«Мы планируем, что через 10 лет примерно половина, а может быть, чуть больше половины всего трудоспособного населения страны должно работать в этом секторе экономики. И это возможно».
Вступительное слово В.В.Путина:
Я хочу начать нашу встречу с приятного. Хочу поздравить Бориса Юрьевича Титова (председатель организации «Деловая Россия») с днем рождения и вручить ему подарок от Правительства Российской Федерации. Ему исполняется 50 лет.
Уважаемые коллеги, добрый день!
Сегодня предлагаю поговорить о тех проблемах, с которыми сталкивается малый и средний бизнес. Мы в той или другой форме встречаемся с вами регулярно. Вот в таком составе, правда, не виделись уже давно.
В целом могу сказать несколько слов о развитии малого и среднего бизнеса. Это вы и без меня, может быть, знаете, но приведу некоторые цифры. У нас 16,5 млн человек сегодня занято в этой сфере, при этом более 4 млн человек – это индивидуальные предприниматели. Это немало, уже немало, но мы планируем, что через 10 лет примерно половина, а может быть, чуть больше половины всего трудоспособного населения страны должно работать в этом секторе экономики. И это возможно.
Хочу привести весьма показательные цифры. Даже кризис не привёл к спаду предпринимательской активности в стране – наоборот, число субъектов малого и среднего предпринимательства за последние два года выросло почти на 600 тыс. Только при вузах и научных центрах создано почти 700 малых внедренческих и высокотехнологичных компаний.
Повторю: мы хорошо понимаем огромное экономическое и социальное значение малого и среднего бизнеса для России. Да, собственно говоря, чего для России – для любой страны. Будем оказывать необходимую помощь, содействие. Знаю, что есть и проблемы. Сегодня мы об этом поговорим, мы, собственно говоря, ради этого сегодня здесь и собрались.
И конечно, первая из этих проблем – наверняка, это повышение единого социального налога. Об этом поговорим поподробнее, но хочу сказать, что мы подошли к вопросу повышения страховых взносов предельно аккуратно, постарались учесть особенности разных видов бизнеса. Наконец, дали предпринимателям время, чтобы адаптироваться к новым правилам, восстановиться после кризиса. Мы же планировали, об этом публично было объявлено, повысить единый социальный налог с 1 января 2010 года, потому что хотели синхронизировать повышение этого налога с повышением пенсий на 45% с лишним. Это был основной источник повышения пенсий. Но, имея в виду кризис и непростую ситуацию, в которой оказался бизнес, мы пошли на то, что пенсии повысили, а налог нет. И разницу напрямую гасили из федерального бюджета.
Что мы сделали ещё? Я просто хочу сказать: мы сгладили повышение фискальной нагрузки для сельхозпредприятий, для компаний, в которых трудятся инвалиды, для бизнеса в сфере информационных технологий, для резидентов технико-внедренческих зон, для малых предприятий, создаваемых при вузах и научных центрах и для малых предприятий, работающих в сфере массовой информации. Для них ставка страховых взносов сразу не повышается, она остается на уровне 26%, предусмотрен четырёхлетний переходный период, а для высокотехнологичных компаний предусмотрен ещё более длительный переходный период – до 2019 года.
Наконец, было принято решение специально поддержать малые предприятия и индивидуальных предпринимателей, которые работают в сфере производства и оказания социальных услуг. Для них на восемь пунктов уменьшены страховые взносы в Пенсионный фонд – с 26 до 18%. Этой льготой они смогут пользоваться в течение двух лет.
Только эта мера – и я хочу обратить ваше внимание на это, уважаемые коллеги, – позволит оставить в экономике 170 млрд рублей. Это означает то, чего не получат различные уровни фискальной системы. В 2011 году мы недополучим, а у вас останется – 80 млрд, и почти 91 млрд – в 2012 году.
Мы постарались компенсировать издержки бизнеса и за счёт настройки налоговой системы в целом. Так, существенно расширена сфера применения так называемой упрощёнки. Её сейчас используют почти 2 млн организаций и индивидуальных предпринимателей. Планка дохода для перехода на упрощённую систему налогообложения была увеличена, как вы помните, после одной из наших с вами встреч. Это в Доме…
Реплика: …приёмов.
В.В.Путин: Нет-нет-нет. В Центре международной торговли проходила эта встреча, там вами был поднят вопрос, и Правительство приняло это решение – с 30 млн рублей мы перешли на 60 млн рублей. Предоставили такую возможность предприятиям, у которых оборот 60 млн.
Знаю, что есть предложения пойти дальше и с учётом имеющихся изменившихся обстоятельств ещё раз поднять верхний порог, при котором возможен переход на упрощённую систему налогообложения, например до 100 млн рублей. Ведомства наши работают над этим и делают соответствующие предложения – Министерство экономического развития и Министерство финансов. Посмотрим, в какие сроки, на какой планке можно было бы остановиться. Можно ли её сегодня поднимать, нельзя? А если можно, то до какого уровня и когда это можно было бы сделать. Но в целом мы понимаем проблему и готовы над этим подумать.
