«Люди должны платить за реально потребляемые услуги, и эти услуги должны быть качественными. При этом, не дожидаясь наступления 2011 года, Правительство ограничило возможный рост тарифов – не более чем 15%. В реалии, судя по экономическим результатам деятельности на федеральном уровне и на региональном, этот рост может быть и ниже – 13–14%, не более», — заявил в ходе встречи Премьер.
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас сегодня первая встреча в наступившем году. По сложившейся традиции поговорим о задачах, приоритетах на самую ближайшую перспективу и на более отдалённую.
Начать хотел бы с вопросов, которые напрямую вроде бы и не связаны с тем, что лежит в рамках обязанностей Правительства, да и Государственной Думы, потому что это вопрос, который отнесён законодательством к региональным проблемам или к муниципальным. Но он один из самых важнейших, поскольку затрагивает практически жизнь каждого российского гражданина, каждой семьи. Речь идёт, как вы понимаете и в данном случае нетрудно догадаться, о проблемах жилищно-коммунального хозяйства. Помню хорошо, и все вы помните, как в начале прошлого года мы наблюдали резкий и необоснованный – я хочу самое главное подчеркнуть: необоснованный! – скачок тарифов на услуги ЖКХ. И пришлось тогда с правительственного уровня вмешиваться в этот процесс, заставлять снижать тарифы там, где они были завышены, и по сути дела вводить новые унифицированные правила.
Хочу обратить ваше внимание, что почти 30% обращений, писем, жалоб граждан, которые поступают в Правительство либо в общественные приёмные, так или иначе связаны с тематикой ЖКХ. И, конечно, людей волнует, что будет происходить в начале этого года, не будет ли возвращения к этому скачку. Тогда, помните, на 25% в некоторых регионах (а в некоторых даже на 70%) выросли совокупные платежи за услуги ЖКХ. И надо прямо сказать, что некоторые руководители на муниципальном уровне просто прикрывают свою нерасторопность, потому что всё нужно делать своевременно.
Понятно, что экономически обоснованные коррективы должны быть, иначе коммунальное хозяйство развалится – имею в виду инфляцию и другие процессы. Но всё нужно делать своевременно, вовремя. И тогда движение будет плавным, людям понятным, и это будет сопряжено с ростом реальных доходов населения, не будет для людей обременительным. Причём реальные доходы населения должны опережать всевозможные тарифы и сборы, а не наоборот. А там, где вовремя решение не принимают, получается как раз с негативными последствиями. И нужно, конечно, смотреть за так называемыми управляющими компаниями. Есть основания полагать, что в некоторых местах эти управляющие компании так или иначе очень тесно связаны с муниципальным руководством. И, по сути дела, их деятельность превратилась в кормушку для этих самых компаний – ЖКХ управляющих, а не для того, чтобы ситуацию улучшать. Вот в начале 2010 года было выявлено 1193 муниципалитета, где рост составил 25% и более. А в 147 муниципалитетах тарифы были повышены с нарушением даже тогда имевшихся правил регулирования. Как я уже говорил, мы приняли соответствующие меры, достаточно жёсткие, разбирались практически с каждым муниципалитетом – и необоснованно задранные тарифы были снижены.
Кроме того, последовали системные решения. В частности, с муниципального на региональный уровень были переданы полномочия по установлению нормативов потребления ресурсов ЖКХ, что очень важно, потому что, как вы знаете, от этих нормативов на самом деле многое зависит, потому что они реально являются одним из существенных регуляторов стоимости самих тарифов. Сделали это для того, чтобы ликвидировать разнобои и явные несуразицы, случавшиеся в прежнее время. Кроме того, были введены новые требования к управляющим компаниям. Прежде всего они касались открытости и прозрачности в вопросах формирования платы за коммунальные услуги, чтобы людям не приходилось платить за лампочку в подъезде, за уборку мусора суммы, по сути, взятые с потолка.
