В ходе заседания В.В.Путин затронул тему неоправданно высокой стоимости нефтепродуктов, которая обсуждалась накануне в Санкт-Петербурге на совещании по ТЭКу, и поинтересовался, есть ли позитивные сдвиги в этом направлении. Как сообщил, в частности, заместитель главы ФАС А.Г.Цыганов, цены на дизельное топливо на столичных автозаправках снизились в последние дни на величину от 50 копеек до 1 рубля за литр. Премьер поручил ФАС и вице-премьеру Правительства И.И.Сечину довести до логического завершения эту работу. «Потребитель должен почувствовать это снижение», — подчеркнул глава Правительства.
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Уважаемые коллеги!
Вы знаете, что вчера в Петербурге мы провели большое совещание по итогам работы топливно-энергетического комплекса страны за 2010 год. Говорили о проблемах, о задачах на 2011 год. В целом ещё раз хочу сказать: ТЭК продемонстрировал очень хорошие темпы роста, и качество изменилось. Достаточно назвать цифру добычи: 505 млн тонн в прошлом году – это 1-е место в мире по добыче, ещё раз хочу подчеркнуть. Мы договорились о том, что будем стремиться к тому, чтобы эту планку сохранять, даже не увеличивать, а именно сохранять, потому что мы должны думать и о влиянии объёма добычи в России на мировые цены и так далее. Говорили о том, какой вклад должна вносить отрасль в модернизацию российской экономики, в инновации.
Действительно, у компаний ТЭКа, причём по всем направлениям (это касается и углеводородного сырья, нефти, газа, угля, это касается электроэнергетики, атомной энергетики, альтернативной энергетики) в принципе есть ресурсы для инновационного развития. В общем и целом можно сказать, что значительная часть компаний роль одного из локомотивов инновационного развития и выполняет — нужно это направление деятельности в ТЭКе и сохранять. Конечно, коснулись и злободневных, текущих вопросов и проблем. Одна из них – это, безусловно, необоснованный (и вчера мы ещё раз об этом сказали, подтвердили) рост цен на некоторые виды нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо) в последнее время, начиная с декабря по январь текущего года. В ходе, вернее, даже перед подготовкой к этому совещанию, некоторые компании, такие как «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» уже сразу снизили эти отпускные цены с НПЗ. Некоторые коллеги объявили о своём решении по снижению цен в ходе совещания. Это «ТНК-BP» и «Газпромнефть. В этой связи у меня вопрос: как наши решения на совещании отразились на рынке? Что-то произошло реально на рынке или нет? Снижение реальное состоялось или этого мы пока не видим? Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину).
С.И.Шматко: После того как действительно вчера на совещании компании приняли решение…
В.В.Путин: Сергей Иванович, я сказал: Игорь Иванович, а не Сергей Иванович. Но если министр решил взять слово, то мы с удовольствием Вас выслушаем. Пожалуйста, Сергей Иванович Шматко. Мы слушаем Вас, пожалуйста.
С.И.Шматко: Владимир Владимирович! Компании приняли решение о снижении цен. На сегодняшний день, по информации компаний, на НПЗ цены снижены у «Роснефти» – на 1 тыс. рублей, «Лукойла» – на 1 тыс. рублей, «Газпромнефти» – на 1,5 тыс. рублей, «ТНК-BP» – на 1,5 тыс. рублей, «Сургутнефтегаза» – на 2 тыс. рублей.
В соответствии с Вашим поручением мы тем не менее организовали независимый сбор информации через Российское энергетическое агентство, которое имеет 70 филиалов по стране, и собирали информацию непосредственно с заправок. Нужно отметить, что далеко не во всех регионах у нас есть снижение цен по сравнению с трёхдневным уровнем, но в значительной части (порядка 30% регионов) примерно от 50 копеек до 1 рубля 20 копеек такое снижение наблюдается. Это может быть частично связано с тем, что более половины розничного рынка нефтепродуктов принадлежит независимым сетям заправок, и эта процедура – снижение оптовых цен на НПЗ до независимых сетей заправок – займёт какое-то время. По нашей оценке, это будет примерно дня три. В этой ситуации мы договаривались вместе с ФАС вести постоянный мониторинг за этой ситуацией и поручить также нефтяным компаниям, чтобы работали со своими контрагентами, независимыми поставщиками и продавцами нефтепродуктов, чтобы эти принятые решения и на розничных ценах также сказались. Поэтому эту работу будем продолжать и докладывать.