Далее. Как мы и обещали, от налога на прибыль будут освобождены организации, работающие в сфере образования и здравоохранения, причём эта норма коснётся как некоммерческих, так и коммерческих структур, что в нашей новейшей экономической истории происходит впервые, да и вообще впервые.
21 декабря Госдума приняла соответствующие поправки в Налоговый кодекс сразу в трёх чтениях. Следующий шаг – это кардинальное расширение сферы применения патента, когда предприниматель уплачивает фиксированную сумму и может заниматься своим делом при минимуме отчётности. Министерство экономического развития разрабатывало эту идею и продвигало её. Мы полагаем, что она должна тоже сыграть положительную роль в поддержке предпринимательства.
В ближайшее время в Налоговый кодекс будут внесены необходимые изменения: упростится порядок расчёта стоимости и использования патента, заявление на получение патента можно будет направлять по почте или через интернет, в течение пяти дней налоговый орган обязан будет принять решение о его выдаче. И всё, точка.
Обращаю внимание также на следующее: почти весь доход от продажи патентов (это 90%) пойдёт в муниципальные бюджеты. Рассчитываем, что эта мера станет серьёзным стимулом для местного самоуправления развивать и поддерживать малое и среднее предпринимательство, поскольку местные органы власти будут напрямую получать от этого доход.
Хотел бы сегодня, разумеется, выслушать ваши замечания и предложения по законодательству, по этому законопроекту по патентам. Какие позиции, на ваш взгляд, нуждаются в корректировке, что, может быть, нужно сделать дополнительно?
Мы также немало сделали для снятия инфраструктурных ограничений для малого и среднего бизнеса. Введена рассрочка по оплате подключения к электрическим сетям для объектов малой и средней мощности (до 750 кВт). С 2011 года в плату за присоединение запрещается включать расходы на развитие уже существующих сетей. Потребитель должен оплачивать только издержки по строительству так называемой последней мили. Правда, здесь нам тоже нужно ещё подумать, потому что у бизнеса возникают вопросы по ряду проблем, связанных с энергетиками. Я знаю об этом. Сегодня поговорим. Стоимость подключения к теплу, к воде ещё высокая, это правда.
В октябре мы обсуждали эту тему на встрече с «Деловой Россией». Сегодня в ходе обмена мнениями предлагаю к ней ещё раз вернуться.
Дальше. Нам крайне важно избавить бизнес от разорительной административной и коррупционной нагрузки. Ежегодно организация «Опора России», представляющая интересы малого бизнеса, проводит исследование о состоянии делового климата в стране, в том числе задаёт предпринимателям вопрос о так называемых неформальных платежах. Вот такая представлена нашими коллегами невесёлая статистика. Она, правда, улучшается, вроде и улучшения серьёзные, но объём беды пока, конечно, очень большой. Эта нагрузка, по вашим же оценкам (по вашим оценкам!), снизилась с 10 до 5%. 10% было в 2006 году, сейчас – до 5%. Но эти 5% – это 1 трлн рублей. Это, конечно, цифра запредельная.
Будем последовательно проводить антикоррупционную работу, жёстко наказывать недобросовестных чиновников, продолжим чистить законодательство, устранять саму возможность для коррупционных проявлений. И, разумеется, с другой стороны будем, конечно, поддерживать тех коллег, которые, работая в административных аппаратах и структурах на всех уровнях, добросовестно и честно исполняют свой долг.
Мы провели глубокую инвентаризацию системы государственного надзора и контроля. В этом году предметно разбирались с ситуацией практически в каждом надзорном ведомстве, убирали избыточные, нелогичные нормы в сфере образования, здравоохранения, строительства, сельского хозяйства.
Как вы знаете, принципиально иные требования теперь предъявляются к законности и обоснованности контрольных мероприятий. Все проверки поставлены под контроль органов прокуратуры. В результате число проверок только в текущем году сократилось на треть. Правда, в других секторах жалуются, что контролирующие организации малого и среднего бизнеса передвинулись на другие площадки, тем не менее будем работать последовательно по каждому вектору.
Более чем вдвое сейчас сокращается перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. У нас создаётся единая национальная система аккредитации, которая удешевит и упростит процесс допуска новых товаров на рынки.
Что касается лицензий, то большинство из них будет отменено, а остальные станут бессрочными, и не нужно будет с периодичностью в несколько лет собирать одни и те же бумажки, чисто формальные, как правило, но весьма «дорогие».
Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий бессрочные лицензии с отменой стадий продления.
Я подчеркну: мы будем внимательно отслеживать, как идёт работа по снятию административных барьеров на всех уровнях власти. Могу сказать также, что в марте будущего года Министерство экономического развития впервые представит в Правительство доклад об эффективности государственных и муниципальных видов контроля в стране. Такая практика станет традиционной.
По итогам будем как принимать кадровые решения, так и корректировать объёмы финансовой помощи, которые получают регионы. Если субъект Федерации активно работает с бизнесом, поощряет инициативу, то и средства на развитие будет получать соответствующие.
