В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства России

СМИ о Путине // 01.12.2010 18:06

«Глобальный экономический кризис внёс коррективы в наши планы, но от заявленной повестки мы не отказывались. Именно в период экономических трудностей мы смогли реализовать проект совершенствования пенсионной системы и существенно повысить пенсии, занялись обеспечением жильём ветеранов и военнослужащих, причём в таком объёме, в каком раньше никогда этого государство не делало…»

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину – заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – министру финансов Российской Федерации) я попрошу Вас рассказать о мерах по подготовке к исполнению бюджета 2011–2013 годов. Пожалуйста.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, сегодня в Совете Федерации окончательно принят федеральный бюджет на 2011 год и до 2013 года. Теперь этот бюджет поступит на подпись Президенту. Самое главное, что этап Федерального Собрания мы прошли, и сегодня он завершился.

По подготовке бюджета хотел бы добавить следующее: общий объём расходов следующего года чуть больше, чем в этом году, и составит 10 трлн 658 млрд рублей. Для того чтобы он исполнялся без задержек, с 1 января мы должны ещё выпустить ряд подзаконных актов в виде актов Правительства Российской Федерации. Обычно около 400–450 млрд рублей в последние два года (и в прошлом году, и в этом году) – это были расходы, которые вступят в силу не автоматически, а после выпуска таких постановлений Правительства. По этому плану нам нужно выпустить – чтобы бюджет заработал в полном объёме – 133 постановления, из них 117 постановлений в этом году. На сегодняшний день в Правительство уже внесено из этого числа актов: 4 акта – на рассмотрение и утверждение; 50 актов согласованы министерствами и поступят в Правительство в ближайшие дни. Ещё 48 актов находятся на согласованиях в министерствах и ведомствах: они готовы, и министерства их согласовывают в установленном порядке. 15 актов ещё министерствами не внесено на согласование. У нас есть месяц. Времени ещё достаточно, и я хочу обратиться к коллегам с просьбой ускорить эту работу, чтобы они вышли до конца этого месяца. Соответственно, мы ожидаем, как и в прошлом году, что уже на первые дни года у нас будет готово к выдаче лимитов, бюджетных обязательств для финансирования примерно 98% всех расходов.

Хочу напомнить, что в последние годы, особенно в этом году, мы лучше, чем обычно, поработали. На 1 января у нас, у министерств, было право на исполнение своих лимитов на 98% всего бюджета.

Теперь расходы бюджета приходят не в середине года или в конце, или в ноябре. Такие случаи бывают только по тем ситуациям, по которым такого рода постановления, подзаконные акты выходят позже, и по тем решениям, которые мы принимаем в течение года, когда мы в условиях изменения бюджета также уточняем некоторые объёмы расходов, и, таким образом, нам иногда приходится выпускать такие акты и в середине года.

Но ещё раз хочу сказать, что примерно 98% расходов мы ожидаем после 1 января. Они будут в полном распоряжении министерств и ведомств, и все будет зависеть только от качества мероприятий, сроков объявления тендеров, и, я думаю, у нас есть хорошие возможности своевременно исполнять бюджет следующего года.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо. Я знаю, что министерство активно работает в различных судебных инстанциях по защите интересов казны. Как там идёт работа?

