В ходе беседы обсуждались результаты работы экономического блока Правительства по составлению перечня государственных программ, которые, как отмечалось, теперь будут определять все основные направления экономической и социальной политики государства. По мнению министра финансов, утверждение этих программ «сделает значительно более открытой всю работу Правительства».
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Алексей Леонидович, здравствуйте.
Мы договаривались, и давно уже работаем над тем, чтобы основной бюджетный процесс направить через так называемые государственные программы развития, с тем чтобы сделать более прозрачным бюджет и сложить усилия всех ведомств – и финансов, и административный ресурс – для того, чтобы по примеру нацпроектов развивать отдельные отрасли с максимальным эффектом использования бюджетных средств, погрузить весь бюджетный процесс фактически в так называемые госпрограммы. Ваше министерство проделало большую работу в этом направлении. На каком этапе мы сейчас находимся?
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, по Вашему поручению Министерство экономического развития организовывало работу всех министерств совместно с Министерством финансов. И Министерство экономического развития по согласованию с Минфином внесло в Правительство перечень государственных программ, которые теперь будут определять все основные направления экономической и социальной политики Правительства. Этот перечень уже обсуждён на бюджетной комиссии, доработан. На сегодняшний день мы определили 40 программ, которые описывают все направления социальной и экономической политики государства. Я приведу примеры. Теперь мы можем разделить все программы на ключевые блоки – на 5 блоков. Это новое качество жизни (12 программ будет посвящено этому направлению); инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ); обеспечение национальной безопасности и обороноспособности (2 программы); сбалансированное региональное развитие (4 программы); эффективное государство (5 программ) – всего 40 программ, причём сегодня мы в рамках проекта федерального бюджета на три года уже в аналитическом варианте распределили все средства предварительно по всем этим основным направлениям. Теперь мы видим, сколько концентрируется средств на каждом из направлений.
Если говорить о первом направлении – «Новое качество жизни», – оно состоит из 12 программ и принимает 46% всех расходов федерального бюджета. Это примерно 4 трлн 761 млрд рублей. Если говорить об инновационном развитии и модернизации (17 программ), это 1 трлн 785 млрд. Сегодня мы можем смело сказать, что эти средства направляются федеральным Правительством на инновационное развитие и модернизацию непосредственно, а кроме того, ещё и на образование, и на другие направления (обеспечение национальной безопасности и обороноспособности) – 1 трлн 953 млрд, это примерно 19%.
Я могу сказать теперь, проанализировав средства всех министерств, что не только Министерство здравоохранения занималось здравоохранением. Ещё и в МЧС, и в Министерстве обороны и в других министерствах, где развита ведомственная медицина, например, в Росатоме…
В.В.Путин: Понятно, теперь знаем общую картину по отрасли.
А.Л.Кудрин: Теперь программа развития здравоохранения будет объединять все эти ресурсы, все возможности, все инструменты достижения этой цели. И это будет 382 млрд рублей. Теперь координатором всех этих средств будет Министерство здравоохранения, а конкретными исполнителями подпрограмм – конкретные министерства. Они теперь будут совмещать усилия, рассматривать оптимизацию всех возможных процессов достижения этих целей на всей территории Российской Федерации.
То же самое, например, по развитию образования. Координатором всех программ развития образования в стране, включая и ведомственные программы, будет Министерство образования. Сегодня на этом направлении концентрируется примерно 340,5 млрд рублей.
Развитие транспортной системы – под эгидой Минтранса, но будут участвовать все министерства, которые в той или иной мере с этим связаны, – это 501 млрд рублей. Развитие науки и технологий – под эгидой Минобрнауки, опять же затрагивает средства разных министерств, будут соответствующие подпрограммы – 177,4 млрд рублей. Культура России – 82,9 млрд, и так далее.
Сегодня эти программы отработаны, все материалы согласованы со всеми министерствами и внесены на Ваше рассмотрение и подписание. После этого мы предлагаем к 15 апреля подготовить уже первые варианты всех программ, включая цели, индикаторы, и где-то уже после этого, например, к 1 октября (окончательно – уточним), к моменту внесения бюджета все программы провести через заседание Правительства и утвердить. По сути, мы должны будем вновь высказаться по всем направлениям экономической политики на многие годы вперёд. В среднем мы оцениваем, что это будут примерно 6-летние программы, некоторые могут достигать и 15-летнего срока. Это зависит от срока достижения ключевых показателей, которые будут определены в этой программе. И, конечно, это не просто формирование и уточнение порядка формирования бюджета – это реформа государственного управления, которое теперь будет опираться не только на бюджетные средства. В государственных программах должны быть чётко определены и все инструменты нормативного регулирования достижения этих целей. В том числе будут оцениваться и льготы по налогам, которые концентрируются для выполнения этих целей, потому что льготы по налогам – это скрытое бюджетное финансирование. Это будет комплекс всех мероприятий для достижения соответствующих целей. Наконец, мы действительно и в части средств достигаем консолидации этих ресурсов. Бюджет станет программным и окончательно будет иметь структуру программ уже с 2012 года.