В.В.Путин: Вы знаете, эти крупные компании, как правило, являются и владельцами весьма серьёзных сетей по распространению. Для нас с вами важно что? Чтобы конечный потребитель почувствовал это на своём кармане и чтобы это видно было на заправках – состоялось это или не состоялось. Это первое.
Второе. Если в оптовом звене явно произошло снижение цен и это снижение будет ощущаться на их дочерних предприятиях – заправочных сетях, то другие вынуждены будут так или иначе последовать их примеру. Иначе у них клиентов не будет. Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), как Вы ситуацию оцениваете?
И.И.Сечин: Только что проверяли по Москве. За сегодняшний день по зимнему дизельному топливу цена в розничной торговле уже на рубль снизилась. Этот процесс будет продолжаться – будем мониторить.
Могу добавить, что сегодня по отношению к ценам в январе на Ачинском НПЗ отпускные цены снизились на 1555–1550 рублей, на Ангарском НПЗ – на 1500 рублей, в самарской группе нефтеперерабатывающих заводов – на 3185 рублей и на Комсомольском НПЗ – на 1400 рублей. Конечно, такие действия приведут и к реакции на розничном рынке, Владимир Владимирович.
По Москве мы сегодня мониторили: на рубль дизельное топливо уже пошло вниз. Сейчас будет задача удержать (мы будем мониторить эту ситуацию) и привести её к объективным параметрам рынка.
В.В.Путин: ФАС, как у вас? Цыганов есть у нас?
Скажите, как вы мониторите ситуацию и что, по вашему мнению, происходит сейчас на рынке?
А.Г.Цыганов: На рынке происходит снижение цен как в опте, так и в рознице. В опте – Игорь Иванович назвал цифры, которые совпадают с нашими – разброс снижения цен составил от 11% на Волгоградском НПЗ (я имею в виду на зимнее дизельное топливо) до 0% на Омском НПЗ. Не потому, что Омский НПЗ не хочет снижать цены, а потому, что он сейчас не продаёт зимнее дизельное топливо.
Что касается розницы, то есть некоторые регионы, в которых нет снижения цен. Это, к примеру, Астраханская область, Ярославская область, Оренбургская область, Волгоградская область, Омская область, то есть те столицы субъектов Российской Федерации, на территории которых и расположены нефтеперерабатывающие заводы и где, наверное, реакция должна быть наиболее быстрой.
В то же время, например, в таких городах, как Воронеж (это зона «Роснефти»), Сочи, Белгород, Тамбов, снижение цен на дизельное топливо составило 50 копеек; в таких городах, как Саратов, – 1 рубль 20 копеек, Новгороде – 2 рубля у «Сургутнефтегаза» и ноль у «Лукойла» – на заправках. В Москве действительно, в зависимости от того, кому принадлежат АЗС, снижение цены составляет от 50 копеек до 1 рубля. Это предварительные данные, которые собраны сегодня буквально в поле сотрудниками наших территориальных управлений.
В.В.Путин: Я понял. Отлично, очень хорошо. Игорь Иванович, вместе с ФАС проверьте ещё раз эту информацию и доведите вчерашнее решение до логического завершения. Логическое завершение, как я уже говорил, такое: деньги должны остаться не в другом кармане – у тех же наших замечательных компаний, но в розничном звене, а должны сказаться на потребителе положительно: потребитель должен почувствовать это снижение.
И.И.Сечин: Понятно, Владимир Владимирович, продолжим эту…
В.В.Путин: Обязательно. И ФАС должна продолжить работу по мониторингу и по тем расследованиям, о которых вчера руководитель ФАС Артемьев объявил.
Теперь ещё об одном решении, которое вчера состоялось. Это решение касается продления режима льготных цен на горюче-смазочные материалы для сельского хозяйства в период весенних полевых работ. Договорились о том, что скидка составит 10% от цены, но не от сегодняшней цены, а от той цены, которая сложилась на начало ноября прошлого года. Это будет означать, что от сегодняшней цены по некоторым регионам скидка должна составить 30% и больше – до 35%, даже до 37%. И я бы хотел, чтобы общественные организации самым внимательным образом прореагировали. Вот у нас здесь – мы пригласили – Василия Ивановича Захарьящева.
