«Со следующего года мы начинаем крупномасштабную программу по модернизации здравоохранения. По этой программе 25% (а это где-то около 150 млрд рублей) только в течение двух лет мы направим на поддержку детства. Это в значительной степени связано с теми задачами, которые ложатся на плечи женщин, которые рожают», – сказал в ходе встречи российский Премьер.
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Добрый вечер! Я прежде всего хочу поздравить вас с 20-летием создания Союза женщин России. За это время ваша организация превратилась в дееспособную общественную структуру. Ваши предложения, инициативы так или иначе находили своё отражение и в законодательных инициативах, в последующем в законах и в региональных программах – в том, что воплощалось в жизнь на федеральном, муниципальном и региональном уровне. Сегодня предлагаю по нескольким направлениям поговорить, подискутировать. Первый вопрос естественный и достаточно серьёзный – это защита прав женщин в сфере трудовых отношений. Второй – это защита материнства и детства. Вы знаете, что у нас осуществляется большая демографическая программа, и, конечно, в центре внимания – прежде всего женщины, женщины и дети. Третий вопрос – это вопрос о благотворительности. Имеются в виду и многодетные семьи, и дети, оставшиеся без попечения родителей, детские дома и так далее.
Что касается первого аспекта, то вы знаете, что мы предприняли достаточно большие усилия для поддержки рынка труда в прошлом году. Те, кто имел прямое отношение к этому делу в законодательных органах, знают об этом самым непосредственным образом, потому что сами принимали решения по выделению соответствующих ресурсов.
Реплики: Да, да.
В.В.Путин: Это, безусловно, коснулось всех граждан страны. Не в последнюю очередь и женщин – имею в виду прежде всего программы профессиональной переподготовки. Мы исходили из того, что этими программами воспользуются и женщины, которые возвращаются к трудовой деятельности после отпуска по беременности и родам. Давайте поговорим, насколько эффективно это сработало. Если вы считаете, что там нужно что-то сделать дополнительно, то я с удовольствием вас выслушаю и мы сможем скорректировать наши программы.
Второе – это защита материнства и детства. Это действительно большая, разносторонняя программа. Хочу обратить внимание, что, например, родовой сертификат, который мы придумали несколько лет назад, работает эффективно. Мы проиндексировали его: он увеличился уже на 63%. Я не говорю уже про материнский капитал – индексируем, как и обещали, ежегодно. В этом году он уже составляет 343 тыс. рублей, а в следующем году будет уже 365. Кроме того, мы разрешили использовать его раньше того срока, о котором договаривались, на решение проблем, связанных с погашением ипотечных кредитов. Большое количество людей – речь идёт уже о сотнях тысяч – воспользовалось этим правом.
Кстати говоря, по материнству и детству. Родовыми сертификатами и соответствующими формами поддержки в текущем году воспользовались 1,2 млн женщин. Через эти программы прошли 1,9 млн детей первого года жизни. С 1 января следующего года мы проиндексируем все детские пособия.
Вот темы, которые я предлагаю для обсуждения, но, если у вас есть какие-то соображения и какие-то предложения о том, о чём мы должны бы поговорить сегодня дополнительно, пожалуйста, я вас слушаю.
Е.Ф.Лахова (председатель общественной организации «Союз женщин России»): Владимир Владимирович, во-первых, хотела сказать спасибо за оценку нашей деятельности – как я считаю, республиканской организации. Это сетевая организация. Сегодня разные регионы представлены – и Тамбов, и Тверская область, и Республика Коми, и Курская область, и Волгоградская, и Кемеровская область. Я к тому, что у нас 82 региональных отделения.
Понятно, что 20 лет – и мы подводим итоги. Вы правильно сказали: в сложное время, когда Союз разваливался, женщины вдруг проявили такую инициативу и создали Союз женщин России, который стал правопреемником Комитета советских женщин.
