В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

СМИ о Путине // 13.01.2011 19:15

На заседании Президиума Правительства губернаторы ряда областей – Московской, Тверской, Нижегородской и Смоленской – отчитались о ходе преодоления чрезвычайной ситуации, вызванной аномальными погодными условиями. Свои предложения по улучшению работы электросетей высказали министр энергетики С.И.Шматко и глава МРСК Н.Н.Швец. А Премьер в своём выступлении остановился на ходе реализации программы структурной реформы РЖД и предложил продлить срок ее действия до 2015 года.

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! У нас сегодня с вами первое заседание Президиума Правительства, которое мы проводим в наступившем, 2011 году. Я хочу ещё раз вас всех поздравить с Новым годом и отметить, что в 2011 году перед нами стоит много задач, которые мы с вами должны решить и в социальной, и в экономической сфере, поэтому прошу приступить к работе без раскачки.

Начать хочу с двух вопросов, которые привлекали в последнее время особое внимание. Речь идёт о восстановлении энергоснабжения в центральных регионах страны, а также о проведении спасательной операции в Охотском море. Что касается энергоснабжения, то мы сейчас, конечно, поговорим о центральных районах, но, обращаю внимание и Министерства энергетики, МРСК, нашей основной федеральной сетевой компании, и обращаю внимание руководителей регионов северо-запада страны: вы знаете о прогнозе погоды, о том, что циклон возможен и в этом регионе России. Самым внимательным образом нужно подготовиться к возможным сюрпризам стихии.

Что касается энергетики, восстановления сетей в Центральном регионе. В общей сложности, напомню, начиная с 26 декабря, из-за снегопада, массового обледенения проводов и падения деревьев на ЛЭП было обесточено около 4,4 тыс. населённых пунктов, в которых проживает 900 тыс. человек. Вместе с тем есть посёлки, которые получают электроэнергию с перебоями. Кроме того, некоторые участки сетей, трансформаторные подстанции пока действуют по временной схеме, и предстоит серьёзная работа по их дальнейшему ремонту и реконструкции.

Специально сегодня пригласил на наше заседание губернаторов четырёх областей – Московской, Нижегородской, Тверской и Смоленской, – в которых были серьёзные перебои с электроснабжением. Мы занимались этим и в преддверии Нового года. Я знаю о том, что далеко не всё от нас зависит, не всё зависит от энергетиков даже, от руководителей регионов, но самое главное, что удалось сделать – это наладить нормальную работу по преодолению этих проблем. Сегодня очевидно, что мобилизовано необходимое количество ремонтных бригад, привлечены ремонтники из других регионов Российской Федерации – я сейчас ещё об этом скажу. Самое главное, что налажена ритмичная работа, вот за это хочу вас поблагодарить.

Мы также заслушаем информацию руководителя Межрегиональной распределительной сетевой компании. И прежде всего просил бы доложить о конкретных планах МРСК по повышению надёжности систем электроснабжения. Очевидно, такая долгосрочная программа – программа повышения надёжности систем электроснабжения – нам необходима. Речь должна идти и о замене сетей и оборудования, и наведении порядка с просеками вдоль линий электропередач. Очень жаль, что нам приходится опять возвращаться к этому на уровне Правительства Российской Федерации. Надеюсь, что мы окончательно эти проблемы решим, тем более что имеющиеся документы позволяют соответствующим образом работать. Нужно подумать и о создании резервных источников питания ключевых объектов инфраструктуры и ЖКХ. Вот давайте с этого вопроса начнём. Министр энергетики здесь у нас? Пожалуйста, Сергей Иванович (обращаясь к С.И.Шматко), начнём с Вас.

С.И.Шматко: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Президиума! Позвольте доложить вам о текущем состоянии проводимых аварийно-восстановительных работ в энергосистеме Центральной России, в частности, Московского региона, о тех выводах и мерах предупреждения по недопущению подобной ситуации в будущем, даже при повторении подобных аномалий.

Владимир Владимирович, Вы уже сказали о том, что ледяной дождь – это была тотальная аномалия, которая у нас не наблюдалась более 35 лет. Только на сети МОЭСК за эти дни упало 132 тыс. деревьев. Это привело к одновременному отключению 217 высоковольтных линий и 134 высоковольтных питающих центров – 220 кВ, а также более 10 тыс. трансформаторных подстанций только на территории Московской области. В этих условиях, разрешите доложить, Владимир Владимирович, мы сохранили тем не менее устойчивую режимную ситуацию в энергосистеме, исключили угрозу возникновения веерных отключений, развитие других системных аварий, не посадили на ноль ни одну электростанцию.

В последующей масштабной операции по устранению последствий этого катаклизма приняли участие в общей сложности 52 тыс. человек, свыше 1,5 тыс. единиц специальной техники. Были привлечены бригады энергетиков практически со всей страны – центра России, Поволжья, северо-запада, Кубани, Северного Кавказа и даже из Красноярска. Люди работали день и ночь. Уже 1 января, Владимир Владимирович, как мы Вам докладывали, последствия ледяного дождя, пусть по временным схемам, но были в основном устранены. К сожалению, погода нас не баловала, падение деревьев продолжается, но развёрнутая группировка силами энергетиков позволяет устранять новые технологические нарушения в кратчайшие сроки. На сегодняшний день в Московском регионе на 14:00 у нас осталось 176 человек, которые получают электричество от 12 дизель-генераторов. В настоящее время энергетики по согласованию с МЧС и муниципальными властями проводят краткосрочные, на несколько часов, плановые отключения для перехода от временных, ослабленных схем, к работе в штатном режиме. Владимир Владимирович, Вы вопрос задали – мы планируем закончить эту работу к концу этого месяца. С таким масштабом повреждений под воздействием природного фактора, с таким объёмом восстановительных мероприятий отечественная электроэнергетика столкнулась впервые.

