фонда. Но поскольку ценовая конъюнктура на нефть хорошая, мы, во-первых, не будем вообще пользоваться средствами Резервного фонда, во-вторых, мы часть заимствований, которые остаются высокими, перекроем этими дополнительными доходами, то есть уменьшим заимствования. Мы ещё раз подтвердим, что нам не нужно столько заимствований. Мы держим ситуацию под контролем, но с учётом ситуации на внутреннем рынке, недопущения избыточного прироста денег (даже если это от нефти) мы частично сохраним заимствования, и дефицит у нас всё равно сохранится. Может быть, это будет около двух или меньше процентов, но всё равно нам часть нашего дефицита нужно погасить с помощью заимствований. Ну а часть резерва может даже увеличиться за счёт этих средств от нефти. Мы предполагаем, что примерно до 1 трлн 450 млрд нарастёт Резервный фонд. Впервые после кризиса мы возвращаемся к накоплению резерва, что на самом деле очень важно, поскольку риски мирового рынка сохраняются и цена на нефть сегодня находится в очень высокой точке, по сути, в одной из самых высоких за всю историю наблюдений. Поэтому мы должны быть всегда готовы к тому, что если цена на нефть упадёт, потребуется резерв для обеспечения всех социальных расходов.
В.В.Путин: То есть такой манёвр, при котором Резервный фонд будет расти, а Министерство финансов будет привлекать ресурсы с рынка, по Вашему мнению, должен привести к борьбе с инфляцией?
А.Л.Кудрин: К борьбе с инфляцией и сохранению необходимого резерва на случай, если такие высокие цены на нефть всё-таки не окажутся постоянными.
В.В.Путин: Хорошо.