«Региональные программы должны повысить доступность здравоохранения. Необходимо обеспечить внедрение новых стандартов, гарантирующих качественную, эффективную помощь гражданам, диагностику, выполнение всех необходимых процедур, должное лекарственное обеспечение. И Москва должна, конечно, стать лидером внедрения новых стандартов медицинской помощи».
Стенограмма начала совещания
В.В.Путин: Добрый день! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вам хорошо известно, что в ближайшие два года нам предстоит реализовать масштабный социальный проект, провести коренную модернизацию системы здравоохранения в регионах Российской Федерации.
В прошлом году, вы знаете, мы начали преобразования в пенсионной системе – это сопровождалось серьёзным повышением пенсий: почти до 46% за год. В этом году мы начинаем другой, не менее важный социальный проект – модернизацию здравоохранения России. Этому вопросу, как вы видите, Правительство уделяет первостепенное внимание. И мы стремимся быть в постоянном контакте с субъектами Российской Федерации — где, собственно говоря, должна пройти основная работа — и с профессиональным сообществом, учитывать позицию самих медиков, их видение проблемы. Я так понимаю – мне об этом Сергей Семёнович (С.С.Собянин) сказал, – сегодня здесь собрались в том числе те люди, которые занимались подготовкой московской системы модернизации здравоохранения.
Я хочу ещё раз подчеркнуть: региональные программы должны быть реализованы максимально тщательно. А для того чтобы это произошло, нужно, чтобы они максимально тщательно были подготовлены. Их результат должен быть людям очевиден, люди должны это почувствовать на себе по реальным переменам в работе поликлиник и больниц. Именно поэтому мы ставим перед руководством регионов Российской Федерации задачу детально проанализировать прежде всего все статьи расходов по текущему и капитальному ремонту поликлиник и больниц, внимательно отнестись к заключению договоров с подрядными организациями, с поставщиками, чтобы потом не возникали срывы по срокам ремонта или поставкам оборудования и не страдало качество.
Мы на федеральном уровне подготовили решения по предельной стоимости ремонтных работ. Думаю, что соответствующие коллеги это знают, знакомы с соответствующими приказами Минрегиона и другими документами. Я думаю, что такие чёткие ориентиры позитивно скажутся на финансовой дисциплине в регионах, обеспечат ответственный подход к расходованию средств. А средства серьёзные! Я напомню, что они составляют 460 млрд рублей в целом по стране. Никогда ещё единовременно под конкретные социальные цели, тем более в здравоохранении, мы таких ресурсов не выделяли. И, разумеется, нужно сделать всё, чтобы средства эти были израсходованы с умом, эффективно. Предстоит привести в порядок огромное количество медицинских учреждений, оснастить их современным оборудованием, внедрить в здравоохранение передовые информационные системы, новые стандарты оказания медицинских услуг, повысить зарплату медицинскому персоналу.
Сегодня посмотрим, как построен подход к решению всех этих проблем здесь, в Москве. Сегодня у нас уже середина февраля, а программу мы заявили с начала года. И нужно начинать действовать, потому что если мы будем ждать и примеряться к проблемам, то, как часто у нас бывает, где-то к лету только начнём первые шаги делать, а там уже, смотришь, и к Новому году пора готовиться, поэтому начинать нужно сейчас.
В Москве, в городе, где ежегодно медицинская помощь оказывается 14,5 млн человек, конечно, это очень важно. И очень важно, чтобы мы именно здесь, в столице, эту программу начали эффективно, быстро. Но, имея в виду такой объём оказания медицинской помощи – 14,5 млн человек в год, – разумеется, это оправданно. Министерство здравоохранения это посчитало внимательно, именно поэтому, конечно, значительная часть ресурсов на Москву и выделяется: примерно 10% – 48 млрд рублей!
