Обсуждались итоги социально-экономического развития региона в уходящем году, которые Премьер оценил в целом как «удовлетворительные». При этом глава Правительства обратил особое внимание на существенный рост объёмов кредитования реального сектора. Значительное внимание в ходе беседы было уделено реализации крупных инвестиционных проектов — «Сахалин-1», «Сахалин-2», а также объектам инфраструктуры.
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Александр Вадимович, посмотрел данные по Сахалину – в целом удовлетворительные. Промышленное производство подросло, правда, меньше, чем в целом по стране. Зарплата немножко выросла, безработица ниже, чем в целом по стране, – это хороший показатель. Инвестиции немножко подросли. Что интересно и приятно видеть, у вас существенно возросли объёмы кредитования реального сектора – на 28% с лишним, а малого и среднего предпринимательства – сразу на 60%. Это всё неплохо. Но почему добыча рыбы-то сократилась? И сельхозпроизводство подросло — и на этом фоне сократилась добыча рыбы, вообще рыбной продукции.
А.В.Хорошавин: Докладываю, Владимир Владимирович. Что касается валового регионального продукта, действительно, он подрастёт у нас где-то на 7%. Вот объём промышленного производства будет понижен из-за того, что несколько сократится добыча нефти. Добыча нефти сократится по технологическим причинам и на проекте «Сахалин-1», и на проекте «Сахалин-2». «Сахалин-2» – чистая технология, «Сахалин-1» – технологические причины, ещё и связанные с невозможностью сегодня отбора газа. Не решён вопрос, куда направлять газ с «Сахалина-1» – это порядка 8 млрд кубических метров газа ежегодно… Вы, наверняка, знаете эту проблему.
То, что касается рыбы. Прошлогодняя путина просто не имела аналогов в истории развития рыбной промышленности Сахалина. Мы только по лососёвым где-то примерно 310 тыс. тонн взяли. В этом году путина значительно хуже, год – чётный, год нечётный. Вы тоже знаете это. В этом году путина значительно хуже. Мы добыли только чуть больше 110 тыс., что существенно сказалось на общих объёмах вылова рыбы. Это прилично, скажем так, сказалось и на объёмах выпуска пищевой продукции. Они с ростом, но всё-таки поменьше, чем в прошлом году. Вот такая ситуация по рыбной промышленности.
В.В.Путин: Остальные инвестпроекты — какие у вас хорошо идут?
А.В.Хорошавин: Основные инвестиционные проекты следующие. Мы, кстати, один из них докладывали в определённой мере на конференции партии «Единая Россия» в Хабаровске и четыре – на выставке. Конечно, основные инвестиционные проекты – «Сахалин-1» и «Сахалин-2». По проекту «Сахалин-1» мы в этом году ввели в эксплуатацию второе месторождение – Одопту. В сентябре во время конференции мы торжественно ввели его в эксплуатацию. Сейчас идёт работа по третьему месторождению – Аркутун-Даги. В общем-то, в принципе, эта работа идёт в графике. Сейчас строятся основания в Приморском крае. Ну и так в графике «Сахалин-1» будет работать.
По «Сахалину-2». Очень серьёзная работа. Я знаю, что Вы задаёте тон этой работе. Серьёзный очень разговор состоялся на Севере, когда Вы проводили совещание по газификации и по сжиженному природному газу. Сегодня Сахалинская область – один из уже сформировавшихся, скажем так, существующих центров поставок сжиженного природного газа в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). С моей точки зрения, есть возможность нарастить наше присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе именно с этим видом продукта, со сжиженным природным газом, в рамках проекта «Сахалин-2» или рядом с проектом «Сахалин-2». Это надо внимательно посмотреть.
У Вас состоялась встреча с Возером (П.Возер – главный исполнительный директор концерна «Шелл»). Мы такой импульс почувствовали и провели определённые консультации с представителями компании «Шелл», которая является акционером проекта «Сахалин-2». Они видят возможности расширения существующего завода сжиженного природного газа ещё примерно на 5 млн тонн. Предварительные переговоры с компанией «Газпром» проведены, подписан протокол, Вы это знаете тоже. И если те договорённости, которые в этом протоколе прописаны, будут выдержаны, то в 2011 году график обмена активами может быть подписан, в 2012 году может состояться работа по проектированию, а в 2015–2016 году мы видим реальную возможность запуска третьей очереди сжиженного природного газа на существующем заводе.
Сегодня наш завоз – это 5% мирового рынка СПГ. Исследования, которые проводим теперь и мы, и компании, являющиеся операторами проектов, говорят о том, что где-то к 2020 году СПГ будет существенно востребован и рынок удвоится – даже в 230 млн тонн он оценивается.
По АТР. Мы как раз вписываемся в эту нишу, когда надо будет нарастить объёмы сжиженного природного газа. Мы такие возможности имеем, не в ущерб нашим национальным проектам – я бы это хотел особенно подчеркнуть. Не в ущерб проекту «Сахалин–Хабаровск–Владивосток», а здесь может быть синергия двух проектов.
В.В.Путин: Инфраструктура как у вас развивается, в том числе аэропортовая? Не только на основном острове, но и на других островах.
А.В.Хорошавин: Владимир Владимирович, когда меня назначали на эту должность, было несколько вопросов, я их хорошо помню. У нас был длительный разговор, и я помню, какие задачи передо мной стояли. Одна из задач была Невельск. Я докладывал Вам на заседании Правительства, не буду подробно останавливаться. Здесь всё в графике, и мы понимаем, что закончим эту работу.
Вторая задача была по инфраструктурным проектам. Проекты инфраструктурные, энергетические и портовые, дороги и так далее. То, что касается энергетических проектов, – здесь мы несколько документов приняли, важных документов. Это стратегия энергетической безопасности – раз. В рамках этой стратегии мы приняли программу развития угольной отрасли. Мы приняли программу развития энергетики. И мы приняли программу газификации – вот эти три программы.