В.В.Путин: Как мы с Вами сможем оценить результативность этой работы и её эффективность?
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, самое главное – после утверждения программ не менять их каждый год, потому что это как раз всегда размывает достижение этих показателей. Наша задача – определив цель, определив индикаторы, определив этапы, определив пообъектно и по мероприятиям все эти вещи, каждый год мониторить, оценивать достижение этих целей. Но не идти на поводу у министерств, когда они иногда говорят: тут надо подправить план, нужно сократить цели, нужно сделать более умеренными по сравнению с первоначальными заявками. Тогда, надеюсь, мы достигнем большего качества контроля, тогда система индикаторов будет работать, и министерства, соответственно, будут ответственнее относиться к выполнению ранее заявленных, защищённых на заседании Правительства, мероприятий и целей.
В.В.Путин: Как это повлияет на бюджетный процесс в работе с парламентом?
А.Л.Кудрин: Это делает значительно более открытой всю работу Правительства. В отличие от защиты отдельных статей бюджета в части величины расходов, в первую очередь вместе с цифрой величины всегда будет обсуждаться и цель, значение конкретных индикаторов, которые мы будем достигать. Процедура прохождения, экспертиза программы, защита её перед учёными и депутатами является важнейшим фактором эффективности.
Часто у нас решения принимаются, может быть, быстро, но не всегда мы выбираем наиболее эффективный путь. Здесь нужно, чтобы было некоторое время, чтобы эксперты, учёные, практики, в том числе и депутаты, региональные лидеры и эксперты высказались по достижению каждой этой цели. Прохождение этой процедуры является важнейшим залогом и качества самой программы, и достижимости этих результатов. Желательно, чтобы мы не пекли их, эти программы, в течение нескольких дней, недель, а чтобы они проходили эту процедуру годичной подготовки, защищались, и с минимальными изменениями потом исполнялись в ближайшие годы.
В.В.Путин: Главное – чтобы этот процесс не был излишне забюрокрачен.
А.Л.Кудрин: На момент защиты лучше семь раз отмерить. А вот когда программа защищена – ответственность должна настигать при отклонении от заданного пути.
В.В.Путин: Понятно. И всё-таки ещё раз хочу обратить на это внимание. У нас очень многие вопросы… Мы рассматриваем их так долго, что они порой теряют свою актуальность. Поэтому на оперативность принятия решений нужно обратить серьёзное внимание. Разумеется, вопросы должны быть тщательно проработаны с экспертным сообществом и с парламентом. Но излишняя бюрократия подчас мешает делу, снижает эффективность всей работы Правительства.
А.Л.Кудрин: Я думаю, что эта сторона уже относится к тому, когда защищена программа, защищены цели, министерство получило в своё распоряжение соответствующие ресурсы. Дальше мы как раз повышаем роль министерств и их гибкость в достижении этих результатов. Нам теперь важно будет не смотреть за каждой стройкой или каждым мероприятием, событием, а важно, чтобы достигались индикаторы, то есть министерство могло менять отдельные элементы этой программы. В этом смысле достигается и гибкость, и оперативность их реагирования на конкретные ситуации, но в рамках заданных параметров, которые определило Правительство. Я вижу здесь соединение главных фундаментальных целей и задач индикаторов и гибкости, ответственности министерств. В этом смысле этот программный продукт повышает возможности министерств в работе со средствами.
В.В.Путин: Нужно выстроить работу таким образом, чтобы вопрос принимался от одной инстанции к другой содержательно, но не ходил вечно по одному и тому же кругу.
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, я думаю, что мы у Вас как раз утвердим все этапы и уложимся в эти этапы. Я надеюсь, 15 апреля – сдача всеми министерствами, к 1 октября – утверждение. Это, мне кажется, достаточно разумный, оптимальный срок прохождения защиты всех программ.
В.В.Путин: Хорошо.