«Региональные программы должны обеспечить повышение качества и доступности медицинской помощи во всех регионах страны. Предстоит определить, какие новые технологии будут внедряться в наших медучреждениях, чтобы люди могли получать качественную помощь не только в областных больницах, но и по месту жительства, в том числе за счёт создания крупных межрайонных центров».
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня нам предстоит обсудить региональные программы развития здравоохранения и его модернизации. Как вы знаете, эти программы должны заработать уже с января 2011 года и стать логичным продолжением усилий государства по улучшению системы охраны здоровья граждан. В сегодняшнем совещании — в зале или в режиме видеоконференции — участвуют руководители всех регионов Российской Федерации.
Напомню, что пять лет назад был запущен приоритетный национальный проект «Здоровье», в который уже вложено 590 млрд рублей и который мы всегда считали основой для системных преобразований в области здравоохранении. Считаю, что нам удалось добиться серьёзных позитивных изменений в этой сфере. Продолжительность жизни граждан увеличилась на 3,7 года и достигла 69 лет; почти на 20% выросла рождаемость, и, наоборот, смертность сократилась на 12%, а младенческая смертность сократилась на 26%. Это прямой результат улучшения работы первичного звена медицинской помощи, проведения диспансеризации и вакцинации населения, совершенствования медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями и пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Результат того, что более 900 тыс. граждан получили высокотехнологичную медицинскую помощь за счёт федерального бюджета, а доступность в этом виде помощи возросла более чем в 4 раза.
Насколько тесно связано улучшение в системе здравоохранения с результатами деятельности, мы сейчас посмотрели на примере одной из клиник здесь, в Иваново. В декабре 2007 года ввели центр сердечно-сосудистой хирургии – смертность снизилась на 25% по области. В декабре 2008-го ввели сосудистый центр – смертность от инсульта сократилась на 30% и чуть более. В январе 2010 года запустили травматологический центр – смертность от ДТП снизилась в 3 раза непосредственно в этой клинике. И это прямой результат улучшения организации и оснащения, повышения качества медицинского персонала.
В 2011–2013 годах на реализацию нацпроекта «Здоровье» мы планируем направить 446 млрд рублей, что позволит продолжить все предусмотренные в нём мероприятия.
О хорошем я сказал, теперь скажу о том, что мы называем реалиями. А реалии каковы? Опросы населения показывают, что большинство граждан России – 65% – по-прежнему не удовлетворены качеством работы больниц и поликлиник, потому что многие из них находятся в плохом состоянии, прежде всего потому, что не хватает оборудования, а в сельской местности и самих врачей. Да и зачастую квалификация медработников, технологии диагностики и лечения, управления здравоохранением далеки от современных требований. И в целом имеющиеся в отрасли ресурсы используются, к сожалению, пока неэффективно. 41% медицинских учреждений страны требует капитального ремонта или реконструкции. Приведу печальную статистику: по данным Росстата, за 2008 год в аварийном состоянии находится 2% медицинских учреждений, без водопровода – 8,5% медучреждений, без горячего водоснабжения – 32,5%, без центрального отопления – 10% с лишним, без канализации – 11,2%, без телефонной связи – 6,7%.
Мы видим, что задача повышения качества медицинской помощи актуальна и востребована обществом. В этом году во всех регионах страны прошло обсуждение проблем здравоохранения с участием общественных организаций и профессиональных объединений медицинских работников. Администрации субъектов Федерации провели инвентаризацию сети медучреждений, выявили узкие места и проблемы, влияющие на качество лечения граждан.