Теперь об основных причинах и выводах, которые мы сделали. В первую очередь хотелось бы отметить особенность Московского региона, где все леса относились к первой группе. Это означало зауженность просек – это более сложная процедура получения разрешения и согласования на очистку. В этом году удалось сделать несколько шагов по созданию нормальной рабочей нормативно-правовой базы, и на сегодняшний день создана рабочая группа между Минэнерго, Рослесхозом. И мы, по сути, уже приступили в Шатурском и Домодедовском районах к расширению просек. По нашим подсчётам, Владимир Владимирович, для того чтобы навести здесь порядок, нам необходимо примерно шесть месяцев, – то есть до конца следующего осенне-зимнего периода мы рассчитываем выйти на приличный уровень в этой работе. Я имею в виду – привести в порядок лесные просеки по высоковольтным линиям. С другой стороны, нам понадобится, по предварительным подсчётам, порядка 750 млн рублей. Мы уже ведём переговоры с механизированными бригадами – порядка 250 подорганизаций, то есть по организации этой работы.

Второе, Владимир Владимирович. Я уже докладывал, что копились проблемы взаимоотношений с территориальными сетевыми организациями. Уже создана совместная рабочая группа между Минэнерго и администрацией Московской области. Как Вы сказали, Владимир Владимирович, во-первых, мы проведём вместе с регионами полномасштабную инвентаризацию состояния дел в ТСО. Второе – будут ужесточены требования выполнения инвестиционных программ, к содержанию сетей в нормальном порядке. В случае невозможности частными собственниками или, может быть, муниципалами содержания сетей в нормальном состоянии, будем решать вопрос о консолидации, по сути говоря, перевода из собственности в режим оперативного управления нашего распределительного сетевого комплекса. Других альтернатив, по сути говоря, не имеем.

Есть более долгосрочная альтернатива – это решение о переходе к локальной энергетике, с тем чтобы уходить от необходимости вести многокилометровые сети к потребителям из пяти-шести домов. Но это в режиме уже более отдалённом.

Далее. Хотел бы доложить, Владимир Владимирович, что выявлена абсолютная недостаточность требований к резервированию мощностей в крупных транспортных центрах. Это то, что у нас случилось в Домодедово в первую очередь. Здесь мы уже с Министерством транспорта работаем достаточно активно. Уже приняты соответствующие решения о квалификации этих транспортных центров и о введении необходимых норм резервирования, в частности до 30% необходимой нормы на каждый миллион пассажиров.

Несмотря на неплохую организацию, оснащённость наших сетевых компаний техникой для выполнения своей деятельности в обычных условиях, мы столкнулись с дефицитом специальной техники. Это телескопическая вышка на вездеходных шасси, специальная техника для российских лесных завалов. Владимир Владимирович, это вся техника, которая может быть произведена российскими производителями. Мы сейчас подготовили необходимый перечень видов этой техники. В ближайшее время на базе МРСК, но вместе с привлечением остальных субъектов, заинтересованных в привлечении (в первую очередь субъектов Федерации), будем рассматривать вопрос о размещении крупного заказа на такого рода технику на российских предприятиях.

Эта техника будет в последующем специальным образом храниться. Она в повседневной деятельности, может быть, не всегда будет нужна, но с точки зрения возможности реагировать оперативно на такого рода аномалии мы считаем её существование необходимым. Тем более это не такие значительные деньги. Существенным, наверное, проблемным моментом во всей этой кампании стала, Владимир Владимирович, работа с населением. Дело в том, что мы первые дни действительно немного, скажем так, формировали эту систему с колёс такого массового спроса, массового приёма заявок. Но сегодня мы с этой ситуацией справились, я сам лично проверял функционирование этой системы. На сегодняшний день практически все заявки своевременно отрабатываются. Любые заявки, связанные с обращением (то, что кто-то отказывается что-то выполнять или там есть случаи поступления заявок по так называемым вымогательствам), мы тщательно проверяем: всё это актируется необходимым образом и расследуется. Более того, я дал соответствующее указание о создании действующей на постоянной основе современной службы коммуникации по взаимоотношениям с населением, в том числе в экстремальные периоды.

Владимир Владимирович, хотел бы доложить, что, несмотря на всю аномальность происходящего либо происшедшего, тем не менее нами принято решение о включении этих моделей, моделирования этих ситуаций в обычный общий регламент подготовки к зиме. Это будет означать, что мы подобного рода сценарии будем закладывать при подготовке к каждой зиме. Это будет означать, что мы будем проводить соответствующие учения, будут закладываться необходимые нормы резервирования дизель-генераторов, специальной техники. Это потребует определённой доли финансирования. В случае, если соответствующие тарифные решения о сетевом комплексе не будут позволять это делать, будем обращаться в Правительство Российской Федерации за соответствующей поддержкой. Хочу Вас заверить, что пройти следующую зиму мы рассчитываем более или менее нормально: прохождение следующей зимы уже будет гарантировано от такого рода, скажем так, не то чтобы замедленной, но реакции по разворачиванию крупномасштабной операции, которую мы на самом деле успешно закончили. Спасибо.

В.В.Путин: Хорошо. Давайте посмотрим по регионам. Борис Всеволодович (обращаясь к Б.В.Громову – губернатору Московской области), пожалуйста, Московская область.

