В.В.Путин заявил, что Правительство будет и дальше снижать административные барьеры для улучшения бизнес-климата в России, но и бизнесу нужно постоянно соблюдать стандарты предпринимательской деятельности, осознавая свою социальную ответственность

СМИ о Путине // 12.10.2010 15:30

«Бизнесу нужно сохранять и постоянно улучшать стандарты предпринимательской деятельности, социальную ответственность. Только в этом случае Правительство сможет и дальше проводить линию на снижение бюрократических барьеров, в том числе и в налоговой сфере».

Как заявил В.В.Путин в своём вступительном слове, Правительство будет и дальше снижать административные барьеры при условии ухода бизнеса от серых схем и уплаты налогов. В то же время Премьер призвал бизнес вносить свои предложения по совершенствованию созданной Правительством системы стимулов и преференций. «Мы будем благодарны за любые предложения по её совершенствованию», – сказал В.В.Путин. Он предложил также обсудить возможность дополнительного стимулирования регионов, улучшающих инвестиционный климат. По мнению главы Правительства, необходимо в комплексе посмотреть на проблему предпринимательского климата в России, обеспечить нормальную работу по всей цепочке – от федерального закона до правоприменения на уровне конкретных регионов и муниципалитетов.

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я очень рад приветствовать вас – всех участников заседания генерального совета «Деловой России»!

Ваша организация объединяет предприятия и компании, которые играют важную, а порой и ключевую роль в различных секторах российской экономики. Это машиностроение, энергетика, компьютерные технологии, связь, агропром, глубокая переработка древесины, туризм, индустрия массового спорта – всё есть.

Успех в этих отраслях напрямую зависит от умения гибко действовать на рынке, готовности внедрять инновации, новые услуги, постоянно держать планку конкурентоспособности, и потому с вашей деятельностью мы связываем перспективы качественного развития национальной экономики.

Правительство видит в организации «Деловая Россия» надёжного, конструктивного партнёра, нацеленного на диалог, постановку и решение конкретных проблем.

Напомню, что два-три года назад практически на каждой нашей встрече, в каждом разговоре звучала тема – она начиналась с этого и этим заканчивалась. Речь шла об избыточных административных барьерах, об избыточном административном давлении на бизнес, о бесконечных проверках со стороны контролирующих инстанций.

Мы совместно с вами стали разрабатывать, а затем и приняли закон о защите прав юридических лиц. Подключили к этому и правоохранительные органы, и прокуратуру, в частности к надзору за законностью и обоснованностью контрольных мероприятий. И проблема навязчивых, бессмысленных подчас проверок была практически снята с повестки дня или, я надеюсь, в значительной степени минимизирована.

Теперь у нас с вами новые задачи. По сути, необходимо в комплексе посмотреть на проблему предпринимательского климата в России, обеспечить нормальную работу по всей цепочке – от федерального закона до правоприменения на уровне конкретных регионов и муниципалитетов.

Именно поэтому было принято решение наделить «Деловую Россию» и ваших коллег из организации малого бизнеса «Опора России» специальными полномочиями по мониторингу состояния делового климата в стране, поручить вам выявлять факты нарушения прав предпринимателей и разрабатывать предложения по устранению таких нарушений.

Вы знаете, что заместитель Председателя Правительства Игорь Иванович Шувалов уполномочен рассматривать поступающие предложения и оперативно готовить по ним решения Правительства Российской Федерации.

Надеюсь, что уже в ближайшее время мы получим реальную отдачу от работы этого механизма.

На что хотел бы обратить внимание в сегодняшней нашей беседе. На федеральном уровне мы уже приняли решения по ликвидации части избыточных административных барьеров и сейчас планомерно «дочищаем» законодательство от устаревших и мешающих развитию норм.

Это касается вопросов контроля в строительстве, образовании, здравоохранении, а также ветеринарного, фитосанитарного, эпидемиологического надзоров. Также работаем над улучшением деятельности налоговых служб и таможни. Были созданы специальные институты для поддержки предпринимательства. Речь идёт о программах содействия малому бизнесу, особых экономических зонах, технопарках, венчурных фондах, системе микрокредитования.

Запускаем механизм поддержки экспорта высокотехнологичной продукции. Например, принято решение учредить при Внешэкономбанке специальное Агентство по страхованию экспортных кредитов. Его услуги должны быть доступны не только традиционным крупным экспортёрам, но и средним предприятиям, многие из которых впервые выходят на внешний рынок.