На устранение этих проблем и направлены региональные программы модернизации здравоохранения. На их реализацию в 2011–2012 годах мы выделяем 460 млрд рублей, которые будут получены за счёт повышения ставок страховых взносов с 3,1 до 5,1%. Решение об увеличении фискальной нагрузки было непростым, но благодаря ему мы имеем возможность решить многие проблемы, накопившиеся в сфере здравоохранения. Когда я говорю «непростым», то мы все понимаем, что нагрузка эта далеко не самым благоприятным образом отразится на бизнесе. Мы это имеем в виду и должны будем подумать о том, что дальше делать для того, чтобы экономику поддержать. Хотя, как мы и договаривались, по отдельным видам деятельности, прежде всего по высокотехнологичным видам деятельности, сделаны исключения, и эта нагрузка будет минимизирована.
Напомню наши основные приоритеты при модернизации здравоохранения. Во-первых, региональные программы должны обеспечить повышение качества и доступности медицинской помощи во всех регионах страны. Предстоит определить, какие новые технологии будут внедряться в наших медучреждениях, чтобы люди могли получать качественную помощь не только в областных больницах, но и по месту жительства, в том числе за счёт создания крупных межрайонных центров. Для решения этой задачи будет закуплено современное оборудование, а также отремонтированы и приведены в порядок ключевые для регионов медицинские учреждения. Я думаю, что все согласны с тем, что нам не нужны больницы и поликлиники, где пол проваливается, крыша протекает, где подчас не могут оказать даже самую элементарную помощь. Убеждён, граждане позитивно оценят наши усилия лишь в том случае, если реальные улучшения будут видны на примере каждой российской семьи.
Во-вторых, учреждения здравоохранения должны реально начать работу по стандартам оказания медицинской помощи, привлечь квалифицированных специалистов и, конечно, обеспечить рост заработной платы медицинских работников. Отмечу, что на увеличение тарифов обязательного медицинского страхования, включая средства на оплату труда, за два года будет дополнительно направлено около 80 млрд рублей.
Далее. Нужно убрать лишние бумаги между врачом и пациентом, максимально сконцентрировать внимание врача на оказании помощи больному, а не на заполнении многочисленных бумажек и справок. Для этого предстоит решить задачу внедрения современных информационных технологий. Что имеется в виду – всем понятно: это телемедицина, электронный документооборот, электронная медицинская карта. Нужно, чтобы граждане имели возможность по интернету записаться на приём к врачу, не выходя из дома.
Хочу обратиться к присутствующим здесь и слушающим меня, участвующим в нашем сегодняшнем совещании на своих рабочих местах главам субъектов Российской Федерации. Прошу вас считать подготовку и реализацию программ модернизации здравоохранения одним из важнейших приоритетов в вашей работе. И мы с вами хорошо знаем, что если вы лично не будете этим заниматься, то результата не будет, во всяком случае того результата, который мы все от этой работы ожидаем.
Прошу вас обеспечить финансирование здравоохранения из региональных бюджетов в соответствии с прежними планами, не снижать уровня бюджетной обеспеченности этой отрасли под предлогом того, что придут дополнительные деньги из федерального бюджета. Федеральные деньги должны дополнять ваши ресурсы, а не замещать их. Обращаю на это особое внимание. А Министерство здравоохранения и Министерство финансов прошу за этим строго следить.
В ближайшие месяцы необходимо доработать региональные программы модернизации здравоохранения и рассмотреть их в Правительстве Российской Федерации. Координацию этой работы поручаю заместителю Председателя Правительства Александру Дмитриевичу Жукову. И прошу всех настроиться на конструктивное, энергичное выполнение поставленных Правительством задач. Я не все эти задачи перечислил, есть и другие, которые ещё обсуждаются в Правительстве, но которые могут быть весьма эффективными инструментами улучшения ситуации в системе здравоохранения. Об этом мы ещё позже поговорим.
Пожалуйста, слово – министру здравоохранения Голиковой Татьяне Алексеевне.
Т.А.Голикова: Спасибо. Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Продолжая вступительное слово, я хотела бы чуть более подробно остановиться на тех аспектах, которые прозвучали в выступлении Владимира Владимировича, и на тех задачах, которые предстоит решать в обозримой среднесрочной перспективе – в ближайшие два года и до 2015 года.