Кроме того, сама Москва выделит за эти два года ещё 65 млрд рублей. Таким образом, в столичное здравоохранение в ближайшие два года будет вложено 114 млрд рублей. Из них на совершенствование материально-технической базы – 78 млрд рублей с лишним, на внедрение стандартов оказания медуслуг – 30 млрд рублей и на информационное обеспечение – около 6 млрд рублей: 5,7 млрд рублей.
Московская программа, как видите, самая масштабная – не только по финансам, но и по задачам, которые необходимо решить. Москва (и мы это с вами хорошо знаем, мы гордимся Москвой! Это естественно и правильно, что мы годимся, – есть чем гордиться) – это крупнейший, один из самых крупных европейских мировых мегаполисов, самый крупный российский. Но это требует от нас того, чтобы все системы жизнеобеспечения, система здравоохранения тоже были на мировом уровне.
База столичного здравоохранения – традиционно одна из самых сильных в стране. Здесь расположены крупнейшие федеральные научные центры, ведущие медицинские вузы, которые также имеют свои клиники. Зарплаты медицинского персонала в Москве – одни из самых высоких по отрасли. Но, конечно, здесь и расходы большие – намного больше, чем в других регионах Российской Федерации.
Несмотря на известные московские преимущества, тем не менее квалифицированных врачей, среднего медперсонала, современного оборудования явно недостаточно, явно не хватает. Люди длительное время ждут нужной операции или обследования, в очередях стоят долго. Многие поликлиники и больницы не ремонтировались с советских времён. Вот Первая Градская, как называют её москвичи, 30 лет не видела капитального ремонта. Люди в коридорах лежат, и не потому, что не хватает мест в палатах: как сами пациенты сейчас сказали, палаты не приспособлены, душно.
Состояние многих медицинских учреждений Москвы неудовлетворительное. Конечно, ещё раз хочу повторить: много шикарных, хороших, современных центров, причём и бюджетных и платных – разных. Есть просто замечательные – европейский стандарт. Но большинство – хочу подчеркнуть: большинство – медицинских учреждений столицы, куда ходят рядовые граждане, рядовые москвичи, явно нуждается в серьёзном внимании со стороны городских властей, да и со стороны федерального центра.
Кстати говоря, жаркое лето прошлого года показало, что многие клиники не готовы к работе в экстремальных условиях: не оборудованы, как вот здесь, кондиционерами, многими другими системами жизнеобеспечения, причём, даже реанимационные и операционные блоки. Это, конечно, совсем плохо.
Неудивительно, что на сегодняшний день качеством оказания медицинской помощи удовлетворено менее 50% москвичей. Объективные показатели статистики также отрицательные: в Москве растёт число сердечно-сосудистых, эндокринных и онкологических заболеваний. Вот почему сегодня важно грамотно определить, куда необходимо направить выделяемые ресурсы, как использовать эти средства в интересах миллионов москвичей и, подчеркну, тех граждан России, которые волею судеб, по тем или другим причинам оказываются в Москве. Напомню, что это тем более важно сегодня, что мы начали осуществлять программу единого полиса медицинского страхования, и он действует по всей территории Российской Федерации. Из какого бы региона человек ни приехал в Москву, в случае необходимости он должен получить медицинскую помощь в любой московской больнице или поликлинике.
На что считаю необходимым обратить особое внимание? Первое – региональные программы должны повысить доступность здравоохранения. Необходимо обеспечить внедрение новых стандартов, гарантирующих качественную, эффективную помощь гражданам, диагностику, выполнение всех необходимых процедур, должное лекарственное обеспечение. И Москва должна, конечно, стать лидером внедрения новых стандартов медицинской помощи. Кроме того, надо избавить наших граждан от унизительного стояния в очередях. Мы об этом много раз говорили. Система записи к специалисту и сам приём должны быть организованы комфортно и удобно для пациентов. Здесь нужно задействовать возможности информационных технологий. При этом все пациенты должны быть обеспечены электронными медицинскими картами. Надо сказать, что во многих лечебных заведениях на территориях, в субъектах Российской Федерации достаточно эффективно эти системы работают – внедрены и работают!