Программа развития энергетики – мы представляли этот проект в Хабаровске – состоит из трёх частей. Первая часть – это перевод на газ Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. Вы подписали недавно распоряжение Правительства по доле прибыльной продукции. Спасибо большое за это распоряжение: оно позволит нам самостоятельно решать проблемы стоимости газа и компенсационной составляющей. Правда, это будет после 2014 года — тогда, мы планируем, у нас появится прибыльная продукция. Но, тем не менее, время летит быстро.
Южно-Сахалинскую ТЭЦ-1 мы переведём на газ. Здесь не только экономика – здесь здоровье людей, здесь экология. Выбросы Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 – это порядка 13,5 тыс. тонн на город и уровень риска заболеть онкологическим заболеванием значительно выше, чем у жителей аналогичных городов. Вот этими соображениями мы руководствуемся, и тарифы постараемся сдержать, хотя понимаем, что газ выйдет на равнодоходность. Но за ним уголь потянется. После того, как мы переведём Южно-Сахалинскую ТЭЦ-1 (а у нас этот проект уже реализуется, мы 3 млрд саккумулировали, строим уже фундаменты, энергоблок закупаем, турбины закупаем и так далее), у нас встанет вторая составляющая этого проекта – это строительство новой электростанции: она будет на угле, современная электростанция на угле, мощность – 330 МВт. Правда, мы не участники этого проекта, это РАО «Энергетические системы Востока» участники. Они занимаются и проектированием, и бюджетополучателем являются. Но мы стараемся контролировать эту работу и работать вместе с «Энергетическими системами Востока». Это вторая составляющая энергетической программы.
И третья составляющая – это реконструкция сети. Порядка 6 млрд — мы оцениваем эту работу. Деньги – по дальневосточной программе: это и из федерального бюджета, ну и наша доля, и доля…
В.В.Путин: Как сейчас зиму-то проходите?
А.В.Хорошавин: Пока нормально проходим.
В.В.Путин: Разрывов нет?
А.В.Хорошавин: Нет, не было. Нас подзамело, но мы технику подновили, кстати, и с Вашей помощью, через Минрегион. У нас там где-то 250 единиц техники, и мы в общем-то неплохо пока справляемся.
В.В.Путин: Порты и аэропорты как?
А.В.Хорошавин: Три аэропорта у нас находятся в реконструкции: это южносахалинский аэропорт, это аэропорт Итуруп строится на острове…
В.В.Путин: Сколько вам там дали? Для начала дали?
А.В.Хорошавин: Там уже 1 млрд освоен – 1 млрд 200 млн рублей. И модернизируется аэропорт Менделеево на Кунашире. То, что касается Южно-Сахалинска, в графике там никаких вопросов нет. То, что касается Кунашира и Итурупа (два аэропорта, которые входят в Курильскую программу), – здесь есть некоторые проблемы. Федерация (центр) выполнила все обязательства – 100-процентное финансирование идёт. Но по ходу строительства аэропорта Итуруп (по Менделеево меньше проблем, и они решаются) были внесены коррективы, тоже по решению Правительства — под другие типы самолётов строить полосу. И вот уже по ходу начали перепроектировать. Теперь получается так, что необходимы дополнительные средства.
В.В.Путин: Удорожание происходит?
А.В.Хорошавин: Удорожание происходит, потому что более тяжёлые самолёты, больше грузоподъёмность и больше вместимость. Идёт удорожание, и надо вносить поправки в существующую программу «Курильские острова».
В.В.Путин: Хорошо. Ладно, посмотрим.
Вы восстановили практически ввод жилья, по сравнению с прошлыми годами. Какая перспектива и как вы вписываетесь в программу по сейсмике?
А.В.Хорошавин: То, что касается ввода жилья, Владимир Владимирович, у нас динамика такая: 2006 год – 65 тыс. кв. м (я по памяти говорю), 2007 год – 104 тыс. кв. м, 2008 год – 147 тыс. кв. м, 2009 год – 165 тыс. кв. м, этот год будет 200 тыс. кв. м.
В 2011 году мы планируем 250 тыс. кв. м и начиная с 2012 года – 300 тыс. кв. м.
В.В.Путин: Хороший темп.
А.В.Хорошавин: Вот такая динамика. В пики, самые такие тучные времена, Сахалин строил где-то примерно 340 тыс. кв. м. Три домостроительных комбината работало при советской власти. Три домостроительных комбината работало на весь Сахалин, и вот такие объёмы жилья строились. Мы практически подходим к этой планке через два-три года максимум.
До 2009 года это — благодаря невельским деньгам, это огромная помощь была. Потом мы заместили невельские деньги. Начиная с 2009-го и полностью 2010 год мы работаем своими деньгами. В 2010 году пошли инвестиции по программе сейсмоукрепления. Это тоже огромные суммы.
В.В.Путин: Сколько вы получили?
А.В.Хорошавин: Мы получили 1 млрд 800. Это была прямая наша доля. Последнее перераспределение с Камчаткой – где-то 600 млн с небольшим.
В.В.Путин: Вы все деньги освоили?
А.В.Хорошавин: Нашу долю мы освоим всю, а вот эти камчатские деньги…
В.В.Путин: …дополнительные…
А.В.Хорошавин: …мы только сейчас получили. Если есть возможность сделать их переходящими, потому что у нас есть полная уверенность… Я представлю те проекты, которые мы реализуем на территории Сахалинской области. Это комплексные проекты малоэтажного домостроения, там своя инфраструктура, своя электростанция, своё обслуживание – всё своё.
В.В.Путин: Хорошо.