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, я хотел бы ещё сказать, что в ходе нашей работы и формирования законодательства, исполнения функций государства нашими министерствами и ведомствами всё-таки бывают случаи, когда граждане и юридические лица обращаются с исками к Российской Федерации. У каждого министерства есть такая практика. Львиная доля таких исков приходит к казне по выполнению публичных обязательств Российской Федерацией. Я могу сказать, что с 1 января 2009 года по середину этого года в адрес казны государства поступило 21 922 иска. И все они рассматривались с участием представителей Министерства финансов. У нас в значительной степени вовлечены также органы казначейства, потому что эти акты рассматриваются по всей территории Российской Федерации, во всех субъектах Российской Федерации. Объём заявленных претензий к Российской Федерации – 338 млрд рублей. Вместе с тем, после рассмотрения удовлетворено 9878 исков к Российской Федерации на сумму 7 млрд 450 млн рублей. Таким образом, по количеству исков, удовлетворённых к Российской Федерации, – 45%, но по величине средств объёма такой ответственности – это всего 2%. Потому что даже судьи в интересах государства, исходя из рациональных норм справедливости, конечно, уменьшают некоторые заявки, которые изначально заявлены заявителями, истцами. Поэтому мы здесь работаем и умело отстаиваем такие позиции. В этой связи, как я сказал, из 338 млрд за этот период удовлетворено судами только 7 млрд 450 млн рублей. И эффективность нашего юридического, правового аппарата показывает сегодня достаточно высокую эффективность. И, кроме того, нам по целому ряду норм удаётся выработать практику или типовые решения, которые потом, как правило, используются судами во всех субъектах Российской Федерации.

Но, к слову, также скажу, что по результатам рассмотрения мы работаем с министерствами и ведомствами, и те нормативные акты, которые требуют уточнения для более чёткого определения ответственности государства, функции государства, чтобы не возникало сомнений ни у чиновников, ни у заявителей, мы совершенствуем. Могу назвать пример: большая часть заявлений связана с льготами граждан различных категорий, в том числе детей, по проезду в различных территориях. В том числе иногда к нам предъявляются требования, которые должны предъявляться к субъектам Российской Федерации, по актам, которые приняты субъектами Российской Федерации. В этой связи такие уточнения внесены в законодательство, приняты. И сегодня, допустим, в разы вот уже в последний год уменьшилось количество таких обращений, в связи с тем что ситуация стала более чёткой. Поэтому по результатам этой работы мы совершенствуем законодательство и более чётко определяем ответственность государства.

Спасибо.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо. У нас сегодня в плане значится вопрос о создании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Как идёт работа по формированию территориальных органов федеральных ведомств?

А.Г.Хлопонин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! В соответствии с Вашими поручениями, которые были даны в мае месяце, на сегодняшний день мы активно занимаемся формированием территориальных органов на территории Северо-Кавказского округа. Основными целями формирования таких органов являются, безусловно, три ключевые функции. Первое – это приблизить федерально-территориальные органы непосредственно к населению, к потребностям жителей Северо-Кавказского округа. Второе – это обеспечить повышение эффективности использования федеральных ресурсов, которые направляются на территорию Северо-Кавказского округа. И третье – это усилить координацию взаимодействия между соответствующими федерально-территориальными органами на территории Северо-Кавказского округа.

В настоящее время создан территориальный орган Министерства регионального развития, который является головным по координации территориальных органов на территории Северо-Кавказского округа. Назначен заместитель министра регионального развития по Северному Кавказу. Также создан главк (главное управление) МВД. Вчера прошла коллегия МЧС, на которой создан территориальный орган по Северо-Кавказскому округу. Также сформированы структуры Федеральной таможенной службы, Росфинмониторинга, Ространснадзора, Росалкогольрегулирования и Росфиннадзора.

Всё идет в соответствии с утверждёнными планом и графиком. Думаю, что мы в ближайшее время уже завершим формирование территориальных органов.

В.В.Путин: Хорошо. Мною подписано постановление Правительства о совершенствовании порядка подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Пожалуйста, Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Н.Козаку, заместителю Председателя Правительства Российской Федерации), прокомментируйте.