Второе. В рамках программы для лечебных учреждений города будет приобретена самая современная медицинская техника. Раз уж покупать, так покупать самое современное, самое эффективное. Фактически речь идёт о технологическом прорыве в московском здравоохранении. Надо при этом не просто закупать новое оборудование, а, конечно, научить людей работать на нём эффективно и качественно, организовывать стажировки, реализовывать обучающие программы. В целом следует усовершенствовать процесс повышения квалификации медицинского персонала – и врачей, и среднего медперсонала.
Третий вопрос. Он связан со спецификой Москвы, в которой расположены и городские, и многочисленные федеральные медицинские учреждения. Тут важно избежать дублирования функций, прежде всего в сфере общего здравоохранения. Вузовские медицинские центры не должны работать в режиме обычных городских поликлиник или больниц: это неэффективно. Такие комплексы должны заниматься наукой, разрабатывать и тиражировать новые методики лечения, оказывать уникальную, высокотехнологичную медицинскую помощь. Но при этом и федеральные, и городские клиники должны быть интегрированы в единый комплекс, чтобы без сбоев действовала вся система – от первичного приёма в поликлинике до стационарного лечения в хорошем центре и последующей реабилитации. Выстроить такую интегрированную систему – это совместная задача Министерства здравоохранения и мэрии города.
Четвёртое. Особое внимание необходимо уделить охране здоровья детей. Я знаю, что Москва планирует на эти цели значительные ресурсы – 26% всех денег, которые будут предоставлены в распоряжение медицинской отрасли. Это, конечно, правильный подход. Там, где это возможно, нужно создать условия для пребывания родителей рядом с детьми – с маленькими детьми, которые проходят лечение в стационарах. Это мировая практика, у нас это практикуется, это абсолютно правильно, вот к этому нужно стремиться.
И в заключение прошу мэра Москвы Сергея Семёновича Собянина, как мы и договорились, взять реализацию данной программы под свой личный контроль. Мы вчера подробно с Сергеем Семёновичем обсуждали этот вопрос. Вот сегодня решили собраться в таком составе, более широком, с привлечением специалистов, послушать ваше мнение. И я хочу послушать, министр хочет послушать. Вчера представители мэрии города должны были быть в министерстве, там уже дорабатывали какие-то элементы этой программы. Давайте поговорим об этом поподробнее.
Cергей Семёнович, пожалуйста.
C.C.Cобянин: Спасибо, Владимир Владимирович. Действительно, речь идёт о беспрецедентной программе. Несмотря на то, что Москва всегда вкладывала большие деньги в здравоохранение, но и для Москвы эти объёмы беспрецедентны, как и беспрецедентно то, что впервые по федеральной программе в Москву идут такие деньги. В здравоохранении вообще даже сопоставимых цифр никогда не было.
Как Вы сказали, 48 млрд рублей выделено Москве – серьёзные деньги, а в совокупности с тем, что мы выделяем из регионального бюджета — это серьёзная программа. И Вы очень правильно отметили то, контингент, который обслуживается в Москве, – это 14,5 млн человек, практически 15 млн. Это о чём говорит? Застрахованных москвичей – около 10 миллионов. Это означает, что каждый третий обслуживаемый в Москве – это немосквич, это люди, которые приезжают сюда либо по работе, либо в гости, либо с какими-то другими целями. Тем не менее, это огромный объём и огромная нагрузка на учрежденческую сеть города Москвы, медицинскую сеть. И, казалось бы, при такой притягательности здравоохранения Москвы можно было бы ожидать, что здесь всё отлично работает, никаких проблем нет, на самом высоком уровне функционируют больницы. Это не так.