В.И.Захарьящев (заместитель председателя Российского аграрного движения): Владимир Владимирович! Благодарим Вас от имени Российского аграрного движения за оперативное решение вопроса, потому что это вызвало очень положительную отдачу. Но мы не будем стоять на месте, потому что впереди за посевной будет уборка кормов, и я благодарю членов Правительства, которые сейчас очень хорошо среагировали. Посмотрите, потребительская кооперация, Россельхозбанк… Принято решение дополнительно выделить средства на организацию кредитования закупки семенного картофеля. Это позволит нам улучшить снабжение населения.
Ну и, конечно, Владимир Владимирович, мы Вас сердечно благодарим за партийную программу «Дом садовода – опора семьи», потому что это тоже важная часть нашего агрорынка. И сейчас очень приятно, что ряд субъектов Федерации объявил (не стали дожидаться Вашей команды) у себя Год садовода и выделяют дополнительные земельные участки, выделяют картофель, посадочный материал. Мы будем мониторить ситуацию. Возможно, Владимир Владимирович, что где-то нам придётся скорректировать, потому что цены всё-таки к уровню прошлого года немножко отличаться будут, конечно, – будут повышены закупочные цены по топливу. Мы обязательно будем информировать Вас и членов Правительства. И договорились, что будем держать оперативную связь. Спасибо.
В.В.Путин: Да, Василий Иванович, я вас прошу решение, которое мы приняли по 10-процентной скидке – повторяю ещё раз, от ноября прошлого года – отмониторить.
В.И.Захарьящев: Обязательно.
В.В.Путин: У вас такие возможности есть – ваши организации по всей стране работают, практически во всех регионах, где сельское хозяйство у нас существенным образом представлено как отрасль экономики, – вот там самым внимательным образом отследить, как дошло до потребителей, как на рынке отразились решения.
В.И.Захарьящев: Я не скрою, Владимир Владимирович, мы проводим в ближайшие дни съезд фермеров России. Мы обязательно коснёмся этого вопроса и примем оперативные меры. Спасибо.
В.В.Путин: Хорошо. Садитесь, пожалуйста. А мы в преддверии начала весенних полевых работ обязательно проведём совещание с рассмотрением всех проблем, с которыми АПК сталкивается сейчас, перед весенним севом. Это касается и ГСМ, это касается и минеральных удобрений, семян, транспорта, кредитования и так далее, и так далее. Подготовьте, пожалуйста, и представьте предложения.
В.А.Зубков: Хорошо, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Вот я уже вспоминал о том, что ТЭК у нас является одним из локомотивов инновационного развития. И, кстати сказать, сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Мстислава Всеволодовича Келдыша – выдающегося советского, российского учёного, математика, президента Академии наук Советского Союза в своё время. Хочу в этой связи сказать, что именно Мстислав Келдыш стоял у истоков Института прикладной математики Российской академии наук, и сейчас этот научный центр реализует большую исследовательскую программу. Мы, кстати говоря, приняли в свое время правительственное решение – помогли институту. Институт реализовал те средства, которые мы выделили дополнительно, создан новый инновационно-технический, хороший инновационный продукт – суперкомпьютер К-100, сейчас самый мощный в нашей стране. И он может использоваться для решения сложнейших, самых сложных задач, собственно говоря, что и делается.
Я просто обращаю внимание, что всего на НИОКР будет направлено в этом году 228 млрд рублей – это на 32% больше, чем в прошлом году. Будет оказана и дополнительная поддержка Российской академии наук: её финансирование по сравнению с докризисным 2007 годом выросло более чем на 22 млрд рублей и составит свыше 62 млрд рублей. Кстати говоря, мы сегодня с утра с министром экономического развития разговаривали – я думаю, нам нужно будет посмотреть, как у нас развивается ситуация с особыми экономическими зонами, потому что мы исходили из того, что это будет одним из инструментов решения проблем по инновационному развитию экономики. И в некоторых местах работа идёт, и работа идёт активно и результативно. По некоторым направлениям пока есть проблемы. Нам нужно проанализировать, что там происходит. Прошу вас выбрать такую площадку и подготовить такую встречу.
Ещё несколько вопросов оперативного характера. Александр Дмитриевич (обращаясь А.Д.Жукову), по поводу правил финансового обеспечения в 2011–2012 годах, программ модернизации здравоохранения.
А.Д.Жуков: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Я напомню, что у нас в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании» разрабатываются (сейчас практически всеми уже субъектами Российской Федерации разработаны) региональные программы модернизации здравоохранения. У нас федеральных денег выделено, я напомню, 460 млрд рублей на два года.