Б.В.Громов: Уважаемый Владимир Владимирович! Я в общем согласен с тем, о чём говорил министр, поскольку мы вместе рассматривали все эти вопросы и готовили их и работали постоянно вместе на территории Московской области. Хочу подчеркнуть только, что, несмотря на очень большие масштабы разрушений, которые имели место на территории Московской области, мы не допустили отключения или нерабочего состояния ни одного объекта по линии ЖКХ и по линии всех, любых социальных объектов, которые есть на территории Московской области. То есть они функционировали в постоянном рабочем режиме, поскольку мы заранее, до этого, приобрели большое количество резервных источников питания.

И второй момент, если можно. Я хотел бы ещё добавить – мы тоже на эту тему говорили, но у Сергея Ивановича она не прозвучала, хотя не сомневаюсь, что он тоже, так сказать, знает. Мне кажется, что надо создать единую диспетчерскую службу на территории, может быть, даже не только Московской области, но и вообще регионов. Потому что есть разные сетевые компании, пока эти сетевые компании там перейдут в одни руки или не перейдут, но единая диспетчерская служба, по-моему, должна быть.

И второй или третий момент. Закон, определяющий деятельность по защите населения в чрезвычайных ситуациях, был принят в 1994 году. И мне кажется, надо посмотреть на то, чтобы расширить полномочия чрезвычайных комиссий в регионах, в том числе по вопросам привлечения техники, людей, помещений и так далее. Там перечень очень большой. Учитывая опыт летних пожаров и нынешней ситуации – ну нынешняя ситуация поменьше уже была, а в летних пожарах, когда мы ликвидировали их, были случаи, и немало, когда руководители просто отказывались выделять и технику, и людей, и так далее – я думаю, что это повысит ответственность руководителей всех уровней за то, чтобы решать эти проблемы оперативно и быстро. Доклад закончен.

В.В.Путин: Спасибо. Я прошу Министерство энергетики, Министерство по чрезвычайным ситуациям проработать предложения губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова и доложить мне свои предложения. Пожалуйста, Шанцев Валерий Павлинович.

В.П.Шанцев: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Правительства! Так же как и в Московской области, мы сумели в кратчайший срок мобилизовать все ресурсы вместе с энергетиками и сделать устойчивыми социальные объекты, объекты инфраструктуры, коммунального хозяйства. С большим трудом с отключениями справились: у нас сейчас все посёлки подключены, все дома подключены. Хотелось бы только, чтобы из этого мы все вместе сделали определённые выводы. У меня, например, чёткое понимание, что, если бы сейчас вот, допустим, случилось то же самое, мы опять вошли бы в такой сложный процесс – по одной простой причине, что наибольшее, конечно, поражение мы имели тогда, когда отключались высоковольтные линии 100 кВ, 35 кВ, 10 кВ, 6 кВ. И тогда большие расстояния не позволяли нам даже сразу определиться, что произошло, почему эта линия выключилась.

Поэтому первое – здесь об этом говорилось – надо приобретать технику. Прежде всего надо приобрести современные высокоскоростные снегоходы, которые могли бы произвести разведку и прийти в то место, которое непосредственно поражено. Потому что идти с тяжелой техникой все эти 20–45 км – это затратить очень большое количество времени. Сегодня начали приобретать, но приобретать наши «Бураны», а на такой высокий снег они не работают. Это первое.

Второе – посёлки. Есть посёлки разные – там, где живёт два человека, восемь человек, 15–20 человек, 100 человек. Есть посёлки-тысячники, и иногда до самых таких незначительных посёлков идут как раз длинные линии передач, и с ними приходится много работать. Поэтому своевременно нужны генераторы соответствующей мощности – от 5 кВт, 10 кВт, 30 кВт, 60 кВт, 100 кВт и 250 кВт в зависимости от масштабов посёлка. Надо сразу подключать этот посёлок и заниматься этой линией уже в нормальном, неаварийном режиме – в зависимости от того, сколько времени потребуется.

Третье – мы начали это делать, энергетики этим занимаются. Все внутренние сети в посёлках нужно оборудовать так называемыми СИПами – самонесущими изолированными проводами, которые даже с точки зрения безопасности населения, если провод оборвало, то человек не получит травмы от тока. Они, правда, дороже: если такой обычный голый провод стоит 50–70 тыс. за 1 км, то этот – 150–200 тыс., но зато он надёжный. И мы будем твёрдо знать, что посёлок у нас уже прикрыт, никакой ветер, никакое смыкание уже не принесёт нам проблем. Мы включаем и занимаемся линией.

По линиям. Я, честно говоря, не совсем уверен, что у нас нашими нормативными документами всё решено по просекам. Дело в том, что документы существуют разные. Одни документы говорят, что должно быть от крайнего провода до кроны 4 м, другие говорят, что должно быть 15 м до кроны. Мы считаем, опыт показывает, что до крайнего провода с каждой стороны должна быть длина спиленного дерева – если дерево падает, то именно такая ширина и должна быть. Необходимо это документально сейчас определить. И определить упрощённый порядок выдачи всех разрешительных документов и порубочных талонов, потому что времени у нас нет. Мы, если так в обычном порядке, лет пять потратим, Владимир Владимирович, для того, чтобы эти просеки сделать.

Я облетел на вертолёте все районы, которые пострадали, – просек практически нет! То есть линии идут в обычном лесу, они заросли просто. Надо этим очень серьёзно заниматься.

