В ходе беседы был затронут широкий спектр отношений двух стран. Как заявил российский Премьер, «мы очень рады, что у нас в Латинской Америке появился такой надежный партнер».
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Уважаемый господин Президент, дорогой Уго! Мы очень рады видеть Вас, приветствовать в Москве. У Вас очень насыщенная программа, она развивается по восходящей. Сегодня у Вас были очень насыщенные переговоры с Президентом Д.А.Медведевым. Я рад возможности обсудить прежние договорённости в рамках нашего плана совместных действий и те договорённости, которые состоялись в ходе Вашего сегодняшнего визита.
Объём взаимной торговли у нас, как мы и говорили, требует постоянного внимания. По сути, этому посвящены наши крупные договорённости и крупные проекты. Мы очень рады, что у нас в Латинской Америке появился такой надёжный партнёр, с которым можно выстраивать отношения по проектам, которые важны даже не только в двустороннем плане. Их реализация будет влиять, конечно, и на международный энергетический рынок.
Мне очень приятно, что мы дошли до уровня обмена активами. Имеется в виду вхождение российских компаний в предприятия, расположенные в данном случае на территории третьих стран, в Евросоюзе, в Федеративной Республике Германия.
Я думаю, что это абсолютно верное решение, имея в виду логистику российских компаний, которые могут доставлять сырьё по имеющимся трубопроводным системам и по морю, если потребуется.
Это договорённости, которые напрямую отвечают интересам и экономики Венесуэлы, и российской экономики.
Хочу обратить Ваше внимание, господин Президент, на то, что мы полностью выстроены на исполнение наших договорённостей в области военно-технического сотрудничества. И все наши предприятия в соответствии с вашими заказами начали работу по производству специальной техники, вооружения. Всем предприятиям проплачены необходимые деньги на начало работы. Они, эти работы, проавансированы. И практическая работа развернута. В ближайшее время мы намерены поставить очередную партию вооружений. Это будут танки, 35 танков.
По другим направлениям и по другим системам вооружения работа, как я сказал, развернута.
Мне приятно также обратить внимание на то, что, как мы с Вами и договаривались во время моего визита в Каракас, российские строительные компании готовятся к тому, чтобы оказать содействие Венесуэле в решении жилищных проблем граждан страны.
Мы знаем Вашу озабоченность по этим вопросам. Знаем Ваше желание помочь гражданам Венесуэлы, тем, кто в этом нуждается, переселиться в достойное жильё. И, как я и говорил, готовы предпринять необходимые шаги для того, чтобы выстроить соответствующую работу наших строительных компаний, наших специалистов, инженеров. Думаю, что мы сегодня вечером могли бы поговорить обо всём этом.
У.Чавес (как переведено): Спасибо, Владимир! Спасибо за то, что ты нас принял. То, что мы планировали в Каракасе, все реализуется. И те важные шаги, которые мы уже сделали, — я как раз вспоминал о них, когда разговаривал с Президентом. Мы начали практически с нуля. Дипломатические отношения, конечно, существовали, но я никогда не устану говорить, что это всё происходит благодаря твоей воле и тем шагам, которые предпринимает Правительство. Я вспоминал сегодня о полёте двух самолётов «Сухой» в небе Венесуэлы, которые отсюда прилетели туда.
5 июля — и день нашей первой беседы в ООН, и мой первый приезд сюда, это было в 2001 году. Мы почти уже 10 лет работаем вместе. И конечно, впереди будет ещё очень много, что нужно сделать. Думаю, что мы всё-таки хорошо воспользовались прошедшими годами. И мы открываем для себя новые возможности, новые сферы. Конечно, этому большой толчок дали визит Президента год назад и твой визит в апреле. И Игорь (И.И.Сечин), который работает просто неустанно, и мои ребята тоже…
Вопрос военного сотрудничества, с чего мы начали… Нас так критиковали, атаковали всё время за это сотрудничество, но это сотрудничество продвигается очень хорошо. Я недавно посетил как раз нашу эскадрилью ВВС, летающую по всей стране на самолетах «Сухой». Мы назвали ее «Симон Боливар». Я, конечно, абсолютно уверен в том, что это лучший боевой самолёт. Я уже вижу, как наши ребята становятся зрелыми пилотами и формируется новое поколение. Сейчас мне мой посол, генерал Гарсия, говорил — он, кстати говоря, офицер танковых войск, — что ездил здесь по танковым заводам. Он сам водил танк, наши офицеры приезжали сюда, мы даже женщин сюда прислали, женщин из танковых войск. Мне кажется, у вас женщины не служат в танковых войсках?