Сегодня мы под впечатлением от мероприятия, которое проводили. Оно было посвящено 100-летию со дня рождения Валентины Степановны Гризодубовой, которая первая возглавила Антифашистский комитет советских женщин. У нас были авиатриссы, лётчики, испытатели, Марина Попович, которые выступали. Я просто посмотрела, насколько они патриоты, мужественны…
А вообще, мы отмечаем это своё мероприятие, подводя итоги. Когда мы подводим итоги, то так и хочется сказать: «А вот теперь давайте поговорим о самом главном – о любви, о женщинах, о семье». Этот год у нас в женских организациях действительно знаковый, потому что впервые на таком высоком государственном уровне Президент сказал о родовом сертификате, что было необычно, о родовспоможении. Все говорили: «Какое-то слово он придумал «родовспоможение»», а мы объясняли, что это такое, что это просто забыли, – об охране материнства, детства, о необходимости дифференцируемого подхода к пособиям по уходу за ребенком. И самое главное – чётко определили политику по детям-сиротам. Это позорная для России проблема. Мы понимаем: их количество не снижается, но они должны воспитываться в семье, потому что государственное учреждение не может её заменить, и что из федерального бюджета на это выделяются средства… То, что это было четко сказано (цифры, деньги, какие были направлены), – это был такой подъём.
Я Вам просто хочу сказать: женщинам, наверное, присущ инстинкт самосохранения. Бог, наверное, нас всё равно как-то по-разному изобрёл. Так вот мы в 1990-е годы, самые сложные и трудные, приняли пять программ. Одна называется «Крепкая семья, здоровое государство». Программа социальной безопасности, устойчивого развития (культура, духовность, здоровый образ жизни) – то, о чём мы сейчас говорим (новые идеи, позитивные действия, инновации и так далее). И, конечно, гарантированные права мужчин и женщин. Думаю, это как раз в унисон с теми программами, которые стали реализовываться только начиная с 2000 года. Самые сложные первые четыре года прошли, и потом мы стали работать. Стали работать и на муниципальном уровне, и на уровне субъектов. Но больной вопрос, который, Владимир Владимирович, остаётся: мы сколько угодно можем говорить о детях, но, пока будет плохо семье, пока будет неблагополучие, пока будет кризис в семье, ребенок будет на улице, у нас будут сироты, у нас будет подростковая преступность, у нас будут убегать из школы, из семьи, будет насилие в отношении детей.
Поэтому-то мы отдали на уровень субъекта разграничение полномочий по семье. Нам нужно распространить положительный опыт тех регионов, которые стали создавать службу семьи, которые не ждут, что кто-то придёт, а сами выявляют, работают на профилактику. Вот это, наверное, самый важный, большой вопрос, который мы должны вместе с Вами решить. Поэтому мы, конечно, благодарны, что Вы оценили работу нашей организации.
В.В.Путин: Я думаю, что Вы не случайно вспомнили Послание Президента этого года. То, что прозвучало в Послании, – это не что иное, как продолжение всего того, что государство делает за последние пять-шесть лет, может быть, семь. Мы приняли одну программу, другую, третью. Один шаг вытекает из другого. И не мне вам напоминать, как тяжело у нас складывалась ситуация с демографией. Казалось, что мы из этой демографической ямы никогда не выберемся. Просто страшно было за это браться. Мы приняли первое решение и по материнскому капиталу, и по родовым сертификатам, и по другим…
Е.Ф.Лахова: И по выплатам женщинам.
В.В.Путин: Целый комплекс! И теперь в Послании этого года Президент делает акценты на продолжении, по сути, этого важнейшего направления деятельности государства. Для меня здесь не было ничего необычного.
Е.Ф.Лахова: Это совершенно правильно.