Есть ещё одно крупное направление, по которому мы окажем содействие малому и среднему бизнесу, – это доступ к новым заказам и к кредитным ресурсам. В этой связи напомню, что с января будущего года вступает в силу закон, регулирующий деятельность в сфере микрофинансирования. Кроме того, будет расширена работа региональных гарантийных фондов.
Отмечу, что по сравнению с концом прошлого года объём кредитов, выданных российскими банками малому и среднему бизнесу, увеличился на 1 трлн рублей и составил порядка 3 трлн 250 млрд рублей.
Мы и дальше будем стимулировать наши банки работать с небольшими и средними компаниями, фермерскими хозяйствами, в том числе используем и возможности Внешэкономбанка. К 2015 году ВЭБ увеличит объём финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в 2,5 раза – до 250 млрд.
Кроме того, сейчас создаются дополнительные возможности для участия малого и среднего бизнеса в государственных и муниципальных закупках. Это широкое использование практики электронных аукционов, а также снижение требований по финансовому обеспечению заявки для участия в торгах, чтобы не отсекать от получения заказов небольшие компании.
С 2011 года – так во всяком случае мне бы хотелось – около 70% номенклатуры госзаказа будет осуществляться в форме электронных аукционов.
В качестве обязательного мы намерены установить требование по привлечению малого бизнеса к торгам госкомпаний и естественных монополий. Там есть своя специфика, понятно: они в рынке работают – должны работать в рынке. Но тем не менее привлекать малый и средний бизнес к своим операциям они обязаны.
И ещё очень важная деталь: мы планируем ввести административные санкции за неисполнение финансовых обязательств по госконтрактам, чтобы у чиновников и различных госконтор не возникало соблазна тянуть с оплатой, не вовремя платить. Понятно, да? Не держать на банковских счетах в любимых финансовых учреждениях средства, которые нужно переводить в компании.
Рассчитываем также, что малый и средний бизнес выступит нашим партнёром в реализации ключевых государственных программ. Имею в виду модернизацию моногородов, развитие фармацевтики, медицинской промышленности, индустрии комплектующих для автопрома, экологический туризм, услуги в сфере повышения энергоэффективности.
Отдельно хочу сказать о сельском предпринимательстве, о развитии фермерства, крестьянских хозяйств. Сегодня это мощный сегмент отечественного АПК. На долю фермеров и личных подсобных хозяйств приходится почти половина производства всей сельхозпродукции страны: более 20% зерна и сахарной свёклы, 48% мяса, 56% молока и 80% овощей. Это уже впечатляет.
На фермеров распространяются все виды государственной поддержки села, в том числе государство субсидирует процентные ставки по кредитам для малых форм хозяйствования. Мы также помогаем крестьянским хозяйствам преодолеть последствия тяжёлой засухи этого года. Но и здесь хочу о чём сказать? В ходе подготовки к «прямой линии» очень много поступало писем, телеграмм, sms-сообщений и так далее, и очень много от селян, в том числе от тех, кто организовал малые предприятия. Жалуются на что? Государство готово и даёт помощь сейчас тем, кто пострадал от засухи. На местах разворачиваются очень медленно, а подчас просто отказывают под предлогом того, что поздно пришли. Вот в одном из писем было — что надо было приходить за деньгами вчера. Ну что это? Причём некоторые хозяйства в очень тяжёлом положении! Вот два фермера мне написали – по-моему, два брата. Они пишут, что, если нам не помогут, мы просто разоримся. — И возможности такие есть, мы же деньги дали! Я потом передам вам, посмотрите.
Я хочу сказать, что сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы сохранить на 2011 год скидки по ГСМ. И такое поручение дано. А к началу весеннего сева поможем с семенами и удобрениями.
И, безусловно, мы должны решить системные задачи, сдерживающие развитие предпринимательства на селе. Все проблемы, которые сдерживают развитие предпринимательства в деревне, нужно устранить как можно быстрее. Нужно выстроить работоспособный механизм потребительской кооперации, дать возможность фермерам выгодно реализовать свою продукцию. Нужно ускорить и удешевить процедуру оформления границ земельных паев, чтобы крестьяне стали полноценными, защищёнными хозяевами своей земли и могли свободно использовать этот ресурс, в том числе в качестве залога для привлечения кредитов из финансовых учреждений.
И в завершение хотел бы вот что сказать. Конечно же, процесс улучшения делового климата должен идти постоянно. Государство обязано здесь тесно работать с предпринимательскими организациями, учитывать их позицию, предложения и критику. В этой связи предлагаю расширить участие бизнеса в работе правительственных структур. Можно было бы, например, представителям предпринимательских объединений войти в состав комиссии по административной реформе, а также комиссии по внедрению информационных технологий, то есть тех органов, которые непосредственно занимаются повышением качества госуправления и снятием бюрократических барьеров. Я знаю, что диалог и так налажен и в целом все предложения, которые от вас поступают, рассматриваются, а идеи, которые формулируются на правительственной площадке, проходят экспертизу через ваши организации. Но мне кажется, не будет лишним, если мы будем работать вместе на такой постоянной основе и институционно этот организационный вопрос решим.