Д.Н.Козак: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Это важное направление деятельности Правительства по совершенствованию инвестиционного климата, повышению инвестиционной активности в Российской Федерации и по устранению административных барьеров в сфере строительства. Летом этого года оба эти документа были утверждены Правительством Российской Федерации, и это Постановление принято во исполнение этих документов. Это одна из трёх наиболее существенных проблем, которые возникают у бизнеса при реализации инвестиционных проектов, связанных с подключением к инженерно-техническим сетям реконструированных или вновь построенных объектов капитального строительства. Действующее правило подключения ставит поставщиков соответствующих услуг (владельцев объектов инженерной инфраструктуры) в равное положение с потребителями, что на самом деле несправедливо, поскольку эти организации (владельцы объектов инженерной инфраструктуры) являются, как правило, монополистами и диктуют свои условия. Действующими правилами, постановлением Правительства предусмотрено урегулирование этих взаимоотношений между собой, предъявлены соответствующие требования к договорам на подключение: в частности, установлено чёткое разграничение ответственности, обязательств по сооружению инфраструктуры между заказчиком и поставщиком услуг. Заказчик, то есть инвестор, строит объекты инфраструктуры в границах своего земельного участка, а поставщики услуг, владельцы инженерной инфраструктуры, – за её пределами. Установлены условия о сроках подключения – не более 18 месяцев, если сам заказчик на поставку соответствующих услуг не продлевает этот срок, то есть преимущества предоставлены заказчику, что тоже решает проблему подключения, поскольку поставщики услуг часто диктовали свои условия на неопределённый срок. Установлена ответственность сторон за несоблюдение сроков договора. Очень важная позиция – предусмотрен механизм расчётов между заказчиком и поставщиком. Если сегодня все ресурсоснабжающие организации имели возможность, поскольку они в равных условиях, требовать 100-процентной предоплаты, то в соответствии с постановлением Правительства полная оплата может быть произведена только после подключения объекта капитального строительства к соответствующим сетям. Это чрезвычайно важный шаг, и он существенно улучшит ситуацию в сфере капитального строительства.

Хочу также отметить, что в ближайшее время, буквально на днях будет принят закон об административной ответственности поставщиков услуг за нарушение этих и других правил.

Я напомню, что в прошлом году мы приняли постановление Правительства, регулирующее порядок подключения субъектов малого и среднего бизнеса к электрическим сетям в сентябре этого года, а также было принято постановление Правительства о подключении к электрическим сетям генерирующих мощностей. Завершим эту работу принятием закона, который возложит административную ответственность на должностных лиц ресурсоснабжающих организаций за выполнение тех правил, которые приняты Правительством.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо. Елена Борисовна (обращаясь к Е.Б.Скрынник – министру сельского хозяйства Российской Федерации), вместе с Министерством транспорта вы дорабатываете систему взаимодействия по строительству сельских дорог. Мы в бюджете 2011-го и последующих годов дополнительные деньги выделяем – 18 млрд рублей только из федерального бюджета. Как Вы предполагаете выстроить эту работу с Министерством транспорта? Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е.Левитину – министру транспорта Российской Федерации), Вас тоже потом попрошу сказать несколько слов. Пожалуйста.

Е.Б.Скрынник: Уважаемый Владимир Владимирович, Министерством сельского хозяйства подписано соглашение с Министерством транспорта по вопросу развития сети автомобильных дорог в сельской местности. В соответствии с принятыми Вами  решениями, как уже отметили, это 18 млрд рублей в течение трёх лет, в 2011 году – 5 млрд рублей. Основными критериями отбора по строительству дорог будут являться: создание рабочих мест для сельских жителей, увеличение объёма производства сельхозпродукции и, конечно же, улучшение качества жизни.

Также выбор объекта проводится на основании предложений регионов, согласовывается с Министерством сельского хозяйства и с Министерством транспорта в рамках уже созданной рабочей межведомственной группы, которая будет проводить всю эту работу.

Одной из важных задач, которая будет решаться в результате строительства дорог, является федеральная целевая программа «Социальное развитие села». И основное направление, как я уже отметила, – это увеличение объёмов производства сельхозпродукции в рамках новых инвестиционных проектов (один из критериев), затем создание новых рабочих мест и создание возможностей сельским жителям улучшить качество жизни.

В.В.Путин: Хорошо. Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е.Левитину).

И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович, я хотел бы проинформировать, что эти деньги будут выделяться в федеральном дорожном фонде с 2011 года, то есть это уже будет квота для сельских дорог. Мы дадим технические условия по качеству и цене этих дорог и просили бы нас поддержать, чтобы в распоряжении Правительства, которое будет принято по этому вопросу, выкуп земли и подготовка территорий были бы обеспечены местными властями, чтобы эти деньги шли только на строительство автомобильных дорог. Тогда мы добьёмся качественного и эффективного их использования. Спасибо.