Были поставлены задачи по развитию системы учёта потребления ресурсов. Люди должны платить за реально потребляемые услуги, и эти услуги должны быть качественными. При этом, не дожидаясь наступления 2011 года, Правительство ограничило возможный рост тарифов – не более чем 15%. В реалии, судя по экономическим результатам деятельности на федеральном уровне и на региональном, этот рост может быть и ниже – 13–14%, не более. Я хочу повторить: на федеральном уровне все решения были приняты заранее, чтобы регионы и муниципалитеты могли спланировать и выстроить свою работу, сбалансировать бюджеты, принять необходимые нормативные акты. Подчеркну: решение Правительства никаких вольных трактовок не допускает.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства – это прежде всего сфера ответственности, как я уже говорил, регионов и муниципалитетов. Но вот сейчас хотел бы перейти к тому, что напрямую касается структур «Единой России». «Единая Россия» имеет своих представителей практически на всех уровнях власти. В этой связи просил бы и наших депутатов в Государственной Думе, и членов Совета Федерации, и наши фракции в региональных собраниях самым внимательным образом отслеживать, особенно в начале года, всё, что происходит в этой сфере. Нужно постоянно – вы и так это делаете, я знаю, тем не менее ещё раз хочу подчеркнуть, – нужно постоянно бывать на местах, в регионах, изучать положение дел с управляющими компаниями, о которых я уже сказал, работать с муниципальными образованиями, встречаться с людьми, избирателями напрямую и оперативно реагировать на малейшие жалобы, малейшие отклонения, которые в этой сфере происходят. А там, где будут выявляться соответствующие нарушения, там, где кто-то пытается залезть людям в карман, для того чтобы решить свои собственные упущения и нерасторопность, там, конечно, нужно давать по рукам. Следует предельно жёстко разговаривать со всеми, кто допускает подобные отклонения от принятых решений.
И ещё одно замечание. В конце прошлого и начале этого года мы столкнулись с аномальными природными явлениями – так называемыми ледяными дождями – в целом ряде областей Центральной России. По информации нашей сетевой компании, в восстановление пострадавшего сетевого хозяйства и объектов энергетики вложено более 9 млрд рублей. Деньги, конечно, немаленькие. Вместе с тем хочу обратить ваше внимание на следующее обстоятельство: на эти расходы, ни под этим предлогом никто не должен повышать тарифов, потому что они не закладываются в тариф. На эти цели должны быть изысканы дополнительные ресурсы – не за счёт потребителей.
Мы провели реформу энергетики, дали энергетическим компаниям возможность работать на рынке, привлекать инвестиции. Нужно просто работать, нужно искать средства для реализации программ развития, вкладывать в обновление сетей и генерации. Ещё раз повторяю: в данном случае, разумеется, не за счёт повышения тарифов! Эти деньги не закладываются в повышение тарифов и не должны быть туда заложены. Предлагаю через месяц вновь встретиться и поговорить на этот счёт, проанализировать ситуацию и обсудить её.
Ещё один вопрос хотел бы затронуть сегодня – вопрос, о котором мы много говорили в последнее время, и в Государственной Думе были приняты соответствующие решения на этот счёт. Речь идёт о программе очень большой социальной значимости. Она была предложена мною ещё в апреле 2010 года во время встречи с депутатами Государственной Думы. Речь идёт о региональных программах модернизации здравоохранения. В рамках этих программ нужно будет провести капитальный ремонт больниц, поликлиник, закупить новое оборудование, внедрить новые стандарты оказания медицинских услуг, и, конечно, это всё должно сопровождаться повышением квалификации медицинского персонала. Речь, конечно, идёт и о повышении заработных плат медицинским работникам, особенно специалистам. Потому что в связи с изменением стандартов наступает возможность повлиять и на этот процесс – на процесс повышения доходов медицинских работников, именно специалистов, хочу это подчеркнуть. Выделяем на эти цели значительные деньги: за два года 460 млрд рублей, и эти деньги, конечно, должны быть потрачены максимально эффективно, принести ощутимый, заметный для людей результат. Сейчас принимаются необходимые нормативные документы. Они должны поставить заслон для разного рода злоупотреблений, заслон при возможном завышении цен при закупках оборудования, проведении ремонтных работ. Здесь без эффективного общественного контроля тоже не обойтись.
Всё, что связано с качеством жизни людей, охраной здоровья граждан, безусловно, является одним из важнейших приоритетов для государства и для партийных структур «Единой России». Поэтому прошу федеральные и региональные структуры «Единой России» наладить эффективный общественный контроль за реализацией региональных программ здравоохранения. Нужно действовать в тесном контакте с профсоюзами, объёдинениями медицинских работников и, конечно, трудовыми коллективами. Более того, считаю, что мы должны выступить с инициативой и пригласить к партнёрству другие политические партии и силы, всех тех, кто готов к конструктивному сотрудничеству в интересах наших граждан, в решении базовых задач по улучшению российского здравоохранения.