Если говорить по технике, то то же самое. Правильно Сергей Иванович (С.И.Шматко) сказал: нет такой техники. У нас, например, на заводе гусеничных тягачей производится такая техника для охотников – «Лось». Это широкая гусеничная база (1,4 х1,7 м) – там можно поставить телескопическую вышку. 19 человек везёт, там можно всё, все инструменты разместить и она точно придёт туда, куда нужно. И быстро придёт, и проведёт эти высотные операции. Мы готовы также этот заказ принять и его исполнить.

Наверное, надо посмотреть и численность, и квалификацию персонала энергетиков, которые обслуживают сегодня линии. Мы начали упрощать, удешевлять всё и очень снизили профессионализм людей. Хотелось бы тоже инвентаризацию этого дела провести.

В.В.Путин: Спасибо. Сергей Владимирович, пожалуйста, Смоленская область.

С.В.Антуфьев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Президиума!

Ситуация в Смоленской области под контролем. Но погодные условия не позволяют нам расслабляться, поэтому режим работы оперативного штаба не меняли. Тем более, как Вы справедливо заметили, циклон, который идёт с северо-запада, должен достичь Псковской области, а это наша соседняя область. Поэтому мы сегодня в наших западных районах объявили режим повышенной готовности к возможным отключениям.

Я поставил задачу перед нашими энергетиками к 25 января закончить работу по переходу с временных схем на постоянное энергоснабжение. 25 января мы проводим заседание администрации, где планируем утвердить программу восстановления охранных зон объектов электросетевого хозяйства – то, о чём говорили мои коллеги сейчас.

Дело в том, что подавляющее большинство порывов линий электропередач было обусловлено падением деревьев. Поэтому, как бы ни было это затратно и во времени, и в финансовом смысле, нам надо будет восстанавливать охранные зоны, просеки. Мы планируем, что к 2015 году мы сможем эту работу сделать, тем более что мы говорим не о прямых затратах (будем говорить – бюджетных). Лес, который мы будем вырубать, можно предложить вырубать его и предприятиям, мы можем этот лес использовать на дрова населению, и тем самым в принципе затраты будут соизмеримы с теми задачами, которые мы будем решать, восстанавливая вот эти охранные зоны. Вы очень справедливо заметили, что мы поставили сегодня перед собой задачу – обеспечение резервными источниками энергоснабжения. Мы в 2008 году приняли областную целевую программу по смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, по которой мы за эти два года приобрели семь передвижных электродизелей и два теплогенератора, которые могут подстраховать работу котельных. В этом году мы приобретаем ещё девять дизель-генераторов и четыре теплогенератора. В бюджете предусмотрели 80 млн рублей на приобретение высокопроходимой техники. Одна из проблем во время ликвидации последствий непогоды в эти дни – это, конечно, отсутствие высокопроходимой техники, для того чтобы можно было добраться до места порыва электросетей. И, конечно, ещё одна проблема (я хотел бы обратить на неё внимание наших энергетиков) – нам нужно сделать ревизию состояния опор линий электропередач. Были ситуации, когда на открытом месте после обледенения линий электропередач, а у нас на проводах получалось до пяти см льда, железобетонные опоры просто складывались. То есть они на вертикальную нагрузку работают нормально, а на изгиб – уже в силу того, может быть, что этим опорам по 40–50 лет, – не смогли. Поэтому 240 опор у нас упали на территории области. И сегодня понятно, что мы должны быть готовы к такой ситуации, прогноз напряжённый. Но, Владимир Владимирович, оперативный штаб работает, и мы будем в максимально короткие сроки устранять возможные порывы линий электропередач. Сегодня у нас все населённые пункты подключены.

В.В.Путин: Хорошо. Пожалуйста, Зеленин Дмитрий Вадимович, Тверская область.

Д.В.Зеленин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Правительства! Тверская область столкнулась с экстремальными и тяжёлыми погодными условиями. Было несколько отключений. Первое массовое отключение было 26 ноября, и на восстановлении, включая январскую работу, работало много бригад, в том числе из других регионов России. 11 бригад из 7 регионов – это и Ярославль, и Смоленск, и Орловская, и Костромская, и Липецкая, и другие области. Особо хотел бы отметить работу сил Министерства по чрезвычайным ситуациям. Их ситуационные центры реально были в эти пиковые моменты штабами для принятия решений. Хочу отметить то, что, конечно же, продолжается ликвидация последствий, переключение линий электропередач и трансформаторов на постоянную схему, и она будет завершена в ближайшие две недели, но тем не менее опасность остаётся. Для Тверской области это просеки. Всего по лесам проходит 35 тыс. км просек, и если мы говорим о вырубке их до нормального размера, то это 6 тыс. га, это полмиллиона кубометров леса и в общем-то – это годовая работа как минимум. А по деньгам это практически равно инвестиционной программе МРСК на Тверскую область. Поэтому здесь, возможно, и нужно принимать другие решения, если мы говорим о приведении просек в соответствие со стандартами.

Ещё один важный вопрос – это вопрос надзора за линиями электропередач, за столбами, за проводами, за просеками – это Ростехнадзор. Эта структура достаточно малочисленна, если мы говорим о надзоре. И если мы говорим о надзоре за хозяйствующими субъектами – это один раз в три года, поэтому здесь возможно не только в чрезвычайных ситуациях, когда, естественно, всё задействовано, но и в рамках подготовки к зимнему сезону задействовать и другие силы, в том числе региональные, например жилищную инспекцию, надзор за состоянием в целом электрохозяйства и так далее.

