«Наша задача сейчас – максимально стимулировать инвестиционную активность, сделать её важным фактором восстановления национальной экономики. И большая роль здесь, конечно же, принадлежит прямым иностранным инвестициям. Россия должна быть по-настоящему привлекательной для таких долгосрочных, стратегических вложений».
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте начнём с обмена оперативной информацией. Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко), сейчас разворачивается дискуссия по поводу новых образовательных стандартов. Вы знаете, как я люблю спорт и физкультуру, но если ваши эксперты решили сделать физическую культуру единственным обязательным предметом в школе, то, мне кажется, они перестарались. У юристов это называется «эксцесс исполнителя». Если без шуток, что на самом деле обсуждается и что предлагается вашими экспертами? Пожалуйста.
А.А.Фурсенко: Владимир Владимирович, во-первых, речь идёт ещё об очень ранней стадии. Это первое предложение. И до момента, когда мы придём к какому-то решению, ещё пройдет достаточно много времени. Это мы можем сказать точно по примеру предыдущей работы со стандартами. В частности, разрыв между первым внесением стандартов по основной школе и утверждением был семь месяцев. Я думаю, что тут он будет не меньше.
Что касается сути вопроса, то обязательных предметов будет не меньше десяти. Но речь идёт о том, что есть несколько предметов (в частности, ОБЖ и физкультура), которые обязательны для любого направления – независимо от того, какое направление образования школьник выбрал для себя. Будет ли он гуманитарием, будет ли он естественные науки изучать — в любом случае обязательно должны быть занятия спортом, обязательно должны быть какие-то основы.
Остальные предметы школьник может в большей степени выбирать сам. По крайне мере, предложение такое есть. При этом обязательно будет включено (чтобы он ни выбрал) изучение отечественной, русской литературы, обязательно будет изучение математики, естественных наук. Но при этом, в зависимости от того, кем видит себя школьник, изучение это может быть на несколько разных уровнях.
Единственное, где требования должны предъявляться одинаково, – это физкультура, это основы безопасности жизни. Потому что тут требования должны выставляться одинаковые для всех. Ребята должны быть одинаково здоровыми.
В.В.Путин: Школьник – это ещё даже не студент. В таком возрасте человеку подчас трудно принять окончательное решение. Поэтому мы не будем подменять собой специалистов, экспертов. Но вопросы такого фундаментального значения для будущего страны, конечно, должны самым широким открытым образом обсуждаться с экспертным сообществом, с общественностью, а потом уже, может быть, эксперименты какие-то нужно провести. Вообще спешить с такими фундаментальными изменениями нельзя. Нужно подготовиться, как следует, и на ясном глазу принимать такие решения.
А.А.Фурсенко: Можно я справку просто дам? Начало апробации этих стандартов будет не раньше, чем с 1 сентября 2013 года – не раньше, может быть, позже, а в полной мере введение будет не раньше, чем в 2020 году.
В.В.Путин: Главное здесь – так же, как у медиков – не навредить. Понятно, что изменения нужны, но они должны быть хорошо проработаны и апробированы сначала.
Елена Борисовна (обращаясь к Е.Б.Скрынник), Минсельхоз приступил к подписанию соглашений с регионами по финансированию госпрограмм по развитию и поддержке сельского хозяйства. Как идёт работа?
Е.Б.Скрынник: Уважаемый Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением в министерстве продолжается работа по повышению эффективности расходования средств государственной поддержки в рамках программы развития сельского хозяйства.
В этом году в соглашениях по предоставлению субсидий мы предусмотрели: во-первых, утверждённый руководством регионов график доведения средств и, во-вторых, введён уже недельный отчёт регионов о ходе перечисления средств государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям. Эти меры позволяют повысить ответственность субъектов по доведению средств и выполнению целевых показателей. Меры простые, с одной стороны, но, с другой стороны, эффективные.
Кроме этого, мы заканчиваем в течение недели подписание соглашений, для того чтобы на весенне-полевые работы перечислить 30% от средств государственной поддержки – это в среднем 35 млрд рублей. Средства пойдут на возмещение процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам, а также на приобретение элитных семян.
В.В.Путин: Сколько у нас предусмотрено на помощь предприятиям АПК, включая ресурсы, направляемые на весеннюю кампанию?
Е.Б.Скрынник: Владимир Владимирович, с учётом 7 млрд, по которым Вы приняли решение, на поддержку хозяйств, которые сохранили поголовье скота, и плюс минеральные удобрения и элитные семена – 25 млрд.
В.В.Путин: А всего по году сколько? В 2011 году?
Е.Б.Скрынник: 145, но это с учётом и других средств, тех, что перечисляются непосредственно сельхозорганизациям – 125 млрд.
В.В.Путин: Каковы результаты нашего участия в «зелёной неделе»?