Три главных направления в каждой региональной программе. Это укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (в первую очередь, конечно, поликлинического звена, но и больниц тоже), приобретение современного медицинского оборудования, ремонт, достройка тех, которые уже находятся в высокой степени готовности (более 80%). Второе важнейшее направление – внедрение современных информационных систем в здравоохранении. Наконец, третье чрезвычайно важное направление – внедрение новых стандартов медицинской помощи. Связно это с повышением доступности амбулаторно-медицинской помощи, в том числе и предоставляемой врачами-специалистами.
Порядок финансирования всех этих мероприятий в правилах, которые Вы сегодня подписали, изложен. Хотел бы подчеркнуть одну вещь, особенно важную: те средства, которые мы выделили на введение новых стандартов медицинской помощи (70% этих средств) должны пойти на оплату труда врачей-специалистов как в амбулаторном и в поликлиническом секторе, так и в клиниках. 70%! А 30% от этой суммы должно пойти на обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами.
Таким образом, мы, когда реализовывали национальный проект, повысили заработную плату врачам-терапевтам – помните, врачам скорой помощи. Сейчас в связи с введением новых стандартов должна повышаться заработная плата врачей-специалистов – на это хотел бы обратить особое внимание.
В.В.Путин: Хорошо. Да, это известно. Но только чтобы всё это было реализовано так, как мы это и запланировали. Поскольку Вы сейчас упомянули о лекарственном обеспечении, Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), что сейчас в этой сфере в целом происходит?
Т.А.Голикова: Первое, о чём я хочу сказать, Владимир Владимирович, – что с 1 сентября 2010 года вступил в силу новый закон об обращении лекарственных средств. Он предполагает определённый переходный период. В этой связи я бы хотела остановиться на нескольких фактических данных.
На сегодняшний момент в государственном реестре лекарственных препаратов, который теперь является доступным информационным ресурсом, зарегистрировано 15 280 лекарственных средств. Это тот объём торговых наименований, которые обращаются на территории Российской Федерации. Из этого количества 13 860 – это непосредственно лекарственные препараты, а 1420 –фармацевтические субстанции, которые являются основой для производства лекарственных препаратов. Из этого общего количества с 1 сентября зарегистрировано 178 новых лекарственных препаратов и 64 фармацевтические субстанции.
Точно так же в соответствии с новым порядком осуществляется регистрация цен на лекарственные препараты. Я напомню, что регистрация идёт по перечню жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов – Вы его утвердили в ноябре прошлого года. На сегодняшний день зарегистрировано 8225 цен на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно важных. Из них по новому порядку зарегистрировано 506, из которых 206 – это цены на лекарственные препараты, которые вошли в перечень жизненно важных только с 1 января 2011 года. Я на это обращаю особое внимание, потому что в начале января появилось небольшое, но определённое количество публикаций по поводу того, что мы задерживаем регистрацию лекарственных препаратов.
Мы не задерживаем регистрацию лекарственных препаратов. Дело в том, что по единичным лекарственным препаратам (именно единичным!) заявления на регистрацию были поданы уже в январе, а не в декабре и не в ноябре, как это предполагалось. Но сейчас даже по этим лекарственным препаратам вопросы сняты. Они зарегистрированы и находятся в доступной сети. Если и идут какие-то разговоры по этому поводу, то это спекуляция (я официально заявляю!), потому что цены на лекарственные препараты зарегистрированы. Есть два-три лекарственных препарата, в регистрации цен на которые мы отказали. Но мы отказали на том простом основании, что предложенная на регистрацию цена существенно выше цены на этот же лекарственный препарат в других странах.
В частности, вчера Федеральная тарифная служба, которая работает с нами по этому направлению, отказала в регистрации одного из лекарственных препаратов, цена на который на 91% завышена в России, скажем, по сравнению с Турцией, где процедура регистрации достаточно жёсткая: они это очень серьёзно отслеживают.
Да, действительно, такие процессы будут на рынке происходить, потому что мы регистрируем цены на жизненно важные препараты, и нашим иностранным коллегам придётся смириться с тем, что мы будем жёстко отслеживать приблизительную пропорциональность цен на те препараты, которые реализуются в разных странах.
Что же касается мониторинга цен за 2010 год, то я должна сказать, что на конец декабря у нас снижение цен в целом по Российской Федерации составило в амбулаторном сегменте 2,64%, в госпитальном – 2,58%.