Но прежде я хотела бы сказать о том, что, конечно – и это было отмечено во вступительном слове, – национальный проект «Здоровье» дал свои позитивные результаты, которые отразились на показателях смертности, рождаемости, младенческой смертности. И так же та большая профилактическая работа, которая была и которая есть сегодня в регионах и которая проводится и в рамках нацпроекта, и в рамках обычной повседневной работы органов управления здравоохранением, привела к тому, что у нас возросла динамика выявления общей заболеваемости по Российской Федерации, то есть мы стали лучше выявлять заболевания и стали оказывать помощь на первоначальных этапах.
Но по-прежнему у нас остаётся очень большой разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин: он составляет, по данным за 2009 год, 10 лет. Это пока достаточно существенный показатель. К сожалению, у нас средняя продолжительность жизни мужчин пока составляет 62,8 года.
Не могу не сказать о том, что у нас достаточно высокие показатели смертности при очень высоких показателях рождаемости сохраняются на селе. На селе сегодня проживают 38,2 млн наших граждан – это 27% общей численности населения. А убыль сельского населения практически в 5 раз превышает убыль, которая фиксируется по России в целом.
Не могу также не повторить ещё раз, что сложная ситуация у нас складывалась в июле и августе 2010 года. Июль и август 2010 года продемонстрировали, что первичное звено здравоохранения и его работа должны быть существенно усилены, особенно в аномальных, чрезвычайных ситуациях, хотя я не могу не отметить, что сентябрь показал выправление ситуации и мы снова фиксируем снижение смертности по Российской Федерации.
Характеризуя возрастную структуру населения Российской Федерации, хочу сказать, что 62% всего населения приходится сейчас на трудоспособный возраст. Наибольший процент населения трудоспособного возраста отмечается в таких регионах, как Мурманская, Тюменская области, Камчатский край, Магаданская область. Большая доля пожилого населения сегодня проживает в Воронежской, Ивановской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Псковской областях и городе Санкт-Петербурге. В этой связи продолжающаяся тенденция к росту пожилого населения – это вызов системе здравоохранения и это необходимость перестройки, достройки тех технологий, которые мы создаём сейчас.
Не могу не сказать о проблемах, которые мы на сегодняшний день имеем, и частично Владимир Владимирович эти проблемы затронул. Тем не менее хочу обратить внимание, что сегодня сложившаяся структура медицинских учреждений и подразделений характеризуется наличием дефицита учреждений и подразделений, оказывающих первичную медицинскую помощь, в частности на селе, и в то же время избыточностью учреждений, оказывающих стационарную помощь населению.
На сегодняшний день численность коечного фонда превышает потребность почти на 10%, то есть на 114 тыс. коек, при недостатке или избытке отдельных профилей. На слайде вы видите, что мы испытываем недостаток онкологических, ортопедических коек для взрослых и наркологических коек. При этом есть избыток по тем профилям, которые приведены на слайде.
При этом не могу не сказать о том, что у нас в ряде регионов наблюдается серьёзная избыточность коек. Это Костромская область, город Москва, Ярославская область, Тульская область, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Саха (Якутия), Амурская область. При этом есть недостаток коек в Республике Татарстан, Ульяновской, Ленинградской, Челябинской областях и Пермском крае.
При этом у нас, в Российской Федерации, по статистическим данным (и мы это видим), наблюдается дефицит врачей (более чем 27%), среднего и младшего медицинского персонала. Как я уже сказала, и по этому показателю тоже больше всего страдает сельское население, сельское здравоохранение, где почти в 3 раза меньше врачебных кадров, чем в городе.
Но вот этот дефицит врачебных кадров – не такой уж и дефицит, как кажется исходя из статистических показателей. Внутри структуры отмечен дисбаланс врачей в пользу ряда специальностей, в ущерб наиболее приоритетным.