Е.Б.Скрынник: Это наше семнадцатое участие в «зелёной неделе» (в Берлине). Было 17 регионов. Мы подписали 14 соглашений на сумму 300 млн евро по таким направлениям, как растениеводство, животноводство, строительство сельских дорог, мелиорация, а также реализация оленины и мёда на европейский рынок. Также мы принимали участие на бирже проектов. Впервые Россия представляла свои проекты на бирже, общая сумма — 400 млн евро. Особенно хотела бы подчеркнуть, что важным итогом участия в «зелёной неделе» является достигнутая договорённость со Всемирной организацией здравоохранения животных об открытии офиса у нас в России. Это нам поможет в синхронизации, гармонизации всех наших ветеринарно-санитарных мер, особенно в рамках Таможенного союза и выхода на экспорт.
В.В.Путин: Хорошо. Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), с 1 февраля этого года вступили в силу новые правила промышленной сборки автомобилей. Пожалуйста, прокомментируйте это решение.
Э.С.Набиуллина: Действительно, это те изменения, которые мы у вас многократно обсуждали на совещании, долго обсуждали с министерствами, автопроизводителями. И 1 февраля Минюст зарегистрировал наш совместный приказ Минэкономразвития, Министерства промышленности и торговли, Министерства финансов, который вводит существенные изменения в режим промышленной сборки.
Эти изменения направлены на то, чтобы дать дополнительные стимулы для автопроизводителей, чтобы они расширяли локализацию производства автокомпонентов на территории России, развивали собственную технологическую базу, исследовательскую базу. Наверное, уместно будет сказать и вспомнить, что режим промышленной сборки уже действует пять лет: приказ был принят в 2005 году.
За это время сам механизм показал эффективность, потому что только с автопроизводителями было заключено 27 соглашений, из них 17 – действуют. Суммарный объём инвестиций по этим соглашениям был заявлен на весь период — 6,8 млрд долларов (это без учёта АвтоВАЗа). И уже осуществлено инвестиций на сумму 4 млрд долларов США. При этом создаются рабочие места: создано около 20 тыс. рабочих мест в режиме промышленной сборки. Это послужило и катализатором развития многих регионов: у нас сложились производственные кластеры по промсборке во многих регионах.
Может быть, для того, чтобы оценить эффект для потребителей этого механизма — у нас сейчас практически каждая четвёртая продаваемая в России машина произведена в рамках промышленной сборки. Конечно, нужно двигаться вперёд, для того чтобы стимулировать производство автокомпонентов на территории России, поэтому и введён новый порядок. Мы долго спорили о том, какие должны быть критерии. Согласовали следующий порядок, по которому действующие соглашения продлеваются на восемь лет для тех автопроизводителей, которые выходят на следующие параметры: объём производственных мощностей – 300 тыс. машин (не меньше), уровень локализации – 60% и до 30% двигателей, которые на эти машины устанавливаются, должны быть произведены на территории России. Плюс, должны быть созданы R&D-центры. Уже сейчас некоторые автопроизводители проявляют интерес, с ними идёт работа, и мы надеемся, что они воспользуются этим режимом. При этом хотела бы подчеркнуть, что те, которые не перейдут на новый режим, могут работать в рамках старого порядка – он также действует.
В.В.Путин: Беспошлинный ввоз компонентов будет гарантирован только таким иностранным производителем или предприятиям с иностранным участием, которые доведут локализацию к 2020 году до 60%.
Э.С.Набиуллина: Да. И это существенное понижение уровня таможенных пошлин, потому что сейчас средняя ставка где-то 12,5, а это будет беспошлинный ввоз автокомпонентов.
В.В.Путин: Количество автомобилей? Сколько они должны будут производить?
Э.С.Набиуллина: 300 тыс. автомобилей.
В.В.Путин: И двигателей где-то 200 тыс.? Нет?
Э.С.Набиуллина: Мы сделали как пропорцию: они выпускают 300 тыс., чтобы 30% было произведено в России. Здесь важен эффект масштаба. Когда у них масштабно, то тогда есть смысл и двигатели, соответственно, ставить здесь.
В.В.Путин: Хорошо. Мы постоянно следим за ситуацией на рынке труда. Выделяем для решения этих проблем существенные ресурсы, и в целом ситуация меняется к лучшему. Как сейчас обстоят дела?
А.Д.Жуков: Да, уважаемый Владимир Владимирович. Надо сказать, что за январь количество зарегистрированных безработных практически не увеличилось по сравнению с началом этого года. Общая численность сейчас составляет около 1 млн 580 тыс. человек. Для сравнения: в прошлом году в этот же период, в конце января, было на 600 тыс. больше. То есть за этот год количество зарегистрированных безработных сократилось на 600 тыс. человек.
В.В.Путин: Заметно очень.