При этом в сегменте стоимости от 50 до 500 рублей снижение было 3,9%, свыше 500 рублей – 6,5%. Но здесь я хочу сказать, что мы сознательно пошли на то, что зарегистрированные цены наших отечественных производителей для целей развития производства могут раз в год пересматриваться. А применительно к 2011 году мы их проиндексировали на уровень инфляции, который был зафиксирован в бюджете 2010 года – 8,5%, причём сделали это автоматически, без подачи соответствующими производителями каких-либо документов. Они могут подавать документы, если считают, что цена достаточно низкая и им не хватает на развитие производства. Но для этого есть специальные процедуры обоснования такого роста цен, которые предусмотрены в соответствующих документах. Но, к сожалению, я бы хотела обратить внимание, что те цифры по снижению, которые я привела, фиксируются не во всех регионах Российской Федерации. Росздравнадзор в соответствии с Вашим поручением осуществляет мониторинг цен, и, к сожалению, я должна сказать, что по итогам 2010 года цены выросли в Челябинской, Сахалинской областях, Республике Тыва, Красноярском крае. В амбулаторном сегменте и в госпитальном сегменте цены выросли в Камчатском крае, Архангельской области, Челябинской области и Республике Адыгея. Мы, как правило, всегда ведём предметную работу с такими регионами посредством обращения к руководителям регионов для принятия соответствующих мер. И в декабре, прямо в преддверии Нового года, мы проводили соответствующее селекторное совещание с регионами всей России, ориентируя их на работу по обеспечению лекарственными препаратами населения. Такая ситуация на сегодняшний день.
В.В.Путин: Нужно продолжать эту работу и стараться использовать по максимуму те инструменты, которые вы предложили по сдерживанию роста цен.
Кстати говоря, мы вчера на совещании по ТЭКу обсуждали, в том числе, (очень коротко, но тем не менее) предложения ФАС по влиянию на ценообразование в топливно-энергетическом комплексе. Вы не могли бы сказать об этом предложении, чтобы коллеги услышали, о чём идёт речь? И как торговля через биржу, допустим, оказывает влияние на этот процесс?
А.Г.Цыганов: Во-первых, хочу проинформировать членов Президиума Правительства Российской Федерации о том, что вчера дела в отношении тех нефтяных компаний, о которых говорилось на совещании в Санкт-Петербурге, возбуждены, соответствующие приказы подписаны. Дату рассмотрения этих дел мы определим в самые ближайшие дни. Но совершенно ясно, что такими контрольно-надзорными функциями не исправить ситуацию на этом рынке, и мы всегда были сторонниками того, чтобы переходить к наиболее открытым, прозрачным и понятным механизмам ценообразования. Мы видим здесь по крайней мере две важных вещи.
Первая – идея формулы цены как некого индикативного механизма, существенное отклонение от которого мы можем признать как нарушение антимонопольного законодательства, и в этом случае рост цен будет признан необоснованным. Речь идёт о привязке цены на отдельные виды нефтепродуктов и на сырую нефть к ценам мирового рынка с учётом нетбэка, с учётом равнодоходности этих товаров при экспорте их с территории Российской Федерации и поставке на внутренний рынок. Значит, при этом должны учитываться и пошлины, и акциз, и транспортная составляющая.
В.В.Путин: Вы это по-русски скажите! Кто-то понимает, что такое нетбэк, кто-то не понимает. Значит, это не мировая цена будет, это мировая цена за минусом транспортной составляющей, налоговой составляющей…
А.Г.Цыганов: …и акцизов.
В.В.Путин: Ну вот и говорите по-русски, так, чтобы было понятно, что Вы имеете в виду. Ещё раз повторите, пожалуйста!
А.Г.Цыганов: Значит, цена на внутреннем рынке нефтепродуктов, нефти должна определяться с учётом цен, которые складываются на мировом рынке за вычетом тех затрат и дополнительных расходов, которые несут российские нефтяные компании, осуществляя экспорт нефти и нефтепродуктов, то есть таможенных сборов, акцизов и транспортной составляющей.
Второй механизм – механизм, который будет усовершенствовать правила биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами (в частности, те решения, которые подготовлены и касаются регистрации внебиржевых контрактов на товарных биржах в области нефти и нефтепродуктов). Мне кажется, они имеют очень серьёзное значение, потому что они расширяют базу для сопоставления и базу для рыночного формирования цен на эти продукты.
