В.В.Путин провёл заседание Правительства Российской Федерации

СМИ о Путине // 07.12.2010 18:37

В своем вступительном слове глава Правительства, в частности, подвел некоторые итоги реализации государственной программы поддержки моногородов. По его словам, Правительство намерено и в дальнейшем помогать моногородам, но решающая роль здесь, считает Премьер, конечно, принадлежит региональным и местным властям. «Там, где они проявляют инициативу, проблемы решаются. Появляются внятные и реалистичные планы долгосрочного развития», – подчеркнул В.В.Путин.

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начнём с события, которое порадовало миллионы любителей спорта в нашей стране, – с нашей победы в борьбе за право проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Мы приняли решение о формировании этой заявки в мае, во всяком случае весной 2009 года, и за полтора года было сделано немало для того, чтобы мы победили. Хочу обратить ваше внимание на то, что все слова благодарности сказаны и пора приступать к будничной, повседневной работе по подготовке этого крупного мероприятия. А мероприятие действительно очень крупное по своим масштабам: не уступает, а, скорее всего, даже и превосходит зимние олимпиады. Чтобы было понятно, о чём идёт речь: только на стадионах вживую соревнования посмотрит примерно 3,5 млн человек, из них примерно 40% – это иностранные туристы. Телевизионная зрительская аудитория финального матча – 1 млрд человек. Средний матч смотрит примерно 0,5 млрд человек. А совокупная зрительская телевизионная аудитория, совокупная за всё время проведения Чемпионата, – примерно 8 млрд человек. Можете представить, сколько людей на планете увидит Россию!

И я прошу уже в ближайшее время полностью укомплектовать оргкомитет по подготовке и проведению Чемпионата мира и сформировать его наблюдательный совет.

Также прошу Министерство спорта и туризма обеспечить разработку необходимой нормативно-правовой базы, обратив особое внимание на выполнение взятых нами обязательств перед исполкомом ФИФА.

Необходимо утвердить детальный план создания спортивной, транспортной, гостиничной, другой необходимой инфраструктуры, а также проработать вопрос о привлечении частных инвесторов к её строительству и эксплуатации. Если потребуется, следует внести изменения в соответствующие федеральные целевые программы. И, кроме того, я рассчитываю, что субъекты Федерации, в которых пройдут матчи Чемпионата мира, примут самое активное участие в этой общей работе, утвердят собственные планы подготовки к чемпионату, внесут коррективы в региональные планы развития, создадут специальные управленческие структуры.

Действительно, работа большая. Мы значительные средства уже, так или иначе, заложили на развитие, скажем, авиационной инфраструктуры, аэропортовой, транспортной, по другим программам. Они, так или иначе, уже заложены в наши расходные обязательства 2011–2013 годов. Нужно посмотреть на всё это ещё раз, и всё что нужно скорректировать соответствующим образом. Лишних расходов не нужно. В этой связи, конечно, многое могут сделать представители частных структур. Имею в виду, что значительная часть этих проектов будет окупаема и может быть привлекательна для бизнеса.

Далее. Могу сказать, что подписано постановление о внесении изменений и в федеральную программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. Это уже другая тема. Эти изменения предусматривают выделение дополнительных средств на формирование нового облика Владивостока и подготовку к саммиту АТЭС. В результате общий объём финансирования увеличится на 109 млрд рублей и достигнет 662 млрд. Однако основную прибавку – свыше 105 млрд рублей – дадут проекты, осуществляемые за счёт средств инвесторов. Обязательства федерального бюджета увеличиваются незначительно – на 3 с небольшим млрд рублей.

Теперь о некоторых вопросах повестки дня.

Один из них также связан с задачами поддержки Дальнего Востока, которые мы обсудили вчера на конференции «Единой России» в Хабаровске. Мы рассмотрим законопроект, устанавливающий нулевую ставку НДПИ для разработки месторождений олова в Дальневосточном федеральном округе. Льгота вводится временно, на пять лет, и, как мы рассчитываем, поможет не только возобновить добычу олова, но и даст шанс на возрождение ряду посёлков в труднодоступных и удалённых районах Якутии и Хабаровского края, позволит создать там более 2,5 тыс. рабочих мест.

