«От того, как мы выстраиваем отношения с нашими основными партнёрами в сфере экономики, в сфере финансов, в значительной степени зависят осуществление модернизационной повестки, перевод российской экономики на инновационные рельсы, выполнение бюджетных обязательств, наши планы модернизации».
Вступительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги!
Мы с вами поговорим сегодня о работе российских частей межправительственных комиссий. Речь идёт об очень важной составляющей нашей работы. От того, как мы выстраиваем отношения с нашими основными партнёрами в сфере экономики, в сфере финансов, в значительной степени зависят осуществление модернизационной повестки, перевод российской экономики на инновационные рельсы, выполнение бюджетных обязательств, наши планы модернизации. Нужно сказать, что в целом у нас создана большая, разветвлённая система: у нас 86 комиссий с нашими иностранными партнёрами и 270 рабочих групп.
В целом ситуация с внешним товарооборотом развивается в этом году удовлетворительно. Товарооборот с нашими основными партнёрами, вообще с нашими инопартнёрами составляет сегодня 400 млрд долларов. Это неплохой показатель: рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 40%. Разумеется, приоритетом для нас было и остаётся сотрудничество со странами СНГ, но очень большой объём взаимодействия — и это хорошо известно — со странами еврозоны: более 50% торгового оборота приходится на страны Евросоюза.
Также активно мы сотрудничаем и со странами БРИК — Китаем, Индией, Бразилией. Со странами Латинской Америки развиваются отношения. Конечно, растут обороты и с Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Нам нужно посмотреть, насколько эффективно работают наши коллеги в российских частях межправкомиссии. Безусловно, нужно избавляться от формализма, нужно, чтобы руководители российской части любой межправкомиссии представляли себе полный объём сотрудничества во всём его многообразии, влияли на процессы, происходящие в сфере сотрудничества в области экономики.
И, разумеется, нужно усилить наше взаимодействие с общественными организациями — с Торгово-промышленной палатой, РСПП, другими общественными объединениями, с тем чтобы концентрировать усилия на важнейших направлениях. А мы с вами хорошо знаем, что в рамках этого сотрудничества осуществляются и крупные проекты, которые влияют на всю экономику, на целые отрасли. В самолётостроении, например, мы осуществляем с нашими партнёрами известный проект «Суперджет-100». В сфере транспорта в ближайшее время пустим скоростное сообщение между Хельсинки и Петербургом. Да и «Сапсаны» ходят уже между Москвой и Петербургом, теперь уже в Нижний Новгород пошли. И много других проектов, которые реально влияют и на экономику, и на развитие инфраструктуры, и на социальную сферу.
Давайте поговорим об эффективности того, что в этой сфере происходит. Эльвира Сахипзадовна, пожалуйста.
Э.С.Набиуллина: Готовясь к сегодняшнему совещанию, мы проанализировали итоги работы. Действительно, разветвлённая система межправкомиссий. Комиссии созданы большинством наших торговых инвестиционных партнёров. Могу сказать по цифрам: на страны, с которыми у нас созданы межправкомиссии, приходится 92% товарооборота, 94% иностранных инвестиций в Россию и 86% российских инвестиций за рубеж, то есть это ключевые партнёры. Поэтому от того, как работают эти межправкомиссии, во многом зависят и перспективы.
В целом МПК (межправкомиссии) являются действенным инструментом организации двусторонних отношений. Они выполняют следующие основные функции: прежде всего организуют переговорный процесс с нашими партнёрами, координируют деятельность не только министерств и ведомств, потому что в этих межправкомиссиях охватывается весь перечень нашего торгового, экономического, инвестиционного и гуманитарного сотрудничества, но и организуют работу с бизнес-диалогами, деловыми советами, которые сейчас также очень активно формируются и сформированы с большинством стран. Кроме того, межправкомиссии обеспечивают разработку перспективных проектов, важных с точки зрения модернизации и нового наполнения нашего экономического сотрудничества.