Борис Вячеславович, пожалуйста (обращаясь к Б.В.Грызлову).
Б.В.Грызлов: Спасибо, Владимир Владимирович! Безусловно, эти два очень важных вопроса, которые Вы затронули, для партии сегодня являются первостепенными. С тем, что касается ситуации с ростом тарифов, мы столкнулись напрямую в прошлом году и, долго не думая, фактически озвучили сигнал SOS. Мы собрали ассамблею законодателей: это было селекторное совещание, на которое было приглашено более 10 субъектов Российской Федерации (прямой эфир). И мы увидели эту ситуацию на месте, создали партийную комиссию, возглавил её Пехтин Владимир Алексеевич, который посетил более 20 субъектов Российской Федерации и в рамках каждого субъекта несколько муниципальных образований. Мы систематизировали проблемы, которые привели к повышению тарифов тех конкретных муниципальных образований (Вы сказали, их было гораздо больше 1000), где рост тарифов был 25% и более.
В ряде субъектов, в ряде муниципальных образований нашими совместными усилиями удалось понизить уже озвученные тарифы и привести их к обоснованным цифрам. Где-то мы сумели доказать, что те нормативы потребления, которые были заложены также в оплату, были завышены, в частности это в городе Самаре. Где-то пришлось нерадивых чиновников, собственно говоря, призывать к порядку. Мы, например, исключили из партии мэра города Петропавловска-Камчатского, что впоследствии послужило поводом к его отставке. Ну и если я уже сказал про Самару, то как раз в марте прошлого года избирался мэр Самары, и действующий мэр Самары, который представлял партию «Справедливая Россия» и который наломал дров при подготовке вопросов, связанных с повышением тарифов, проиграл вдрызг кампанию нашему представителю, потому что мы сумели реально вывести ситуацию на допустимый для горожан уровень.
Я считаю, что эта комиссия, которая создана, должна работать и сейчас. Вы обратили внимание, что нужно срочно готовиться к этой ситуации на ближайшем заседании фракции. В адрес всех депутатов фракции «Единая Россия» будет дан соответствующий наказ. И у нас начинается региональная неделя – как раз 29 января, в тот момент, когда поступят квитанции к жителям по оплате услуг ЖКХ, все депутаты разъедутся по субъектам и посетят там максимальное количество муниципальных образований в своих субъектах, для того чтобы получить информацию.
Вы сказали, что через месяц мы встретимся по этому вопросу, у нас будет полная картина. Но я думаю, что уже придётся и вмешиваться – не только провести мониторинг, но и вмешиваться в ситуацию. Сейчас мы приняли закон, который позволяет вопрос регулирования тарифов выводить на уровень субъекта Российской Федерации, поднять его с уровня муниципального образования. Наверное, это позволит более конструктивно подходить к вопросам повышения тарифов. Планка, которая сегодня намечена – не более 15%, – вполне доступная. Сегодня в структуре трат нашей среднероссийской семьи траты на услуги ЖКХ составляют в целом чуть более 8,5%. И если эта цифра чуть-чуть повысится, то, наверное, этот вопрос каждая семья сможет пережить. Но главное – чтобы это оставалось именно на планке не более 15%, как и рекомендовано.
В.В.Путин: Вы имеете в виду совокупный платёж? Потому что там по отдельным видам платежей…
Б.В.Грызлов: Совокупный: есть чуть больше, есть чуть меньше.
В.В.Путин: А средний совокупный?
Б.В.Грызлов: Средний совокупный – планка не должна превышать этих 15%.
Что касается модернизации здравоохранения. Действительно, мы гордимся тем, что Вы эту идею озвучили именно в Государственной Думе в апреле, когда был отчёт Правительства по результатам работы за 2009 год в целом. Повышение страховых взносов, в том числе на систему страховой медицины, позволяет в 2011–2012 году, по прогнозам, собрать 460 млрд рублей дополнительно. Очень важно, что эти деньги не просто так разойдутся, а Вы предложили их направить конкретно на модернизацию здравоохранения.
Мы сразу, после того как эта идея была предложена, обсудили партийный проект качества жизни на бюро высшего совета, где дополнили его как раз этой темой — темой модернизации здравоохранения, и создали региональные группы по линии партии «Единая Россия», которые совместно с руководством регионов готовили предложения по модернизации системы здравоохранения конкретных субъектов Российской Федерации. Надо сказать, что эта работа сделана была своевременно. Это очень важно. Бывает, к сожалению, хорошая идея не претворяется в жизнь, потому что несвоевременно делаются какие-то работы. Здесь всё было сделано своевременно.