В.В.Путин: Это движение по одному из ключевых направлений деятельности страны – по поддержке рождаемости, по борьбе со смертностью. Со следующего года мы начинаем крупномасштабную программу по модернизации здравоохранения. По этой программе 25% (а это где-то около 150 млрд рублей) только в течение двух лет мы направим на поддержку детства. Это в значительной степени связано с теми задачами, которые ложатся на плечи женщин, которые рожают.
Е.Ф.Лахова: Владимир Владимирович, Вы стали про демографию говорить, про родовой сертификат… Никогда женские консультации, родильные дома не имели в таком количестве средств, которые они стали иметь за счёт родового сертификата. Ведь замачивали перчатки, извините, в вёдрах. Сейчас у них разовые инструменты, одежда. Они с помощью родового сертификата могут и анемию лечить. Мы же в женских консультациях беременным женщинам выделяем бесплатно лекарства.
В.В.Путин: Лекарства и витамины.
Е.Ф.Лахова: И витамины, и то, что необходимо. Тут у нас координатор проекта от партии «Единая Россия». Мы координируем эти проекты и в Тамбовской области, и в Республике Коми. Я знаю, что они очень активно работают, например по программе «Качество жизни». Поставили человека в центр. Очень интересные наработки и необычные по реализации. В каждом регионе по-разному, но есть очень интересные соображения и предложения.
О.В.Савастьянова (председатель общественной организации «Союз женщин Республики Коми»): Можно мне, Владимир Владимирович? Вы сказали, что действительно нужно поставить себе эти задачи. Это очень важно для нас, что те программы, которые сегодня объявлены и приняты, что они финансово обеспечены.
То, о чём говорила Екатерина Филипповна (Лахова), о службе семьи. Буквально в прошлом месяце наш профильный комитет проводил семинар, и мы зашли в один из детских садов в Москве. После этого я задавала этот вопрос везде в детских садах. Мы, соответственно, спрашивали о тех проблемах, которые есть, – о здоровье детей, об их развитии, как они непосредственно решают эти вопросы с родителями. Вы знаете, одна заведующая детским садом и медицинский работник сказали нам, что многих родителей они почти не знают, потому что деток в детский сад приводят няни. Это одна сторона. Второе, что меня поразило до глубины души, – няни, приводя детей в детский сад, рассказывают о том, что родители им дают установку, чтобы отводить ребенка в детский сад тогда, когда они ещё спят, а приводить обратно, когда они ещё не пришли с работы. То есть всё нужно сделать таким образом, чтобы родители не могли ни утром, ни вечером видеть своих детей.
Знаете, я первый раз с этим столкнулась! Что это, тенденция? Потому что у нас где-то на уровне 40% деток рождается в неполных семьях. Понятно, что там мамы… Вопросы, которые Вы подняли, – всё это даёт сегодня возможность помочь материально в воспитании ребенка.
Конечно, когда мы сейчас берёмся за очень многие проблемы, связанные с негативными последствиями, нам хочется сработать на опережение. Ведь очень часто мы помогаем уже тогда, когда семья попала в трудную, кризисную ситуацию. И возможно, мы расплачиваемся за эти последствия, в то время как экономим на решении, поэтому в данном случае это важно.
А с точки зрения тех вопросов, которые Вы назвали, по новой программе, – это, конечно, дало очень серьёзные результаты. Я могу сказать, что по республике, несмотря на кризисность ситуации, у нас безработица практически не увеличилась. Где-то 1,5–1,8%, то есть мы то поднимались, то опускались. Нам удалось её, по сути, стабилизировать.
В.В.Путин: Это очень важный аспект, который я хотел бы тоже затронуть сегодня. Потому что семья, дети, поддержка материнства и детства – это важнейшие направления, это само собой разумеется. Но не менее важно помочь женщине в любом случае реализовать себя профессионально, реализовать себя в профессии, в жизни, помочь ей добиться успеха. И, конечно, в условиях кризиса это становится особенно актуальным. Если вы говорите, что те программы, которые мы развернули, всё-таки реально способствовали решению этой задачи, то это, конечно, дорогого стоит.