Если мы посмотрим вот на этот слайд, то увидим, что у нас – и это, кстати, повсеместно по регионам – наблюдается дефицит врачей-ревматологов, кардиологов, педиатров. А если мы посмотрим в стационарном звене медицинской помощи, то увидим переизбыток по отдельным профилям и врачей, и коек. И в то же время, например, видим, существенный избыток коек по патологии беременности на 57%, хотя обеспеченность врачами составляет только 38,3%.
Я не буду повторять эти данные – они у всех есть на слайдах, – но я позже скажу, как мы предлагали бы ликвидировать этот дисбаланс. Он, естественно, влияет на эффективность работы всей системы здравоохранения и приводит к недовыявляемости заболеваний. Мы привели на слайде данные на сегодняшний день низкой обеспеченности врачами и, соответственно, высокой заболеваемости и неблагоприятной эпидситуации; низкой заболеваемости и в то же время низкой доступности для населения врачебной помощи – здесь приведены регионы, которые эти показатели демонстрируют.
В итоге мы на сегодняшний день фиксируем все те недостатки, которые я уже обозначила, и то, собственно, на что будет настроена наша работа в рамках реализации региональных программ по модернизации здравоохранения.
Теперь я хочу остановиться как раз на кадрах. На сегодняшний день у нас врачей-терапевтов в стационарах на 55,4% выше потребности. В то же время по врачам-терапевтам имеется дефицит в амбулаторном звене на 8,9%. И вот видно, в стационарном и амбулаторном звеньях — дефицит врачей-кардиологов, врачей-ревматологов, врачей-эндокринологов. В этой связи в рамках региональных программ мы предлагаем самостоятельный раздел, который будет посвящен, с одной стороны, переподготовке кадров и перепрофилированию тех же самых врачей-терапевтов и дополнительному обучению на новые узкие специальности. И кроме тех средств, которые вкладывают в это регионы Российской Федерации, мы бы считали возможным, Владимир Владимирович, в рамках реализации региональных программ на рынке труда выделить один самостоятельный сегмент, который касается переподготовки в случае необходимости врачей на врачей узких специальностей. Причём это несущественные денежные средства – мы укладываемся в те деньги, которые в бюджете уже предусмотрены. Просто делаем это самостоятельным направлением. Мы буквально вчера посчитали этот показатель, и такой максимальный показатель переподготовки по всей Российской Федерации составит порядка 7032 специалистов.
Следующий слайд – не буду на нём останавливаться – это слайд, который Вы охарактеризовали в своём вступительном слове, о техническом состоянии зданий медицинских организаций. Хочу только сказать, что мы просим регионы Российской Федерации, когда они заявляют расходы на капитальный и текущий ремонты, обосновывать это надлежащим образом. А там, где речь идёт о капитальном ремонте, ещё у нас есть достройка в случае 80-процентной готовности строящихся или реконструируемых учреждений предоставлять соответствующие сметы, заверенные в установленном порядке.
Тема, которая тоже является темой модернизации внутри программ, – это оборудование. Здесь охарактеризована та ситуация, в которой мы находимся, с учётом того, что было поставлено в рамках нацпроекта. Мы переоснастили 25% парка медицинского оборудования. На сегодняшний день в замене нуждается более 112 тыс. единиц медицинского оборудования совершенно разного уровня. Понимая, что это невозможно реализовать и на это никогда не хватит тех денежных средств, которые у нас есть, и всё это надо делать постепенно, мы выбрали самые приоритетные направления и соответствующим образом ориентировали регионы.
Первое, что в качестве приоритета избирается, – это лидеры в структуре заболеваемости и смертности. Как правило (это свойственно всем регионам), это кардиология, сердечно-сосудистая хирургия, онкология, акушерство и гинекология и так далее. По этим направлениям мы, ещё начиная с 2009 года, разработали соответствующий порядок оказания медицинской помощи, и сегодня регионы на этот порядок ориентируются с точки зрения оснащения тем или иным оборудованием. И самое важное – что это оборудование поставляется именно в те учреждения, которые участвуют в программе модернизации здравоохранения.