И наконец, активно занимаемся снятием инфраструктурных ограничений для экономического роста. Только за последние месяцы, вы знаете, были приняты решения о введении рассрочки по оплате подключения к электрическим сетям для объектов малой и средней мощности (до 750 кВт), а с 2011 года в плату за присоединение запрещается включать расходы на развитие уже существующей сети. Потребитель должен оплачивать только издержки по строительству так называемой последней мили. Надеюсь, что эта норма позволит существенно снизить реальные издержки бизнеса.

Кроме того, расширены стандарты раскрытия информации в электроэнергетике. Чтобы у сетевых компаний не возникало соблазна манипулировать очередью, данные о заявках на подключение должны теперь публиковаться в сети Интернет. Аналогичную работу мы ведём и по регулированию недискриминационного доступа к газовым и коммунальным сетям. Здесь предлагается утвердить типовые договоры на подключение, а также методику расчёта соответствующих тарифов. Это также, надеюсь, позволит снизить возможности для принятия субъективных решений.

Уважаемые коллеги!

Конечно, созданная Правительством система стимулов и преференций далеко не идеальна – мы это прекрасно понимаем. Мы будем благодарны за любые предложения по её совершенствованию. И вместе с тем очевидно, что сейчас проблема улучшения делового климата постепенно смещается в сторону регионов, потому что именно на уровне администраций субъектов Федерации и местного самоуправления решаются практические вопросы размещения новых предприятий – всё то, что касается выделения земельных участков, строительства подъездных дорог, объектов коммунальной инфраструктуры и так далее.

Кроме того, на местах виднее, какие конкурентные преимущества есть у того или другого региона, какие инвестиции регионы могут реально привлекать. В этой связи необходимо помочь региональным и местным властям наладить эффективную работу с инвесторами.

Вы знаете, я очень позитивно всегда оцениваю деятельность тех губернаторов, тех руководителей регионов Российской Федерации, которые лично занимаются привлечением инвестиций. Естественно, имею в виду те случаи, когда руководители регионов одинаково относятся ко всем и не делят бизнесменов на своих и чужих.

Часто высказывается предложение – в рамках межбюджетных отношений предусмотреть дополнительные стимулы для тех регионов, которые активно и успешно работают над созданием благоприятного инвестиционного климата. И, конечно, такую идею можно обсудить.

Далее. Мы решили вопрос о внедрении электронных аукционов в практику закупок для государственных нужд. Я знаю, что сегодня коллеги намерены высказаться по этой проблеме, по этим вопросам.

Теперь у малого и среднего бизнеса, независимых поставщиков появляется реальный шанс получить заказы, объём которых составляет миллиарды рублей в год. Для справки: за первое полугодие 2010 года на новых электронных площадках было заключено более 20 тыс. контрактов на сумму 67 млрд рублей.

Вместе с тем новые возможности для бизнеса будут реализованы только в том случае, если он сможет предложить конкурентоспособный товар. И это серьезный повод задуматься о дополнительных инвестициях в качество и снижение стоимости продукции для многих наших предпринимателей.

В завершение хотел бы напомнить, что улучшение бизнес-климата – это улица с двусторонним движением. И далеко не всё здесь зависит от государства, хотя очень многое. Разумеется, государство задаёт тон, формулирует правила игры, условия, и тем не менее благоприятную атмосферу для своей деятельности создают и сами предпринимательские круги, само предпринимательское сообщество.

Речь идёт о соблюдении законов и выполнении своих обязательств, о сознательном отказе от всяких серых и темных схем. И не потому, что могут за руку поймать, а потому, что обманывать потребителя, своих работников, не платить налоги – неприлично.

Бизнесу нужно сохранять и постоянно улучшать стандарты предпринимательской деятельности, социальную ответственность. Только в этом случае Правительство сможет и дальше проводить линию на снижение бюрократических барьеров, в том числе и в налоговой сфере.

Если же мы увидим обратные примеры, если, например, ведётся практика выплаты зарплат «всерую» (в конвертах), то будет очень трудно сохранить нынешний, совместно накопленный механизм и опыт. Такой сценарий не отвечает ни интересам Правительства, ни интересам предпринимательского сообщества, не отвечает интересам государства.

Нашу сегодняшнюю встречу я предлагаю построить в сугубо рабочем формате, чтобы мы смогли максимально подробно и конструктивно обсудить проблемы делового климата в стране, все вопросы, волнующие российское бизнес-сообщество.


