На встрече обсуждались результаты производственной деятельности ОАО «РЖД» за 10 месяцев текущего года, вопросы взаимодействия компании с профсоюзами. В.И.Якунин также доложил Премьеру о первых итогах реализации программы реформирования железнодорожного транспорта.
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Владимир Иванович, первый блок вопросов касается производственной деятельности. Год заканчивается. Каковы результаты прежде всего, конечно, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: объёмы перевозок, экономика, производительность труда?
В.И.Якунин: Владимир Владимирович, могу Вам доложить, что благодаря поддержке Правительства и мерам, которые мы приняли в плане антикризисных мероприятий, мы выходим на параметры по крайней мере по 10 месяцам, которые мы можем фиксировать и которые значительно лучше, чем те планы, которые у нас были. Так, например, по производительности труда мы достигнем параметров увеличения, превышающих 13%. Благодаря этому, естественно, мы сможем выполнить свои обязательства по росту заработной платы. Мы это делаем в строгом соответствии с тем, как Вы в своё время нам и рекомендовали, поэтому рост заработной платы у нас будет в среднем по сети на 10%.
Помимо этого могу Вам сказать, что наши предположения относительно того, что кризисные явления серьёзным образом скажутся на грузовой работе, оказались правильными. И Минэкономразвития тоже так считало. Я думаю, что по концу года мы выйдем с параметрами падения грузовой работы по отношению к предполагаемой кривой, если бы не было кризиса, на 9%. Но с точки зрения конца предыдущего, кризисного года у нас параметры лучше. Экономика всё-таки выходит из кризиса. Мы констатируем, что обстановка улучшилась, и по результатам чистой прибыли мы, по всей видимости, достигнем параметров, в 3 раза превосходящих те, которые были ранее. В абсолютных цифрах они не столь велики, но тенденция такая существует.
В.В.Путин: Чем были когда?
В.И.Якунин: Чем были запланированы, чем были утверждены Правительством…
В.В.Путин: На этот год?
В.И.Якунин: На этот год. Это согласованная работа…
В.В.Путин: Объём-то какой всё-таки перевозок?
В.И.Якунин: Мы выходим на параметры, как я уже сказал, на 9% меньше, чем в докризисный период, но по сравнению с предыдущим периодом получается ориентировочно на 11% лучше.
В.В.Путин: На 9% – вы имеете в виду середину 2008 года?
В.И.Якунин: Я имею в виду эту продолженную кривую от середины 2008 года, экстраполированную до конца года.
В.В.Путин: Вы упомянули о социальных вопросах, в том числе о росте заработной платы и о планах по росту заработной платы. А как у вас складываются отношения с профсоюзами? Я знаю, что вы работаете над коллективным договором.
В.И.Якунин: Владимир Владимирович, в связи с некоторыми изменениями в действующем законодательстве мы провели комплексную работу с ЦК профсоюзов и буквально на днях уже подпишем согласованный документ, который фиксирует тот объём социальной защищённости, который компания обязана предоставить своим работникам в силу сложности и трудности работы на железнодорожном транспорте. В результате мы выходим на параметры где-то 73 млрд рублей социальных расходов. При этом мы стараемся сделать эти расходы адресными, не как раньше: есть общий котёл, и кто-то получает, кто-то не получает. Мы хотим ввести специальные карточки учёта, где каждый человек мог бы видеть, сколько он получил социальных благ от компании.
Помимо этого хотел бы также подчеркнуть – это поддержано профсоюзом, – что мы сохраняем определённый пакет медицинского обслуживания, что для нас является вопросом технологической безопасности. Мы просто-напросто вынуждены держать эту медицину, потому что это и предрейсовые осмотры локомотивных бригад, и послерейсовые, и послестрессовые.
В этом плане, Владимир Владимирович, хотел бы обратиться с просьбой, если это возможно. Сейчас готовятся новые изменения в закон о медицинском обслуживании в Российской Федерации. Этот вопрос я поднимал несколько лет тому назад. Он касается возможности использования отраслевой медицины в рамках единой программы «Здоровье». Мне кажется, что, наверное, было бы неправильно ту медицину, которая может предоставлять услуги, особенно на территориях, где нет другой медицины, исключать из всех этих процессов. Это в том числе и высокотехнологичная медицина, которая у нас тоже имеется.
В целом хочу сказать, Владимир Владимирович, что социальный климат, социальная обстановка в компании стабильны. Взаимодействие с профсоюзами строится на основе закона, и никаких других отношений у нас не возникает. Мы благодарны, что профсоюз поддерживает программу Правительства по реформированию железнодорожного транспорта, хотя иногда это бывает и не очень гладко: выделяются из компании новые предприятия, новый бизнес создаётся, и выдерживать всегда тот уровень социальной защищенности, который предоставляла компания ОАО «РЖД», бывает сложновато…
В.В.Путин: Давайте теперь поподробнее по реформированию.
В.И.Якунин: Хорошо. С точки зрения реформирования прежде всего хочу сказать, что выполнена программа по созданию второй грузовой компании. Это означает, что вместе с первой грузовой компанией мы практически передаем весь парк вагонов в специализированные компании, что и являлось элементом реформирования. При этом мы сейчас вместе с Министерством транспорта и Министерством экономического развития отрабатываем будущую модель грузовых перевозок. Как и в разных других странах, которые раньше нас прошли этот этап (это и Америка, и Казахстан – в разные, правда, периоды времени), у нас фиксируется значительное увеличение потребности в вагонах. Потому что вагон, переставший быть вагоном инвентарного парка, начинает работать по высоким коммерческим требованиям частного оператора. К сожалению, здесь, по всей видимости, требуется некое государственное регулирование, чтобы совместить и высокие конкурентные потребности частного оператора и в то же время обеспечить социальные потребности в перевозках. В противном случае вагон простаивает, ожидая так называемого дорогого груза, забиваются наши подъездные пути. Деньги за это платятся в общем-то маленькие, и частным операторам невыгодно использовать вагон в постоянном обороте, а у государства возникает проблема с пропускными способностями. Мы сейчас этот вопрос обсуждаем и с частными операторами, и с грузовладельцами. Надеюсь, что мы сможем прийти к какому-то согласованному выводу.
Ещё одним безусловным достижением Правительства в области реформирования является создание Федеральной пассажирской компании, которая заработала и по первому полугодию своей работы показала положительные результаты. При этом не могу не остановиться на проблемах, потому что расчёт убыточности, связанный с регулированием цен на билеты в так называемых открытых, плацкартных вагонах, достигает 38 млрд рублей. Государственный бюджет предусмотрел вместо запрошенных 38 млрд – 30 млрд рублей. Это, конечно, осложняет работу компании. Мы понимаем сложности бюджета, сложности положения, в котором находится государство, имея в виду в том числе и события лета этого года, но факт такой имеется.
Хотел бы Вам доложить, Владимир Владимирович, что мы провели очень важное для реформы мероприятие. Это первое размещение акций дочерней компании ОАО РЖД «Трансконтейнер» на Лондонской фондовой бирже и в России – на Московской.
В.В.Путин: Как прошло размещение?
В.И.Якунин: Размещение прошло очень хорошо. Несмотря на то что, по оценке экспертов, рынок не очень благоприятный, тем не менее спрос превысил предложение приблизительно на 30%. Нам удалось разместиться лучше, чем мы планировали в пессимистическом варианте, и это принесло компании 388 млн долларов доходов от размещения.
В.В.Путин: Ну что же, очень хорошо. Поздравляю вас.