Вся работа межправкомиссий ведётся в соответствии как со стратегическими документами, начиная от наших стратегических документов по приоритетам экономического развития, так и в соответствии с принятыми ещё в конце 2008 года основными направлениями внешнеэкономической деятельности до 2020 года. Вы помните, когда мы обсуждали, мы ставили долгосрочные задачи на всех треках нашего международного сотрудничества по всем регионам. Также подготовлены были страновые планы действий по значительному количеству наших партнёров, и они уже в 35 случаях приняты. Эти страновые планы утверждены главами российских частей межправкомиссий, то есть это рабочий документ, в соответствии с которым они работают.
Проанализировали тот перечень вопросов, который является доминирующим в наших повестках. В основном это сотрудничество в сфере энергетики, сельского хозяйства, включая вопросы ветеринарного, санитарного, фитосанитарного контроля, потому что это доступ на рынки, сотрудничество в области космоса, связи, телекоммуникационных технологий, транспорта и авиации. Это ключевые отраслевые вопросы. Безусловно, они отличаются в разных странах.
Кроме того, в центре внимания межправкомиссий находится анализ барьеров, которые существуют в других странах для доступа наших товаров, инвестиций, — и административных барьеров, и таможенных барьеров.
В этом году мы впервые выпустили, хотя и раньше делали такой анализ, доступ российских товаров, услуг и инвестиций на зарубежные рынки с анализом того, как в каждой стране, какие ограничения к нашим товарам и нашим инвестициям применяются. И это доступно для наших инвесторов.
Руководство российских частей МПК сейчас осуществляется на уровне заместителя Председателя Правительства — это в 20 МПК. 52 МПК возглавляют федеральные министры, и 16 — заместители министров и руководители федеральных служб.
Хотя МПК является действенным инструментом, на наш взгляд, нужны определённые меры для того, чтобы повысить эффективность их деятельности. Прежде всего — содержательное наполнение повестки МПК наиболее актуальными вопросами, перспективными с точки зрения модернизации и диверсификации нашего экспорта и вообще нашей экономической деятельности, придание МПК проектного характера.
Некоторые межправкомиссии работают по так называемым проектам-маякам — значимым проектам, которые ведут и во многом определяют будущее наших двусторонних отношений. Поэтому такой проектно-ориентированный подход, на наш взгляд, очень важен и с управленческой точки зрения.
Третье — это определение критериев и показателей эффективности работы межправкомиссий, где помимо традиционных показателей товарооборота и инвестиционного сотрудничества мы предлагаем вводить и другие показатели, такие как диверсификация экспорта (для нас очень важно, чтобы он диверсифицировался), сложность экспорта (насколько мы и наши МПК помогают выходить на внешние рынки предприятиям с продукцией высокой степени переработки), значимые инвестиционные проекты, связанные с модернизацией.
И кроме того, предлагаем ввести ежегодный отчёт по деятельности МПК с отчётностью самих МПК, для того чтобы мы на Правительстве могли ежегодно анализировать эффективность и ставить уже новые задачи перед межправкомиссиями. Вот такую регулярную отчётность предлагаем ввести — на наш взгляд, это было бы очень полезно.
И ещё одно направление деятельности, которое, на наш взгляд, тоже очень важно развивать. Это более тесное сотрудничество с нашими деловыми советами, с нашим бизнесом, для того чтобы повестка отражала и реальные интересы наших предпринимателей. Мы подготовили такие предложения — просьба их поддержать.
В.В.Путин: Нужно, чтобы нагрузка распределялась равномерно между членами Правительства по этим вопросам.
Э.С.Набиуллина: Да, я как раз хотела показать, вот есть слайды, как у нас распределяется нагрузка. Пока, к сожалению, неравномерно. Мы, наверное, в ближайшее время подготовим… Пока, видите, там есть разница в 4-5 раз, и нагрузка на некоторых руководителей МПК больше, чем на остальных.
И.И.Шувалов: Это касается энергетического комплекса — самого востребованного.
В.В.Путин: Энергетический комплекс, транспорт, сельское хозяйство, промышленность…
Э.С.Набиуллина: Поэтому мы такие перераспределения в ближайшее время, если Вы одобрите, подготовим, для того чтобы была оптимальная нагрузка на всех членов, на всех руководителей МПК, для того чтобы была возможность действительно не формально, а содержательно подходить. Потому что работа в МПК требует, конечно, большого времени, организации и визитов, и разных мероприятий, для того чтобы это эффективно работало.