Давайте начнём
работать. Пожалуйста, Борис Юрьевич.


Б.Ю.Титов: Спасибо
большое, Владимир Владимирович. Первый раз мы встретились в 2001 году. Как раз
в эти дни, 17 октября, состоялась первая Ваша встреча с «Деловой Россией», и
надо сказать, что за это время очень многое изменилось. Социально-экономическая
ситуация в стране сегодня кардинально другая по сравнению с тем, что было в те
годы. Мы кардинально улучшили жизнь нашего населения. У нас развивается и
крепнет экономика. У нас макроэкономическая финансовая стабильность сегодня. За
это время мы и как «Деловая Россия» изменились. Мы тогда поставили перед собой
цель объединить вокруг себя предприятия несырьевого, перерабатывающего сектора.
И надо сказать, что за эти годы мы тоже окрепли, расширились, стали сильнее и, главное
– став одним из ведущих предпринимательских союзов в России, действительно
выполнили (частично по крайней мере) эту задачу объединения вокруг себя именно таких
перерабатывающих предприятий.

Конечно, если мы сильнее, то предстоит ещё многое сделать в нашем
перерабатывающем секторе России. Доля обрабатывающего сектора у нас ещё пока
невелика – 13,7% в экономике, только на кризисе она ещё снизилась на 2%, почти
на 2%. Есть и различия в условиях работы сырьевых и несырьевых предприятий. Только
по рентабельности, например, добыча полезных ископаемых, по цифрам Росстата,
составляет в среднем 31,7%, в то время как в среднем по стране сегодня цифра
11%. Ну а для, например, пищевых продуктов – всего 8,8%, уже не говоря о
строительстве: мы знаем, как кризис повлиял на строительство, – 3,7%.

Вы скажете, что давайте, повышайте свою рентабельность,
модернизируйтесь. Но, к сожалению, это не всегда легко происходит, потому что
пока ещё у нас достаточно высокие ставки кредитов. Сегодня, в общем, никого не
удивишь: для наших предприятий, которые в основном среднего размера, 11-12% для
нас – норма. А если мы говорим о «длинных» кредитах, например проектном
финансировании, то недавно на моём предприятии нам удалось получить 16,8%. Но
это вино, поэтому мы получили субсидирование ставки от Краснодарского края и поэтому
в два раза меньше платим. Это уже большая помощь. Но тем не менее в общем пока
ставки ещё достаточно высокие.

В.В.Путин: Вино
какое – белое, красное?

Б.Ю.Титов:
Шампанское «Абрау-Дюрсо».

В.В.Путин: Не принесли
нам ничего?

Б.Ю.Титов: Честно
говоря, принесли. Но к концу, чтобы пока рабочую атмосферу сохранить.

В.В.Путин: Хорошо!

Б.Ю.Титов: Конечно,
очень важен нефтяной, сырьевой, вообще все остальные сырьевые секторы нашей
экономики – это необходимая основа её. Но, по нашему глубокому убеждению,
только диверсификация даст ту необходимую стабильность и независимость от
отдельных рынков, которые пока у нас ещё есть в нашей экономике. Нам нужна
модернизация, и главное – не только создание инновационной системы страны, что
очень важно, но и технологическое обновление, адаптация тех технологий, которые
уже существуют в мире, перенос их на российскую почву. Это очень важное
направление.

Знаете, даже в Американской академии наук, которая делала
для нас доклад по развитию инновационной системы в России, написали (я просто
приведу одну цитату), что «важно подчеркнуть, что, пытаясь построить
инновационную экономику, недопустимо потерять индустриальную базу, созданную в
России ранее. Без развитой промышленности, работающий как партнёр и заказчик
инновационных компаний, современная экономика немыслима». Поэтому очень важно
именно технологическое обновление.

Кроме того, очень важно развивать перерабатывающий сектор,
диверсифицировать экономику для решения, как ни странно, социальных проблем,
которые сегодня ещё пока есть в нашем обществе. Потому что необходим перенос
той      нагрузки, которая лежит на
государстве, на создание новых, эффективных рабочих мест в частном секторе.
Тогда многие проблемы будут постепенно уходить, и даже развитие этого сектора
приведёт к увеличению налогооблагаемой базы, и тогда мы сможем… Вот мы
приблизительно подсчитали (очень сложно подсчитать точно) – только повышение
производительности труда в существующей экономике на 20%  дало бы нам сегодня возможность закрыть все
проблемы, которые есть в бюджете и в Пенсионном фонде.