По тяжёлой технике действительно согласен, что большого количества техники нет, но она, в том числе в обычном режиме, возможно, и не нужна в течение всего года. Поэтому создание центров по кризисным ситуациям по электроэнергетике (таких, какие у нас есть по лесопожарным центрам, и мы их дооснащаем – 4 центра в этом году с помощью Агентства по лесам) – это очень серьёзное и важное решение. И создание таких центров, быть может, на один регион или межрегиональных центров (с учётом гусеничной техники и использования этой гусеничной техники, в том числе, для пожаров, применяя прицепные устройства), я считаю, что вот такие вопросы крайне важны, в том числе для их возможного решения сейчас в целях подготовки к возможным подобным событиям в последующее время. В целом штаб работает, ликвидация последствий продолжается и переключение всех линий электропередач на постоянную схему.

В.В.Путин: Хорошо. Швец Николай Николаевич, есть что добавить?

Н.Н.Швец: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Президиума! В целях повышения надёжности функционирования распределительно-сетевого комплекса, особенно подвергшегося воздействию стихийных явлений, в дочерних компаниях холдинга МРСК разработаны программы по повышению надёжности функционирования этого комплекса. Сетевыми компаниями будет восстановлена нормальная система электроснабжения в основной сети 35–220 кВ и в распределительной сети по Московской области до 31 января, по Смоленской и Тверской области – до 20 января и по Нижегородской области – до 16 января. С учётом того, что приказ Рослесхоза №485 зарегистрирован в Минюсте и вступил в силу с 30 декабря 2010 года, сетевые компании приступили к приведению ширины просек вдоль линий электропередач в соответствие с правилами устройства электроустановок. С этой целью в пострадавших регионах запланировано очистить просеки по основной сети 110–220 кВ: по Московской области 4 тыс. га, по Тверской области – 2,2 тыс. га и по Нижегородской области – 920 га.

В целом по остальным 64 субъектам Российской Федерации, в которых функционируют филиалы холдинга МРСК, в 2011 году будут расчищены просеки на территории 60 тыс. га. По инвестиционным программам, которые согласованы с руководителями субъектов и в которых тарифными решениями на программы повышения надёжности предусмотрены средства, в Московской области в 2011 году будет использовано 5,6 млрд рублей, в Нижегородской области – 3,4 млрд рублей, в Тверской области – 1,1 млрд рублей.

Для оперативного реагирования на массовые нарушения электроснабжения принято решение о формировании дополнительного количества резервных аварийных бригад, оснащённых специальной техникой. В течение года было сформировано 3 тыс. таких мобильных бригад. Вопросы технического состояния надёжности рассмотрены на правлении холдинга, будут доложены совету директоров предложения, и 3 января создана рабочая группа по изучению причин и выработке предложений по дальнейшему повышению надёжности и по мероприятиям.

Пользуясь случаем, позвольте выразить искреннюю благодарность Вам, Правительству и федеральным органам государственной власти, МЧС, руководителям субъектов за взаимопонимание и чёткое взаимодействие, а населению – тоже за понимание тяжелой ситуации, в которой оказался распределительно-сетевой комплекс вследствие аномального явления.

В.В.Путин: Ладно, хорошо. Министерство энергетики должно обобщить все проблемные вопросы, с которыми мы столкнулись в связи с этими аномалиями, предложения руководителей регионов, касающиеся и нового качества проводов, и новой техники, и транспорта, и альтернативных видов источников энергии, и подготовки персонала, и совершенствования нормативно-правовой базы, и доложить это в самое ближайшее время.

Что касается расходов, то как бы это ни было прискорбно, но нужно эти расходы осуществить, для того чтобы мы были готовы к любым проявлениям стихии. Кстати сказать, если всё делать вовремя, то тогда и экстраординарных расходов не потребуется.

Значит, в течение пары недель представьте мне этот доклад. И сейчас в оперативном режиме с руководителями регионов северо-запада проведите все необходимые подготовительные работы к тому, чтобы, если там произойдёт то же самое, что в Центральном регионе страны, все службы встретили это в состоянии полной готовности и соответствующим образом отреагировали.

Теперь, пожалуйста, министр транспорта – о спасательной операции в Охотском море, пожалуйста.

И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! На 15:00 13 января в спасательной операции участвуют ледоколы «Магадан», «Красин» и «Адмирал Макаров». Помощь осуществляется двум судам. В настоящее время выводится плавбаза «Содружество». Проводка её проходит с затруднениями – это связано с тяжёлыми ледовыми условиями и значительными габаритами судна. Рефрижератор «Берег Надежды» накануне был выведен в более безопасное место. Его полный вывод планируется или одновременно, или после вывода плавбазы. Всё будет зависеть от ледовой обстановки.

Хочу сказать, что на этих двух судах находится 388 человек. Накануне ледоколы вывели в безопасный район научно-исследовательское судно «Профессор Кизеветтер», рыболовный морозильный траулер «Мыс Елизаветы» и ряд других судов.

Для обеспечения дозаправки ледоколов в район операции направляется танкер «Виктория». Ледовая разведка с воздуха обеспечивается вертолётом МЧС. Осуществляется взаимодействие с Росрыболовством по этой ситуации.

В.В.Путин: Поблагодарите экипажи ледоколов «Магадан», «Красин», «Адмирал Макаров» за работу и за то, что они своевременно пришли на помощь людям, которые оказались в этой ситуации.

Пожалуйста, Алексей Леонидович (А.Л.Кудрин), предварительные итоги исполнения федерального бюджета за 2010 год.

А.Л.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Правительства! Мы подвели предварительные итоги исполнения федерального бюджета, окончательные – будут в начале апреля, которые уже будут составлены на базе отчётов всех финансовых организаций. В настоящий момент мы можем сказать, что доходы исполнены в размере 8 трлн 299 млрд – это 105,4% плана, то есть на 5,4% больше, чем мы запланировали в середине года, когда уточняли бюджет.