Кроме того, тот механизм, который сейчас складывается на российских товарных биржах, которые регулярно торгуют нефтью и нефтепродуктами, не очень совершенен и нуждается в определённой корректировке. Нужны более чёткие правила, которые устранят те недостатки, которые выявлены нами при осуществлении биржевой торговли нефтью. Это недостаточный объём предложения, это так называемые крупные адресные сделки, в том числе внутри одной группы лиц (когда завод продаёт через сбытовые компании, которые входят с ним в одну группу, большие объёмы нефти, и ясно совершенно, что цена при этом заранее устанавливается, не формируется на бирже). Это нерегулярность продаж, это отсутствие анонимности торгов. Эти недостатки легко устранимы введением новых правил биржевой торговли. Я думаю, что в ближайшее время это может быть сделано.
В.В.Путин: Вчера ваш руководитель сказал о том, что сегодняшний порядок организации торгов привёл не к снижению цен, а, наоборот, к поднятию их до максимально высокой планки, с тем чтобы обеспечить работу сбытовым организациям по более высоким ценам.
А.Г.Цыганов: Так оно и случилось, но это совсем не означает, что сама по себе биржевая торговля является неэффективным механизмом рыночного ценообразования. Как раз наоборот. Она просто должна быть правильно организована.
В.В.Путин: И усовершенствована.
А.Г.Цыганов: Да.
В.В.Путин: Вот сделайте, пожалуйста, эти предложения. И, Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Шувалову), я Вас прошу тоже на это обратить внимание вместе с Сечиным. Совершенно очевидно, что мы будем развивать биржевую торговлю по всем направлениям. Но при этом нужно, чтобы весь механизм эффективно работал, чтобы он был правильно организован и эффективно работал.
Так, пожалуйста, Виктор Фёдорович, по поводу планов первоочередных мероприятий по реализации положения федерального закона о теплоснабжении.
В.Ф.Басаргин: Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович. Сегодня план, который был утверждён, очень ждали все участники процесса теплоснабжения. Министерством энергетики, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по тарифам, Министерством регионального развития за полгода (а вообще, план рассчитан на год) должно быть принято более 30 нормативных регламентирующих документов по самым важным вопросам теплоснабжения. Прежде всего это такие вопросы, как правила организации теплоснабжения, правила подключения к системам теплоснабжения (о чём говорят все наши коммерческие структуры), это требования к схемам теплоснабжения, к инвестиционным программам по теплоснабжению и ряд других основополагающих документов.
В целом принятие этого плана и его реализация дают следующее обеспечение. Для населения это прежде всего качество, надёжность теплоснабжения и возможность проведения системы контроля, то есть мы тоже регламентируем все вопросы раскрытия информации теплоснабжающими организациями. И поэтому сегодня потребитель либо сам, либо через управляющую компанию, либо через ТСЖ может контролировать вопросы теплообеспечения. Для органов власти это, я уже говорил, вопросы, связанные с тарифообразованием, то есть главная составляющая – это вопросы утверждения инвестиционных программ и ряд других направлений. Для потребителей теплоэнергии, коммерческих структур это система подключения к теплоснабжению. И для самих теплоснабжающих организаций это тоже прозрачность в деятельности, это система ценообразования, тарифообразования, ну и всё, что связано с инвестиционными планами и возможностью возврата инвестиций на вложенный капитал. Мы преследуем ещё и цель привлечения инвестиций в эту сферу. То есть в целом это система складывается и есть возможность более надёжной поставки тепла для наших граждан, для наших потребителей.
Владимир Владимирович, хотел коснуться первого вопроса – по поводу цен на энергоносители. Мы затронули проблемы тепла. В целом в коммунальном хозяйстве эта тема одна из основных, не менее важная, чем для села. С точки зрения стоимости тепла и стоимости водоснабжения 60% в тарифе – это энергоноситель. На 50% поднялась стоимость электроэнергии, на 25% поднимутся коммунальные платежи. Поэтому мы тоже, с точки зрения тех решений, которые были вчера приняты, помониторим все регионы, посмотрим, как это отразится, в том числе, и на вопросе коммунальных платежей. Тоже будем готовы выйти с предложениями, чтобы каким-то образом урегулировать эти вопросы для наших коммунальных организаций.
В.В.Путин: Хорошо. Андрей Анатольевич (обращаясь к А.А.Крайнему), мы в августе прошлого года проводили совещание в Петропавловске-Камчатском по вопросу развития рыбной отрасли, обсуждали ряд вопросов. Один из них сейчас, слава Богу, довели до оформления в документах. Прокомментируйте, пожалуйста.
