Тема беседы — итоги социально-экономического развития республики в 2010 году, которые Премьер оценил в целом как позитивные, хотя и довольно скромные. Отдельно затрагивался вопрос по программе модернизации здравоохранения, куда, по словам главы Северной Осетии, предложения республики вошли практически полностью.
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Таймураз Дзамбекович, посмотрел данные за год. В целом они позитивные, с плюсом, но очень скромненько.
Т.Д.Мамсуров: Действительно скромно, но уверенно идём вперёд. Там у нас срыв по инвестициям. Но мы благодаря Вам в середине года завершили большой и финансово ёмкий проект – газопровод в Южную Осетию. И оставшийся квартал, конечно, он нам дал… Но на будущий год у нас неплохие заделы по дорожному строительству, по тоннелю. Начнем цементный завод строить. В сельском хозяйстве есть хорошие проекты…
В.В.Путин: У вас там по крупному рогатому скоту, да?
Т.Д.Мамсуров: Да, мы с французами работаем. Сейчас банки убедились, что первый этап прошёл успешно. Французы контролируют эту работу ежедневно. И выходим на второй этап. А так, главное, срывов нет. Медленно, но устойчиво наращиваем собственные доходы, снижаем дотационность. Общественно-политическая обстановка напряжённая: всё-таки регион… Все мы видим, слышим, что вокруг происходит. И тем не менее настроение у людей спокойное и рабочее.
В.В.Путин: Зарплата подросла, но в целом меньше, чем по сравнению…
Т.Д.Мамсуров: Для региона, Владимир Владимирович, мы считаем, это всё-таки неплохая зарплата.
В.В.Путин: Я говорю: рост всё-таки поменьше, чем в среднем по стране.
Т.Д.Мамсуров: Да, рост поменьше. Это реальная зарплата, а так, в абсолютных цифрах, мы выросли неплохо.
В.В.Путин: Я посмотрел по строительному сектору: у вас падения нет.
Т.Д.Мамсуров: Нет, с жильём мы сделали больше.
В.В.Путин: Какие перспективы на следующий год?
Т.Д.Мамсуров: Я думаю, прорывов больших ни в одной отрасли не будет, потому что мы в принципе в большом напряжении работаем, и тем не менее есть перспективы. Новые объекты начнём: это хороший цементный завод, о котором я говорил, – это новая технология. Мы постарались, сейчас я уже могу сказать, парламент принял наш бюджет.
В.В.Путин: «УГМК-холдинг» будет работать, да?
Т.Д.Мамсуров: Да. Мы говорим, как он будет работать. «РусГидро», наверное, всё-таки закончит в Сочи – Вы помните, запустили? – нашу головную ГЭС. Но что будет тяжело: мы приняли бюджет, сделали его бездефицитным, и ради этого снизили планируемые расходы на 2 млрд, потому что надо попытаться выдержать наши социальные обязательства, всё выполнить и всё-таки затянуть ремень…
В.В.Путин: Я посмотрел данные по доходам, по расходам вашего республиканского бюджета – это экономически обоснованное решение.
Т.Д.Мамсуров: Да, по-другому нельзя. Надо один-полтора года выдержать в таком режиме, и тогда мы уже выйдем на какие-то новые просторы.
В.В.Путин: Но в целом я исхожу из того, что положительный тренд развития экономики, социальной сферы сохранится.
Т.Д.Мамсуров: Да, конечно, безусловно.
В.В.Путин: Вы подготовили свои предложения по программе модернизации здравоохранения?
Т.Д.Мамсуров: Да, они приняты. Кстати, хочу поблагодарить и Голикову (Т.А.Голикова – министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации), и всю комиссию, которая работала. Все наши предложения приняты практически полностью.
В.В.Путин: Цифра до вас доведена?
Т.Д.Мамсуров: Цифра доведена.
В.В.Путин: Сколько?
Т.Д.Мамсуров: 1 млрд 700 млн рублей . Это большая ответственность, но мы готовы и практически прошли большой фильтр – через тех, кто это анализировал. Это не дутые цифры.
В.В.Путин: Что Вы считаете основным в программе модернизации здравоохранения республики?
Т.Д.Мамсуров: Нам по наследству достались очень крупные медицинские учреждения. Мы не можем уклониться от того, что там придётся делать большие траты. Тем не менее, мелкая сеть, которая в любом случае не компенсируется нашими большими лечебными заведениями, – там очень много работы, но как раз их мы очень быстро приведём в порядок.
У нас большая проблема – туберкулезная больница и её состояние. И психических больных мы лечим в ужасных условиях. Большой контраст, и мы хотим поднять уровень до более высокого, чем средний. И эти наши предложения все приняты.
В.В.Путин: Хорошо.