Абсолютно было правильно замечено, что… Вот даже на примере этой больницы видно, что процентов 60% основных фондов изношено и требует капитального ремонта, текущего ремонта, реконструкции, нового строительства. Причём в основном, особенно в центре города, такие учреждения, расположены в старинных зданиях, памятниках архитектуры и не приспособлены к нормальному технологическому медицинскому процессу. Поэтому это ещё усложняет и процедуру проведения ремонта, строительства и так далее. Это та задача, которую требуется решать. На 68% оборудование изношено и требует замены. Это тоже колоссальные объёмы, которые в рамках даже этой программы полностью решить невозможно.
В.В.Путин: Ну вот мы сейчас посмотрели здесь… Эти рентгеновские аппараты – им уже сколько? Под 20 лет?
С.С.Собянин: С 1983 года.
В.В.Путин: Да, с 1983 года, с начала 1990-х годов.
С.С.Собянин: И это не единично. Даже те, кто приехал сегодня посмотреть больницу, говорят: типичный случай, похоже на обычную клинику. Поэтому совершенно справедливо большая часть москвичей высказывает претензии к здравоохранению, хотя, когда разговариваю с пациентами, они довольны врачами, довольны, как с ними обходятся, какое им оказывается внимание. Но тем не менее, само оборудование, сама база, конечно, требуют серьёзного ремонта и так далее.
Поэтому помимо двухлетней программы модернизации, о которой мы сейчас заявили, и по которой работаем с Правительством Российской Федерации, мы предполагаем параллельно создать программу столичного здравоохранения на пять лет, чтобы то, что мы не доделаем за эти два года (практически невозможно всё в течение двух лет сделать), продолжить в рамках пятилетней программы. Мы будем и впредь вкладывать значительные ресурсы в совершенствование здравоохранения.
Как Вы уже сказали, программа модернизации предусматривает 114 млрд рублей, из них на укрепление материальной базы – 78 млрд рублей. Они раскладываются следующим образом: на капитальный ремонт – 16 млрд рублей, на приобретение оборудования – 39 млрд рублей и на окончание уже начатого строительства – 7,9 млрд рублей, плюс 5,3 млрд рублей – на текущий ремонт.
Это большие деньги, и они не сконцентрированы в одном месте, они разбросаны по десяткам, а текущий ремонт – по сотням объектов. Поэтому они, конечно, требуют штабной работы, чтобы выстроить понятные графики начала и окончания работ, процедуры принятия решений, подготовки технических заданий и так далее и тому подобное. Поэтому, Владимир Владимирович, не дожидаясь пока в окончательном виде будет принята программа, сегодня мы на правительстве приняли программу капитального ремонта медицинских объектов, где уже заложена запланированная часть денег по конкретным объектам.
Более того, по переходящим объектам мы продолжаем ремонт и дополнительно туда вливаем деньги. Таким образом, у нас уже 21 объект находится в режиме стройки, в капитальном ремонте.
Из 700 объектов, которые требуют текущего ремонта, и на которые мы запланировали деньги, приблизительно на половину из них уже выставлены счета, они начинают их расторговывать и приступать к ремонту. Это достаточно большие, объёмные вливания. Но тем не менее нам необходимо в ближайшие недели обеспечить организационную работу таким образом, чтобы мы знали график по каждому объекту и желательно в течение двух-трёх недель вместе с Министерством здравоохранения доработать программу и выстроить график по тем ресурсам, которые мы получим от Федерального фонда медицинского страхования.
Очень важно синхронизировать данную работу. Таким образом, я считаю, что мы в ближайшие недели должны выстроить полный график работ на 2011-й и 2012 годы, начиная от проектирования работ, оснащения оборудованием и так далее. Результатом этой работы, как мы уже определили, должны быть решения тех задач, тех проблем, которые есть в Москве: это задача снижения смертности по онкологии, системы кровообращения, улучшение медицинского обслуживания детей. Эти приоритеты как бы являются вот такими стержневыми в этой программе, и основные деньги будут направляться именно на эти клиники, именно на те больницы, которые занимаются данными проблемами.