По расходам исполнили бюджет в размере 10 трлн 87 млрд рублей. По расходам это 97,9% плана, причём процент исполнения выше, чем в 2009-м и 2008-м. Часть расходов не проведена – я об этом сейчас скажу. В целом доходы бюджета и соответствующие расходы позволили получить дефицит бюджета (или его сократить по сравнению с запланированным), и он составил 1 трлн 787 млрд рублей, он покрывался разными источниками, прежде всего заимствования резервного фонда, и дефицит составил 3,9%.

В.В.Путин: А сколько мы предполагали в конце 2009 – начале 2010 года?

А.Л.Кудрин: В конце 2009 – начале 2010 года дефицит планировался 6 целых…

В.В.Путин: 8 десятых?

А.Л.Кудрин: Прошу прощения, 5,3%.

В.В.Путин: 5? Нет! В конце 2009 года сколько мы планировали дефицит? 6 с лишним…

А.Л.Кудрин: Вносили в бюджет примерно 6,8…

Реплика: 6,4, кажется.

В.В.Путин: Ну за 6 – уверенно за 6%.

А.Л.Кудрин: 6,8% – это тогда, когда вносили бюджет в середине, то есть в октябре 2009 года.

В.В.Путин: Это первый прогноз был такой.

А.Л.Кудрин: Да, первый прогноз.

В.В.Путин: Вот первый прогноз был 6,8% дефицит, а вышли на дефицит 3,9% – это хорошо.

А.Л.Кудрин: Вот я поясню. В середине года, когда уже было определено, что цена на нефть будет существенно выше и мы её спланировали в размере 75 долларов на этот год, то есть существенно выше, мы как раз спланировали дефицит 5,3%, это был уточнённый вариант уже в середине года. В настоящий момент – 3,9%. Если посмотреть – разница, соответственно, состоит из следующих компонентов: изменение (то есть улучшение) самих показателей макроэкономики даёт 0,6% уменьшения дефицита. Это в основном связано с тем, что импорт был увеличен против прогноза и, соответственно, дал 130 млрд рублей дополнительно. Цена на нефть оказалась не 75, а 77,5 доллара – это ещё дает 110 млрд доходов. И вот только по показателям изменений макропрогноза мы имеем 0,6% уменьшения дефицита. Вот если бы макропрогноз состоялся, как мы его спланировали в середине прошлого года, то у нас дефицит был бы сегодня 4,5%.

Ещё остальные части – ещё примерно 0,3% уменьшения дефицита – связаны с поступлением сверх запланированных доходов по другим причинам. Это прежде всего администрирование, собираемость и увеличение авансовых платежей компаний при планировании таможенных платежей. Авансовые платежи компаний были в конце года увеличены против запланированного. И ещё почти 0,5% уменьшения дефицита связано с экономией расходов, то есть с неиспользованными расходами – 213 млрд рублей. Назову, какие основные расходы не обеспечены или не проведены, – 54 млрд рублей…

В.В.Путин: На чём экономия?

А.Л.Кудрин: На чём экономия произошла? 54 млрд рублей – это экономия в основном по пополнению антикризисного фонда ЕврАзЭС в связи с тем, что решениями совета этого фонда не выделялись средства. То есть это экономия по антикризисным средствам фонда ЕврАзЭС, причём это – страховка, которая оставалась в течение всего года, она сохраняется. У нас теперь такой же план и на 2011 год, то есть антикризисный фонд ЕврАзЭС продолжает действовать, обеспечивает страховку кризисных ситуаций в странах ЕврАзЭС. Но он не был в таком объёме востребован.

Вторая позиция – 26 млрд – это экономия по обслуживанию долга. В связи с уменьшением дефицита мы меньше и заимствовали, и, соответственно, у нас есть экономия по обслуживанию долга – 26 млрд рублей. По другим направлениям. Ещё по всем силовым структурам экономия 11,8 млрд рублей по разным позициям. По Минздравсоцразвития – 9,4 млрд рублей, по Минобрнауки – 5,3 млрд рублей, по Минэкономразвития – 4,2 млрд рублей, Федеральное дорожное агентство – 3,9 млрд рублей, Минсельхоз – 3,4 млрд рублей, Федеральная служба по труду и занятости – 2,7 млрд рублей. Остальные суммы чуть меньше, но тоже есть почти у всех, хоть небольшая, но экономия.

Но я должен здесь сказать, это в основном мероприятия, которые требовали соответствующих подготовительных работ или уменьшения контингента используемых пособий, выплат. Здесь я не могу сказать, что это какая-то вина министерств и ведомств. Это средства, которые, как правило, закладываются по расчёту для выполнения определённых функций, но их потребовалось меньше. Таких случаев, чтобы не использовались средства, когда это необходимо, когда уже есть принятые обязательства, – таких случаев по этим средствам совсем мало. Соответственно, на начало года у нас больше, чем первоначально, мы запланировали, сохранился резервный фонд. Резервный фонд не был потрачен против запланированного на 425 млрд рублей и на начало года составил 775 млрд рублей. Это по-прежнему наш резерв. При этом я хотел бы сказать, что если благоприятная внешняя экономическая среда и конъюнктура цен на нефть сохранятся, то у нас и в этом году будет несколько больше доходов. У нас сейчас в бюджете запланировано 75 долларов за баррель. Расчёт доходов – пока он выше и, даже по последней оценке Минэкономразвития, он будет выше 80 долларов – это последние, новые оценки, которые мы сейчас имеем. Соответственно, у нас также сохраняются риски инфляции на 2011 год. В конце прошлого года инфляция была несколько выше, чем мы планировали, и тем самым эффект высоких цен на продовольствие, вот этот инфляционный эффект, пока будет в начале года ещё сохраняться. И только к концу года мы предполагаем минимизировать риски инфляции, поэтому наша оценка, что резервный фонд в следующем году при таких более высоких доходах, которые мы планируем, расходовать нецелесообразно, а целесообразно сохранять его как ту страховку, которая ещё нам возможно потребуется.