В.В.Путин: У нас хорошие женщины!
У.Чавес: Конечно! Мне посол говорит, что они потрясающие, эти танки!
В.В.Путин: Я думал — женщины…
У.Чавес: Тоже!
В.В.Путин: Танки чего? Они и есть танки! Женщины…
У.Чавес: Ребята, которые сюда приехали, очень быстро освоились и уехали отсюда уже подготовленными. Они продолжают ездить. Мы будем ускорять это сотрудничество. А уж автоматы Калашникова… Мы теперь действительно имеем вооружённые силы. Сейчас продвигается строительство завода стрелкового оружия, завода по производству боеприпасов. Большое спасибо за всё!
А теперь что касается жилья. Это, кстати, была твоя идея! Это ты мне сказал в Каракасе: я тебе пошлю сюда команду, и через несколько недель они уже были там. Всего неделю назад мы как раз объезжали этот участок, где мы будем начинать строительство 10 тыс. квартир. И российская команда сказала нам, что необходимо построить фабрику строительных материалов.
Что касается нефтяной сферы, тут уже говорить нечего, все соглашения выполняются. Да и это тоже твоя идея — российско-венесуэльский банк. Потому что Президент Медведев продолжил всё, что ты начал. С той же твёрдостью. И мы сегодня подписали ещё очень важный документ — очень важный для нас, чтобы продолжить строительство новой экономической модели, чтобы поднять сельскохозяйственное производство: привозить сюда бананы, кофе, какао, цветы — то, о чём мы говорили много лет назад.
И также вопрос развития ядерной энергетики в мирных целях.
Спасибо, Владимир! Я знаю, что у тебя было много работы сегодня целый день. Но мы обязательно должны встречаться и разговаривать.
Мы сегодня заложили первый камень памятника Симону Боливару. И я договорился, что весной приеду открывать его. Но мы ещё в Санкт-Петербурге хотим памятник поставить Миранде.
Дела идут очень хорошо, и мы сейчас обязаны ускорить этот процесс.
В.В.Путин: Как тебе понравилась наша машина «Лада»? Ты сегодня на ней ездил, по-моему?
У.Чавес: Я 20 лет назад уже водил такую машину. Очень быстро сегодня поехал. Безопасность, конечно, не хотела, чтобы я эту машину вёл. А я сказал: «Я не выйду из этой машины. Я хочу попробовать сам». И мы подписали соглашение. Великолепная машина. Я знаю, конечно, они более современные. Со мной ехал, по-моему, менеджер с этого завода. Я его спросил: «Сколько стоит эта машина?» — «7 тысяч долларов». Вот отсюда туда нам её поставят за 7 тыс. долларов. Я хочу вам сказать, что там подобная машина, каких-то других транснациональных корпораций, будет стоить 20 и 30 тыс. долларов! Это жуткая спекуляция! Капиталисты!
В.В.Путин: Этот человек, который тебя сегодня возил на машине, явно не относится к торговому сословию. Он просто инженер, он ничего не понимает в торговле.
У.Чавес: Но у него есть какие-то данные, распечатки по ценам. Мы так поставим завод. И не только для Венесуэлы. Карибский бассейн, Центральная Америка, МЕРКОСУР, Бразилия… Горизонты перед нами открываются необъятные.
Что касается добычи нефти, мы сегодня договорились начать осваивать новый участок Карабобо-2 начать в бассейне Ориноко. «Газпром» начнет осваивать новый участок. На первом ему не повезло. Испанцам повезло, королю испанскому, твоему другу, повезло, рядом с «Газпромом», недалеко совсем.
В.В.Путин: Испанский король — наш большой друг и мой личный. Мне будет приятно, если мы будем работать рядом с испанцами.
У.Чавес: Я Рафаэлю (Рафаэль Дарио Рамирес — министр энергетики и нефти Венесуэлы) сказал, чтобы он об этом поговорил с испанцами.