И есть, конечно, тема, связанная с поликлиническим обслуживанием. В Москве она, наверное, одна из самых острых. Мы ещё раз, даже вне рамок программы модернизации, сами ещё посмотрим, что можно сделать. Мы сегодня обсуждали на правительстве, определились дополнительно выделить 3 млрд рублей на текущий ремонт поликлиник, благоустройство внешних фасадов и так далее. Это тоже важно, чтобы поликлиника нормально выглядела, и вокруг неё всё было нормально сделано, прилично. И внутри самой поликлиники по организации работы, по внедрению информационных технологий – это огромные пласты работы, которые нам предстоит сделать в ближайшее время. Спасибо.
В.В.Путин: Пожалуйста, Татьяна Алексеевна.
Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! В преддверии сегодняшнего совещания и, собственно, в плановом режиме мы достаточно детально рассмотрели и обсудили с представителями правительства Москвы программу, подготовили заключение по этой программе. Я бы не хотела детально останавливаться на этом заключении: оно будет передано сегодня правительству Москвы. Я бы хотела остановиться на основных моментах, которые нас беспокоят, прежде всего, исходя из тех данных, которые мы получили по итогам 2010 года. Это не только данные о заболеваемости и смертности, но это данные о состоянии системы здравоохранения в Москве.
Мне бы очень хотелось, чтобы тот огромный финансовый ресурс и те усилия, которые направляет правительство Москвы и Сергей Семёнович (С.С.Собянин) на реализацию этой программы, дали свой результат с точки зрения качества и доступности медицинской помощи. Почему я с этого начинаю? Мы проанализировали итоги 2010 года с точки зрения обращений граждан о некачественном или ненадлежащем оказании медицинской помощи в Российской Федерации. К сожалению, 60% обращений приходится на Москву. И от того, насколько успешно будет сделана или реализована эта программа, зависит успешность всех мероприятий в этом направлении.
Что касается качественных показателей состояния здравоохранения и того, на что бы мы считали нужным в первую очередь обратить внимание. По данным Росстата, за 12 месяцев 2010 года смертность населения в Москве возросла на 4,4%. По Российской Федерации мы чуть-чуть приблизились к единице – это из-за того, что июль–август дали нам вспышку смертности в связи с погодно-климатическими условиями. Но, надо сказать, в городе помимо общего увеличения смертности отмечается рост на 7,5% смертности от транспортных травм, в том числе от ДТП – 10,2%, хотя в целом по Российской Федерации идёт снижение. Рост смертности от новообразований – 5,5%, в России идёт снижение на 0,3%. И самое главное – мы получили очень тяжёлый для нас показатель по Москве: за сентябрь у нас было увеличение смертности от онкологических заболеваний на 3,8%, когда Российская Федерация дала снижение смертности на 2,5%. Это показатели, которые характеризуют качественное состояние системы здравоохранения в Москве.
Если говорить о структуре смертности и о приоритетах, которые обозначаются в программе, то они в принципе традиционны. Это те приоритеты, которые в основном выделяются во всех регионах Российской Федерации: это сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, болезни органов пищеварения, дыхания, мочеполовой системы, травмы и внешние причины. Во внешних причинах, я хотела бы выделить, очень высокие показатели в Москве – по смертности от самоубийств и убийств. Дело в том, что у нас за 2010 год по сравнению с 2009 годом этот показатель вырос на 6,9%. Понятно, что Москва несёт на себе функции столичного города: очень много ситуаций, которые связаны с этими показателями, связаны с той ситуацией, которая в принципе в городе складывается.
Мы бы хотели обратить внимание на медицинскую составляющую в этой части. Нам бы хотелось, чтобы в лечебно-профилактических учреждениях города были развёрнуты кабинеты кризисных состояний, куда можно обратиться, потому что маршрутизация для этих пациентов до 2010 года отсутствовала.
