О создании единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана: «У каждой из сторон есть своя позиция по этим важнейшим вопросам, и наша задача — свести их к общему знаменателю»

СМИ о Путине // 15.10.2010 16:32

«Главное – у нас общее понимание огромных возможностей единого экономического пространства, общая заинтересованность в конечном успехе этого проекта».


Выступление В.В.Путина:

Уважаемый Карим Кажимканович (К.К.Масимов — Премьер-министр Республики Казахстан), уважаемый
Сергей Сергеевич (С.С.Сидорский — Премьер-министр
Республики Беларусь
), дорогие коллеги, друзья! Я очень рад приветствовать
всех вас в Москве. Сегодня нам предстоит обсудить вопросы строительства единого
экономического пространства. ЕЭП — это масштабный и крайне важный для всех нас
проект, призванный повысить устойчивость и интенсифицировать интеграционные
процессы, повысить инвестиционную привлекательность наших экономик,
способствовать их модернизации и опережающему развитию.

Запуск Таможенного союза уже принёс ощутимые выгоды
конкретным предприятиям и целым отраслям экономики, ускорил процессы посткризисного
восстановления. И мне приятно, что мы собрались именно в этом зале, потому что
именно здесь мы принимали соответствующие решения по началу формирования Таможенного
союза.

Следующая цель, отвечающая логике интеграции, — это создание единого экономического пространства со свободным движением товаров, услуг,
капиталов, рабочей силы, с согласованной валютной и макроэкономической
политикой.

В соответствии с существующими договорённостями до 1 января
2011 года мы должны завершить подготовку соответствующих, формирующих правовую
базу экономического пространства договоров. Наши вице-премьеры, министры,
эксперты (а мы вчера очень активно и допоздна обсуждали все нюансы текущего
процесса) активно работали над этими соглашениями. Напомню, что всего на столе переговоров
— 17 важнейших документов, 8 из них в принципе готовы, остались лишь небольшие
штрихи. Если даже назвать их, то станет понятно, о каком уровне интеграции идёт
речь. Это — о единых принципах и правилах технического регулирования, о
сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих
стран, о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей.

В высокой степени готовности находится 5 соглашений: о
согласованной макроэкономической политике, о единых принципах и правилах
конкуренции, о государственных закупках, о единых правилах государственной
поддержки сельского хозяйства, о единых правилах предоставления промышленных
субсидий. И мы с вами прекрасно понимаем, что это  — основа основ экономической деятельности
любого государства.

Идёт работа по согласованию и доработке остальных проектов.
Сегодня нам предстоит детально обсудить ряд ключевых документов. Речь идёт о
принципах работы в таких значимых сферах, как железнодорожный транспорт,
электроэнергетика, нефтегазовая отрасль. Я не буду перечислять все эти вопросы,
но каждый из них является ключевым, важнейшим для жизнедеятельности экономик
наших стран. Понятно, что у каждой из сторон есть своя точка зрения, своя
позиция по этим важнейшим вопросам, и наша задача — свести их к общему
знаменателю. Уверен, что мы найдём взаимоприемлемые развязки, если будем
опираться на уже накопленный опыт доверительного, плодотворного сотрудничества,
действовать в духе истинного партнёрства и конструктивного диалога. Главное — у
нас общее понимание огромных возможностей единого экономического пространства,
общая заинтересованность в конечном успехе этого проекта. Какими базовыми
принципами мы будем руководствоваться — вот это как раз и находится в тех
документах, о которых я упомянул.

Что бы ещё хотелось сказать? Единое экономическое
пространство должно обеспечить нашим предприятиям единые правила работы, дать
большую свободу выбора и огромное пространство для приложения своих сил. Вне
зависимости от места регистрации бизнес в любой из наших стран должен
чувствовать себя как дома.

Второе. Считаю, что надо двигаться к унификации
национального законодательства. Причём, формируя общее правовое пространство,
мы должны ориентироваться на лучшие, самые успешные мировые примеры, образцы и
практики.

И третье — это дальнейшее расширение полномочий комиссии
Таможенного союза с учётом того опыта, который мы сейчас активно нарабатываем в
сфере таможенно-тарифного регулирования.

Есть ещё один вопрос, который мы должны будем пообсуждать.
Вопрос касается наших партнёров по СНГ, по ЕврАзЭС. Некоторые из них, как вы
знаете, давно, с первых шагов обсуждения создания Таможенного союза, а затем и единого
экономического пространства, проявляют прямой интерес к совместной работе в
рамках этих интеграционных объединений. Мы обсуждали эти вопросы и с
Таджикистаном, и с Кыргызстаном. И сейчас, когда отброшена политическая шелуха
в наших отношениях с Украиной, мы видим интерес и украинских партнёров в том,
чтобы извлечь максимальные выгоды в сфере экономики, прежде всего от участия в
различных интеграционных объединениях. Мы готовы будем обсудить эти процессы и
участие в этих процессах любых наших партнёров на постсоветском пространстве.

На мой взгляд, в конечном итоге это пойдёт только на пользу
развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Хотя мы уже об
этом сказали — сказали открыто, процесс согласования позиций является очень
сложным и очень тонким. И те, кто будет присоединяться позднее, конечно, должны
будут исходить из тех договорённостей, которых нам в такой сложной, тяжёлой, я
бы сказал, работе удаётся достичь.