Я не буду подробно останавливаться на информатизации. Основные ключевые моменты Вы обозначили. Буквально вчера мы посовещались с Министерством связи и договорились о том, что в ближайшие дни мы направим типовые рекомендации регионам Российской Федерации для того, чтобы они были ориентированы на то, какую работу им осуществлять в 2011 и 2012 годах. Дело в том, что у нас этот блок информатизации входит составной частью в программу информатизации, которая не так давно была одобрена на заседании Правительства как государственная программа.
Теперь что касается системы оказания медицинской помощи на основе стандартов, то есть третьей составляющей региональных программ.
На сегодняшний день все стандарты, которые существуют и приняты на федеральном уровне – их 612 для взрослых и детей, – носят рекомендательный характер. На основе этих стандартов регионы Российской Федерации принимают медико-экономические стандарты, которые являются основой для оплаты. Новая система меняет этот подход и говорит о том, что содержательно стандарты должны быть одинаковыми по всей территории Российской Федерации. Безусловно, их финансовое обеспечение зависит от уровня жизни в соответствующем регионе и от того, сколько там стоят соответствующие услуги. На основании этих стандартов формируются клинические протоколы для муниципальных учреждений, учреждений региона и федеральных учреждений. В основу стандарта закладывается определённый набор медицинских услуг, который на сегодняшний день нами сформирован, по сути, на базе тех стандартов, которые сегодня имеются и которые предполагается вводить в течение ближайших двух лет.
Для характеристики ситуации мы специально привели расчётную на сегодняшний день стоимость услуг, входящих в федеральные стандарты медицинской помощи, которые будут вводиться в течение двух лет, и стоимость такой услуги во Франции, Германии и Соединенных Штатах.
При этом я хочу сказать, чтобы коллеги не пугались разницы между первой и второй колонками. Дело в том, что сейчас фактическая стоимость услуги – это только пять статей, которые входят в систему обязательного медицинского страхования. Это заработная плата с начислениями, медикаменты, продукты питания, расходные материалы и мягкий инвентарь.
Вторая колонка – это пока проекты стандартов, но уже по полному тарифу, куда входит всё то, что сегодня финансируется из соответствующих бюджетов, и то, что будет обеспечиваться, начиная с 2013 года, за счёт тех 2%, которые уже не будут направляться на программы модернизации, а будут идти в полном объёме в систему обязательного медицинского страхования, а также за счёт платежа на неработающее население.
Почему я привела эту стоимость? Дальше мы привели структуру стоимости федерального стандарта на примере резекции желудка. С левой стороны – это фактическая структура по пяти статьям. Следующая – это уже структура по полному тарифу, которая предполагается с 2013 года.
Здесь по Вашему поручению мы пока оценочно, без учёта всего того, что мы в течение двух месяцев сейчас будем нарабатывать с регионами, сделали оценку изменения структуры тарифа, с одной стороны. С другой стороны, возможное увеличение, в том числе заработной платы, – то, чего на самом деле от нас на сегодняшний день ждёт всё врачебное сообщество.
Дальше я скажу об этом увеличении, но хочу обратить внимание на следующее. Сегодня действующая ситуация выглядит таким образом, что в рамках системы ОМС на оплату медицинской помощи было затрачено 483,9 млрд рублей. (Следующий слайд, пожалуйста.) На оплату случаев лечения в стационаре – 290,1 млрд рублей. При этом число случаев госпитализации у нас – почти 31 млн, количество заболеваний на одного жителя – 1,6, при этом в 28,6 случае – это экстренная помощь и 71,4 – это плановая помощь. Дальше чётко написано, что в среднем на один случай лечения в стационаре у нас в 2009 году приходилось 9,4 тыс. рублей. Всем понятно, что это достаточно маленькая цифра для того, чтобы вписаться в ту необходимую медицинскую помощь, которую надо оказать.