Но сейчас, анализируя уже полученные документы, мы сможем сказать, что есть необходимость некоторой корректировки. В частности, думаю, что это важно: в основном предложения поступают по учреждениям здравоохранения городского типа, а фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) и те пункты здравоохранения, которые в целом находятся в сельских регионах, менее затронуты этой программой. И есть предложение, чтобы в объёме средств предусмотреть для сельского населения не менее 20% от общих выделяемых средств, при том что сельского населения у нас 27%. То есть чуть ниже, чем количество населения, но это, наверное, будет весомо. Мы понимаем, что сельское население обижать не нужно – нужно заботиться, потому что и прошедший год показал, что на селе делается очень много для того, чтобы у нас был урожай, для того, чтобы мы могли выполнять все задачи, связанные с продовольственной безопасностью. Так что особое внимание селу, безусловно, надо уделить.
Ещё второй момент по этой программе, на который я хотел бы обратить внимание, – очень мало предложений по, скажем так, информационной модернизации здравоохранения. Этот раздел очень слабо отражён. Хорошие предложения по приобретению нового оборудования, по решению вопросов организационного улучшения системы, но информационное обеспечение отстаёт. Думаю, что здесь надо нам тоже на партийном уровне дать соответствующий посыл и, можно сказать, заставить регионы, чтобы они обратили внимание на этот вопрос обязательно.
И, наверное, важен вопрос, касающийся максимальных цен на предлагаемое к закупке оборудование. Не секрет, что в 2010 году были вопиющие случаи, связанные с завышением цен на приобретение томографов. Это одна ситуация, и прокуратура с этим разбирается. Думаю, что нам нужно систематизировать те предложения по закупке оборудования, которые идут от регионов, и вывести в них средневзвешенную цену, а может быть, даже обеспечивать централизованную закупку этого оборудования, для того чтобы снизить цены. Потому что если каждый регион будет проводить тендеры, то, наверное, мы здесь получим меньший эффект. Ну и оборудование, которое приобретается, конечно, должно устанавливаться своевременно. Опять же был вопиющий случай в 2010 году: это Волгоградская область, конкретно – Дзержинский район города Волгограда, когда оборудование, закупленное на сумму около 500 млн рублей, полгода простояло во дворе под чехлом, потому что своевременно не было выделено конкретное место для его установки. Так что мы прекрасно понимаем, что вот эти два направления мы должны сейчас взять под чёткий партийный контроль, мониторинг, и у нас такие силы есть. По-прежнему напомню, что у нас более 2 млн членов партии, а то, что касается первичных организаций, то они в соответствии с ранее принятым решением распространены уже на все избирательные участки, – их около 100 тыс. по количеству избирательных участков в нашей стране. Поэтому 100 тыс. первичных организаций могут обеспечить продвижение этих задач в конкретные дворы, в конкретные многоквартирные дома и в конкретные сельские населённые пункты.
В.В.Путин: Спасибо! Сейчас вернёмся к первому вопросу. Я хотел бы что сказать. Мы говорим сейчас об обоснованных тарифах. Лучше бы вообще не говорить ни о каком повышении тарифов, лучше бы говорить о том, насколько бы мы могли их снизить, – вот к этому надо стремиться. Но уж если этого не избежать, то эти действия должны быть экономически обоснованны и находиться в рамках здравого смысла. Например, такие вещи, как 13-я платёжка, — вообще какое-то странное явление. Почему не 15-я? Если дать волю, так и будет 20-я! Это просто говорит о низком качестве работы соответствующих структур. Вот на это тоже хотел бы обратить внимание, и нужно всё сделать для того, чтобы такие явления не повторялись. Нужны какие-то законодательные ограничения на региональном, может, на федеральном, уровне – давайте подумаем над этим.
Что касается здравоохранения, то, конечно, я сказал в своём вступительном слове: нужно контролировать тоже цены, закупочные цены, цены на ремонт соответствующих помещений, что тоже немаловажно. И нужно всё сделать для того, чтобы средства, которые мы выделяем – а они очень большие – были эффективно израсходованы, чтобы люди почувствовали результат, отдачу.