Следующее направление, которое вызывает очень серьёзное нарекание с точки зрения показателей предыдущих лет, – это развитие первичной медико-санитарной помощи. Здесь бы мне хотелось обратить внимание на организацию выявления заболеваний. Мы к сегодняшнему совещанию подвели итоги дополнительной диспансеризации, которая проводилась в Москве в 2010 году: у нас на 90% выявляемость ниже, чем в Российской Федерации, – это беспрецедентный показатель.
Мы составили такую таблицу по всем заболеваниям – как идёт выявляемость в Москве. Я должна сказать, что либо на диспансеризацию приходят абсолютно здоровые, и мы всё время проверяем одних и тех же, либо здесь ещё есть какие-то факторы, не хочу говорить о негативных. Тем не менее, я специально сказала об этих показателях, потому что это – недоработка первичного звена. Здесь эта недоработка отразилась и на показателях заболеваемости системы кровообращения (увеличение на 2,1%), органов дыхания (на 6,6%). Это увеличение заболеваний было подтверждено увеличением показателей смертности за 2010 год. У нас по всем абсолютно, я уже об этом сказала, не хочу повторяться, произошёл рост смертности. Почему, в чём причина? Причина, на наш взгляд, в том, что, в том числе, очень высокий (Сергей Семёнович об этом сказал) коэффициент совместительства врачей первичного звена. У нас высокие нагрузки на приёме посещений – 13,1 на одного жителя. Это на 45% выше, чем в Российской Федерации. Эта ситуация требует изучения, так как она характеризует отсутствие правильной расстановки кадров. И мне очень бы хотелось, чтобы этому направлению – поликлиническому первичному звену – в программе было уделено особое внимание.
Здесь я бы хотела акцентировать – только уже на цифрах – внимание на том, на чём остановился Сергей Семёнович. Одной из особенностей Москвы является неравномерность распределения поликлиник. И у нас на поликлиники приходится (это данные Москвы) от 18 тыс. до 60 тыс. нагрузки. Естественно, врачи не справляются.
Что предложило правительство Москвы, и это, на мой взгляд, абсолютно разумно? Оно предложило в программе создавать межтерриториальные центры, сосредотачивая там узких специалистов. Это правильное направление, но, мне кажется, что это направление в программе нужно подкрепить соответствующей маршрутизацией, то есть – как туда будут направляться пациенты и по каким именно заболеваниям в этих межтерриториальных и межрайонных центрах будет оказываться соответствующая помощь.
Следующее – это работа скорой медицинской помощи. То, что связано у нас с профилактическим направлением, с работой первичного звена, ложится на работу скорой медицинской помощи. Из-за того, что недорабатывает первичное звено, к сожалению, увеличиваются вызовы скорой медицинской помощи. И мы констатируем, по данным 2010 года, это увеличение. Мне бы хотелось, чтобы на это было обращено внимание, в том числе с точки зрения развития неотложной медицинской помощи в поликлинических учреждениях, это с одной стороны. С другой стороны, мне бы хотелось обратить внимание на развитие системы стационарзамещающих технологий, норматив по которым существенно ниже, чем в целом по Российской Федерации.
Следующее направление (это тоже относится к особенности города Москвы) – это то, что здесь, как в столичном городе, сосредоточено большое количество медицинских учреждений федерального подчинения. Не только медицинских учреждений системы Министерства здравоохранения, но и системы всех силовых федеральных органов, Российской академии медицинских наук и так далее. Вы, Владимир Владимирович, совершенно справедливо в своём выступлении сказали, что не нужно дважды использовать одни и те же мощности и финансировать одни и те же мощности. Федеральные учреждения, если они будут включены в систему обязательного медицинского страхования, – а мы хотели бы, чтобы Москва это сделала, – будут наряду с городскими учреждениями оказывать помощь надлежащего качества.