А.А.Крайний: Да, Владимир Владимирович…
В.В.Путин: …Связанный с уплатой таможенных платежей. Вернее с неуплатой.
А.А.Крайний: 24 августа было историческое совещание на Камчатке. Вы дали поручение устранить очевидную благоглупость, которая у нас была. Получалось так, что рыба, выловленная в экономической зоне Российской Федерации на шельфе, де-юро была импортной.
Соответственно, рыбаки оформляли таможенные декларации, возвращая рыбу из России в Россию (привозя), платили деньги. Даже дело не в деньгах: время тратилось. Почему ещё рыбаки этот вопрос ставили, Владимир Владимирович? Положение усугубилось 18 июля 2010 года. Комиссия Таможенного союза приняла решение о применении мер ветеринарно-санитарного контроля в Таможенном союзе. И так как рыба де-юро импортная, то Россельхознадзор начал тотальные проверки выгружаемой продукции. В первую очередь на Камчатке и в Приморском крае это было очень остро.
Постановление, которое принято, Вами подписано буквально накануне Президиума «Об освобождении от уплаты таможенных сборов…», создаёт предпосылки для увеличения поставок рыбы на внутренний рынок, потому что до принятия этого постановления рыбакам было удобнее, выгоднее и, не грех сказать, дешевле поставлять рыбу на экспорт, а не внутрь территории. Я сегодня связывался с Мурманском — и пример самый свежий, с поля, как говорит Федеральная антимонопольная служба. Рыбаки Мурманска, узнав о том, что такое постановление принято, сказали: «Андрей Анатольевич, передайте, пожалуйста, Председателю Правительства, если будет такая возможность, у нас оптовая цена на мойву сегодня составляет 13 рублей за килограмм, с завтрашнего дня будет 12 рублей». При том что мы их не принуждали, не заставляли – я их просто проинформировал, что такое решение принято. Поэтому мы полагаем, что рыба будет поставляться на внутреннюю территорию больше и, соответственно, получит дополнительный импульс развитие береговой переработки. Я думаю, что такое управленческое решение приведёт к тому, что, подводя итоги 2011 года, мы уже увидим, что выполняется стратегия продовольственной безопасности и российской рыбы на прилавках российских магазинов будет больше. Спасибо.
В.В.Путин: Хорошо. Но посмотрите и по другим вопросам, которые мы обсуждали, – так, чтобы ничего там мы не подзабыли.
А.А.Крайний: Есть.
В.В.Путин: Теперь у меня вопрос ко всем собравшимся: кто употребляет спиртные напитки за рулём?
Реплика: Не употребляем.
В.В.Путин: И правильно. А с сегодняшнего дня не советую никому вообще. Подписано Постановление Правительства «О внесении изменений в Правила освидетельствования лиц на предмет алкоголя в крови» – тех, которые управляют транспортными средствами. Я попрошу Виктора Николаевича Кирьянова, нового заместителя министра внутренних дел, прокомментировать это решение. Пожалуйста.
В.Н.Кирьянов: Сегодня на правительственной комиссии мы подвели итоги нашей совместной работы по вопросам безопасности дорожного движения. Владимир Владимирович, я докладываю Вам, что сокращение количества погибших – это тот основной показатель, который есть по исполнению Федеральной целевой программы, – на 3,9%. Это более 1000 сохранённых человеческих жизней. Это хороший результат, при том что рост автомобильного парка составил у нас почти 1,5 млн автомобилей в год.
Конечно, играют роль и законодательные инициативы, которые в последнее время проходят у нас, в том числе и работа по выявлению пьяных водителей, которые управляют в нетрезвом состоянии автомобилем или другим видом транспортных средств. Если говорить о периоде с 2004 года, то на 46% увеличилось количество дорожных происшествий с участием пьяных водителей. Но с того момента, когда заработал «нулевой закон», по сравнению даже с 2009 годом, мы получили уже в августе сокращение количества дорожных происшествий почти на 1,5%, в сентябре – на 8,8%, а в ноябре – почти 14,5%. То есть, конечно, и закон повлиял, и та работа, которую мы совместно проводим по этому злу на дорогах.
В.В.Путин: Правила в чём изменятся сейчас?