В.В.Путин: Хорошо. Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко, министру образования и науки Российской Федерации), в рамках федеральной целевой программы «Научные и педагогические кадры» 13 тыс. молодых учёных, молодых исследователей должны получить федеральные гранты общим объёмом до 4 млрд рублей. Как работа идёт?

А.А.Фурсенко: Владимир Владимирович, программа начата в 2009 году и заканчивается в 2013 году. Сейчас мы подводим итоги этого года. По этому году по трём основным направлениям – это проведение исследований коллективами научно-образовательных центров (временные коллективы, которые работают по какой-то конкретной задаче), проведение научных исследований под руководством докторов и кандидатов наук и проведение научных исследований молодыми учёными в этих центрах – в общей сложности получено 5,5 тыс. грантов. В этих грантах главным условием было участие молодых учёных. Приняли участие почти 13 тыс. учёных. Общий объём финансирования, выделенный в этом году целевым образом на их исследования, зарплату, – это 4 млрд рублей. Все эти проекты в основном трёхгодичные, то есть они будут продолжены ещё и в 2011-м, и в 2012 году. Мы также будем осуществлять и некоторые новые проекты. Но я хочу сказать, что практически все – и ведущие университеты, и академические институты – в эти проекты вовлечены и достаточно активно работают.

В.В.Путин: Хорошо. Виктор Федорович (обращаясь к В.Ф.Басаргину, министру регионального развития Российской Федерации), подошло время отчитаться за восстановление домов, утраченных гражданами во время природных пожаров. В Волгоградской области и Алтайском крае как дела?

В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Вчера, 30 ноября, в Волгограде наша совместная комиссия приняла последние 106 домов для тех, кто потерял своё жильё во время осенних природных пожаров. Это были последние дома. Накануне, в субботу–воскресенье, были сданы дома в Алтайском крае, то есть в целом в Алтайском крае восстановлено 222 дома, а в Волгоградской области – 275. Сегодня в Волгоградской области вручаются ключи пострадавшим и идёт заселение. Это были последние наши обязательства по природным пожарам.

В целом, Владимир Владимирович, напомню, что всё строительство было проведено в соответствии с графиком. Мы сдали более 2100 домов для 2200 семей, в том числе многоквартирных домов. Кроме этого, на строительстве этих объектов было задействовано более 9 тыс. строителей, 620 единиц техники. Помимо жилья, нами было восстановлено: 300 км автодорог, 320 км водопровода, канализации, 210 км сетей газоснабжения, 640 км телекоммуникационных сетей, 19 населённых пунктов впервые было газифицировано. Вообще у нас восстанавливалось более 80 населённых пунктов в 19 субъектах Российской Федерации. Уже введён ряд социальных объектов, то есть три фельдшерско-акушерских пункта, детский сад на 120 мест, пять спортивных и четыре детских площадки, два магазина и отделение почтовой связи. То есть можно говорить о завершении этой программы, но тем не менее я скажу, что мы постоянно держим ситуацию на контроле. В соответствии с Вашим поручением продолжают работать эксплуатационные бригады, то есть мы должны адаптировать жителей к новым условиям, посмотреть, как будет вести себя бытовая техника в этих условиях. Кроме этого, Владимир Владимирович, я хотел бы отметить, что продолжается строительство социальной инфраструктуры, и до конца 2011 года мы должны завершить 16 фельдшерско-акушерских пунктов в этих населённых пунктах, два физкультурных комплекса, 15 спортивных площадок, три дома культуры, 12 магазинов, 6 почтовых отделений, реконструировать и возвести вновь 7 школ и 13 детских садов. Уже в декабре мы запускаем школу в Рязанской области на 132 учащихся, детский сад на 75 мест и 5 фельдшерско-акушерских пунктов. Мы сейчас держим ситуацию на контроле и, после того как все эти программы будут завершены, мы окончательно отчитаемся.