Я хочу привлечь внимание наших коллег из Москвы – мы вчера об этом говорили, – что здесь можно очень взвешенно подойти к структуризации (не к реструктуризации, а к структуризации) коечного фонда в Москве. У нас сегодня есть низкая интенсивность по отдельным койкам, а есть высокая интенсивность работы по таким койкам, как терапия, ревматология, гематология, когда работа койки превышает количество дней в году. В то же время у нас есть соответствующие мощности в федеральных учреждениях, которые могут быть задействованы.
С этой же темой (но я не буду на ней подробно останавливаться) связана тема высокотехнологичной медицинской помощи, которая оказывается как в городских учреждениях, так и в федеральных.
Особая тема, которую Сергей Семёнович (С.С.Собянин) знает уже, наверное, хорошо, – это тема совершенствования медицинской помощи больным при социально значимых заболеваниях. Это противотуберкулёзные, наркологические диспансеры. Мы с вами неоднократно наблюдали ситуации, связанные с противотуберкулёзной службой в городе Москве и с состоянием учреждений. Материально-техническое состояние этих учреждений крайне низкое, они не способны в таком состоянии оказывать надлежащего качества медицинскую помощь. Я убедительно прошу правительство Москвы (эта помощь не относится к помощи, которая оказывается в рамках ОМС, это исключительно бюджетные учреждения, поскольку заболевания – социально значимые) обратить на это особое внимание. Почему? Потому что мы фиксируем уровень посмертной диагностики туберкулёза в Москве в 1,8 раза выше, чем в Российской Федерации, – это очень серьёзный показатель.
Я хочу сказать, что у нас очень серьёзная ситуация с сочетанными заболеваниями, ВИЧ и туберкулёзом. Мы пока не имеем данных за 2010 год, но по 2009 году показатели очень нехорошие. У нас уровень заболеваемости туберкулёзом среди ВИЧ-инфицированных – в 74 раза выше, чем у остальных жителей. Это фантастические показатели. При наших возможностях и возможностях Москвы в 2009 году и нашей помощи, которая оказывалась из федерального бюджета, при всём при этом мы констатировали, что ни один ВИЧ-инфицированный больной не получил химиотерапию в 2009 году. Почему так произошло? Я не знаю.
Особая тема – это детство и родовспоможение. Здесь я бы хотела обратить внимание только на одну деталь – на деталь, которая связана с многоуровневой системой оказания медицинской помощи детям. Очень важно на это обратить соответствующее внимание и эту систему организовать соответствующим образом.
Кадры. Необходимо, на мой взгляд, провести мероприятия, которые связаны со сбалансированностью кадров между первичным звеном (именно поликлиническим и этими межтерриториальными учреждениями) и стационарным. Это то, что сегодня, по данным 2010 года и по данным предыдущих лет, не прослеживалось.
И последнее – это стандарты оказания медицинской помощи. Финансовое обеспечение программы госгарантий в Москве выше, чем в других регионах Российской Федерации. Финансовое обеспечение по некоторым показателям кратно превышает нормативы, которые установлены Правительством на уровне Российской Федерации. Это очень хорошо. В этом смысле, если Москва начнёт осуществлять модернизационные мероприятия, которые запланированы в программе, Москва станет первым регионом, который может реализовывать обновлённые федеральные стандарты. А что значит «обновлённые федеральные стандарты»? Это означает заработную плату и врачей, и первичного звена, и стационарного звена. Это улучшенное лекарственное обеспечение, это улучшенное обеспечение расходными материалами и весь комплекс мероприятий, который с этим связан.
Вообще, в заключение я должна сказать, что, несмотря на сложность ситуации, которая есть в Москве, несмотря на значительную критику со стороны населения (понятно, это столичный город), но возможности Москвы с точки зрения вхождения в 2013 год, когда система должна будет полноценно переходить на обязательное медицинское страхование, существенно более готовы, чем в любом другом регионе. Мы здесь рассчитываем на совместное взаимодействие и думаем, что всё должно получиться.