В.Н.Кирьянов: Правила изменились в том, что нулевой показатель – это нельзя управлять автомобилем, мотоциклом, транспортным средством за рулём…
В.В.Путин: Раньше сколько промилле было разрешено?
В.Н.Кирьянов: 0,3 промилле было, а сейчас – 0. Не советую никому нисколько употреблять алкоголя, то есть кто не пьет, тот не страшен. Лучше вообще не пить.
Реплика: А кефир?
В.В.Путин: У кефира нет промилле. Кефира, знаете, сколько вам, для того чтобы какие-то промилле появились, нужно…
Реплика: Ведро выпить.
В.В.Путин: …тазик выпить этого кефира. Сколько нужно выпить кефира, чтобы промилле появились?
В.Н.Кирьянов: Я думаю, это Татьяна Алексеевна (Голикова) лучше скажет. Но я думаю, что не в кефире дело. Надо его много выпить, чтобы что-то показало.
Т.А.Голикова: После того как его выпьешь, он не будет определяться, он очень быстро…
И.И.Шувалов: В любом случае надо быть очень внимательным к лекарственным средствам, ко всему тому, что ты употребляешь, прежде чем сесть за руль. Это могут быть и неалкогольные средства, но просто надо быть очень внимательным.
Т.А.Голикова: Это не единственное решение, которое мы принимаем. Мы же принимаем решение, в том числе, по ограничению к допуску и получению прав по особым видам заболеваний, которые, в том числе, требуют принятия лекарственных препаратов, которые могут показать промилле в крови, поэтому это…
В.В.Путин: Ну это на основе спирта, какие-нибудь настойки на основе спирта?
Реплика: Валерьянка какая-нибудь.
В.В.Путин: Какая разница, что в субстанции, если это производится на основе спирта? Конечно, речь идёт о том, чтобы человек адекватно реагировал на обстановку на дороге, на знаки, на разметки, на ситуацию на дороге – вот о чём идёт речь. Спасибо. Но вообще эта тема действительно очень важная, и хорошо, что за последнее время предпринимаются меры, которые дают результат. Действительно, это одно из немногих, наверное, направлений, где наши целенаправленные действия дают положительный результат – снижение смертности на дорогах от ДТП. Это очень неплохо.
Теперь хотел бы из вопросов, которые у нас сегодня в повестке дня, сказать два слова только об одном: это касается очень важной и социально значимой темы. Речь идёт о поддержке семей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями. Не секрет, что таким родителям, которые заботятся о своих детях, поддерживают их, помогают адаптироваться в жизни порой самим трудно найти достойную работу, подобрать нужный трудовой график, при необходимости повысить квалификацию или получить новую специальность. Государство, конечно, обязано предоставить таким семьям необходимое содействие и поддержку, помочь в той трудной ситуации, когда родители детей-инвалидов оказываются без работы.
Мы сейчас реализуем масштабную программу поддержки занятости. Мы этому постоянно уделяем внимание на протяжении последнего времени и немало средств выделяем. В общей сложности эти программы охватывают более 4,5 млн человек. И, конечно, в сегодняшней ситуации нужно эти программы продолжать. В 2011 году из федерального бюджета направим 105 млрд рублей на социальную поддержку людей, которые временно потеряли работу, собственно говоря, на программу занятости. Причём акцент будет сделан на создании условий, для того чтобы люди смогли получить новую, более востребованную на рынке труда профессию. Мы определённые коррективы в программы занятости вносим.
Считаю, что родители, усыновители, опекуны детей с ограниченными возможностями должны иметь приоритетное право на государственную поддержку, для того чтобы пройти профессиональную переподготовку, повысить свою квалификацию, а значит, иметь возможность получить достойную, более высокооплачиваемую работу.
Соответствующие поправки в законодательство подготовлены. Я предлагаю их сегодня одобрить и оперативно внести в Государственную Думу. В целом наши усилия должны быть направлены на то, чтобы создать для людей с ограниченными возможностями условия для полноценной жизни, для того чтобы они могли нормально пользоваться услугами транспорта, работать, учиться, заниматься спортом, получать медицинскую помощь и так далее. Но вот вопрос, связанный с использованием этих средств для вышеназванных мною целей, абсолютно правильный, и давайте его сегодня оперативно примем.
Есть ещё также предложение сформировать оргкомитет для проведения чемпионата мира по биатлону в Ханты-Мансийске. Но это в рабочем порядке сегодня тоже обсудим.
Пожалуйста, давайте начнём работу.