Мы предварительно просчитали стандарты стационарной помощи – те будущие, которые будут в полном объёме вводиться с 2013 года. Объём финансирования, по нашим оценкам, составил 744 млрд рублей. При этом мы считаем, учитывая, что мы поэтапно входим в процесс: первое, что мы должны сделать, – мы должны обратить внимание на оказание помощи в экстренном порядке, потому что это больные, которые нуждаются в неотложной помощи, это больные в оказании помощи которым участвуют все специалисты. И поэтому при поэтапном вхождении в эту систему в течение трёх лет в 2013 году мы можем добиться увеличения зарплаты, вовлекая врачей всех специальностей на 35%, без какого-либо директивного увеличения, с точки зрения просто индексации, как мы это делаем.
(Следующий слайд, пожалуйста.) На этом слайде представлена сложившаяся система оплаты, но понятно, что все зелёненькие столбики – это сложившаяся система оплаты стандартов на основе отдельных видов вмешательств, которая сегодня осуществляется только по пяти статьям. А в бордовой колонке показан проект стандартов по этим же заболеваниям, но уже по полному тарифу. И вы видите, что по некоторым регионам стоимость стандарта по пяти статьям выше, чем стоимость будущего федерального стандарта, который по полному тарифу. И здесь речь идёт о том, что нужно эффективно управлять теми средствами, которые сегодня функционируют и в системе ОМС, и в бюджетной системе.
Способы оплаты медицинской помощи предполагается осуществлять по пяти направлениям. По такому графику (я не буду повторять, это у всех есть) к 2015 году мы планируем выйти на оплату по единым клинико-статистическим группам по стационарной помощи.
Главным результатом наших действий должно быть продолжение снижения показателей заболеваемости и смертности. Но что нам казалось бы очень важным – целевые показатели должны быть учтены во всех бюджетах, во всех программах всех регионов.
(Пожалуйста, следующий слайд.) Это увеличение объёмов амбулаторной помощи и рост числа посещений, перераспределение объёмов медицинской помощи в сторону стационарозамещающих технологий, уменьшение средней длительности лечения в стационаре и так далее по тем показателям, которые здесь приведены. При этом я хочу отметить, что вот эти показатели – это показатели, которые посчитаны нами для целей двухлетнего периода. Но это неидеальные показатели – это только первый шаг, который мы должны сделать. На самом деле, даже если сегодня перевести наши показатели в сопоставимые с методологией ОЭСР показатели европейских стран, то они существенно более оптимальные, и нам предстоит этих показателей добиться в той самой среднесрочной перспективе, о которой я сказала, – до 2015 года.
И в заключение я хочу сказать, что регионы уже проделали достаточно большую работу по обсуждению этих программ. Но мне бы хотелось выразить пожелание, чтобы эта работа не останавливалась на этапе обсуждения проектов программ, чтобы эта работа была продолжена на этапе их реализации и чтобы граждане каждого субъекта Российской Федерации знали по сути график реализации тех мероприятий, которые будут утверждены в рамках региональных программ. Спасибо.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Что я бы хотел сказать в завершение, уважаемые коллеги. Тема, которую сегодня мы с вами рассматриваем, относится к наиболее важным для любого государства, для любого правительства. Ещё совсем недавно, несколько лет назад, Александр Исаевич Солженицын сформулировал основную задачу государства как сохранение народа. Эта задача всегда остаётся важнейшей для любой страны, для любого правительства, а для России эта актуальность сегодня особенно важна. Вы прекрасно знаете, в каком состоянии находятся демографические процессы в России, каков у нас уровень продолжительности жизни, какова детская и материнская смертность, сколько людей у нас погибают до сих пор в ДТП и от различных заболеваний.