Последние оценки ситуации на мировых рынках тревожные, поскольку сохраняется и проблема долгового кризиса в ряде регионов мира, и снижение роста мировой экономики по сравнению с первоначальными оценками. Фонд национального благосостояния в прошлом году практически не расходовался. Расходовался в размере 2,5 млрд рублей. Это софинансирование добровольных накоплений в пенсионной системе населения. Фонд выполнял свою миссию – софинансировал данные пенсионные накопления, на это потребовалось всего 2,5 млрд рублей. Таким образом, фонд национального благосостояния на начало года составляет 2 трлн 695 млрд рублей и по-прежнему является страховкой пенсионной системы, в том числе и более долгосрочных демографических рисков. Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо большое. Вы, наверное, обратили внимание на то, что вчера я присутствовал и принимал участие в работе съезда ФНПР, Федерации независимых профсоюзов России, и, разумеется, один из главных вопросов, который там обсуждался, – это вопрос занятости.

Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), как у нас ситуация на рынке труда сложилась на конец 2010 года и каковы планы нашей работы по этому направлению в 2011-м?

Т.А.Голикова: Как мы все помним, 2010 год был вторым годом, когда мы реализовывали региональные программы по снижению напряжённости на рынке труда. Должна сказать, что если подводить итоги по традиционным показателям, таким как общая безработица и регистрируемая безработица, то по общей безработице мы пока имеем данные Росстата на 1 декабря и они существенно ниже аналогичного периода – 1 декабря 2009 года. Если у нас на 1 декабря 2010 года 5,1 млн человек, то на аналогичный период 2009 года было 6,2 млн человек.

Что касается регистрируемой безработицы, то по состоянию на вчерашний день, то есть на 12 января, регистрируемая безработица у нас составляет 1 млн 595 тыс. человек. По сравнению с 29 декабря она возросла на 20,7 тыс. человек, или на 1,3%, но это сезонная безработица. Если сравнивать с аналогичным периодом (то есть с январём 2010 года), то у нас численность зарегистрированных безработных составляла 2,2 млн человек, то есть была практически на 700 тыс. человек больше, чем сейчас.

Что касается программ, которые мы реализовывали в 2010 году, то их участниками стал 1 млн 800 тыс. человек. При этом по направлениям: в общественных работах приняло участие 1,4 млн человек, в переподготовке и переобучении граждан приняло участие 131 тыс. человек, в стажировках – 113. Кроме того, трудоустроено 6,2 тыс. граждан с ограниченными возможностями. Трудоустроено в другие местности 8,9 тыс. человек. Открыли собственное дело 173 тыс. безработных граждан. При этом, открывая собственное дело, эти граждане создали 58,2 тыс. новых рабочих мест для других граждан. Поскольку у нас работала в прошлом году так называемая программа «Присоединение», для тех, кто открывал дело на несколько человек, мы давали ещё дополнительно эти самые 60 тыс., которые даются на самозанятость.

Если говорить о том, какая перспектива у нас на 2011 год, я хочу напомнить, что 2011 год мы сохранили в бюджете как последний год для реализации программ снижения напряжённости на рынке труда – у нас, напомню, предусмотрено 27 млрд рублей. Мы планируем, что уже в программах примут участие 885 тыс. человек. При этом мы свернули такое направление, как общественные работы. Общественные работы останутся только в моногородах и системообразующих городах, в которых сейчас регистрируемая безработица составляет 152,3 тыс. человек. И, как Вы знаете, Вы неоднократно также об этом уже говорили, мы открываем новые направления в рамках программ занятости и по отдельным направлениям увеличиваем нормативы финансового обеспечения. Ну и, пожалуй, в заключение хочу сказать, что адресно в рамках региональных программ в 2011 году мы будем поддерживать северокавказские республики, поскольку уровень безработицы там существенно выше, чем по всем остальным территориям Российской Федерации.

В целом по Российской Федерации коэффициент напряжённости на рынке труда снизился в 2 раза. Сейчас на одно рабочее место существенно, в 2 раза, снижено напряжение, то есть расширились возможности трудоустройства.

В.В.Путин: Татьяна Алексеевна, когда региональные программы занятости будут внесены в Правительство?

Т.А.Голикова: Постановление Вами подписано, все 82 программы рассмотрены нами, 37 программ находятся в очень высокой степени готовности, 7 программ по таким территориям, как Хабаровский край, Республика Карелия, Мордовия, Архангельская, Саратовская, Свердловская и Кировская области, уже одобрены комиссией, которую возглавляет Александр Дмитриевич (А.Д.Жуков), и, по сути, по ним подписывается соглашение. Январём мы полностью завершаем по всем регионам.

В.В.Путин: Хорошо. Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), у Вас есть последние данные по инфляции за предыдущий год?

Э.С.Набиуллина: За предыдущий год данные по инфляции – 8,8%.

В.В.Путин: А прогноз изначально какой был?