Хотел бы воспользоваться ситуацией и поблагодарить сегодня те благотворительные организации, которые оказали помощь. Действительно, вся страна помогала погорельцам. У нас в различной форме 300 предприятий оказали помощь пострадавшим районам. Только 32 организации перечислили суммы свыше 15 млн рублей, то есть общая сумма помощи – именно на эти средства сегодня все социальные объекты восстанавливаются – составила свыше 3 млрд рублей.

В.В.Путин: Два вопроса есть у меня. Первый касается Волгоградской области. Там один из посёлков был затронут пожаром, и дома там восстановлены, создана и новая инфраструктура, энергоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и так далее. Другая часть посёлка пожаром не была затронута: там как не было ничего, так и нет. Губернатор Волгоградской области дал мне обещание, что он эту работу продолжит и весь посёлок будет обустроен этой инфраструктурой. Прошу Вас проконтролировать.

В.Ф.Басаргин: Владимир Владимирович, я был в этом посёлке, мы вместе с Бровко (А.Г.Бровко, губернатор Волгоградской области) ездили туда, встречались с жителями этого посёлка и действительно пообещали, что в начале весны мы начнём все работы по газификации этого посёлка и по строительству автодорог. Мы держим это на контроле. Думаю, что уже летом эти работы завершим.

В.В.Путин: Хорошо. И второй вопрос, естественно, по Дагестану. Что там произошло и какая сейчас ситуация?

В.Ф.Басаргин: Владимир Владимирович, сейчас там работает комиссия во главе с МЧС. Туда выехал руководитель республики. Разбираемся, то есть окончательно сверяем цифры. У нас предварительные данные о том, что пострадало свыше 85 жилых домов. Социальную сферу сохранили, то есть детский сад, школу, фельдшерско-акушерский пункт, и сохранилось 10 жилых домов. Сейчас оказывается помощь населению, МЧС все необходимые работы там проводит. Сегодня мы посмотрели природу возникновения этого пожара. К сожалению, это бытовая случайность, бытовая халатность, поэтому мы не можем сегодня отнести это к реализации федерального закона о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера. Сегодня совместно с республикой решаем, что, видимо, они должны взять на себя помощь пострадавшим в этом регионе (это порядка 120 семей, порядка 400 человек) и выделить средства на возведение и восстановление жилищных условий.

В.В.Путин: Хорошо, понятно. Это не техногенная авария, это не природный пожар. Я понимаю ограничения, связанные с законом. Вместе с тем пострадало много людей, люди находятся в сложном положении, в республике с финансами тоже не ахти как, поэтому подготовьте, пожалуйста, вместе с МЧС предложения о том, что мы могли бы сделать на федеральном уровне, чтобы поддержать республику и, соответственно, людей в этой сложной ситуации.

В.Ф.Басаргин: Да, такие предложения готовятся.

В.В.Путин: Давайте перейдём непосредственно к нашей сегодняшней повестке дня.

Вчера Президент России огласил своё Послание Федеральному Собранию. Значительная часть проблем, которые там изложены, сформулированы, нам хорошо известна и напрямую входит в компетенцию Правительства Российской Федерации. Речь идёт о новых инициативах по созданию комплексной системы охраны детства, включая развитие образования, решение проблем школ, детских садов, улучшение медицинской помощи, поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Предстоит подготовить законопроекты о новых налоговых льготах для семей с детьми и мерах по поощрению рождения третьего и последующих детей, создать дополнительные стимулы для благотворительной деятельности.

Правительство должно максимально оперативно внести в Думу проекты документов, связанные с уменьшением ставок страховых взносов для малых и средних предприятий, работающих в производственной и социальной сфере. Не будет никакой тайны – мы все это хорошо знаем – внутри Правительства долго по этому поводу шли споры: как нам поступить, что сделать? В Послании сформулировано, и нужно исполнять. Я прошу подготовить соответствующие документы и внести их в Парламент. Также выделю такое направление, как развитие природоохранной деятельности, формирование современной системы экологических стандартов и требований. Прошу Аппарат Правительства организовать подготовку перечня поручений по реализации Послания. Срок – неделя.