Вот мы сейчас приводили положительные цифры, которые говорят о положительной динамике, – да, это так. Тем не менее проблем ещё очень много. И всё, что связано с этим комплексом проблем – с демографией, высокой смертностью, низкой по сравнению с другими, соседними, странами, продолжительностью жизни, – весь этот комплекс проблем является весьма угрожающим для судеб страны. И задача сбережения народа для России сегодня является особенно актуальной, как я уже сказал.
Пять лет назад мы с вами запустили проект, приоритетный национальный проект «Здоровье» и в целом он показал свою эффективность. Он показал, что если мы концентрируем финансовые, административные ресурсы на важнейших направлениях, мы способны добиваться положительных результатов. И сегодня эти цифры здесь приводились. Этот национальный проект подготовил почву для следующего шага в этой важнейшей сфере деятельности государства, в модернизации всей системы здравоохранения страны. Мы за пять предыдущих лет вложили в нацпроект «Здоровье» 590 млрд рублей. В ближайшие три года планируется сохранить финансирование по нацпроекту «Здоровье» в объёме 446 млрд рублей и добавить на модернизацию здравоохранения ещё 460 млрд рублей. Плюс текущее финансирование из федерального бюджета на содержание и развитие федеральных медицинских центров – это более 100 млрд рублей, текущее финансирование региональных и муниципальных бюджетов – всё это действительно очень масштабная и большая работа. И действительно, в сфере здравоохранения государство ещё не формулировало в таком масштабе задачи и не предпринимало таких усилий — я думаю, не только за новейшую историю, но и раньше тоже.
На что хотел бы обратить внимание ещё раз. Здесь уже коллеги говорили об этом. Нам нужно в оперативном режиме закончить работу по подготовке региональных программ. Действительно, это объёмная работа, связанная с инвентаризацией всего хозяйства в области здравоохранения, – вот на примере Ивановской области она сама по себе уже многого и дорогого стоит. Нужно понять, что происходит в каждом населённом пункте с медицинскими учреждениями, какие они, в каком состоянии, в какой поддержке они нуждаются? И ещё раз хочу сказать то, о чём уже говорил многократно. Далеко не каждое медицинское учреждение должно быть отремонтировано, туда обязательно нужно вкладывать деньги – всё это должно быть сделано с умом, не распылять федеральные и региональные ресурсы, а направлять их только туда, где подготовлена почва для улучшения обслуживания граждан в конкретной местности.
И второе – нужно закончить работу по так называемым стандартам. У нас их вообще никогда не было, и граждане не знают до сих пор, где они могут получить и в каком объёме бесплатную медицинскую помощь, а что связано с какими-то дополнительными расходами. Надо устранить, напрочь устранить всякие серые и тёмные схемы финансирования в системе здравоохранения. Конечно, когда мы говорим о стандартах, то нам становится страшно, потому что эти стандарты должны вытащить на свет божий реалии финансирования по отдельным видам заболеваний, да и в целом по здравоохранению. Поэтому сейчас Министерство здравоохранения разработало 1170 стандартов и, надеюсь, что на этой неделе соответствующие материалы поступят в Министерство финансов. Но, конечно, нужно действовать очень аккуратно, вводить эти стандарты поэтапно, по мере финансового наполнения.
И в завершение. Безусловно, такая масштабная работа не может принести эффективного результата, если мы не будем действовать сообща. И на федеральном, и на региональном, и на местном уровне должно быть ясное понимание того, что мы начинаем очень большую, системную и чрезвычайно важную совместную работу. Это касается всех уровней власти, управления, всех заинтересованных министерств и ведомств.
Я прошу Александра Дмитриевича (А.Д.Жукова) держать на контроле все этапы этой работы. Давайте отработаем и систему контроля, и систему отчётности: то, о чём здесь коллеги говорили, – я полностью с этим согласен.
Благодарю вас за сегодняшнюю нашу совместную работу на этом совещании. Спасибо.