Э.С.Набиуллина: Изначально прогноз был 7–8%, потом в связи с засухой, к сожалению, нам пришлось поднять прогноз, мы повышали до 8,5%, потом говорили 8,5–8,7%, но, к сожалению, буквально в последнюю неделю среднесуточный рост цен (он обычно бывает) превзошёл прогнозы. Буквально за счёт того, что в последние дни декабря был достаточно резкий рост цен, у нас итоговая цифра – 8,8%.

В.В.Путин: 8,8% против 8,5–8,7%, да?

Э.С.Набиуллина: Против того, что мы планировали.

В.В.Путин: 8,5–8,7% планировали?

Э.С.Набиуллина: Планировали изначально 7–8%.

В.В.Путин: Ну скажем так: 7–8%, потом 8,5–8,7%.

Э.С.Набиуллина: Да.

В.В.Путин: Вышли на 8,8%.

Э.С.Набиуллина: Да.

В.В.Путин: Надо обратить на это внимание. Нужно обратить внимание на то, что в этой связи предлагается Министерством финансов.

Э.С.Набиуллина: Да, мы у Игоря Ивановича Шувалова проводили специальное совещание, для того чтобы и на будущий год нам уже подготовиться, так как риски остаются.

В.В.Путин: В целом неплохо, но понятно, что есть над чем работать.

Ладно, перейдем к текущей повестке дня. Сегодня рассмотрим вопрос о ходе реформы в такой стратегически важной сфере, как железнодорожный транспорт. Мы традиционно оказываем отрасли серьёзную помощь, учитывая её экономическую и социальную значимость. В прошлом году выделили железнодорожникам более 180 млрд рублей (в 2009 году это было 103,2 млрд рублей). Эти средства позволили установить более низкие, чем планировалось компанией первоначально, тарифы на пассажирские и грузовые перевозки.

Отмечу, что грузооборот на железных дорогах в 2010 году увеличился более чем на 10%. Это ещё одно подтверждение, что экономика страны восстанавливается после кризиса, один из серьёзных, один из основных показателей восстановления. И нам нужно строить планы развития железнодорожной отрасли с учётом растущих потребностей потребителя.

Инвестиционная программа РАО «РЖД» составила в 2010 году 315 млрд рублей. Были реализованы такие крупные проекты, как Новороссийский туннель на Северо-Кавказской железной дороге (это первая очередь). Построены современные железнодорожные подходы к портам на южном побережье Финского залива. На Дальнем Востоке продолжается прокладка нового Кузнецовского туннеля, что позволит снять ограничения для движения грузов по БАМу к портам Ванино и Советская Гавань.

В 2011 году РЖД планирует увеличить расходы на цели развития. Объём инвестиций составит порядка 350 млрд рублей. И, разумеется, эти вложения принесут больший эффект, если одновременно будут решаться системные задачи.

Напомню, что 10 лет назад была запущена масштабная программа структурных преобразований на отечественном железнодорожном транспорте.

Цель реформы – снять инфраструктурные ограничения для развития российской экономики. Вот мы говорили, я сейчас упоминал о южном береге Финского залива: не было бы там железной дороги и всех вложений (а там счёт идёт уже на миллиарды евро в различные объекты инфраструктуры в Усть-Луге), – не было бы порта, он бы не функционировал. Нужно сделать наши железные дороги более эффективными, доступными и безопасными, привлекать частных инвесторов.

Каких результатов уже удалось достичь? Во-первых, создан и активно работает полноценный рынок подвижного грузового состава. Во-вторых, пассажирские перевозки выделены в самостоятельный сегмент. С 2010 года пассажирские перевозки дальнего следования выполняет «Федеральная пассажирская компания». На рынок пассажирских перевозок пришли и независимые транспортные компании. И, конечно, такая конкуренция должна пойти на пользу потребителям.

В пригородном сообщении более половины пассажиров уже пользуются услугами региональных пассажирских компаний. Кроме того, продолжается разгрузка предприятий отечественных железных дорог от непрофильных активов и разного рода обременений. Создаются благоприятные условия для прихода частных инвестиций в ремонтный комплекс, обслуживание подвижного состава, строительство и ремонт инфраструктуры, транспортную логистику, в технологическую модернизацию. Например, компания «Сименс» на базе завода «Уральские локомотивы» в прошлом году начала выпуск современных электровозов.

Также с помощью иностранных партнёров успешно развивается такое приоритетное направление, как высокоскоростное сообщение. Сейчас такие поезда уже курсируют на трёх направлениях: Москва–Петербург, Москва–Нижний Новгород и Санкт-Петербург–Хельсинки. Считаю, что нам следует скорректировать программу развития высокоскоростных магистралей, ускорить сроки пуска объектов и предусмотреть новые маршруты. В том числе нужно подумать над тем, как связать в единую сеть скоростного движения города, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Отмечу, что реформа на железнодорожном транспорте идёт по плану, практически без каких-либо серьёзных срывов. В то же время, конечно, она далека от завершения: ряд важнейших решений ещё предстоит принять. Поэтому предлагаю продлить срок действия программы структурной реформы на железнодорожном транспорте до 2015 года. Она у нас закончилась в 2010-м.

Кроме того, хочу обратить внимание на принципиальный момент. Работу по реформированию железнодорожного хозяйства необходимо вести в самом тесном контакте с нашими партнёрами по формирующемуся единому экономическому пространству. Подчеркну: железные дороги должны служить мощным интегратором создаваемого общего рынка наших государств. На железных дорогах России, Белоруссии и Казахстана должны действовать единые технические правила, проводиться согласованная тарифная политика, чтобы и граждане, и участники экономической жизни чувствовали себя максимально комфортно.

Давайте перейдём к работе.