Многие говорят, что наш сектор не имеет потенциала роста.
Часто приходится слышать, что у нас перерабатывающий сектор – не самое главное
направление в экономике, что сложно его развивать. На самом деле мы считаем,
что потенциал у нашего развития огромен. Есть фактические доказательства этого.
Например, мы помним, что в 1998 году резко сократились издержки в результате
кризиса и сразу быстро увеличились инвестиции в наш сектор (тогда были не очень
высокие цены на нефть, вернее, совсем невысокие). И мы компенсировали падение
1998 года уже в 1999-м, а в 2000 году показали очень высокие темпы, самые
высокие – 10%. Рост ВВП произошёл за счёт прежде всего перерабатывающего
сектора.

Наверное, мы никогда не будем лидером в производстве товаров
широкого потребления, но считаем, что огромные перспективы у нас есть за счёт
углубления переработки сырья: минеральные удобрения, химия, лесопереработка. У
нас огромные возможности для развития в пищевой промышленности и в сельском
хозяйстве, и даже в машиностроении очень большие возможности, потому что та
форма, которая была выбрана для привлечения иностранных кредитов и развития
производства на территории России, была очень правильная, по-моему. Многие
критикуют, потому что мы идём от отвёрточной сборки, мы углубляем переработку
здесь. И особенно важно, что очень правильно работает система локализации,
которая даёт развиваться и нашим предприятиям, которые вокруг этих крупных,
например автомобильных, производств у нас сегодня растут. Поэтому
машиностроение тоже очень важная и перспективная отрасль для нашего развития.

Ещё одна отрасль – строительство жилья. Мы вообще считаем,
что это главный локомотив роста экономики. Если мы сегодня создадим здесь очень
хорошие условия для роста… У этой отрасли очень высокий мультипликативный
эффект. Мы, кстати, подсчитали: он второй после туризма – в строительстве жилья.
Он может потянуть за собой развитие всех других, смежных отраслей и всей
экономики в целом. Но для этого нужно, как Вы совершенно справедливо сказали,
совершенствование инвестиционного, делового климата у нас в стране.

Мы как «Деловая Россия» в течение этого времени каждый год,
почти каждый год, готовили по докладу – это уже шестой наш доклад. В этом году
мы его посвятили именно развитию делового климата в стране. Здесь важен и
деловой климат на общегосударственном, федеральном уровне. Мы говорим о том,
что нужно, конечно, совершенствование и нашей налоговой системы. Предлагаем так
называемый налоговый манёвр: поднять одни налоги, но уменьшить другие налоги,
которые в основном работают в сфере производства, и поднять на уровне процесса
потребления.

Конечно, и по ставкам, и по тарифам естественных монополий
много вопросов здесь поднимаем. Но на первое место мы сегодня ставим вопросы,
как Вы совершенно точно сказали, именно делового климата в регионах. Потому что
сегодня там, где идёт непосредственное соприкосновение инвестора с властью, –
это как раз на региональном в основном уровне, по крайней мере в нашем секторе
экономики, – рождается тот климат, который будет или способствовать развитию
экономики, или будет у нас недостаточно благоприятным.

В этом докладе мы отразили вот эти направления – здесь много
тем. По многим из них мы хотели сегодня ещё поговорить. Я хотел бы, если это
возможно, передать этот доклад. Мы там составили наши предложения, проект
решений, которые могли бы быть в результате нашей сегодняшней встречи. Хотелось
бы, чтобы на первом месте стояло одно сегодняшнее решение, чтобы Вы поручили
Правительству ознакомиться с ним и, если возможно, дать свои комментарии,
потому что нам бы очень хотелось иметь обратную связь. У нас она есть, но
именно по этому докладу иметь обратную связь. Если можно, я его передам Вам.

В.В.Путин:
Конечно. Спасибо большое. Мы обязательно посмотрим, почитаем. Но, Борис
Юрьевич, Вы же в курсе, Вы, я так понимаю, в постоянном контакте с нашими
коллегами из экономического блока. Я уверен, что большинство из положений,
которые здесь сформулированы, уже хорошо известны. Но тем не менее мы в
обобщённом виде обязательно всё это ещё посмотрим. Спасибо большое.