Кроме того, мы должны подвести первые итоги реализации государственной программы поддержки моногородов. Как известно, в период кризиса многие из них оказались в тяжёлой ситуации. Проблемы на градообразующих предприятиях обернулись ростом безработицы и снижением доходов граждан, сократились поступления в местные бюджеты. В рамках антикризисных мер мы использовали специальные инструменты помощи моногородам: заложили на эти цели 27 млрд рублей. Большая часть этих средств распределена. Однако нужно понимать, что в 2010 году нам удалось лишь снять остроту имеющихся проблем, помочь тем, кто потерял работу, несколько улучшить положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В то же время проблемы моногородов носят системный характер. И стратегическое решение состоит в диверсификации городской экономики, в уходе от чрезмерной зависимости от единственного градообразующего предприятия, как это было на печально известном предприятии в Пикалёве. Кстати говоря, сегодня все участники этого процесса, договорившись между собой, причём договорившись самостоятельно, за что я ещё раз хочу их поблагодарить, – проявляют чувство ответственности, заботу о предприятии, о будущем самого города, договорились о принципах работы на следующий, 2011 год.

Конечно, мы будем помогать и в дальнейшем с федерального уровня. Но решающая роль, конечно, в таких случаях принадлежит региональным и местным властям. Там, где они проявляют инициативу, проблемы решаются, появляются внятные и реалистичные планы долгосрочного развития.

Могу отметить, что уже согласовано 50 ключевых инвестиционных проектов, в рамках которых до 2015 года в моногородах будет создано не менее 200 тыс. новых эффективных рабочих мест.

С другой стороны, в 135 моногородах до сих пор не разработаны комплексные инвестпрограммы. Видимо, здесь кто-то думает, что за них будут думать и решать эти проблемы другие. Просто сидят и ждут, вместо того чтобы использовать конкурентные преимущества, которые наверняка есть в каждом регионе, в каждом муниципалитете. Достаточно заняться поощрением малого и среднего бизнеса, и результат будет очевиден.

Хотел бы обратиться и к главам субъектов Федерации, которые должны держать под постоянным личным контролем вопросы поддержки моногородов, оказывать помощь местным властям в реализации программ развития, создавать максимально благоприятный режим для прихода частных инвесторов.

В нашей повестке дня сегодня и ряд международных вопросов.

Нам предстоит рассмотреть пакет документов, связанных с запуском Единого экономического пространства – Россия–Белоруссия–Казахстан. На последней встрече глав правительств «тройки» в Санкт-Петербурге удалось согласовать ключевые соглашения по ЕЭП. Дискуссия была весьма жаркой, но в результате нам удалось достичь оптимального результата, найти точный, устраивающий всех баланс интересов. Важно, чтобы послезавтра, на саммите в Москве, главы государств имели возможность подписать качественные, тщательно проработанные соглашения. Тем самым, страны «тройки» смогут уложиться в обозначенные ранее сроки – до 1 января 2011 года сформировать всю нормативно-правовую базу Единого экономического пространства.

Подчеркну: ЕЭП, как и ранее Таможенный союз, формируется в очень сжатые, без преувеличения, рекордно короткие сроки. Подобный темп стал возможным благодаря конструктивному настрою всех участников этого процесса, а также огромной работе (я скажу это, без всякого преувеличения: огромной работе), проделанной на экспертном и отраслевом уровнях. И хочу поблагодарить всех членов Правительства за тот вклад, который вы внесли в это большое, очень важное, без всякого преувеличения, дело стратегической важности для нашей страны.

Вместе с тем обращаю ваше внимание: подписанием пакета соглашений ЕЭП работа по его формированию далеко не исчерпывается. В повестке дня появляется принципиально новый пласт задач, связанных с дальнейшим углублением интеграции, внедрением прозрачных, чётких норм и правил для всех участников экономической деятельности.

В этой связи прошу коллег не сбавлять набранных оборотов, продолжать начатую работу с прицелом на длительную перспективу. Такой подход будет способствовать динамичному развитию наших экономик, росту их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, будет способствовать тому, чтобы позитивную отдачу от запуска механизмов Единого экономического пространства на себе ощутил и бизнес, и граждане наших стран.

Давайте перейдём к работе.