А.Д.Жуков: Да, заметное сокращение идёт. В общем-то, обычная сезонная динамика зимой (в январе вплоть до апреля) бывает повышательная. Но в этом году пока что за январь количество не увеличилось, а за две последние недели даже несколько сократилось.
Очень существенно сократилось число работников, которые находятся в простое или в вынужденных отпусках по вине администрации, так называемая неполная занятость. На сегодня она составляет 445 тыс. человек — это на 1 млн 200 тыс. меньше, чем было в этот период в прошлом году.
В этом году мы продолжаем программы. Мы решили их сохранить, несмотря на достаточно положительную динамику на рынке труда. Тем не менее региональные программы по-прежнему достаточно эффективно реализуются. Мы их немножко переформатировали: уменьшили там общественные и временные работы, больше внимания сейчас уделяем переобучению и созданию рабочих мест в малом и среднем бизнесе.
В.В.Путин: У нас общая сумма на эти цели какая?
А.Д.Жуков: Общая сумма 27 млрд в этом году.
В.В.Путин: И вот из этих 27 млрд (если взять их за 100%) сколько предполагается на обучение и переобучение? Как эта пропорция увеличилась?
А.Д.Жуков: В этом году где-то половина средств пойдёт на это. Хотя, конечно, общественные и временные работы мы сейчас решили сосредоточить в основном в моногородах. А ситуация в некоторых городах, несмотря на то, что мы по многим моногородам приняли специальные программы, всё-таки ещё требует проведения дополнительных мероприятий. Поэтому мы в этом году сохранили эти программы общественных работ для моногородов.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Продолжайте, пожалуйста, постоянный мониторинг ситуации по регионам. Несколько слов о повестке дня нашей сегодняшней встречи. Прежде всего выделю вопросы, связанные с развитием инвестиционного сотрудничества, привлечением в ключевые отрасли российской экономики зарубежных капиталов и технологий. Напомню: в декабре прошлого года на заседании Правительственной комиссии по иностранным инвестициям мы договорились подготовить ряд поправок в законодательство. Поправок, призванных упростить приход инвестора в стратегические отрасли, убрать те устаревшие или явно избыточные нормы, которые по факту не влияют на обеспечение национальной безопасности, но вместе с тем служат барьером для реализации совместных деловых проектов, оборачиваются подчас длительными и громоздкими согласительными процедурами.
Первый пакет таких новаций подготовлен. Он затрагивает пищевую, медицинскую, фармацевтическую, банковскую деятельность, сферу недропользования. И это тем более важно, что интерес со стороны инвесторов к этим отраслям производства заметный, большой, можно сказать. Например, компания «Пепси-Кола» приняла, как вы знаете, решение о покупке российской группы «Вимм-Билль-Данн» и в ближайшие пять лет намерена вложить в российскую пищевую промышленность более 30 млрд рублей. Французская фармацевтическая группа «Санофи-Авентис» летом прошлого года запустила в Орловской области линию по производству инсулиновых ручек, которые используют граждане, страдающие сахарным диабетом. И так далее, и так далее. Таких проектов достаточно много.
Отмечу, что мы приняли масштабную программу по развитию фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 года и рассчитываем здесь на самое широкое международное участие и сотрудничество, на то, что ведущие зарубежные фармацевтические фирмы и концерны будут размещать в российских регионах свои производства. Собственно говоря, это и происходит. Мы видим это на неплохих примерах в самых разных регионах страны. Причём, наши коллеги готовы это делать с высоким уровнем локализации – создавать новые престижные рабочие места, вместе с инновациями приносить передовые технологии и стандарты качества. Кстати, напомню, что на федеральную целевую программу по фармацевтике планируется выделить из федерального бюджета более 120 млрд рублей.
Добавлю, что мы продолжим совершенствовать инвестиционное законодательство и потому прошу Федеральную антимонопольную службу ускорить внесение в Правительство второго пакета поправок по упрощению процедур для работы зарубежных инвесторов в стратегических отраслях. Наша задача сейчас – максимально стимулировать инвестиционную активность, сделать её важным фактором восстановления национальной экономики. И большая роль здесь, конечно же, принадлежит прямым иностранным инвестициям. Россия должна быть по-настоящему привлекательной для таких долгосрочных, стратегических вложений. И для этого нужно создавать необходимую правовую и организационную базу, в том числе на межгосударственном уровне, в формате двусторонних отношений.
Сегодня, кстати, мы как раз обсудим вопрос о подписании соглашения между правительствами России и Объединённых Арабских Эмиратов о налогообложении дохода от инвестиций. Это соглашение устанавливает максимально благоприятный режим для реализации крупных проектов и позволяет привлечь на эти цели финансовые ресурсы инвестиционных фондов и государственных банков.
Давайте по всем этим вопросам поговорим.