«Наша цель состоит в том, чтобы за десять лет сформировать за Уралом более высокие стандарты жизни, сделать Сибирь по-настоящему привлекательной для людей. Сибирским регионам потребуется, по сути, новая индустриализация, в рамках которой они смогут реализовать свои конкурентные преимущества».
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Три месяца назад, в июле, Правительство разработало и утвердило Стратегию развития Сибири на период до 2020 года. Мы тогда договорились, что будем контролировать, как идёт работа. Напомню, что принятию этого документа предшествовали серьёзные консультации и с регионами, и со структурами партии «Единая Россия». Мы совместно определили приоритеты и важнейшие инвестиционные проекты для Сибирского округа.
Наша цель состоит в том, чтобы за десять лет сформировать за Уралом более высокие стандарты жизни, сделать Сибирь по-настоящему привлекательной для людей.
Сибирским регионам потребуется, по сути, новая индустриализация, в рамках которой они смогут реализовать свои конкурентные преимущества. Они известны: это и развитие Сибири как сырьевой базы, развитие новых индустриальных высокотехнологичных кластеров, это и развитие Сибири как одного из наиболее привлекательных туристических регионов Российской Федерации.
Также последовательно мы должны решать наиболее острые социальные и экологические проблемы. В качестве примера приведу специальную программу по развитию Норильского промышленного района.
Масштабные инвестиции будут вложены и в модернизацию комбината «Норильский никель», и в жилищно-коммунальную сферу города, в строительство новых детских, спортивных объектов. Дополнительные средства пойдут и на переселение пенсионеров в районы с более благоприятным климатом, в том числе в Южную Сибирь.
Напомню, что общая стоимость программы — 27 млрд рублей.
В ходе сегодняшнего совещания мы должны обсудить, как организована работа по реализации Стратегии развития Сибири и как идёт продвижение по конкретным проектам.
В этой связи хотел бы обратить внимание на следующее. Во-первых, значительная часть приоритетных проектов в Сибири осуществляется через механизмы государственно-частного партнёрства. Мы возводим объекты инфраструктуры, а бизнес должен организовать производство. Государство свои обязательства исполняет добросовестно. Например, в рамках проекта комплексного освоения Нижнего Приангарья были найдены все необходимые ресурсы для завершения строительства железнодорожной линии, автодорог, моста через Ангару, Богучанской ГЭС. Первый ток станция даст уже в следующем году. На достройку Богучанской ГЭС выделяются кредиты Внешэкономбанка в размере 28,1 млрд рублей. Ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса железной дороги Карабула-Ярки ожидается в 2011 году. Ряд участков автодороги Канск-Богучаны-Кодинск введён в эксплуатацию. Завершение строительства ожидается до конца 2010 года. Мост через Ангару намечено завершить в 2011 году.
Для освоения природных богатств Забайкальского края также ведётся активное строительство железной дороги. В 2010 году открыто рабочее движение на участке железной дороги Нарын-Александровский завод. Работы продолжаются.
Но инфраструктура должна развиваться не сама по себе и создаётся не сама по себе. Это лишь условие для создания новых промышленных объектов. И в этой связи мы вправе требовать от инвесторов такого же добросовестного выполнения планов по вводу в эксплуатацию новых промышленных объектов (имеется в виду в данном случае алюминиевый завод) и новых месторождений полезных ископаемых.
Кстати говоря, для возобновления работ по строительству завода принято решение выделить кредит в размере свыше 21 млрд рублей.
Проекты по освоению месторождений полезных ископаемых в Забайкальском крае находятся на стадии проектных работ. «Норильский никель» этим занимается.
Далее. Сибирь остро нуждается в новых хороших дорогах. Трасса Чита-Хабаровск, которая уже сдана в эксплуатацию, — это важнейший, но далеко не единственный проект. Да и здесь ещё очень много нужно сделать для того, чтобы все довести до ума. Это касается дорожной инфраструктуры, обслуживания автотранспорта и ещё очень многое там нужно сделать: связь наладить и так далее.
Предстоит завершить строительство транспортных обходов Иркутска и Новосибирска, реконструировать основные трассы региона: «Байкал», «Енисей» и «Чуйский тракт».
Федеральная дорога «Байкал», например: на неё планируется направить 4,5 млрд рублей. Эти деньги выделяются уже в этом году. На «Енисей» — 533 млн рублей. На «Чуйский тракт» — срок реализации проекта там 2010-2012 гг., только в 2010 году выделяется 540 млн рублей.
Третье — это новое жильё и социальные объекты. В Красноярске уже открыт Центр сердечно-сосудистой хирургии. Я недавно — может быть, вы слышали — побывал в нём. Действительно, можно сказать, что всё сделано на самом высоком уровне. Главное теперь — обеспечить такие же высокие стандарты лечения.
Также активно нужно продвигать и жилищные проекты (например, такой, как микрорайон «Лесная поляна» в Кемерове), а также по расселению аварийного жилья и созданию комфортабельных посёлков для вахтовиков, которые будут работать в новых районах нефте- и газодобычи.
И четвертое — это развитие туристических зон, о которых я уже упомянул. Правительство приняло решение о создании в Сибири четырёх таких особых экономических туристических зон: в Республике Алтай, в Алтайском крае, Бурятии и Иркутской области. Две из них уже приступили к обслуживанию туристов: там отдохнуло более 100 тыс. человек.
Конечно, я назвал далеко не полный перечень приоритетных строек Сибири. Но хотел бы подчеркнуть: все запланированные проекты будут находиться под нашим с вами постоянным контролем. Эта работа поручена Дмитрию Николаевичу Козаку, и к ней мы будем возвращаться постоянно.
Прежде чем перейти к обсуждению и дать слово Виктору Фёдоровичу Басаргину — руководителю Минрегиона, хочу напомнить, что министерство получило ряд новых, дополнительных полномочий. Теперь министерство обязано обеспечивать согласованность действий федеральных и региональных органов власти, инвесторов по реализации стратегий развития федеральных округов. Давайте начнём работать.