Уважаемые коллеги!

Сегодня нам также предстоит подвести промежуточные итоги реализации Основных направлений деятельности Правительства России. Этот документ является нашей среднесрочной программой, содержит конкретные задачи в таких ключевых сферах, как демография, образование, здравоохранение, внедрение инноваций, обеспечение национальной безопасности, региональное развитие, повышение эффективности государственного управления.

Конечно, глобальный экономический кризис внёс коррективы в наши планы, но от заявленной повестки мы не отказывались. Именно в период экономических трудностей мы смогли реализовать проект совершенствования пенсионной системы и существенно повысить пенсии, занялись обеспечением жильём ветеранов и военнослужащих, причём в таком объёме, в каком раньше никогда этого государство не делало, запустили проект «Электронное правительство», провели инвентаризацию административных процедур.

Сейчас мы начинаем программу модернизации здравоохранения и медицинского страхования. Закон принят и с 1 января 2011 года начнёт работать. Смысл этих преобразований в том, чтобы поставить интересы конкретного человека в центр всей системы здравоохранения, повысить качество и доступность медицинской помощи.

Также со следующего года начнут свою работу дорожные фонды, и мы сможем серьёзно увеличить объёмы строительства автомобильных дорог.

Уже с 2012 года мы перейдём на распределение бюджетных средств по программному принципу. Поэтому сейчас крайне важно устранить все имеющиеся ещё недостатки и шероховатости и начать работу по формированию этих госпрограмм.

В заключение хотел бы остановиться ещё на двух решениях, которые мы должны рассмотреть. Во-первых. Вы знаете, что в сентябре была утверждена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, я уже об этом сказал. Согласован перечень приоритетных инвестиционных проектов, намечены масштабные планы по развитию социальной сферы Северного Кавказа, по созданию новых рабочих мест на Северном Кавказе. В регион пойдут значительные бюджетные средства, деньги частных инвесторов, крупных корпораций и институтов развития. Конечно же, необходимо обеспечить тесную координацию и согласованность действий федеральных и региональных органов. Поэтому принято решение создать Правительственную комиссию по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Сегодня Хлопонин (А.Г.Хлопонин, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, полпред Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе) доложит нам об этом.

И второе. В понедельник мы проводили селекторное совещание об оказании помощи крестьянским хозяйствам, пострадавшим от засухи. Напомню, что из 35 млрд рублей финансовой продержки 20 млрд уже перечислено в регионы.

Сегодня мы примем решение о выделении второго транша дотаций в объеме 5 млрд рублей для 43 пострадавших регионов России. Среди крупнейших получателей помощи – Воронежская область (706 млн руб.), Оренбургская область (420 млн руб.), Башкортостан (406 млн руб.), Саратовская область (337 млн руб.) и Самарская область (226 млн руб.).

Как мы и договаривались, доведение помощи до конкретных производителей должно быть максимально ускорено. Этот вопрос Правительство и в дальнейшем должно держать на контроле.

Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову, первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации), прошу Вас, как мы и договаривались, проанализировать отчёты руководителей регионов России об организации помощи пострадавшим хозяйствам. Отдельно доложите, пожалуйста, по итогам этого анализа.

Также прошу отслеживать исполнение наших решений по выделению 5 млрд рублей на поддержку животноводства, о чём мы уже неоднократно заявляли и сказали об этом на последнем нашем совещании, и 2 млрд рублей на закупку семян и удобрений под весенне-полевые работы. При этом, как и договаривались, прошу разобраться с ценами на минеральные удобрения.

Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину, заместителю Председателя Правительства Российской Федерации), а Вас прошу ещё раз вернуться к ценам на ГСМ и в контакте с Виктором Алексеевичем этот вопрос решить до начала весенне-полевых работ.

Кроме того, надо ускорить внесение акта Правительства о продлении льготного тарифа по железнодорожным перевозкам зерна и муки до 1 июля 2011 года.